Михаил Зощенко. «Самое главное».
план-конспект урока по чтению (4 класс) на тему

Плешкова Екатерина Евгеньевна

Анализ художественного произведения М. Зощенко «Самое главное».

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon samoe_glavnoe_m._zoshchenko_urok.doc855.5 КБ

Предварительный просмотр:

План – конспект открытого урока по чтению на тему:
«Самое главное»  М. Зощенко
Провела: Плешкова Е. Е., учитель 1 квалификационной категории, ГБОУ СОШ №567

Тема: Михаил Зощенко. «Самое главное».

Цель урока: анализ художественного произведения М. Зощенко «Самое главное».

Задачи урока.

1.Предметные: учиться давать характеристику героя, анализировать текст, учиться выразительному чтению и чтению по ролям; учиться определять тему и главную мысль рассказа;

2. Метапредметные:

  • Познавательные: уметь проводить исследование прочитанного текста, выбирать нужную информацию из текста
  • Регулятивные; учиться ставить совместно с учителем учебную задачу на основе усвоенного и нового материала; формировать навыки сомо – взаимоконтроля;  
  • Коммуникативные: умение интегрироваться в малую группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие; учиться владеть монологической и диалогической формами речи; отстаивать сою точку зрения, аргументировать её;

Личностные: формирование способности оценивать содержание художественного рассказа, поступков литературных персонажей на основе личностных ценностей;

Оборудование: портрет М. Зощенко, выставка его книг; Толковый словарь; раздаточные листы на парту; карточка с заданиями; интерактивная доска;

1.Организация детей на урок. 
- У нас гости, поздоровайтесь. Проверяем готовность к уроку: учебник, дневник, пенал, раздаточные листы.
- Какое д/з вы готовили к уроку? (Должны были прочитать рассказ Зощенко «Самое главное) Начнем с проверки домашнего задания.

- Соотнесите иллюстрацию с пунктом плана в соответствии с сюжетом рассказа. (работа в парах) (Прил.1)

- Проверяем ваши результаты с доской.

- Дайте оценку своей работе, опираясь на критерии оценивания. (Критерии на доске)

2.Сообщение темы урока. Постановка цели

Продолжая работать над этим произведением, какие задачи на сегодня должны (можем) поставить?

- будем анализировать

-выделять главную мысль

- определять тему

3. Работа с текстом.

Открываем учебник на стр. 122. Свои ответы подтверждаем цитатами из текста.

- Каким был мальчик Андрюша?

- От чего грустила мама Андрюши?

- А что сказал Андрюша мальчишкам во дворе? Что произошло дальше?

- Дайте оценку поступкам мальчиков. Была ли у вас такая ситуация? Может ли такое произойти и с нами? Как этого избежать?

- Зачем Андрюша незаметно взял палку? Какие слова заставили его это сделать?

- Что сказал мальчик собаке? Не силу ли хотел показать?

- Как Андрюша плыл в лодке? (не хватало знаний и умений грести)

- Как относится автор к своему герою? Как он его называет? (Андрюша)

- Как вы относитесь к Андрюше? Что бы вы ему посоветовали?

- Какова идея произведения? (автор показал важность знаний)

- А понял ли Андрюша, что самое главное, чтобы быть сильным и храбрым? (я буду всему учиться)

- Как вы справились с заданием, оцените свою работу в  карточке с критериями оценивания.

- Какими словами можно выразить главную мысль произведения?

- Что хотел показать, донести нам автор своим рассказом?

Выполняем задание. Пара выбирает тот уровень, который можете выполнить. (прил.2)

Уровень 1

  • Какие пословицы наиболее полно отражают главную мысль нашего рассказа. Подчеркни.

Знание – сила.

Без труда нет добра.

Где дружба прочна, там хорошо идут дела.

Ученье — свет, а неученье — тьма.

Учение — путь к умению.

В семье согласно, так идет дело прекрасно.

Уровень 2

  • Вместо пропущенных слов подставьте нужные слова.

Надо многое  …......... (знать).  А для того, чтобы много знать, надо ……….(учиться).  Кто учится, тот бывает ………..(умным) .  А кто ………(умный) , тот должен быть храбрым.  А храбрых и умных все ………..(любят)  и …………(уважают).

- Кто, какой уровень задания  выбрал. Проверяем. (Учащиеся зачитывают свои ответы,  верно выбранные пословицы выносятся на доску.)

- Давайте сделаем вывод – тот, кто учится, значит - много знает и  может применить свои знания в разных жизненных ситуациях.

- Оцените свою работу в паре.

Вернемся к пословицам. Объясните одну из пословиц, доказывая своим опытом, что с вами случилось и, как знания вам помогли.

4.Физкультминутка. Стоя.
По дорожке, по дорожке
Скачем мы на правой ножке (подскоки на правой ноге).
По дорожке, по дорожке 
Скачем мы на левой ножке (подскоки на левой ножке).
По тропинке побежим,
До лужайки добежим (бег на месте)
На лужайке, на лужайке
Мы попрыгаем как зайки (прыжки на месте на обеих ногах)
Стоп. Немного отдохнём
И домой пешком пойдём (ходьба на месте)

5. - Найдите в тексте момент, когда Андрюша вышел во двор к мальчишкам, и прочтите отрывок по ролям.

Творческая работа

- Составьте синквейн: с ключевым словом “Андрюша”.

Опорная схема для составления синквейна

1 строка – одно существительное, выражающее главную тему синквейна.

2 строка – два прилагательных, выражающих главную мысль.

3 строка – три глагола, описывающие действия в рамках темы.

4 строка – фраза, несущая определенный смысл.

5 строка – заключение в форме существительного (ассоциация с первым словом).

- Проверяем. Оцениваем в карте самооценки.

6. Игра «ИДЕАЛ» (работа в группах).

Давайте прямо сейчас сделаем доброе дело: поможем Андрюше Рыженькому исправить ситуацию.

Вспомним, в чем заключалась причина неудач Андрюши?

Интересно, в чем проблема? (Как поступить герою, чтобы стать храбрым, сильным и умным.)

Давайте найдем как можно больше способов решения проблемы!

Есть ли какое-либо хорошее решение?

А теперь сделаем выбор!

Любопытно, как осуществить это на практике?

Вывод: Какой жизненный опыт мы приобретаем в этой игре? Чему учит эта игра? (Учимся находить выход из трудных  и неприятных ситуаций, никого не огорчая и сохраняя мир и согласие).

7. Рефлексия

- Давайте подведём итог урока. Подсчитайте в карте самооценки полученные вами баллы.

8-9 баллов – отметка «5»

6-7 баллов – отметка «4»

4-5 баллов – «3»

8. Домашнее задание

  1. Приготовить пересказ от лица Андрюши.
  2. Нарисовать рисунок к понравившемуся отрывку (по желанию)

Приложение 1

  1. Андрюша всего боялся.

  1. Андрюша и мальчишки.

  1. Андрюша и собака

  1. Андрюша спасает мальчика

  1.  Самое главное

Критерии оценивания анализа текста

(нужное подчеркнуть)

№ задания

ФИО учащихся, работающих в паре

Иванов И.

Сидоров В.

№ 2

3 балла – я выдвигал идеи, у меня не было затруднений;

2 балла – я только слушал высказывания других;

1 балл – я сам не смог справиться;

3 балла – я выдвигал идеи, у меня не было затруднений;

2 балла – я только слушал высказывания других;

1 балл – я сам не смог справиться;

№ 3

3 балла – правильно выполнено задание;

2 балла – допущена 1-2-ошибки;

1 балл – допущено более 2-х ошибок;

3 балла – правильно выполнено задание;

2 балла – допущена 1-2-ошибки;

1 балл – допущено более 2-х ошибок;

№4

синквейн

3 балла – правильно выполнено задание;

2 балла – допущена 1-2-ошибки;

1 балл – допущено более 2-х ошибок;

3 балла – правильно выполнено задание;

2 балла – допущена 1-2-ошибки;

1 балл – допущено более 2-х ошибок;

8-9 баллов – отметка «5»

6-7 баллов – отметка «4»

4-5 баллов – «3»

Приложение 2

Уровень 1

  • Какие пословицы наиболее полно отражают главную мысль нашего рассказа. Подчеркни.

Знание – сила.

Без труда нет добра.

Где дружба прочна, там хорошо идут дела.

Ученье — свет, а неученье — тьма.

Учение — путь к умению.

В семье согласно, так идет дело прекрасно.

Уровень 2

  • Вместо пропущенных слов подставьте нужные слова.

Надо многое  ….........  .  А для того, чтобы много знать, надо ……….  .  Кто учится, тот бывает ………..  .  А кто ……… , тот должен быть храбрым.  А храбрых и умных все ……….. и …………  .

Приложение 2

Уровень 1

  • Какие пословицы наиболее полно отражают главную мысль нашего рассказа. Подчеркни.

Знание – сила.

Без труда нет добра.

Где дружба прочна, там хорошо идут дела.

Ученье — свет, а неученье — тьма.

Учение — путь к умению.

В семье согласно, так идет дело прекрасно.

Уровень 2

  • Вместо пропущенных слов подставьте нужные слова.

Надо многое  ….........  .  А для того, чтобы много знать, надо ……….  .  Кто учится, тот бывает ………..  .  А кто ……… , тот должен быть храбрым.  А храбрых и умных все ……….. и …………  .


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Михаил Зощенко "Великие путешественники"

конспект урока УМК "Школа России"...

Михаил Зощенко "Золотые слова"

Конспкет урока по литературному чтнению в 4 классе (программа "Школа России")...

Кроссворд к произведению Михаила Зощенко «Золотые слова»

Кроссворд (+ ответы).УМК "Школа России"...

Презентация к сказке "Умная белка" Михаил Зощенко

Данная презентация создана к уроку литературного чтения. Цель: повышение интереса к чтению,  понимания содержания прочитанного, позновательного интереса неслышащего ребёнка....

технологическая карта урока по литературному чтению 1 класс ( технология продуктивного чтения по Е.В.бунеевой и О.В.Чиндиловой) тема урока : Михаил Зощенко " Глупая история"

Предмет: Литературное чтение.Класс: 1.Тема урока: Михаил Зощенко « Глупая история»Тип урока: знакомство с новым произведением.Цель: Достижение образовательных результатов посредством технологии продук...

Кроссворд по произведению М,Зощенко"Самое главное"

Кроссворд по произведению М,Зощенко "Самое главное"...