Михаил Зощенко "Золотые слова"
план-конспект урока по чтению (4 класс) по теме

Муравина Юлия Александровна

Конспкет урока по литературному чтнению в 4 классе (программа "Школа России")

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kartochki.docx13.81 КБ
Файл literaturnoe_chtenie.docx29.18 КБ
Файл test.odt6.8 КБ

Предварительный просмотр:

1.        Кто начал рассказывать историю о спасении пожарного?

_____________________________________________________________.

2.        Как дети отреагировали на рассказ?

_____________________________________________________________.

3.        Почему Лёля сидела как на иголках?

_____________________________________________________________.

4.        Как папин начальник рассказывал свою историю?

_____________________________________________________________.

5.        Как пап отреагировал на то, что Лёля перебила его начальника?

_____________________________________________________________.

6.        Как на это отреагировал сам начальник?

_____________________________________________________________.

1.        Кто начал рассказывать историю о спасении пожарного?

_____________________________________________________________.

2.        Как дети отреагировали на рассказ?

_____________________________________________________________.

3.        Почему Лёля сидела как на иголках?

_____________________________________________________________.

4.        Как папин начальник рассказывал свою историю?

_____________________________________________________________.

5.        Как пап отреагировал на то, что Лёля перебила его начальника?

_____________________________________________________________.

6.        Как на это отреагировал сам начальник?

_____________________________________________________________.

1.        Кто начал рассказывать историю о спасении пожарного?

_____________________________________________________________.

2.        Как дети отреагировали на рассказ?

_____________________________________________________________.

3.        Почему Лёля сидела как на иголках?

_____________________________________________________________.

4.        Как папин начальник рассказывал свою историю?

_____________________________________________________________.

5.        Как пап отреагировал на то, что Лёля перебила его начальника?

_____________________________________________________________.

6.        Как на это отреагировал сам начальник?

_____________________________________________________________.



Предварительный просмотр:

Этапы

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Примечания

I.Орг. этап.

Здравствуйте ребята! Меня зовут Юлия Александровна, сегодня я проведу у вас урок литературного чтения. Я очень рада всех вас видеть на нашем уроке. Посмотрите друг другу в глаза, улыбнитесь, передайте частичку своего хорошего настроения другому.

Приветствие учителя.

II.Определение темы урока.

Ребята, посмотрите, пожалуйста, на доску. Что вы видите?

Кто-нибудь из вас знает, что это за человек?

Что вы можете о нём рассказать?

(рассказывает учитель или дети)

Портрет.

Ответы детей.

Ответы детей.

Наглядность.

III.Знакомство с автором.

Проверка первичного восприятия.

Михаил Михайлович Зощенко родился в семье художника, в его семье было восемь детей. Окончил гимназию, поступил на юридический факультет университета. Зощенко-участник двух войн. Кем только не работал Михаил Михайлович: и сапожником, и телефонистом, и агентом, и актером. Но всю жизнь стремился к литературе.

Особенно ему удавались детские характеры. Когда он писал свои юмористические рассказы для детей, то думал не о том, что над поступками непослушных девочек и мальчиков будут смеяться, а просто хотел научить юных читателей быть храбрыми и сильными, добрыми и умными.

В Санкт – Петербурге находится музей М. Зощенко.

Уникальность музея состоит в том, что в кабинете  все вещи подлинные, обстановка в которой  жил  писатель, воссоздана  с детальной точностью.

Какие произведения Михаила Зощенко вы читали?

Писатель создал целые циклы рассказов, адресованные детям: «Умные животные», «Смешные рассказы», «Лёля и Минька», «Рассказы о Минькином детстве», «Рассказы о войне».

М. Зощенко высмеивал недостатки, или как он говорил сам «печальные черты» характеров. В его произведениях многие узнавали себя.

Ответы детей.

Слайд № 1.

Слайд № 2.

Выставка книг (наглядность+

слайд № 3).

IV.Открытие нового знания.

Сегодня мы с вами поближе познакомимся с одним из юмористических рассказов Михаила Зощенко. Рассказ этот называется «Золотые слова».

Как вы думаете, в названии рассказа «Золотые слова» слово «золотые» употреблено в прямом или переносном значении? Почему?

Какие слова могут считаться «золотыми»?

В переносном.

Слово «золотые» употреблено  в переносном значении, потому что слова не сделаны из золота.

Слово «золотые» в переносном смысле может обозначать волшебные, дорогие, ценные, нужные.

Слайд № 4.

V.Речевая разминка.

Ло, ло, ло, на улице тепло;

Ли, ли, ли, в школу мы пришли;

Ок, ок, ок, начался урок;

Ать, ать, ать, будем ты читать;
Ва, ва, ва, «Золотые слова»;

Ко, ко, ко, Михаила Зощенко.

Дети хором читают речевую разминку со слайда.

Слайд № 5.

VI.Работа с учебником.

(Комбинир.

чтение).

Итак, мы отлично подготовились для того, что бы прочитать наше юмористическое произведение!

Откройте свои учебники на странице 144.

Ребята, хочу вам напомнить, о том, что когда вы читаете, вы должны рисовать у себя в голове картину, представив, этих героев, представив, ситуации, в которых оказались эти герои, почувствовать их мысли и переживания. Постарайтесь, и вы увидите, как это интересно.

Конечно же, не забываем про знаки препинания, про восклиц. знаки, вопрос. знаки, голосом выделяйте речь собеседников в диалоге.

-Начинаем.

VII.Словарная работа.

Прельщала – стала заманчивой, приятной.

Угореть – отравиться угаром, потерять соображение.

Сардинка - небольшая морская рыбка

VIII.Анализ художественного произведения.

(Проверка восприятия).

1 часть:

1)Что любил главный герой, когда был маленьким?

2) Как звали девочку?

3)Почему главный герой и Лёля любили такие ужины?

4)Что ещё служило причиной для этого?

5)Как дети вели себя за столом в первый раз?

6) Что случилось потом?

7)Найдите в тексте:

  1. Слова, подтверждающие, что главный герой любил такие ужины.
  2. Первая причина.
  3. Вторая причина.
  4. Что начала делать Лёля, когда осмелела?
  5. Реакция гостей.
  6. Реакция родителей.

2 часть:

  1. Кто начал рассказывать историю о спасении пожарного?
  2. Как дети отреагировали на рассказ?
  3. Почему Лёля сидела как на иголках?
  4. Как папин начальник рассказывал свою историю?
  5. Как пап отреагировал на то, что Лёля перебила его начальника?
  6. Как на это отреагировал сам начальник?

Найдите в тексте:

  1. Рассказ папиного начальника.
  2. Что в это время делала Лёля?
  3. Почему Лёля не могла рассказать свою историю?
  4. Что сказала Лёля, махнув рукой в сторону папиного начальника?
  5. Почему Лёле не удалось закончить свою мысль?
  6. Почему папин начальник покраснел?

3 часть:

  1. Кому принадлежит фраза: «Я не понимаю, зачем вы сажаете детей со взрослыми».

Найдите в тексте:

  1. Как Лёля пыталась загладить происшествие?
  2. Почему Лёля снова не закончила свои воспоминания?
  3. Как отреагировали на это гости и начальник?
  4. Что главный герой сказал Лёле?
  5. Почему?

4 часть:

  1. Как отреагировали гости?
  2. Где сидела бабушка?
  3. Почему Лёля прошептала: «На сердитых воду возят»?
  4. Как отреагировала бабушка?
  5. Кто принял эти слова на свой счёт?
  6. Почему?

Найдите в тексте:

  1. Что начальник сказал родителям?
  2. Что сказала бабушка?
  3. Как начальник отреагировал на фразу Лёли?

5 часть:

  1. Почему начальнику неохота идти в гости?
  2. Почему папа запретил детям ужинать со взрослыми?
  3. Что папа разрешил сделать детям до того, как уйти в комнату?
  4. Сколько времени дети не садились за стол со взрослыми?

Найдите в тексте:

  1. Что сказал папин начальник?
  2. Что ответил папа?
  3. Как главные герои ушли в комнату?

6 часть:

  1. При каком условии отец разрешил детям вновь ужинать со взрослыми?
  2. Почему он разрешил?
  3. Как в этот раз дети вели себя на ужине?
  4. Как дети отнеслись к запрету отца?
  5. Почему?
  6. Что захотел сделать главный герой?
  7. Почему?
  8. Почему он не смог намазать масло на булку?
  9. Почему он решил греть масло над стаканом папиного начальника?
  10. Почему начальник этого не заметил?

7 часть:

  1. Что случилось, когда масло подтаяло?
  2. Кто-нибудь из гостей это заметил?
  3. А кто заметил?
  4. Что начала делать Лёля?
  5. На что стал похож чай после того, как начальник перемешал его ложкой?
  6. Почему Лёля не крикнула: «Не пейте»?

Свои ответы дети подтверждают словами из текста.

IX.Лексическая работа.

Объясните,  как  вы понимаете устойчивые словосочетания.

Тараторила без конца –

Сидела как на иголках –

Желала загладить происшествие -

говорила очень быстро без остановки.

сидеть в крайне волнении, в беспокойстве от ожидания.

исправить положение.

Работа в группах. Дети советуются и дают объяснение

(Словосоч. на

доске)

X. Индивидуальная работа с карточками.

Проверка.

Ребята, я раздала вам карточки с заданиями.

Вопросы читайте очень внимательно и выберите только один правильный ответ.

А сейчас я хочу проверить, насколько правильно вы ответили на вопросы. У того, кто ответил на все вопросы правильно из букв должно получиться слово «молодец».

Обучающиеся отвечают на вопросы.

Раздаточный материал.

XI.Нравственно-этическая беседа

У каждого воспитанного человека в словарном запасе обязательно должны быть такие слова, и  ими нужно пользоваться.

Нельзя быть вежливым в какое-то определенное время. Человек должен быть вежливым всегда. Сейчас мы узнаем, кто больше знает золотых «волшебных слов»?

(Обучающиеся работают в парах. Записывают все «волшебные» слова, которые знают.

Учитель к доске прикрепляет карточки с «волшебными» словами.)

Беседа о «волшебных словах».

Послушайте, что я узнала, когда готовилась к уроку.

-Мы часто забываем, а может, не хотим знать о том, каким спасательным может стать слово милосердия и любви и насколько разрушительным бывает даже неосторожно сказанное плохое, оскорбительное слово. Исследователи выяснили, что люди, которые постоянно  ругаются, обзываются, говорят плохие слова, подвержены болезням. Оскорбительное (плохое)  слово не только обижает того человека, в адрес которого сказано, но причиняет вред тому, кто его произнес.

-Были ли в вашей жизни ситуации, когда вы говорили плохие слова?

-Люди всегда обращали внимание  на значение слова в жизни человека, его влияние на судьбу. Об этом писали поэты. Послушайте стихотворение Солоухина Владимира Алексеевича:

Когда ты хочешь молвить слово,

Мой друг, подумай - не спеши.

Оно бывает то сурово,

То рождено теплом души.

Оно то жаворонком вьется,

То медью траурной поет.

Покуда слово сам не взвесишь,

Не выпускай его в полет.

Им можно радости прибавить,

И радость людям отравить.

Им можно лед зимой расплавить

И камень в крошку раздробить.

Оно одарит иль ограбит.

Пусть ненароком, пусть шутя.

Подумай, как бы им не ранить

Того, кто слушает тебя.

Слово обладает великой силой. Мне бы очень хотелось, чтобы в вашей речи такие слова были в постоянном употреблении. Помните, что, доброе, милосердное слово улучшает настроение, продлевает жизнь.

Ответы детей.

На карточках: Спасибо, извините, пожалуйста,

здравствуйте, до свидания, благодарю, прощу прощения, будьте добры.

Слайд № 7

XII.Подведение итогов.

Итак, с каким же произведением мы сегодня познакомились?

Ребята, а мы выяснили, почему же это произведение получило такое название?

Как вы думаете, почему?

Вы абсолютно правы. Вашим домашним заданием будет дочитать это произведение до конца.

А кто же написал этот юмористический рассказ?

Для чего он писал свои юмористические рассказы?

Какую «волшебную» силу имеет слово?

«Золотые слова»

Нет.

Потому что мы не дочитали его до конца.

Михаил Зощенко.

хотел научить юных читателей быть храбрыми и сильными, добрыми и умными.

Ответы детей.

XIII.Рефлексия.

Посмотрите, пожалуйста, на экран и продолжите любое высказывание.

Ребята, спасибо вам за активное участие на нашем уроке, я очень надеюсь, что мне удастся провести ещё не один урок в вашем классе. Спасибо за внимание.

Слайд № 8



Предварительный просмотр:


1.       Что любили дети, когда были маленькими?

У) Играть со взрослыми,

В) разговаривать со взрослыми,

М) ужинать со взрослыми

  1. Как вели себя дети по началу?

О) Тихо,

К) развязно,

Ю) были неаккуратны,

А) были аккуратны

  1.  Почему гостям сначала нравилось поведение детей?

Л) Замечания детей смешили гостей,

Х) было интересно слушать детей,

И) гости сами не знали о чём говорить

  1. Какую историю рассказывал папин начальник?

Ы) Как спас моряка,

Р)  как спас полицейского,

О)  как спас пожарного,

Т) как спас офицера

  1. Почему Лёля сидела как на иголках?

Д) Хотела рассказать свою историю,

Б) хотела вставить своё замечание,

С) хотела выйти из-за стола,

Э) хотела поговорить с мамой

  1. Как на поведение детей отреагировал папин начальник?

Ч) Затрясся от гнева,

Й) выскочил из-за стола,

Е) покраснел и обратился к родителям,

Г) рассмеялся и попросил не ругать детей

  1. Как на всё отреагировал папа?

Ц) Запретил детям ужинать со взрослыми,

Я) поставил детей в угол,

Ж) лишил их на неделю сладкого


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тест к уроку окружающего мира " Михаил Васильевич Ломоносов" для 4 класса

Данный тест подготовлен к уроку окружающего мира  по теме "Михаил Васильевич Ломоносов" (УМК "Школа России", 4 класс)...

Классный час. Михаил Васильевич Ломоносов - первый русский учёный.

Воспитание гражданина Отечества на основе изучения жизни, деятельности и творческого наследия М.В.Ломоносова. Классный час посвящён 300 летию великого русского учёного....

презентация "Архангел Михаил"

История Архангельска, об Архангеле Михаиле....

Презентация к уроку "Первый русский ученый Михаил Ломоносов"

Презентация к уроку "Первый русский ученый М.Ломоносов"Видеофильм о жизненном пути великого русского ученого....

Кроссворд к произведению Михаила Зощенко «Золотые слова»

Кроссворд (+ ответы).УМК "Школа России"...

Методическая разработка урока по теме «Михаил Зощенко "Золотые слова"»

Михаил Зощенко «Золотые слова»Класс – 3 УМК «Школа России»Тема – Михаил Зощенко «Золотые слова»Цель -  познакомить детей с биографией и творче...

Конспект урока литературного чтения 3 класс на тему Михаил Михайлович Зощенко.«Золотые слова» (УМК"Школа России")

КОНСПЕКТ УРОКА ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮТема: Михаил Михайлович Зощенко.«Золотые слова».Цели деятельности учителя:знакомствос жизнью и творчеством писателя М.М.Зощенко , с произведением &laq...