Методическая разработка урока по теме «Михаил Зощенко "Золотые слова"»
методическая разработка по чтению (3 класс)

Юрченко Кристина Максимовна

Михаил Зощенко «Золотые слова»

Класс – 3 

УМК «Школа России»

Тема – Михаил Зощенко «Золотые слова»

Цель -  познакомить детей с биографией и творчеством М. Зощенко, раскрыть идею и смысл юмористического рассказа «Золотые слова».

Задачи:

  • Познакомить детей с биографией М. Зощенко
  • Формировать умение анализировать текст
  • Развитие навыка выразительного чтения и чтения по ролям
  • Расширить словарный запас школьников
  • Познакомить с понятием «сатира» и «сатирик»
  • Развивать умение анализировать и объяснять устойчивые выражения
  • Формирование умения анализировать иллюстрации и сопоставлять их с эпизодами в тексте
  • Воспитывать ценностное отношение к слову

Оборудование – учебник, презентация, раздаточный материал.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл mihail_zoshchenko_zolotye_slova.docx26.19 КБ

Предварительный просмотр:

Михаил Зощенко «Золотые слова»

Класс – 3 А

УМК «Школа России»

Тема – Михаил Зощенко «Золотые слова»

Цель -  познакомить детей с биографией и творчеством М. Зощенко, раскрыть идею и смысл юмористического рассказа «Золотые слова».

Задачи:

  • Познакомить детей с биографией М. Зощенко
  • Формировать умение анализировать текст
  • Развитие навыка выразительного чтения и чтения по ролям
  • Расширить словарный запас школьников
  • Познакомить с понятием «сатира» и «сатирик»
  • Развивать умение анализировать и объяснять устойчивые выражения
  • Формирование умения анализировать иллюстрации и сопоставлять их с эпизодами в тексте
  • Воспитывать ценностное отношение к слову

Оборудование – учебник, презентация, раздаточный материал.

  1. Организационный момент

Для ребят звенит звонок,

Начинается урок.

Он пойдет сегодня впрок.

Постарайтесь все понять,

Что-то новое узнать.

  1. Знакомство с биографией писателя

-Ребята,  Вам знаком писатель Михаил Михайлович Зощенко? Что вы о нем знаете? Давайте я вам немного напомню.

Михаил Михайлович Зощенко родился в небогатой многодетной дворянской семье в Петербурге в 1894 году. Отец был художником (выложил мозаику на музее Суворова) , а мать играла в любительском театре, писала небольшие рассказы. Всего в семье было 8 детей. Смерть отца в декабре 1907 г. поставила многодетную семью на грань нищеты. В 1913 году Михаил Зощенко сдает выпускные экзамены в гимназии и поступает в Санкт-Петербургский государственный университет на юридический факультет. Уже на следующий год его исключают за невзнос платы. Чтобы заработать на учебу, Зощенко идет работать контролером на железной дороге. Михаил Зощенко участвовал в Первой мировой войне и  был награжден орденами за храбрость и отвагу. В начале 20-х годов Зощенко, чтобы заработать на жизнь перепробовал множество разных профессий. Он был сапожником, столяром, плотником, актером, инструктором по кролиководству и куроводству, служил в милиции, был секретарем суда, служил в уголовном розыске.. Когда он писал свои юмористические рассказы для детей, то думал не о том, что над поступками непослушных девочек и мальчиков будут смеяться, а просто хотел научить юных читателей быть храбрыми и сильными, добрыми и умными.

- В Санкт – Петербурге находится музей М.Зощенко. Уникальность музея состоит в том, что в кабинете  все вещи подлинные, обстановка в которой  жил  писатель, воссоздана  с детальной точностью.

- Как вы понимаете  слова «Писал юмористические рассказы»? Что такое «юмористические рассказы?

- М. Зощенко был писателем – сатириком. Кто-нибудь знает, что такое «сатира»? А кого можно назвать «сатирик»?

Сати́ра  — резкое проявление комического в искусстве, представляющее собой поэтическое унизительное обличение явлений при помощи различных комических средств.

Сатирик  — писатель, осмеивающий современные пороки и слабости.

Чем отличается юмористический рассказ от сатирического? Юмор от сатиры? (юмор – по-доброму смешно, сатира- по-злому смешно)

- Так в чем отличие произведений М.М.Зощенко? (учащиеся высказывают ответы)

- Михаил Зощенко умел подмечать в нашей жизни комическое. Он высмеивал недостатки, или как он говорил сам «печальные черты» характеров. В его произведениях многие узнавали себя. Не каждый человек достойно может пережить такую «встречу с самим собой» в рассказе, над которым смеются тысячи читателей.

  1. Постановка темы и цели урока

- Сегодня мы с вами познакомимся с рассказом Михаила Зощенко «Золотые слова». Откройте учебники

-Ребята, как вы думаете, в названии рассказа «Золотые слова» слово «золотые» употреблено в прямом или переносном значении? Почему? (Слово «золотые» употреблено  в переносном значении, потому что слова не сделаны из золота)

- Какие слова могут считаться «золотыми»? Слово «золотые» в переносном смысле может обозначать волшебные, дорогие, ценные, нужные.

- У каждого воспитанного человека в словарном запасе обязательно должны быть такие слова, и  ими нужно пользоваться. Нельзя быть вежливым в какое-то определенное время. Человек должен быть вежливым всегда. Сейчас мы узнаем, кто больше знает золотых «волшебных слов»?

/Обучающиеся работают в парах. Записывают все «волшебные» слова, которые знают.

Зачитывают те пары,  кто больше вспомнил таких слов./

- Слово обладает великой силой. Мне бы очень хотелось, чтобы в вашей речи такие слова были в постоянном употреблении. Помните, что, доброе, милосердное слово улучшает настроение, продлевает жизнь

  1. Работа над рассказом «Золотые слова»
  • Словарная работа

Прельщала стала заманчивой, приятной.

Угореть  отравиться угаром, потерять сознание.

Угоревший – отравился угарным газом.

Сардинка - небольшая морская рыбка

Обмереть от страха - оцепенеть от сильного внезапного чувства, испуга. (корень мер)

Бурда - всякая мутная, неприятная на вкус жидкость

Абсурд - нечто нелогичное, нелепое, глупое, из ряда вон выходящее, противоречащее здравому смыслу.

Развязно излишне свободно и непринуждённо  в обращении с другими.

Раскаяться –сознавать, что поступил дурно, неправильно, ошибочно, начать  испытывать сожаление об этом.

Переполох – смятение, паника

Дёготь - жидкий продукт сухой перегонки древесины, а также твёрдого топлива — каменных и бурых углей, сланцев, торфа. (дегтярное мыло)

Шикать - произносить "ш-ш", "ши", призывая к тишине, молчанию.

  • Первичное восприятие произведения с анализом

Чтение рассказа учителем. (Прием «Чтение с остановками»). Текст разбит на смысловые части, каждая остановка предполагает дальнейшее размышление, прогнозирование.

1 остановка. (1 часть заканчивается предложением: «…И с тех пор мы два месяца не садились вместе со взрослыми».)

-От чего имени ведётся рассказ?

- Почему дети любили ужинать со взрослыми? (свои ответы можно подтверждать словами из текста). А вы любите ужинать со взрослыми? Почему?

- Как вы думаете, почему папин начальник злился весь ужин на детей? Что он делал? (хвастался, вел себя как ребенок, хотел быть в центре внимания)

- Как наказал отец Миньку и Лёлю? Для чего?

- Как вы себя ведете сидя за столом со взрослыми?

- Как вы думаете, какое продолжение нас ждет в этом рассказе?

Продолжение чтения

2 остановка. (2 часть заканчивается предложением: «… А некоторые с серьёзным и озабоченным видом стали рассматривать свои стаканы».)

-Какое условие поставил отец, разрешив детям снова сидеть за столом со взрослыми? Дети выполнили это условие?

-Как изменилось поведение Лёли и Миньки? Почему это произошло?

-Как вы думаете, чем закончится рассказ?

Чтение до конца.

-Почему папа назвал их поведение глупым?

  1. Физкультминутка
  2. Продолжение работы над произведением

  • Анализ рассказа

- Можно ли этот рассказ назвать юмористическим? Почему?

- Расскажите как,  нужно себя вести за столом во время еды. Существуют определенные правила для детей и взрослых.

- Найдите эпизод, в котором описывается ситуация, когда Лелька перебивала начальника, который рассказывал историю с ним случившуюся. Прочитайте по ролям.

- Какой эпизод заставил вас улыбнуться? Прочитайте.

- Какие слова автор запомнил на всю жизнь? Прочитайте их.

- Чему нас учит этот рассказ?

  • Работа над иллюстрациями

-Какой эпизод изображен на иллюстрации? Как представлены герои? Прочитайте этот эпизод.

  • Лексическая работа.

-Объясните,  как  вы понимаете устойчивые словосочетания. /Работа в группах. Дети советуются и дают объяснение./

Тараторила без конца – говорила очень быстро без остановки.

Сидела как на иголках – сидеть в крайне волнении, в беспокойстве от ожидания.

Желала загладить происшествие - исправить положение

Не давать пикнуть – не давать сказать слова

Принять на свой счет

Пища на ум не идет – мыслей нет

Есть за четверых – есть очень много

  1. Итог урока

С каким писателем мы познакомились? В чем особенность его творчества? Какие новые слова узнали? Вам понравился рассказ?

  1. Рефлексия

                                                           ТЕСТ

1.        Что интересовало Лёлю и Миньку, когда они ужинали со взрослыми?

Т) вкусная еда,        Я) интересные рассказы,        В) кто как ест?

2. Как Леля вела себя за столом:

З) сидела тихо,        М) тараторила без умолку,   О) хвалила еду?

3. Начальник рассказывал историю:

О) о пожарном,        Б) о враче,                             Ю) о свадьбе?

4. Лёлю и Миньку наказали на:

А) неделю,                Ж) месяц,                               Л) два месяца?

5. Неприятная история произошла из – за:

О) булки с маслом,   И) бутерброда с колбасой,  Ф) жареной курицы?

6. Масло упало:

Х) на стол,  Ш) в тарелку папиного начальника, Д) в стакан с чаем?

7. В чём было главное «преступление» детей:

Е) промолчали, Э) нарочно кинули масло в стакан,  У) убежали из комнаты?

8. Золотыми словами были те, что учили:

Ф) всегда слушаться взрослых,

Ц) всё делать с учётом изменившейся ситуации,

М) никогда не вмешиваться в разговоры старших?

Взаимопроверка

- Кто правильно выполнил тест, у того должны  были получиться слова

Я МОЛОДЕЦ


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока по теме" Парная согласная в корне слова"

В работе представлен материал по теме "Парная согласная" (закрепление) для учащихся 3 класса....

Методическая разработка урока на тему: "Слова, отвечающие на вопросы: какой? какая? какое? какие?"

Методическая разработка урока русского языка по теме "Слова, отвечающие на вопрос какой? какая? какое7 какие?...

Методическая разработка урока на тему «Учимся писать буквы безударных гласных в корне слова»

Цели урока:           Личностные:  проявлять  устойчивое стремление к процессу общения, заинтересованность  в получении совета с целью...

Методическая разработка урока по теме "Суффикс как часть слова"

Урок усвоения новых  знаний,  образовательная программа «Школа 2100»...

Методическая разработка воспитательного мероприятия Тема Мама главное слово

Методическая разработка воспитательного мероприятия Тема Мама главное слово...

Методическая разработка урока "Безударный гласный в корне слова" 1 класс

В разработке приведены дифференцированные задания....

Методическая разработка урока по теме «Начальная форма слов-названий признаков»

Цели: показать, что слова-названия признаков изменяются по родам; объяснить, как определить начальную форму слов-признаков; учить сравнивать разные формы одного и того же слова; формировать умение опр...