Методическая разработка урока по теме" Парная согласная в корне слова"
методическая разработка по русскому языку (3 класс) на тему

В работе представлен материал по теме "Парная согласная" (закрепление) для учащихся 3 класса.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon parnaya_sogl_v_korne_slova.doc50.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока : Правописание парных согласных в корне слова(закрепление).

Цель урока: формировать умение проверять слова с парными согласными в корне.

Задачи урока:

  1. Образовательные:
  1. упражнять в написании слов с парными согласными в корне;
  1. совершенствовать умение разбирать слова по составу.
  1. Развивающие:    
  1. развивать орфографическую и пунктуационную зоркость; устную и письменную речь учащихся;
  2. развивать познавательную активность;
  3. развивать коммуникативные умения.
  1. Воспитательные:
  1. прививать любовь к русскому языку;
  1. воспитывать любознательность, пытливость и заинтересованность в процессе учения.

Ход урока.

1.Организация класса.

Чтоб сегодня наш урок

Всем пошёл ребятам впрок

Постарайтесь всё понять,

Слушать, думать и вникать!

Проверка правильной посадки учащихся(таблица).

2. Сообщение темы и цели урока.

- Откройте тетради. Запишите число.

Двадцать пятое ноября.

Классная работа.

- Подберите однокоренные слова к слову «классная».

-Выделите корень.

-Назовите парные согласные звуки в этом корне.

-Охарактеризуйте эти звуки по звонкости – глухости.

-Попытайтесь сформулировать тему урока.( Парные согласные в корне слова.)

-Итак, сегодня на уроке закрепим умение проверять парные согласные в корне.

- Как проверять слова с парными согласными в корне?

3. Чистописание.

- Мы вспомнили не все парные согласные русского языка.

-Расшифруйте слова:   ( конкпа- кнопка)

        (жолка- ложка)        (тарква- травка)

-Назовите парную согласную, требующую проверки. Подберите проверочное слово.

-Вспомним, как правильно пишутся буквы, которые обозначают названные нами парные согласные звуки в этих словах.

-Запись в тетрадях:          Пп  Бб  Жж  Шш  Вв Фф

4. Словарная работа.

 

Помни:        Парные согласные – самые опасные!

        В корне ты их проверяй-

        Рядом гласный подставляй!

- Показываю картинку, назовите слово, запишите. Подберите однокоренное слово, чтобы  в нём появилась парная согласная, которую нужно проверять.

Запись в тетрадях:    берёза- берёзка

        дорога-дорожка

        лопата-лопатка

        тетради- тетрадка

-При выполнении уточняется словообразовательный аспект данных слов( учащиеся  пользуются энциклопедией начальной школы).

  1. Название получило по цвету коры. У древних славян существовало слово бер-«светлый, ясный». Именно от Бер образовалась сначала берза, а потом берёза.
  2. Некогда слово дорога значило «овраг», «углубление в почве»; такое значение сохранилось за  ним  и  поныне в других славянских языках.
  3. Образовано от древнего слова «лоп», что означает «широкий лист».
  4. Слово «тетрадь» произошло от греческого «тетро», что значит «сложенный вчетверо».

5. Повторение пройденного. Работа по теме урока.

1. Узнать слова по описанию:

Ученик: избушка, где  живёт сторож.

 

На доске: ст  ро  ка

-А знаете ли вы, что есть река Сторожка?(картинка)

Учитель: отправляясь в путь, помещать в транспортное средство свой груз, багаж. Это существительное.

На доске: погру  ка

Задание: соотнеси слово с верной схемой:    сторожка

                                                                            погрузка

-Внимание! Ловушка! Схем 3, а слов- 2.

-Учащиеся у доски комментируют свой выбор.

Физминутка.

2.Творческая работа(по группам).

У доски 2группы по 3человека. Каждому дана карточка со словом.

Задание:

-Из слов составьте новое слово, используя для этого только первые слоги.

1гр. кролик  ватрушка  каша (кроватка)

2гр. русалка  башмак  канат  (рубашка)

-Пока дети работают у доски, остальные работают в парах( самостоятельно).

Задание:

-Вставь верную букву.

-Исправь ошибку.

-Найди лишнее слово.

* Шарада:

Когда я с Д меня сорвут,

Когда я с Т на мне плывут.(плод-плот)

-Слова на карточках:

1ряд:                       2ряд:        3ряд:

ло  ка        оре ки        сне  ки

булафка          ллея        п  года

вет р        грипки        нахотка

Физминутка.

3. Работа с текстом. Восстановление деформированных предложений( с.82 упр. 214)

-Узнайте, кто это?

Зверь я горбатый,

А нравлюсь ребятам. (верблюд)

Ученик: 

Верблюда называют «кораблём пустыни». Бывают одногорбые и двугорбые верблюды. Горб- склад для питательных веществ. Перед тем как отправиться в долгий путь верблюд ест про запас, поэтому на спине у него растёт горб до 45кг. Перед дорогой выпивают до57л воды. Сначала верблюду дают полизать соли, которая вызывает у животного сильную жажду. У верблюда 3 желудка, 2 из них заполнены водой и открываются, когда верблюд захочет пить.

Учитель:

Знаете ли вы….  что существует гора Верблюд? Поразительная по своей форме гора расположена в Самарской области Жигулёвских горах. Скалистые уступы этой горы очень чёткие  и напоминают очертания этого гордого животного(картинка).

-Прочитайте задание.

-Запишите заглавие.

-Составьте первое предложение. Запишите.

В пустыне человеку помогает верблюд.

- 2 и 3 предложения составьте и запишите самостоятельно. Слабым учащимся предлагаю карточку-помощницу.

-В 1 предложении подчеркните главные члены.

-Установите связь слов в предложении.

-Что не является словосочетанием? Почему?

-Назовите словосочетания с вопросами.

-В 3 предложении зажечь орфографические фонарики.

6. Домашнее задание:

С.80 упр.209

7.Итог урока:

-Как проверить слова с парными согласными в корне?

-Знание правила поможет выполнить домашнее задание.

8.Рефлексия урока:

 -Выберите смайлик, который соответствует вашему настроению после урока.

-Спасибо за урок!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока ."Правописание парных согласных в корне слова" 2 класс УМК "Начальная школа 21 века""

Урок-повторение в форме деловой игры с использованием здоровьесберегающих технологий....

урок русского языка "Согласные в корне слова 2 класс"

урок русского языка   "Согласные  в корне слова 2 класс"...

Конспект урока "Проверка парных согласных в корне слова"

Конспект урока «Проверка парных согласных в корне слова»Русский язык. 2 класс. УМК «Школа России» с использованием  ИКТ и  здоровьесберегающих технологий Выполнила учитель начальных кла...

Конспект урока "Удвоенные буквы согласных в корне слова, 1 урок", 3 класс

Конспект урока в 3 классе по программе "Школа 2100".       Цель урока: развитие умений наблюдать за орфограммами-буквами удвоенных согласных в корне слова, находить в словах э...

Методическая разработка урока русского языка по теме "Правописание слов с удвоенной согласной" 2 класс

Учебный  предмет:  русский языкКласс:  2Тема урока:  «Правописание слов с удвоенной согласной»  Тип урока:  общеметодологической направленности...

Методическая разработка. Правописание гласных и согласных в корне, приставке, суффиксе. Русский язык. 4 класс.

Методическая разработка урока русского языка 4 класс. Тема: Правописание гласных и согласных в корне, приставке, суффиксе.Весь материал представленный в методической разработке предусматривает создани...