Главные вкладки

    Методическая разработка урока русского языка по теме "Правописание слов с удвоенной согласной" 2 класс
    методическая разработка по русскому языку (2 класс)

    Учебный  предмет:  русский язык
    Класс:  2
    Тема урока:  «Правописание слов с удвоенной согласной»  
    Тип урока:  общеметодологической направленности.
    Цели урока:  дать представление о словах с удвоенными согласными и способами их  переноса

    Планируемые результаты: 

    - Овладевают изучаемыми нормами русского языка;

    - сравнивают, классифицируют слова ,

     - формируют  представление о многообразии норм языка;

    - различают орфографические и грамматические нормы;

    - закрепляют опознавательные признаки изучаемой орфограммы.

    Методическое обеспечение: учебник «Русский язык» 2 класс, авторы Л.Ф.Климанова, Т.В.Бабушкина.

     Техническое обеспечение: мультимедийная презентация, интерактивная доска, карточки с заданиями, орфографические словари

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Учебный  предмет:  русский язык
    Класс:  2
    Тема урока:  «Правописание слов с удвоенной согласной»  
    Тип урока:  общеметодологической направленности.
    Цели урока:  дать представление о словах с удвоенными согласными и способами их  переноса

    Планируемые результаты: 

    - Овладевают изучаемыми нормами русского языка;

    - сравнивают, классифицируют слова ,

     - формируют  представление о многообразии норм языка;

    - различают орфографические и грамматические нормы;

    - закрепляют опознавательные признаки изучаемой орфограммы.

    Методическое обеспечение: учебник «Русский язык» 2 класс, авторы Л.Ф.Климанова, Т.В.Бабушкина.

     Техническое обеспечение: мультимедийная презентация, интерактивная доска, карточки с заданиями, орфографические словари

    Этап

    Деятельность учителя

    Деятельность учащихся

    УУД

                                                                                                1 этап. Мотивации.

    Цель этапа: 
    - создать условия для возникновения внутренней потребности включения в деятельность («хочу»)

    -актуализировать требования к ученику со стороны учебной деятельности («надо»)

    -установить тематические рамки учебной деятельности («могу»).

    Учитель читает стихотворение.

    Встали тихо, замолчали,

    Всё, что нужно вы достали.

    Приготовились к уроку,

    В нём иначе нету прока.

    -  Урок русского языка.

    Восточная мудрость гласит:

    Слайд 1.

    Приобретать знания – храбрость.

    Приумножать – мудрость.

    А умело применять – искусство!

    -Как вы понимаете это высказывание? -Почему применять знания это искусство?

    - Я желаю вам быть на уроке  активными, думающими, работоспособными и дружными, а самое главное умело применять имеющиеся знания – показывать свое искусство. (табличку искусство учитель прикрепляет на доску)

    Приветствуют учителя, проверяют свою готовность к уроку

    Ученики высказывают свое мнение

    Личностные.

    - формирование ценностных ориентиров и смыслов учебной деятельности на основе развития познавательных интересов, учебных мотивов.

    Коммуникативные:

    - понимание возможности различных позиций других людей, отличных от собственной, и ориентировка на позицию партнера в общении и взаимодействии

    Познавательные:

    - построение речевого высказывания в устной и письменной форме,

    Регулятивные:

     - принятие и сохранение учебной задачи.

    2 этап.      Этап актуализации и фиксирования индивидуального затруднения в пробном учебном действии.

    Цель этапа:    
    актуализация знаний через пробное учебное действие.

    1.Проверка домашнего задания

    -С каким типом текста работали?

    -Докажите.

    -Определим орфограммы в выделенных словах.

    Оцените цветовым  кругом выполнение д.з

    Какое слово встретилось в упр.,,которым можно описать состояние погоды на этой неделе?

    учитель прикрепляет на доску карточку (оттепель) 

    Что оно означает?

    - Открываем тетради, записываем число

    10 декабрября классная работа

    Запишем слова искусство и оттепель в тетрадь

    -Через сколько дней наступит суббота? учитель прикрепляет на доску карточку суббота)  запишем и это слово

    Будут выходные пойдете гулять в парк.

    -Давайте мысленно  сейчас прогуляемся. А поможет нам в этом поэт Александр Блок.

    Слайд 3.

    2.Формулировка темы урока

     Ясным заревом алея,

    Уводила вдоль пруда

    Эта узкая аллея

    В сны и тени навсегда.

    -Прочтите строки еще раз, куда нас пригласил А.Блок?

    -Найдите в стихотворении, какие слова звучат похоже, а пишутся по-разному?

    Слайд 4.

    -Что означают эти слова? Как узнать?

    АЛЛЕЯ- слово пришло из польского языка в 18 веке, а поляки заимствовали его французского языка. Обозначает – проход, дорога. В словаре С.И. Ожегова: дорога с рядами деревьев по обеим сторонам.

    АЛЕЯ (что делая?) глагол- краснея

    -Так видит аллею Василий Поленов, картина «Березовая аллея»

    - Запишите слово аллея  в тетрадь. Подчеркните удвоенные буквы в словах 

    -Посмотрите на слова, сформулируйте тему  урока.(Правописание слов с удвоенными согласными)

    -Чему должны сегодня научиться ?

    Работать будем по плану  
    – Давайте вместе составим план урока  
    План 

    Первая задача, которую  всегда ставим на уроке .рус. яз

    1. Грамотно писать слова

    Писали ,но не хватило строки

    1. Переносить слова с удвоенными согласными,.

    -Что узнали про слово аллея --Куда обращались за информацией

    -Как назовем это действие?
    3.Исследовать слова и образовывать новые..

    .Чтобы не допускать ошибок ,что надо делать

    4.Проверять

    Отвечают на поставленные вопросы.

    Ученики производят проверку д.з

    Оценивают работу «Светофор»

    Производят анализ текста

    Ученики устанавливают метапредметные связи.(ок.мир и математика)

    Делают записи в тетради

    Решают проблемно-ситуативное задание.

    Производят поисковую работу,анализ стих.строк

    Ученик работает по словарю С.И. Ожегова.

    Пишут в тетрадях

    Формулируют тему урока.

    Ученики ставят учебные цели

    Формулируют цели урока составляют план работы

    Личностные:

    - формирование ценностных ориентиров и смыслов учебной деятельности на основе формирования мотивов достижения и социального признания.

    Коммуникативные:

    - учет разных мнений и стремление к координации различных позиций в сотрудничестве;

    - формулирование собственного мнения (позиции)

    Познавательные:

    -использование знаково-символических средств, в том числе моделей и схем для решения задач;.

    Регулятивные:

    - планирование своих действий в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации и, в том числе во внутреннем плане;

    -учет правила в планировании и контроле способа решения.

                                                                             3 этап.  Этап закрепления с проговариванием во внешней речи.

    Цель этапа:
    обеспечение  систематизации знаний и способов действий в памяти учащихся.

    1.Писать слова

    -Что бы писать слова правильно ,чем мы пользуемся.(правилами)Какие орфограммы уже изучали?

    Слова с удвоенной согласной .относятся к какой  орфограмме?

    Откроем учебники на стр.120 Найдем сообщение профессора Самоварова.

    Найдите и прочитайте какое слово  главное- определяет тип орфограм. (запомнить)

    -Какой сделаем вывод?

    Значит , это слова с непроверяемыми орф.  Иначе -словарные слова.

     А  где у нас живут слова написание которых надо запомнить?

    (В орфографическом  словаре)

    - Открываем  наш словарь  на стр 141.

    Найдите и прочитайте слова с удвоенными согласными. запишите любые два. Подчеркните удвоенные согласные

    Повторим вывод

    Как надо проверять слова с удвоенной согласной?

     .Смотрела многим ученикам не хватало строки для записи слов ,о чем сейчас будем говорить?

    Второй пункт плана :

    2.Правила переноса с удвоенной согласной

    -Выполним упр. 179 Прочитаем задание

    .В этом упражнении нам нужно разделить слова с удвоенной согласной для переноса.

    -Какое правило нужно вспомнить, чтобы выполнить это задание?

     -Сверьти работу по эталону.

    Вывод Как переносить слова с удвоенной согласной ?

    Чтобы не допускать ошибок,что нужно делать (проверять) Переходим к 3 пункту плана

    3.Проверять

    Упр.180 .Прочтите,выполните задание Произведите самооценку

    Вывод:работать аккуратно ,проверять работу

    (учитель вывешивает на доску слово аккуратно)

    Учителль оговаривает проект выхода в случае затруднения

     

     Ответы учеников на поставленные вопросы.

    Работают по учебнику, применяют правило на практике.

    Ученики производят самооценку работы по эталону.

    Ученики работают с орфографическими словарями на партах.

    Смотрят видео сюжет из электронного приложения к учебнику.

    Производят самооценку ,прием

     « +,-  «

    Личностные:

    - формирование мотивов достижения целей,

    Коммуникативные:

    - умение договариваться и приходить к общему решению совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;

    -умение задавать вопросы;

    -использование речи для регуляции своего действия.

    Регулятивные:

    - осуществление пошагового контроля по результату;

    -адекватное восприятие оценки учителя;

    -различение способа и результата действия.

    Познавательные:

    - построение речевого высказывания в устной и письменной форме;

    -поиск разнообразных способов решения задач

    Физкультминутка   

     

    Выполняют  танцевальные упражнения.

                            4 этап  Этап включения изученного в систему знаний.

    Цель этапа:   
    формирование учебной деятельности на основе системы знаний об окружающей действительности.

    Слова: аккуратно ,аккура́тный. Заимствованы в XVIII в. из польского языка, а восходит к латинскому accuratus — «старательный, точный» -Что сейчас будем делать?(исследовать)

    4.Исследование. « Словарный сундучок » ( толкование новых слов ) Вожжи,

    Терраса.-Объясните значение этих слов

    Упр 181

     Запишите слова по образцу.Образуйте новые слова

     -Что заметели ?

    Исследовали слова и что заметили ?

    В родственных словах признаках появляется удвоенные согласные

    .Гимнастика для глаз «Ночь –

    день – бабочка»

    Самостоятельная работа с применением  уровневой дифференциации.

    1 уровень: замените  данные толкования  словами, которые имеют удвоенные согласные. Запишите их в тетрадь. Определи, в какой части слова стоит удвоенная согласная.

      а) Солёная вода для засолки овощей.

     б) Собрание картин или камней.

     в) Художественное произведение небольшого размера.

    г) Шестой день недели.

    2 уровень:  восстановить деформированные предложения, записать в тетрадь и обозначить изучаемую орфограмму.

    Инна, рассказ, длинный, читает.

    ребята, группа, собирает, листья, осенней, коллекции, для.

    - Работы будут мною проверены и выставлены оценки.

    Работа в малых группах  игра «собери слова»

    мас

    сум

    груп

    шос

    рас

    пер

    хок

    тен

    кей

    рон

    па

    нис

    са

    ма

    се

    сказ

     - Соедините слоги так, чтобы у вас получились слова.

    - Проверим, что у вас получилось.

    -Назовите математические слова (масса, сумма)

    -Назовите спортивные слова (хоккей, теннис)

    - Назовите слова, связанные с дорогой (шоссе, перрон)

    -Какие слова не назвали? (группа, рассказ)

    (по ходу дети записывают названные слова)

     

     Учащиеся производят исследования данных слов.

    Делают выводы.

    Высказывают предположения.

    Делают гимнастику для глаз

    Работают на карточках.

    Определяются с выбором задания

    Дети отвечают на вопросы и заполняют карточку - помощник.

    Отвечают на вопросы учителя.

    Работают над расширением словарного запаса.

    Выполняют самостоятельную работу.

    Ученики работают в малых группах. Составляют и образовывают слова с удвоенными гласными.

     

    Личностные:

    --формирование границ «знания» и «незнания».

    Коммуникативные:

    -учёт разных мнений и стремление к координации различных позиций в сотрудничестве,

    Регулятивные:

    - внесение необходимых корректив в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок.

    Познавательные:

    - выделение существенной информации,

    - структурирование знания.

    5 этап. Этап рефлексии учебной деятельности на уроке.

    Цель этапа: 
    самооценка результатов своей деятельности на уроке и соотнесение самооценки с оценкой учителя.


    1.Игра кроссворд со словарными словам

    . Графический диктант «Плюс – минус».

    - Сейчас вы напишете графический диктант «Плюс – минус». Я буду читать слова. Если звук долгий и вы считаете, что в этом слове есть удвоенная согласная, ставите «+», если в слове нет удвоенных согласных, ставите «-».

    Слова для графического диктанта:

    Анна, ананас, программа, кроссовки, голос, класс.Проверка по эталлону

     2.-Что изучали?

    -Какие правила повторяли?

    -Что узнали нового?

    Оцени свою работу на ленте смайликов.

    3.Д/з

    -Учебник стр.121 №182

    -выучить словарные слова

    -найти в словарях слова с удвоенной согласной и составить с ними предложения.

    -найти редкое слово с удвоенной согласной ,объяснить значение

    Ученики разгадывают кроссворд.

    Ученики отвечают на вопросы.

    Производят самооценку работы на уроке на ленте смайликов.

    Личностные:

    - формирование самоидентификации, адекватной позитивной самооценки, самоуважения и самопринятия,

    - формирование границ собственного «знания « и «незнания».

    Регулятивные:

    - восприятие оценки учителя,

    - адекватная самооценка.

    Познавательные:

    - построение речевого высказывания в устной и письменной форме,

    Приемы, используемые на уроке.

    Этап

    Приёмы

    УУД

                                                                                                1 этап.      Мотивации.

    Цель этапа: 
    выработка на личностно значимом уровне внутренней готовности выполнения нормативных требований учебной деятельности.

    • Побуждение
    • Прием   работы с восточной мудростью. 

    Личностные.

    - формирование ценностных ориентиров и смыслов учебной деятельности на основе развития познавательных интересов, учебных мотивов.

    Коммуникативные:

    - понимание возможности различных позиций других людей, отличных от собственной, и ориентировка на позицию партнера в общении и взаимодействии

    Познавательные:

    - построение речевого высказывания в устной и письменной форме,

    Регулятивные:

     - принятие и сохранение учебной задачи.

    2 этап.  Актуализации и пробного учебного действия.

     
    Цель этапа:    актуализация знаний через пробное учебное действие. 

    • Прием метапредметных связей
    • Проблемная ситуация.
    • Прием   работы со словарём: толковый словарь С.И. Ожегова
    • Художественный метод «Работа по картине»

    Личностные:

    - формирование ценностных ориентиров и смыслов учебной деятельности на основе формирования мотивов достижения и социального признания.

    Коммуникативные:

    - учет разных мнений и стремление к координации различных позиций в сотрудничестве;

    - формулирование собственного мнения (позиции)

    Познавательные:

    -использование знаково-символических средств, в том числе моделей и схем для решения задач;.

    Регулятивные:

    - планирование своих действий в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации и, в том числе во внутреннем плане;

    -учет правила в планировании и контроле способа решения.

                                                    3 этап. Первичного закрепления с проговариванием во внешней речи.

    Цель этапа:  
    обеспечение  систематизации знаний и способов действий в памяти учащихся.

    • Работа с орфографическим словарем
    • Видео сюжет
    • Прием самооценка

     

     

     

     

     

     

    Личностные:

    - формирование мотивов достижения целей,

    Коммуникативные:

    - умение договариваться и приходить к общему решению совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;

    -умение задавать вопросы;

    -использование речи для регуляции своего действия.

    Регулятивные:

    - осуществление пошагового контроля по результату;

    -адекватное восприятие оценки учителя;

    -различение способа и результата действия.

    Познавательные:

    - построение речевого высказывания в устной и письменной форме;

    -поиск разнообразных способов решения задач

    Физкультминутка

    • Приемы работы с несловесными средствами:  мимикой, движениями, жестами.

                            4 этап   Включение в систему знаний и повторение.

    Цель этапа:   
    формирование учебной деятельности на основе системы знаний об окружающей действительности.

    • Работа на карточках
    • Приём мини исследования
    • Работа в группах
    • Самостоятельная работа

     

    Личностные:

    --формирование границ «знания» и «незнания».

    Коммуникативные:

    -учёт разных мнений и стремление к координации различных позиций в сотрудничестве,

    Регулятивные:

    - внесение необходимых корректив в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок.

    Познавательные:

    - выделение существенной информации,

    - структурирование знания.

    5 этап. Рефлексии учебной деятельности 

    Цель этапа: 
    самооценка результатов своей деятельности на уроке и соотнесение самооценки с оценкой учителя.

    • Решение кроссворда
    • Опрос-итог
    • Незаконченные предложения
    • Лента смайликов

    Домашнее задание

    Учебник стр.52 №80

    -выучить словарные слова

    -найти в словарях слова с удвоенной согласной и составить с ними предложения.

    Личностные:

    - формирование самоидентификации, адекватной позитивной самооценки, самоуважения и самопринятия,

    - формирование границ собственного «знания « и «незнания».

    Регулятивные:

    - восприятие оценки учителя,

    - адекватная самооценка.

    Познавательные:

    - построение речевого высказывания в устной и письменной форме,


    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Учебно- методическая разработка урока русского языка для 2 класса по теме « Нахождение проверочных слов для безударной гласной в корне слова из ряда однокоренных слов».

    Орфографическая грамотность учащихся - это одна из актуальных проблем, стоящая перед школой на протяжении всего ее исторического развития. Но, несмотря на ее возраст, проблема орфографической грамотно...

    Методическая разработка урока русского языка по теме «Слово в словаре и тексте» во 2 классе.

    Масалова Татьяна СергеевнаУчитель начальных классовМОУ «Белгородская область Белгородский район Беломестненская средняя общеобразовательная школа»Методическая разработка урока русского языка по теме «...

    Методическая разработка урока русского языка "Способы образования имен существительных" 3-й класс

    Система учебников  "Начальная школа ХХI века"Раздел « Как устроен наш язык»Тема «Суффикс как часть слова»Формирование универсальных учебных действий:Личностные УУД Формирование положительной...

    Методическая разработка урока русского языка "Правописание сочетания ЖИ-ШИ" во 2 классе для детей с ТНР

    Методическая разработка урока русского языка во 2 классе для детей с ТНРТип урока: урок систематизации полученных знаний.Целевая аудитория: учащиеся 2  класса...

    Методическая разработка урока русского языка по теме: «Слова с удвоенными согласными» ( 2 класс, УМК "Школа России").

    Конспект урока по русскому языку по теме "Слова с удвоенными гласными" для 2 класса, УМК "Школа России"....