Методическая разработка урока по теме "Суффикс как часть слова"
методическая разработка по русскому языку (2 класс)

Никитенко Валентина Николаевна

Урок усвоения новых  знаний,  образовательная программа «Школа 2100»

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon suffiks_kak_chast_slova.doc468.5 КБ

Предварительный просмотр:

Предмет: Русский язык

Класс: 2 класс

Тип урока: урок усвоения новых знаний

УМК:      Образовательная программа «Школа 2100»

            Тема урока: Суффикс как часть слова.

Ф.И.О. учителя: Никитенко В.Н.

          Цели:

Развитие умений выделять отличительные признаки новой части слова – суффикса;

Характеризовать роль        суффикса в слове и    графически его обозначать.

Планируемые результаты:

Предметные: показать роль суффикса в передаче оттенков значения слова и образовании новых слов; показать единообразное написание одного и того же суффикса; развивать умение определять значения суффиксов в словах; выработать умение составлять слова с предложенными суффиксами.

Метапредметные:

-коммуникативные: развивать умение слушать и понимать других; строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами; оформлять свои мысли в устной форме; учить работать в паре и группе.

-регулятивные: развивать умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника; оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей; прогнозировать предстоящую работу (составлять план); осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

-познавательныеразвивать умение извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов; представлять информацию в виде схемы; выявлять сущность, особенности объектов; на основе анализа объектов делать выводы; обобщать и классифицировать по признакам; ориентироваться на развороте учебника; находить ответы на вопросы в иллюстрации.

-личностныеразвивать умения выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции; оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией; формировать мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

Оборудование: интерактивная доска, компьютер, карточки для работы в парах и группах, учебник.

Организация пространства: фронтальная, индивидуальная работа, групповая работа и работа в парах.

           Базовый учебник: Р. Н. Бунеев, Е. В. Бунеева, О. В. Пронина Е.В., Русский язык. Учебник для 2-го класса

Этапы урока

Ход урока

I.Организационный момент, эмоциональный настрой

-Здравствуйте. Начнем  урок с этих строк, прочитав их хором.

Изучение русского языка  

Нелегко нам даётся пока.

Но идет по земле новый век,

Должен грамотным быть человек!

 - Для чего вы изучаете русский язык? (чтобы быть грамотными)

- Запишите дату и вид работы.

- Какая безударная гласная в слове «ноября»?

-Каким словом её можно проверить» (ноябрь)

- Какая орфограмма в слове «классная» (СС)

- Что нужно знать о слове «работа». (словарное слово)

II.Орфографическая разминка.

Повторение изученных орфограмм

Давайте  проведем орфографическую разминку в виде числового диктанта.  Если утверждение  верное записываем «5», если нет –«0».Например: А – это согласная буква? (0)

1.В русском алфавите 33 буквы.  (5)

2. Окончание служит для образования новых слов. (0)

3. Общая часть родственных слов называется корнем. (5)

4.Часть речи, которая обозначает признак предмета, называется прилагательным. (5)

5.В словах мама и мать одинаковое количество звуков. (0)

Самопроверка:   50550

Письмо по памяти.

(читают орфографически, запоминают и записывают)

Настали холодные деньки.

В саду сердито выла буря злая.

Взаимопроверка и оценивание.

III.Словарная работа

Прочитайте хором.

активные

внимательные

аккуратные

дисциплинированные

Про кого  так можно сказать? (  про учеников)

-Ученик, ученица. Можно ли эти слова проверить?(Нет)

- Это словарные слова и написание их надо запомнить.

IV.Актуализация знаний

- Как по- другому можно назвать учеников? ( школьники).

- От какого слова образовалось слово школьники. ( школа)

- Запишите эти слова. ( школьники, школа)

- Можно ли их назвать однокоренными?

- Выделите  у них корень, окончание.

- Какая часть слова осталась  не выделена в слове «школьники»?

- Как она обозначается? ( уголком)

- Что же такое суффикс? (разные ответы)

– Рассмотрим новый кадр на киноплёнке в учебнике перед упр. 123.

– Что вы видите на центральном кадре?

– Что подставил к корню Петя Зайцев? (Буквы ок.)

– Что же получится? (Слово корешок).

– Что же такое -ок? (Это суффикс.)

 V.Формулирование проблемы, планирование деятельности.  Открытие нового знания

– Сформулируйте тему урока. (Суффикс как часть слова.) Укажите, какие вопросы можно рассмотреть в этой теме. Составим план работы.

После ответов учеников на доске появляется план.

1. Что такое суффикс?

2. Какие бывают суффиксы?

3. Зачем в слове нужен суффикс?

– Что мы сейчас делали? (Планировали свою деятельность.)

1. Упр. 123 – развивается умение находить в словах суффиксы, определять их значение.

Совместно вырабатывается алгоритм для определения признаков суффикса.

Эти признаки (ключевые слова) фиксируются на доске.

– Найдите общую часть в словах. (-ок-)

На доске записывается: часть слова.

– Как она называется? (Суффикс.)

– Почему часть (-ок-) нельзя назвать корнем, ведь она же общая у слов? (Эти слова не однокоренные, их нельзя объяснить через другое однокоренное слово.)

– Где находится суффикс в словах? (После корня.)

На доске записывается: после корня.

– Закройте эту общую часть в словах. Изменилось ли значение слова? (Да.)

– Как изменится значение слова, если добавить суффикс? (Слова стали называть маленькие предметы.)

Запись на доске: новые слова.

зуб – зубок (маленький зуб или ласково назвали зуб);

лёд – ледок (тонкий лёд);

глаз – глазок (маленький глаз);

мёд – медок (ласково о мёде).

– Сделайте вывод: какое значение может быть у суффикса -ок-?

(Уменьшительно-ласкательное.)

VI.Физминутка

Здоровьесберегающая  физминутка  «Нарисуем песенку»

VII.Развитие умений – применение знания

 

1. Работа по учебнику.

Упр. 124 – развивается умение находить в словах разные суффиксы, определять их значение и графически обозначать суффиксы.

– Чем отличаются пары слов? (Суффиксами и значением.)

– В каких словах появилось значение «маленький, ласково»? (Дубок, прутик.)

– Какие суффиксы «помогли» в этом? (-ок-, -ик-)

– Выделите эти суффиксы.

На доске появляется запись: -ок-, -ик- – уменьшительно-ласкательный.

– В каких словах появилось значение «детёныш»? (Лосёнок, мышонок.)

– В каких частях слова оно спрятано? (В суффиксах -ёнок-, -онок-.)

На доске запись: -ёнок-, -онок- – «детёныш».

– На основе проведённых наблюдений и записей на доске сделайте вывод по плану (см. план в начале урока).

– Сравните свой вывод с авторским определением в рамке учебника после упр. 125.

– Сколько признаков в этом определении? (Три: часть слова, после корня, новые слова + примеры и обозначение.)

– Все ли признаки вы назвали сами?

 2. Игра «Побудь волшебником».

– Вот у меня волшебная палочка, а вот слова: нос, волос, хвост, стол. Кому я дам свою палочку, тот становится волшебником и превращает слова в названия маленьких предметов.

– Запишите получившиеся слова, выделите суффиксы.

3. Работа в парах.(Рабочая  тетрадь)

Задание № 4, тема 10.

– В каких словах есть уменьшительное значение?

– Докажите, что именно суффикс вносит это значение. (Прочитать без суффикса – заяц, стул, колокол.)

– Назовите суффикс в словах. Найдите правильный вариант ответа.

– Что мы сейчас делали?

– Какие умения формировали? (Умение работать с информацией.)

VIII.Закрепление изученного.  Работа в группах

-Вот вам ещё одна учебная задача. Давайте её решим в группах.

«О чём говорят нам суффиксы?»

Разделитесь на  3 группы .

Задания в группах, помощь, контроль.

1 группа

Задание.

Образуйте слова с помощью суффиксов    -тель-, -ник-, ист-

строи _____       двор ______   арт _______

Подумайте, какое значение имеют эти суффиксы.

2 группа

Задание.

Образуйте слова с помощью суффиксов - очк-, -ечк-, -оньк-, -еньк- .

Женя – Женечка                   Миша – Мишенька

Аня - ...________________ Алёша - ..._________________________

Света - ..._______________ Люба - ...___________________________

Подумайте, какое значение имеют эти суффиксы.

3 группа

Задание.

Образуйте слова с помощью суффиксов
ик, ищ, ишк, ин

дом - _______         дом - _________

дом - _________      дом - __________

ΙX. Итог урока

– Назовите два условия (признака), которые должны быть у слов, чтобы они были однокоренными (одинаковые (сходные) корни и близкое (сходное) значение).  

На доске карточки со словами:

Задание: выберите опорные слова, которые характеризуют суффикс.

Маленькое слово

Часть слова

Для образования новых слов

Для связи слов в предложении

После корня

Перед корнем

Не имеет значение

Имеет значение

       

– Что у вас получалось сегодня лучше всего?

– В чём испытали затруднения?

– Кто сегодня получил отметку в дневник?

– За что?

X. Домашнее задание

Дифференцированное ( по выбору)

Т. с.68 №1  

или задания повышенного уровня (карточка)

XI.Рефлексия

- Оцените свою работу

Image2445

Деятельность учеников:

Выделять суффикс в доступных словах.

Характеризовать роль суффикса в слове.

Разбирать слова по составу, приводить доказательства правильности разбора.

Образовывать слова с помощью суффиксов.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока .Контроль знаний по теме:" Слово,предложение,текст"

Конспект урока по русскому языку в 4 классе по теме Слово,предложение,текст.(контроль знаний) УМК Школа россии...

Методическая разработка урока русского языка по теме «Слово в словаре и тексте» во 2 классе.

Масалова Татьяна СергеевнаУчитель начальных классовМОУ «Белгородская область Белгородский район Беломестненская средняя общеобразовательная школа»Методическая разработка урока русского языка по теме «...

Учебно-методическая разработка урока русского языка. Тема: "Части речи. Повторение".

Повторить теоретический и практический материал по теме. Закрепить понятия, полученные на уроке Окружающий мир....

Методическая разработка урока по русскому языку "Части речи". Технологическая карта. Учитель - Титова Е.В.

Технологическая карта урока по теме "Части речи" с представленной презентацией нацелены на  эффективное усвоение материала по определению, использованию в речи частей речи....

Методическая разработка урока русского языка "Служебные части речи. Частицы"

Цели урока: обобщить признаки служебных частей речи; углубить знания о частицах; развивать умения различать самостоятельные и служебные части речи....

Методическая разработка урока русского языка по теме: «Слова с удвоенными согласными» ( 2 класс, УМК "Школа России").

Конспект урока по русскому языку по теме "Слова с удвоенными гласными" для 2 класса, УМК "Школа России"....

Методическая разработка урока по русскому языку "Части речи" 4 класс

Методическая разработка урока по русскому языку с использованием новых образовательных технологий на тему "Части речи"4 класс....