Методическая разработка урока по русскому языку "Части речи". Технологическая карта. Учитель - Титова Е.В.
методическая разработка по русскому языку (2 класс) на тему

Елена Викторовна Титова

Технологическая карта урока по теме "Части речи" с представленной презентацией нацелены на  эффективное усвоение материала по определению, использованию в речи частей речи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл chasti_rechi.pptx2.64 МБ
Файл chasti_rechi.docx107.49 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 2

Звенит звонок. Начинается урок.

Слайд 3

Правила работы на уроке Правило поднятой руки Не повторять уже сказанное Не перебивать, выслушивать ответы других

Слайд 4

Звенит звонок. Начинается урок. Игра со школьным звонком. Назови одинаковые буквы, обозначающие разные звуки.

Слайд 6

Транскрипция звенит звонок

Слайд 7

1 этап Чистописание 2 этап Словарная работа

Слайд 9

Чст рч Ч а ст и р е ч и Тема урока.

Слайд 10

Цели урока. Формировать умение определять части речи по вопросу и значению. Научиться составлять предложения с разными частями речи. Повторить правила о частях речи.

Слайд 11

Имя существительное Имя прилагательное Глагол Части речи Части речи – это слова, которые называют все, что нас окружает : предметы, людей, их действия, признаки.

Слайд 12

Выписать в столбик только имена существительные. колос, быстрый, река, летит, облако, сова, красный, бежит * Через тире запишите это имя существительное во множественном числе

Слайд 13

Кто ? Что? о бозначает ПРЕДМЕТ ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ (сущ.) Часть речи

Слайд 14

Физкультминутка Назови слово противоположное по значению

Слайд 15

- ________ животное с ________ хвостом.

Слайд 16

Часть речи ПРИЗНАК ПРЕДМЕТОВ Какой? Какая? Какое? Какие? ИМЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ (прил.)

Слайд 17

Осенью _____________ листья. Птицы ______________ на юг. Скоро ______________ первый снег. Вставь в предложения слова. Определи часть речи.

Слайд 18

Часть речи ДЕЙСТВИЕ ПРЕДМЕТА Что делает? Что делаем? Что делают? Что делали? ГЛАГОЛ (гл.)

Слайд 19

Алгоритм определения части речи Задай к слову вопрос Определи, что обозначает слово Назови часть речи

Слайд 20

«Засели домики» словами ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ (сущ.) ИМЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ (прил.) ГЛАГОЛ (гл.)

Слайд 21

© InfoUrok.ru Я научился… Мне было интересно… Мне было трудно… Мне понравилось… Молодцы! Сегодня на уроке 5+



Предварительный просмотр:

Цель урока.

развивать умения различать изученные части речи,

анализировать изученные грамматические признаки частей речи и соотносить их с той частью речи, которой они присущи,

развивать мыслительные операции: умение рассуждать и обосновывать свой рассуждения. 

Планируемые результаты.

Личностные УУД:

- Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

Метапредметные:

- Уметь определять и формулировать цель урока с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; уметь высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника; уметь работать по коллективно составленному плану; оценивать правильность выполнения действия; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта ошибок; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей.

(Регулятивные УУД).

- Уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; формулировать собственное мнение и позицию.

(Коммуникативные УУД).

- Уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя и самостоятельно; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой опыт и информацию.

Предметные:

- Уметь различать временные формы глагола.

- Уметь правильно использовать их в речи.

- Уметь изменять глаголы по временам.

Технологическая карта урока по русскому языку Части речи

3. Проектирование и фиксация новых знаний.

Цели:

- выявить и зафиксировать в речи затруднение в учебной деятельности;

- согласовать тему и цель урока;

- организовать применение нового знания.

1. - Догадались ли вы: какая будет сегодня тема урока?

 Части речи.

2. Самоопределение к деятельности.

- Прочитайте слова.

Старик, говорить, интересный, в, красиво, двенадцать, мы, не, а, книга, синяя, но, читал, для, ни, пятый, его, аккуратно.

- На какие две большие группы можно поделить эти слова?

- Какие самостоятельные части речи вы знаете?

- Какие служебные части речи вы знаете?

Дети высказывают предположения. Когда догадались, один ученик записывает тему на доске.

Слайд.

Дети работают устно со словами, отвечают на вопросы учителя.

- Самостоятельные и служебные части речи. Сам. : существительное, прилагательное, глагол, наречие, местоимение, числительное.

Служебные: союз, предлог, частица.

4. Включение в систему знаний и повторение.

Цель:

продолжить закреплять умения находить в тексте глаголы, определять их род, время, число и лицо.

1. «Чей ряд быстрее»

- Выпишете все самостоятельные части речи, поделив их на группы.

Взаимопроверка. Затем фронтально. Даётся характеристика каждой части речи.

- Слова какой части речи могут относиться к разряду одушевлённых? неодушевлённых? собственных? нарицательных?

- Какие части речи могут иметь род, число, падеж, время, лицо?

- Как изменяются имена существительные? имена прилагательные? глаголы? глаголы в прошедшем времени? Местоимения 3-го лица?

- Каким членом предложения может быть каждая часть речи?

2. Работа с учебником. Выполнение упр. 122 стр. 72.

Прочитайте. Спишите, раскрывая скобки. Найдите глаголы. Определите время глаголов. Подчеркните глаголы в неопределённой форме.

3. Образуй от существительного глагол и прилагательное. 

Весь материал - в документе.

Содержимое разработки

  

Урок русского языка в 4 классе по теме «Части речи»

Учитель: Кузнецова Галина Ивановна

Тема урока

Части речи

Тип урока

Закрепление умений и навыков

Цель урока

развивать умения различать изученные части речи,

анализировать изученные грамматические признаки частей речи и соотносить их с той частью речи, которой они присущи,

Развивать мыслительные операции: умение рассуждать и обосновывать свой рассуждения.

Планируемые результаты

Личностные УУД:

-Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

Метапредметные:

-Уметь определять и формулировать цель урока с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; уметь высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника; уметь работать по коллективно составленному плану; оценивать правильность выполнения действия; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта ошибок; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей.

(Регулятивные УУД).

-Уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; формулировать собственное мнение и позицию.

(Коммуникативные УУД).

-Уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя и самостоятельно; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой опыт и информацию.

Предметные:

-Уметь различать временные формы глагола.

-Уметь правильно использовать их в речи.

-Уметь изменять глаголы по временам.

Организация пространства

Фронтальная работа, индивидуальная работа, парная работа.

Основные понятия

Части речи: самостоятельные и служебные; существительное, прилагательное, глагол, местоимение, числительное, союз, предлог, частица; признаки частей речи: род, число, падеж, время, лицо.

Ресурсы:

- основные

- дополнительные

В.П. Канакина, В.Г. Горецкий, Русский язык.

Учебник для 4-го класса. Часть 1.

- тетрадь

- проектор, экран, компьютер.

















Ход урока

Этапы урока и его цели

Деятельность учителя (Виды работы)

Деятельность учащихся

УУД

  1. Мотивация к учебной деятельности.

Цели:

- актуализировать требования к ученику со стороны учебной деятельности;

- создать условия для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность;

- организовать планирование учебной деятельности на уроке.

Приветствие.

Настрой на работу:

На уроке не зевай –

Сразу всё запоминай!

Чтоб минутка не пропала,

Мысль чтоб точно в цель попала!

Чтобы в русском языке

Равных не было тебе.

Девиз урока:

«Учись, смекай, активней будь!

И к знаниям откроешь путь!»

Дети проговаривают девиз урока.

Слайд

Оформлять свои мысли в устной форме

(Коммуникативные УУД)

  1. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном ученом действии.

Цели:

- организовать актуализацию умений;

- организовать выполнение учащимися пробного учебного действия;

- организовать фиксирования учащимися индивидуального затруднения;

- уточнить следующий шаг учебной деятельности.

1.Словарная работа.

-Узнайте слова по их лексическому значению:

  1. Участок земли со стоячей водой. (Болото)
  2. День, следующий за сегодняшним. (Завтра)
  3. Приветствие при встречи друзей. (Привет)
  4. Совместно, сообща, коллективно. (Вместе)
  5. Время еды, обычно в середине дня. (Обед)
  6. Крупный населённый пункт, в котором обычно есть фабрики и заводы. (Город)
  7. Сельскохозяйственная машина, которая пашет. (Трактор)
  8. Время, когда школьники отдыхают. (Каникулы)
  9. Число следующее за десятком. (Одиннадцать).

Составьте с одним (несколькими) из этих слов предложение с однородными членами.

3.Работа со стихотворением.

Всему название дано-

И зверю, и предмету.

Вещей вокруг полным-полно,

А безымянных нету.

И всё, что может видеть глаз,-

Над нами и под нами,

И всё, что в памяти у нас,

Означено словами.

А. Шибанов

- Что такое слово?

Дети отгадывают слова, записывают их, выделяют орфограммы, составляют предложения.

Дети слушают стихотворение, отвечают на вопросы учителя.

Слово - основная единица речи. Словами обозначают конкретные предметы, понятия, чувства, настроения, действия, признаки и т.д.

Оформлять свои мысли в устной и письменной форме (Коммуникативные УУД)

  1. Проектирование и фиксация новых знаний.

Цели:

- выявить и зафиксировать в речи затруднение в учебной деятельности;

- согласовать тему и цель урока;

- организовать применение нового знания.

1.-Догадались ли вы: какая будет сегодня тема урока?

Части речи.

2. Самоопределение к деятельности.

- Прочитайте слова.

Старик, говорить, интересный, в, красиво, двенадцать, мы, не, а, книга, синяя, но, читал, для, ни, пятый, его, аккуратно.

- На какие две большие группы можно поделить эти слова?

-Какие самостоятельные части речи вы знаете?

- Какие служебные части речи вы знаете?

Дети высказывают предположения. Когда догадались, один ученик записывает тему на доске.

Слайд

Дети работают устно со словами, отвечают на вопросы учителя.

- Самостоятельные и служебные части речи. Сам.: существительное, прилагательное, глагол, наречие, местоимение, числительное.

Служебные: союз, предлог, частица.

Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя (Познавательные УУД)

  1. Включение в систему знаний и повторение.

Цель: продолжить закреплять умения находить в тексте глаголы, определять их род, время, число и лицо.

1. «Чей ряд быстрее»

- Выпишете все самостоятельные части речи, поделив их на группы.

Взаимопроверка. Затем фронтально. Даётся характеристика каждой части речи.

- Слова какой части речи могут относиться к разряду одушевлённых? неодушевлённых? собственных? нарицательных?

- Какие части речи могут иметь род, число, падеж, время, лицо?

- Как изменяются имена существительные? имена прилагательные? глаголы? глаголы в прошедшем времени? Местоимения 3-го лица?

- Каким членом предложения может быть каждая часть речи?

2. Работа с учебником. Выполнение упр. 122 стр. 72.

Прочитайте. Спишите, раскрывая скобки. Найдите глаголы. Определите время глаголов. Подчеркните глаголы в неопределённой форме.

3. Образуй от существительного глагол и прилагательное.

Мороз –

труд–

работа –

холод –

боль -

Дети слушают учителя,

затем делят слова на группы:

сущ.: старик, книга; прил.: интересный, синяя; глаг.: говорить, читал; числ.: двенадцать, пятый; мест.: мы, его; нар.: красиво, аккуратно.

Отвечают на вопросы учителя.

Физкультминутка

Дети работают с упражнением учебника.

Читают, раскрывают скобки, объясняют орфограммы, находят глаголы и определяют их время.

Слайд

Дети образуют от существительных глаголы и прилагательные.

Пишут самостоятельно, затем проверяем.

Морозный, морозить;

Трудовой, трудиться;

Рабочий; работать;

Холодный; холодать;

Больной; болеть.

Оформлять свои мысли в устной и письменной форме (Коммуникативные УУД)

Развивать мыслительные операции: анализ, обобщение (Познавательные УУД)

  1. Рефлексия учебной деятельности на уроке. (Итог)

Цели:

- зафиксировать содержание урока;

- организовать рефлексию и самооценку учениками собственной ученой деятельности;

- соотнести её цель и результаты, зафиксировать степень их соответствия, и наметить дальнейшие цели деятельности.

4.Игра «Третий лишний»

Дети делятся на группы (3 ряда-3 группы)

а) ходить, говорить, дверь.

б) писал, читал, ходить.

в) учу, говорю, мыл.

г) красить, рисовать, пил.

д) решать, думает, прыгает.

е) весёлый, красивый, красить.

ж) окно, тетрадь, ручка.

з) класс, карта, звонкий.

Ответьте на мои вопросы:

- Умею отличать все части речи друг от друга.

-Знаю грамматические признаки каждой части речи .

- Умею определять время глагола и число.

Оцените свою работу на уроке, используя сигналы.

Оценки детям за работу на уроке.

Дети работают в группах,

находят лишнее слово.

Затем работа проверяется всеми , на доске вывешиваются карточки.

Дети отвечают на вопросы.

Сигналы

Оценивать правильность выполнения действия

(Регулятивные УУД).

Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности

(Личностные УУД)

  1. Домашнее задание.

Упражнение в тетради.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока по русскому языку на тему: «Письменная речь: оформление адреса на конверте или открытке. Правила переноса слов»

Методическая разработка урока по русскому языку на тему: «Письменная речь: оформление адреса на конверте или открытке. Правила переноса слов»...

Методическая разработка урока по русскому языку (развитие речи) во 2 классе. Тема "Сочинение "Легко ли быть джентльменом?"

Тема: Сочинение по теме «Легко ли быть джентльменом?»  Цели: Предметные: развитие умения писать тематическое сочинение, развитие письменной и устной речи; расширить словарный запас; уме...

Методическая разработка урока по русскому языку для 2 класса На тему: « Части речи»

Цели урока: дать понятие о трёх самостоятельных частях речи: имени существительном, имени прилагательном, глаголе; развивать умения наблюдать, строить монологические высказывания по результатам ...

Методическая разработка урока по русскому языку "Части речи" 4 класс

Методическая разработка урока по русскому языку с использованием новых образовательных технологий на тему "Части речи"4 класс....

Методическая разработка урока по Русскому языку Тема: «Местоимение как часть речи»

Разработка урока по ФГОС с использованием иновациооных технологий....

Методическая разработка урока по русскому языку 3 класс "Школа России". Урок развития речи.

Цуканова Е.А.учитель начальных классовМОУ «СОШ №1» города ВалуйкиБелгородской областиТема: «Развитие речи. Подробное изложение повествовательного текста», 3 класс «Школа ...