Методическая разработка урока по Русскому языку Тема: «Местоимение как часть речи»
план-конспект урока по русскому языку (4 класс)

Разработка урока по ФГОС с использованием иновациооных технологий.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytyy_urok_po_fgos_2._1.docx691.14 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №12»

Г.о. Подольск Московской области

Методическая разработка урока по Русскому языку

Тема: «Местоимение как часть речи»

Автор: Жукова Н.В.,

учитель начальных классов

МОУ «СОШ№12 Г. о. Подольск»

Г.о. Подольск, 2019г.

ФИО (полностью)

Жукова Наталья Витальевна

Место работы

МОУ СОШ №12 Г. О. Подольск

Должность

Учитель начальных классов

Предмет

Русский язык

Класс

4 «В»

Тема и номер урока в теме

Местоимение как часть речи.

Предметная программа и её автор

УМК «Школа России». Авторы: Канакина В.П., Горецкий В.Г.

Цель  урока:

Осознавать местоимение как часть речи; научиться употреблять местоимение вместо имен существительных, научиться определять местоимение в речи.

Тип урока.              

Изучение нового материала.

Модель организации

 УПД младших школьников

Структура и ход  урока

1.Организационный момент, характеризующийся внешней и внутренней (психологической) готовностью учащихся к уроку.

2. Мотивация учебной деятельности.

Пословица, каким вы хотите видеть наш урок? Число, кл. работа

3. Актуализация опорных знаний. Постановка цели и задач урока.

Стихотворение, происхождение слова, МЧ, тема, задачи урока.

4. Первичное усвоение материала.

Работа в парах.

5. Первичная проверка понимания.

Работа в группах Фронтальная проверка.

6. Закрепление.

Игра «Открой секрет», «Шуточные вопросы», самост. раб с самопроверкой.

7. Информация о домашнем задании. Инструктаж по его выполнению.

8. Рефлексия. Подведение итогов занятия.

Графический диктант, взаимопроверка в парах. Тема, задачи урока, самоанализ работы (карточки)

Фронтальная, работа в паре, самостоятельная, подводящий диалог.

Необходимое оборудование: 

«Русский язык. 4 класс», Москва, «Просвещение», 2014г., автор: В.П. Канакина В.Г. Горецкий, карточки  с самостоятельной работой, плакат с деревом с яблоками (зеленое, жёлтое, красное), карточки на доску, карточки с текстом, карточки с местоимениями, карточки со словами для определения местоимения,   

Технологическая карта урока

Этапы урока

Деятельность учащегося

Деятельность учителя

Формируемые УУД

Организационный момент

Учащиеся приветствуют учителя и гостей;

проверяют готовность к уроку, устраняют недостатки.

Учащиеся высказывают свои предположения

- Добрый день ребята! У нас урок русского языка. К нам пришли гости повернитесь к ним и поздоровайтесь. Проверьте, как организовано ваше рабочее место, как расположены учебник и письменные принадлежности.

Регулятивные:         уметь слушать в соответствии с целевой установкой;

Личностные:      Настрой на позитивное начало урока.

Коммуникативные: Планирование (определение цели, функций участников, способов взаимодействия)

 

Мотивация учебной деятельности

Учащиеся участвуют в беседе, слушают учителя.

Вывесить на доску критерии:

  • правильно
  • красиво
  • чисто
  • аккуратно
  • грамотно

Записывают в тетрадь

Что называем мы плодами учения? (Знания)

- Хотите получить сладкие плоды знаний? Мы их разместим на этом дереве (открывает на доске плакат с изображением большого дерева).

-Пока это дерево без плодов, какими они будут, зависит от вас.

-Приготовьтесь потрудиться.
- Каким вы хотите видеть наш урок?
(Интересным, веселым, запоминающимся, познавательным). У вас на столах лежат карточки для самоанализа вашей работы, не забудьте заполнять их, напротив правильно выполненного задания ставить «+» или «-».

- Ну, а я желаю вам быть внимательными, активными, любознательными. Писать правильно, красиво, чисто, аккуратно, грамотно, это и будут нашими критериями на уроке.

- Запишите в тетради число, классная работа. С новой строки запишите пословицу, использую наши критерии. Встаньте те, у которых получилось написать красиво, чисто, аккуратно. Отметьте в листе.

Познавательные: формирование познавательной цели

Регулятивные: -определение и формулирование цели деятельности на уроке

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью

Познавательные:     выбор оснований и критериев

Актуализация опорных знаний. Постановка цели и задач урока

 

Подготовленный ученик читает стихотворение А.Барто.

                                                                                                                                                                                             

Учащиеся слушают.

Учащаяся отвечает на вопрос и читает стихотворение.



Учащиеся называют тему урока, формулируют задачи урока.

Учащиеся участвуют в беседе, слушают учителя.


Учащиеся читают слово из выделенных букв.

Учитель рассказывает о происхождении слова.

Ученица читает стихотворение.

 Учащиеся садятся правильно при письме.

     

Учащиеся заполняют карточки.

Я мы ты вы он она оно они

- Послушайте стихотворение, чтобы ответить на вопрос: «Почему девочка ничего не поняла?»

Заранее, заранее

Все было решено:

У школьников собрание,

Потом у них кино.

Домой придёт

Мой старший брат,

Он мне расскажет

Всё подряд,

Он объяснит мне,

Что к чему.

А я большая!

Я пойму.

И вот он начал

Свой рассказ:

- они ползут,

А он им – раз!

А тут как раз

Она ползла,

А он как даст ему

Со зла!

Они ей – раз!

Она им – раз!

Её он спас,

Он был с ней

Заодно…

Ух, сильное кино!

Нет, видно, я ещё мала:

Я ничего не поняла. (А. Барто)

- Понравилось ли вам это стихотворение? А теперь ответьте на вопрос: «Почему девочка ничего не поняла?». (Брат не называл имени героев, а заменял их местоимениями).

- Сформулируйте тему урока(Местоимение).

Сформулируем задачи урока

Узнаем …Что это? Какие бывают местоимения. Когда употребляются?

Научимся… распознавать личные местоимения, употреблять в речи.

Повторим… орфографию, разбор предложения.

- Молодцы!

На центральную доску прикрепляются карточки:

МЕСТО

ИМЕНИ

Е


М     МЕСТОИМЕНИЕ

- Послушайте о происхождении этого слова.

- Слово "местоимение". В старославянском языке слово "местоимение" образовано из слияния сочетаний слов "вместо" + "имени" с прибавлением суффикса –й (е). В результате фонетических изменений начальное "в" в слове «вместо» отпало. Сейчас в слове "местоимение" выделяется основа и окончание.
– Какое открытие для себя сделали?
Местоимение – часть речи, которая заменяет имена.

Я о себе такого мнения:

Огромная роль местоимения!

Я делу отдаюсь сполна:

Я заменяю имена!

-Какие местоимения вы знаете?

- Напоминаю вам, следим за своей посадкой.

- Скажите, какие критерии мы используем как мы при работе в тетрадях?

- Мы пишем в тетрадях правильно, красиво, чисто, аккуратно, грамотно.

А сейчас возьмите карточки №2. Ваша задача подобрать к каждому понятию своё местоимение.

- Какое местоимение вы употребите, говоря о себе, указывая на себя?

- Если вы говорите от лица людей, какое местоимение нужно использовать?

- Если необходимо обратиться к собеседнику (собеседникам), какие местоимения нужно употребить?

- Когда нужно употребить местоимение Вы, обращаясь к одному лицу?

- Если говорят о человеке, который в данный момент отсутствует, какие местоимения употребим?
- Если это группа лиц?

 Давайте проверим.

- Все названные местоимения называются личными. Как вы думаете, почему? (Все они указывают на лица)

Регулятивные:    способность принимать и сохранять учебную цель и задачу, планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации                 

Познавательные: извлечение необходимой информации.

Познавательные: осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме.

Познавательные: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели

Личностные: самоопределение, смыслообразование

 Коммуникативные: строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.

Познавательные: извлечение необходимой информации.

Коммуникативные:  строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.

Регулятивные: группировать объекты по определенным признакам

Познавательные: умение сопоставлять, выявлять сходства и различия.

Коммуникативные: полно и ясно выражать свои мысли, комментировать и аргументировать свои наблюдения.

Регулятивные: группировать объекты по определенным признакам

 Первичное усвоение нового материала.

Учащиеся участвуют в беседе, слушают учителя.

Дети работают по карточкам.

Работа в парах.

Записывают получившиеся предложения в тетрадь.

Она поедает мышей, зайцев, диких уток. Этим она приносит пользу.

Учащиеся отвечают на вопросы.

Учащиеся читают правило в учебнике на с. 52.

- Перечислим еще раз все личные местоимения.

Я и Мы, Ты и Вы,
Он, Она, Оно, Они –
Все слова отличные,
Важные и личные
Это без сомнения
Все местоимения.

Давайте посмотрим, умеете ли вы их находить среди других частей речи.

У вас на столе карточки №3.

Найти среди других частей речи местоимения и подчеркни их.

Солнечный, она, груша, Вы, у, мы, около, оно, урок, оно.

Поменялись тетрадями. Проверим правильно ли Вы нашли местоимения. Не забываем отмечать в листах самооценки.

Работа в парах.

Вспомните правила работы в парах:

У вас на столе карточки №4.

Задание:

1)Задание к данному тексту.

2)Прочитайте текст.

 Хорошо ли звучит этот текст? Все ли в нём в порядке? (много повторов).

3) Что нужно сделать, чтобы избежать повторов?

- Заменить повторы слов местоимениями.

- Вместо какой части речи употребили местоимения?

Записать исправленные предложения. Подчеркнуть основу предложений.

Лиса - хищное животное. Лиса поедает мышей, зайцев, диких уток. Иногда хищница таскает кур и цыплят в деревнях. Главная пища лисы - лесные мыши. Этим лиса приносит пользу. Ведь лесные мыши вредят хлебным растениям.

Проверка.

Кто прочитает получившейся текст.

Лиса - хищное животное. Она поедает мышей, зайцев, диких уток. Иногда хищница таскает кур и цыплят в деревнях. Главная её пища - лесные мыши. Этим она приносит пользу. Ведь лесные мыши вредят хлебным растениям.

- Как подчеркнули местоимения? (Одной чертой, как существительное)

- Почему? (Местоимение употребляется вместо существительного и отвечает на вопрос существительного, играет роль подлежащего в предложении) Кто выполнил верно, поставили «+».

-Сделайте вывод: Местоимения в речи могут заменять повторяющиеся слова. Местоимение не называет предмет, а указывают на него. Местоимения делают нашу речь разнообразной,

яркой, помогают избежать повторов.

На доске к личным местоимениям добавляется табличка:

указывают на предмет, но не называют его.

- Проверим наши выводы с учебником.

Открываем с. 52, правило.

Познавательные:

анализ, сравнение, аналогия, обобщение; осознанное и произвольное построение речевого высказывания

Коммуникативные:

учет разных мнений; умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли

Коммуникативные: полно и ясно выражать свои мысли, комментировать и аргументировать свои наблюдения.

Регулятивные: группировать объекты по определенным признакам

Познавательные:  умение сопоставлять, выявлять сходства и различия.

Коммуникативные: полно и ясно выражать свои мысли, комментировать и аргументировать свои наблюдения.

Регулятивные: группировать объекты по определенным признакам

Личностные:  умение применять сопоставительный анализ при работе, оценивать свои знания

Динамическая пауза

Учащиеся выполняют Физминутка.

Встали. Я показываю карточку с местоимением.

Если на карточке написано личное местоимение, то вы наклоняетесь вправо и хлопаете.

А если на карточке написано не местоимение, любая другая часть речи – стоите на месте и топаете.

(Местоимения учитель прикрепляет к доске при группировке.)

Личные местоимения – я, мы, он, ты, вы.

 Не местоимения – к, у по, молоко

Личностные:     отдыхают, ритмично двигаясь, учатся на слух выделять местоимения.

Первичная проверка понимания нового материала

Работа в группах (учащиеся объединяются в группы).








Учащиеся читают получившийся текст.

Каждая команда аргументирует свой выбор.

Давайте убедимся все друзья,

Что без местоимений нам нельзя!

- Ребята, сейчас мы будем практически применять свои новые знания и употреблять местоимения в речи.

Дифференцированная работа в группах.

- Предлагаю поработать в группах.

- Вспомним правила работы в группах. Карточки №5.

1 группа: Замени выделенные существительные местоимениями

По небу плыли серые тучи. Тучи цеплялись за верхушки старых сосен и сеяли на землю холодный мелкий дождь. Угрюмо шумел бор. Ещё угрюмей шумело озеро. Озеро накатывало на отлогий берег волну за волной. Волны набегали на влажный песок. Волны оставляли после себя грязную пену, щепки и поломанные стебли увядшего камыша.

2 группа: Прочитайте и вместо точек поставьте подходящее местоимение.

Знаете ли ......., что люди издавна употребляют в пищу цветы. В Болгарии варят варенье из лепестков роз. …… очень душистое. А в Китае варят лилии в молоке. ……. придают блюду особый аромат. В Индии любят компот из цветков банана. …… имеет полезный и приятный на вкус.

3 группа: Замени, где нужно существительные местоимениями.

Мама! Ласковая и добрая. Мама всегда заботится о нас. Маша любит свою маму. Маша хочет быть похожей на неё.

После выполнения всех заданий, все задания читают вслух.

Личностные: самоопределение, смыслообразование.

Регулятивные: выполнение учебного действия

Познавательные:    поиск и выделение необходимой информации

Регулятивные: осмысляют уч. материал; действуют с учетом выделенных учителем ориентиров.

Регулятивные: принимают и сохраняют уч. задачу при выполнении заданий

Познавательные:    поиск и выделение необходимой информации, и знаний;

Регулятивные: принимают и сохраняют уч. задачу при выполнении заданий;

Познавательные:    поиск и выделение необходимой информации

Регулятивные: выполнение учебного действия

Познавательные:   поиск и выделение необходимой информации

Закрепление.

Учащиеся пишут в тетрадях слова.










Учащиеся выполняют задания индивидуально, оценивают работу.


Ученики, объясняя, вставляют пропущенные буквы, разбирают предложение по членам.

  1. - Местоимение – часть речи загадочная, иногда прячется там, где мы её не ожидаем, попробуйте  проявить смекалку и отыскать местоимения в словах.
    - Игра «Открой секрет».
    Тыква, короны, ворона, агроном, выставка, ягода, пластырь, выбор, понимание.

Задание: Перед вами слова, запишите их в тетрадь.
В каждом слове спряталось местоимение, найдите его и подчеркните.

- Взаимопроверка.

Игра «Шуточные вопросы»

- Когда руки бывают местоимениями?

(когда они вы - мы – ты)

- Какие два местоимения портят дорогу? (я – мы)

- Какое местоимение одинаково читается слева направо и справа налево? (оно).

Давайте проверим, как вы усвоили сегодняшнюю тему, а ещё вспомним изученные нами орфограммы.

  1. Самостоятельная работа с самопроверкой.
  2.  Возьмите карточку №5.

- Ребята, посмотрите на карточки. Перед вами текст. Прочитайте этоттекст. Какие орфограммы встретились? Что нужно сделать? Как проверить?

Выпишите предложения с местоимениями, подчеркните орфограммы.

Ночью выпал снег. Он п..крыл землю пуш..стым к..вром. Налетела вьюга. Она п..дняла в воздух ле..кие сн..ж..нки. Они з..круж..лись в хороводе.

Проверка на оборотной доске.

Он покрыл землю пушистым ковром. Она подняла в воздух легкие снежинки. Они закружились в хороводе.

- Поднимите руки те, кто выполнил задание верно и пометьте это зеленным на полях.

Кто считает, что он выполнил правильно, согласно нашим критериям.

Коммуникативные:

формируем умение слушать и понимать других, владение диалогической речью.

Регулятивные:

формирование умения высказывать своё предположение на основе работы с материалом

Коммуникативные:

формируем умение слушать и понимать других, владение диалогической речью.

Регулятивные:

формирование умения высказывать своё предположение на основе работы с материалом

Регулятивные:

планирование, саморегуляция.

Познавательные:

выделение проблемы, применение и сохранение учебной задачи.

Регулятивные: планирование, саморегуляция.

Познавательные:

выделение проблемы, применение и сохранение учебной задачи

Информация о домашнем задании. Инструктаж по его выполнению

Учащиеся читают задание, определяют план выполнения упражнения.

- Найдите в учебнике нас. 53 Упр. № 110.

- Прочитайте задания к упражнению. Что вам необходимо выполнить? (отгадать загадки, выписать местоимения, записать существительные к местоимениям, сделать разборы по вариантам: 1 в. – глазки. 2 в. - змейка).

Регулятивные:         уметь слушать в соответствии с целевой установкой

Рефлексия

Учащиеся ставят знаки «+» или «-»

Проверяют работу в парах.


Учащиеся участвуют в беседе.




Учащиеся выполняют самоанализ своей работы, определяют достижения за урок.


Какова была тема нашего урока?

- С какими задачами мы справились?

- Какие бывают местоимения?

- Какова роль местоимения в нашей речи?

Графический диктант (учитель читает утверждение: согласны «+», не согласны «-»)

  1. 1. Местоимение – часть речи. (+)
  2. 2. Он – это местоимение. (+)
  3. 3. Местоимения не называют предмет и не указывают на него. (-)
  4. 4. Личные местоимения заменяют имена существительные. (+)
  5. 5. Мы, он, ох, она, я, у – здесь указаны только местоимения (-)

Взаимопроверка в парах.

Вот и кончился урок,

Подвести пора итог.

Заполняют таблицу:

Самоанализ работы (достижения за урок).

Утверждения

Поставь знак

«+» или «?»

1) Чистописание пословицы

2) Найди местоимение

3) Употребление местоимения

4) Я умею верно использовать местоимения в речи.

5) Самостоятельная работа.

У кого получилось 5 плюса, тот работал на отлично

У кого получилось 4 плюса, молодцы, но нужно поработать еще.

У кого меньше +, тому ещё есть над чем работать.

- Оценки за урок.

 А сейчас выберите то, яблочко, которое соответствует вашему настроению на уроке.

- Урок окончен.

Личностные: формирование самооценки, включая осознание своих возможностей в учении; адекватное понимание причин успеха/неуспеха в учебной деятельности

Регулятивные:     волевая саморегуляция; оценка – выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, прогнозирование

Литература:

1. Стихотворение А. Барто «Сильное кино». https://poemata.ru/poets/barto-agniya/silnoe-kino.

2. Учебник «Русский язык. 4 класс», Москва, «Просвещение», 2014г., автор: В.П. Канакина В.Г.

Приложения:

Приложение1.  Стихотворение А. Барто «Сильное кино». (https://poemata.ru/poets/barto-agniya/silnoe-kino.)

Заранее, заранее

Все было решено:

У школьников собрание,

Потом у них кино.

Домой придёт

Мой старший брат,

Он мне расскажет

Всё подряд,

Он объяснит мне,

Что к чему.

А я большая!

Я пойму.

И вот он начал

Свой рассказ:

- они ползут,

А он им – раз!

А тут как раз

Она ползла,

А он как даст ему

Со зла!

Они ей – раз!

Она им – раз!

Её он спас,

Он был с ней

Заодно…

Ух, сильное кино!

Нет, видно, я ещё мала:

Я ничего не поняла.

Приложение 2.  Стихотворение «Местоимение»

Я о себе такого мнения:

Огромная роль местоимения!

Я делу отдаюсь сполна:

Я заменяю имена!

Приложение 3.  Карточка на доску.

МЕСТО

ИМЕНИ

Е


МЕСТОИМЕНИЕ

 

2)указывают на предмет, но не называют его.

3)Личные местоимения – я, мы, он, ты, вы.

 Не местоимения – к, у по, молоко

4) Игра «Открой секрет».
Тыква, короны, ворона, агроном, выставка, ягода, пластырь, выбор, понимание.

Приложение 4. Стихотворение  

Я и Мы, Ты и Вы,
Он, Она, Оно, Они –
Все слова отличные,
Важные и личные

Это без сомнения
Все местоимения.

Приложение 5.  Карточки:

Карточка №1

Найти среди других частей речи местоимения и подчеркни их.

Солнечный, она, груша, Вы, у, мы, около, оно, урок, оно.

Карточка №2

Заменить повторы слов местоимениями. Вместо какой части речи употребили местоимения? Записать исправленные предложения. Подчеркнуть основу предложений.

Лиса - хищное животное. Лиса поедает мышей, зайцев, диких уток. Иногда хищница таскает кур и цыплят в деревнях. Главная пища лисы - лесные мыши. Этим лиса приносит пользу. Ведь лесные мыши вредят хлебным растениям.

Карточки №3

1 группа: Замени выделенные существительные местоимениями.

По небу плыли серые тучи. Тучи цеплялись за верхушки старых сосен и сеяли на землю холодный мелкий дождь. Угрюмо шумел бор. Ещё угрюмей шумело озеро. Озеро накатывало на отлогий берег волну за волной. Волны набегали на влажный песок. Волны оставляли после себя грязную пену, щепки и поломанные стебли увядшего камыша.

__________________________________________________________________

Карточки №3

2 группа: Прочитайте и вместо точек поставьте подходящее местоимение.

Знаете ли ......., что люди издавна употребляют в пищу цветы. В Болгарии варят варенье из лепестков роз. …… очень душистое. А в Китае варят лилии в молоке. … придают блюду особый аромат. В Индии любят компот из цветков банана. …… имеет полезный и приятный на вкус.

Карточки №3

3 группа: Замени, где нужно существительные местоимениями.

Мама! Ласковая и добрая. Мама всегда заботится о нас. Маша любит свою маму. Маша хочет быть похожей на неё.

После выполнения всех заданий, все задания читают вслух.

Карточки №4

Перед вами текст. Прочитайте этот текст и выпишите предложения с местоимениями.

Ночью выпал снег. Он п..крыл землю пуш..стым к..вром. Налетела вьюга. Она п..дняла в воздух ле..кие сн..ж..нки. Они з..круж..лись в хороводе.

Карточки №5 

Графический диктант

1. Местоимение – часть речи (+)

2. Он – это местоимение (+)

3. Местоимения не называют предмет и не указывают на него (-)

4. Личные местоимения заменяют имена существительные (+)

5. Мы, он, ох, она, я, у – здесь указаны только местоимения (-)

Приложение 6. Лист самоценки

Утверждения

Поставь знак

«+» или «?»

1) Чистописание пословицы

2) Найди местоимение

3) Употребление местоимения

4) Я умею верно использовать местоимения в речи.

5) Самостоятельная работа.

Приложение 7. Дерево с яблоками.

C:\Users\User\Desktop\IMG_20190313_083124.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока по русскому языку тема "Глагол как часть речи" 2 класс УМК "Школа России"

Конспект урока русского языка во 2классе по учебнику авторов -В.П.Канакина В.Г.Горецкий на тему:"Глаголкак часть речи"...

Технологическая карта урока русского языка. Тема: «Местоимение как часть речи: значение и употребление в речи». УМК "Школа России".

Тема: «Местоимение как часть речи: значение и употребление в речи».Цели деятельности учителя: познакомить учащихся с новой частью речи местоимением, его значением и употреблением в речи....

Конспект урока по русскому языку. Тема: "Предлог как часть речи. Роль предлога в речи" (УМК "Школа России", 2 класс).

Цели деятельности учителя: формирование знаний о правописании предлогов; развитие умения употреблять предлоги в речи.Планируемые результаты:Предметные:- знать, что такое предлог; какую роль играет пре...

Конспект урока по русскому языку. Тема "Что такое части речи?"

Конспект урока по русскому языку "Что такое части речи?"  с отрывками из книг Т.Рик...

Методическая разработка урока с презентацией по теме «Глагол как часть речи и употребление его в речи»

Тема урока: «Глагол как часть речи и употребление его в речи»Тип урока: Решение учебной задачиЦель: способствовать развитию умения распознавать глагол и определять его признаки; создать ус...