Конспект урока по русскому языку. Тема "Что такое части речи?"
план-конспект урока по русскому языку (2 класс)

Акентьева Татьяна Викторовна

Конспект урока по русскому языку "Что такое части речи?"  с отрывками из книг Т.Рик

Скачать:


Предварительный просмотр:

                     Конспект урока по русскому языку.

Тема: Что такое части речи?

Класс: 2

Урок №: 95

Тип урока: открытие новых знаний

Цель урока: дать понятие о трёх самостоятельных частях речи: имен существительном, имени прилагательном, глаголе.

Задачи:

Обучающие:

сформировать умение соотносить слова-названия (предметов, признаков, действий), вопросы, на которые они отвечают, с частями речи;

использовать специальную терминологию при определении частей речи.

Развивающие:

развивать творческое воображение и умение работать коллективно, в парах, индивидуально;

способствовать развитию умения анализировать и классифицировать, делать самостоятельные выводы.

Воспитательные:

воспитывать культуру поведения, личностные качества учащихся, дружеские отношения в коллективе;

прививать интерес к предмету русский язык.

Планируемые результаты:

1. Предметные результаты:

уметь называть в окружающем мире и на рисунке самостоятельные части речи: имя существительное, имя прилагательное, глагол.

2. Метапредметные результаты:

Познавательные УУД:

извлекать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник и информацию, полученную на уроке;

строить речевое высказывание.

Регулятивные УУД:

определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;

осуществлять самоконтроль.

Коммуникативные УУД:

учитывать разные мнения и стремиться к координации действий в сотрудничестве;

высказывать и отстаивать собственное мнение и позицию;

договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов.

3. Личностные результаты:

выражать способность к самооценке на основе наблюдения за собственной деятельностью;

оценивать причины своего успеха/неуспеха в учении, связывая успехи с усилиями, трудолюбием.

Оборудование: учебник «Русский язык. 2 класс», 2 часть, В.П.Канакина, В.Г.Горецкий, карточки с заданиями, иллюстрации из книг Т.Рик.

                                         

                                              Ход урока.

1.Организационный момент.

2.Актуализация знаний.

    1) Минутка чистописания.

-Откройте тетради, положите их с наклоном, возьмите ручки, сядьте правильно: выпрямите спинки, поставьте на место ножки. Запишите сегодняшнее число, классная работа. Писать нужно аккуратно, обращая внимание на правильное соединение букв.

    2)Словарная работа.

(На доске записаны слова)

Запишите слова в два столбика: 1)с разделительным мягким знаком; 2)с мягким знаком, обозначающим мягкость предшествующего согласного звука. В каждый столбик допишите ещё по одному слову.

Пальчик, ручьи, коньки, братья, стульчик, мальчик, муравьи, крылья.

   3)Орфографическая минутка.

-Ну а теперь настало время потренировать нашу память. У вас на карточках небольшое стихотворение. Кто готов прочитать его вслух? Это стихотворение нужно записать в свои тетрадки по памяти. А кто помнит правила написания по памяти? Если забыли, можно открыть учебник на ст. 132 и заглянуть в памятку 3 «Как подготовиться к письму по памяти».

                                    Письмо по памяти.

                                    Всей семьёй идут гулять

                                         Ночью вдоль дорожек

                                         Ёж-отец, ежиха-мать

                                         И ребёнок ёжик. (С.Маршак)

-Ребята, давайте проверим стихотворение, которое вы писали по памяти. Возьмите в руки красный и синий карандаш. У кого нет ни одной ошибки, поставьте на полях восклицательный знак красным цветом. У вас отличная память. Так держать! Те ребята, у которых есть неточности, рисуют на полях рядом восклицательный знак синим карандашом. Вашу память нужно ещё потренировать. Не унывайте!

-Ребята, что помогает людям общаться друг с другом?(Речь)

-Почему люди одной страны не понимают людей из другой страны? (У них разный язык)

-Как вы понимаете смысл этих пословиц?

Мал язык, а всем телом владеет.

Язык царствами ворочает.

-Назовите словарное слово в этих пословицах. (Язык)

-Напишите слово, подчеркните в нём непроверяемую безударную гласную, поставьте ударение. Давайте с вами придумаем предложение со словом язык и запишем его.

3.Самоопределение к деятельности.

   На доске записаны слова.

лес                                         тёмный                           зеленеет

снежинка                              лёгкая                             падает

солнышко                            яркое                               светит

-По какому признаку слова распределены в три группы? (в первом столбике слова отвечают на вопрос что?, во втором- на вопрос какой?, в третьем столбике – на вопрос что делает?.)

-что обозначают слова первого, второго и третьего столбика?

-Какую роль они играют в русском языке?

-Как вы думаете о чём же мы сегодня будем говорить? Кто попробует определить тему урока.

4.Работа по теме урока.

Откройте учебник на ст.39. Какие сказочные герои изображены на картинке? (Богатырь, Змей Горыныч.)

-Назовите вопросы, на которые отвечают эти слова. (Кто?)

-Прочитайте слова – названия признаков, относящихся к богатырю. (Смелый)

-Прочитайте слова – названия признаков, относящихся к Змею Горынычу. (Грозный)

-Назовите действия, которые они выполняют. (Нападать, защищаться)

-Прочитайте название раздела. Объясните, из каких частей состоит наша речь? (из слов)

-Давайте выполним упражнение 68 на странице 40.

(Выполнение упр. в соответствии с заданиями)

-Прочитайте правила тётушки Совы.

-Какие названия имеют части речи?

Блок-схема (ст.41)

-Ребята, мы с вами отправляемся в большое путешествие по стране Части Речи. Нас будут сопровождать герои книг Татьяны Рик – Юлька Апельсинкина, Женька, Катюша и их учительница – Светлана Даниловна.

-Рассмотрите схему на ст.41. Какие жители есть в этой стране? Как они называются одним словом?(Слова-названия)

(Читаю отрывок из книги об Имени Существительном и показываю рисунок волшебника)

-Какой волшебный предмет был у Имени Существительного?(волшебная палочка)

(Вывешиваю иллюстрацию к отрывку на доску)

-Во что он превращался с помощью неё?(в разные предметы)

-Рассмотрите схему. Что обозначают имена существительные? На какие вопросы отвечают?

( Читаю отрывок из второй книги «Доброе утро, Имя Прилагательное»)

-Каких слов много в речи Имени Прилагательного?(Много слов, отвечающих на вопросы Какой? Какая? Какие? Какое?)

-Какой волшебный предмет есть у Имени Прилагательного?(Волшебная кисть)

-Что происходило с предметами. Которых касается кистью Имя Прилагательное? (У них появляются какие-то признаки)

-Пройдём по второй стрелке на схеме в учебнике. Что обозначают имена прилагательные? На какие вопросы отвечают?

-А теперь сходим в гости к Глаголу.

(Читаю отрывок из третьей книги «Здравствуй, Дядюшка Глагол».Вывешиваю иллюстрацию из книги)

-Что волшебного происходит с дядюшкой Глаголом? (У него много рук и ног, и он постоянно что-то делает)

-Пройдём по третьей стрелке на схеме учебника. Что обозначают глаголы? На какие вопросы отвечают?

-С какими жителями страны Части Речи мы познакомились?

5.Физкультминутка.

                                    Руки на пояс поставьте сначала,

                                    Влево и вправо качайте плечами.

                                    Вы дотянулись мизинцем до пятки?

                                    Если сумели – всё в полном порядке.

6.Закрепление изученного материала.

-А теперь давайте вместе выполним упражнение 69 на стр.41.

(Коллективное выполнение)

-Ребята,  а упражнение 70 я предлагаю вам выполнить в парах. А после выполнения вы поделитесь результатами друг с другом.

(Упражнение выполняется в парах)

7.Рефлексия.

(Запись под диктовку)

-Запишите в своих тетрадях предложение.

Льёт сильный дождь.

-Напишите над словами, какую часть речи они обозначают.

-Кто из вас готов назвать части речи? (один ученик читает предложение, называет части речи)

-Все ли из вас справились с заданием?(Ребята проверяют и оценивают себя)

8.Подведение итогов.

-В какой стране вы сегодня побывали?

-С какими частями речи вы познакомились?

-Чем вам понравился урок?

- Кому было легко на уроке, кто всё понял, пусть повесит на дерево красное яблоко.

-Кому было немного трудно разобраться в теме урока, пусть повесит на дерево зелёное яблоко.

-А кому было трудно и нужна помощь учителя и товарищей, повести на дерево жёлтое яблоко.

Домашнее задание.

Учебник стр.42 упражнение 71.

                                     C:\Users\админ\Desktop\story-hiro11.jpg

                                     Письмо по памяти.

                                    Всей семьёй идут гулять

                                         Ночью вдоль дорожек

                                         Ёж-отец, ежиха-мать

                                         И ребёнок ёжик. (С.Маршак)

                                     

                                   

                                              C:\Users\админ\Desktop\story-hiro11.jpg

                                        Письмо по памяти.

                                    Всей семьёй идут гулять

                                         Ночью вдоль дорожек

                                         Ёж-отец, ежиха-мать

                                         И ребёнок ёжик. (С.Маршак)



Предварительный просмотр:

       Отрывок из книги Татьяны Рик

  «Здравствуй, Имя Существительное».

Первого жителя страны, к которому мы сейчас отправимся зовут Имя Существительное – продолжала учительница-фея, - Юлька с ним уже знакома по школьной программе. Катюша тоже немножко слышала, а вот Женька познакомится с ним впервые.

Они подошли к маленькому аккуратному домику. На калитке висела табличка:

                  Часть речи

     Имя существительное.

За забором все увидели старенького седобородого старичка в высоком остроконечном колпачке. В руке у него была тоненькая палочка.

-Неужели волшебная? – подумала вслух Катюша. В ответ на это старичок взмахнул палочкой и … превратился в кошку!

-Ох! – дружно вздохнули Апельсинкины.

-Дедушка! – закричала Катюша.

-Существительное! Его зовут Имя Существительное! – подсказала Светлана Даниловна.

-Дедушка Имя Существительное, а вы можете превратиться …, ну в дерево, например?

-Пожалуйста, - ответил дедушка Существительное и превратился в дерево.

-А в коня? В коня - можете? – восхищённо завопил Женька.

-Нет проблем! – и дедушка Существительное стал конём.

-Извините, пожалуйста, а не могли бы вы превратиться в Золушку? – застенчиво попросила Юлька.

-Ну конечно, могу.

Ах, какая нарядная и красивая Золушка получилась!

-А можете вы превратиться в чайник? – спросила Катюша.

-Разумеется! Я могу превратиться в любой предмет.

-Что это такое предмет? Я не понял, – это сказал Женька.

-Очень просто, - отвечала Светлана Даниловна, ПРЕДМЕТАМИ НАЗЫВАЮТ ВСЕ ВЕЩИ, ВСЕ РАСТЕНИЯ, ВСЕ ЯВЛЕНИЯ ПРИРОДЫ,ГОРОДА, СЁЛА, МАШИНЫ. ЛЮДИ, ЖИВОТНЫЕ, НАСЕКОМЫЕ – ЭТО ТОЖЕ ПРЕДМЕТЫ.

-Ну-ка, Женька, назови все предметы, какие знаешь.

-Веник, вареник, банка, склянка, Светка, конфетка, речка, печка, пёсик, носик, абрикосик, дождик, художник, пчёлка, ёлка, мороз, поднос, Петька, редька, самовар, Краснодар.

А теперь и ты назови, мой читатель. Сможешь больше Женьки?

ИТАК, запомни, мой дружок, ВСЕ СЛОВА, КОТОРЫЕ ОБОЗНАЧАЮТ ПРЕДМЕТЫ, - ЭТО ИМЕНА СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫЕ.

Вслушайся в имя волшебника: Существительное, то есть, обозначающее всё, что существует.

             Волшебник

       Имя Существительное.

        C:\Users\админ\Desktop\Инфоурок\Конспекты уроков\Имя сущ..jpg



Предварительный просмотр:

  Отрывок из книги Татьяны Рик

«Доброе утро, имя Прилагательное».

Скоро за рощицей, по которой шли наши герои, показалась полянка, а на ней – нарядный разноцветный домик, раскрашенный яркими красками.

- Кто, кто в теремочке живёт? – звонко и задорно кричит Женька и вприпрыжку мчится к калитке, на которой висит затейливо разрисованная дощечка:

                     Часть речи

          Имя Прилагательное

Из-за забора выглянуло миловидное женское личико в обрамлении рыжих кудряшек.

-Добро пожаловать, добрые, славные, симпатичные дети!

-Здравствуйте, тётенька! – в один голос ответили Апельсинкины.

-Ах, какие вежливые, воспитанные, внимательные ребятки! – пропела женщина и открыла калитку. – Входите. Меня зовут Имя Прилагательное. А вас?

Ребята назвали свои имена, а Светлана Даниловна, по-видимому, была уже знакома с хозяйкой.

-Отец просил передать тебе привет.

-Ах, мой добрый, хороший, заботливый папочка! – тётенька запрыгала на одной ножке и захлопала в ладоши.

-Чем занимаешься? – осведомилась Светлана Даниловна.

-Я? Как всегда: занимаюсь чистым, прекрасным, волшебным искусством – живописью.

-Если ты не против, - сказала фея, – мы немножко погостим здесь и понаблюдаем за твоей работой.

-Да, конечно! – обрадовалась женщина.- Я ужасно люблю гостей! Живите сколько хотите! – Имя Прилагательное взяла кисть и палитру и принялась за работу. Всё, к чему прикасалась её волшебная кисточка, удивительным образом преображалось. Каждый ПРЕДМЕТ становился КАКИМ-нибудь особенным. Было, например, дерево. Прикоснулась к нему художница кисточкой.

-Смотрите, смотрите, КАКОЕ стало дерево!- закричал Женька. Зелёное, высокое, ветвистое.

Была просто кошка. Ничего особенного: кошка как кошка. Тётенька Имя Прилагательное разрисовала её.

-Ух, КАКАЯ кошка! – завопила Катюша. –КАКАЯ красивая, пушистая, усатая, толстая!

-Полосатая, хвостатая, лохматая, мохнатая!- подхватил Женька.

-Симпатичная, милая, славная, - смеялась Юлька, почёсывая за кошкиным ухом, -давайте назовём её Поля, потому что она полосатая.

-А это что?  Смотрите, гриб! КАКОЙ это гриб, Юлька?

-Не знаю, непонятный какой-то.

И тут художница Прилагательное принялась раскрашивать гриб.

-КАКОЙ стал гриб?- спросила Светлана Даниловна.

-Красный, нарядный, весёлый! - ответил Женька.

-Праздничный, красивенький, заметный! – добавила Катя.

-Но зато он ядовитый, несъедобный т страшный! – предупредила Юлька. Мухомор называется. Надо его непременно запомнить, чтобы случайно не положить в корзинку.

-Не-ет! – довольно улыбнулся Женька. – Я его теперь везде признаю: вот он КАКОЙ: красный да яркий!

-Запомни, малыш, - сказала фея-учительница, - красный да яркий – это ПРИЗНАКИ этого гриба.

-Как это - ПРИЗНАКИ? – не понял Евгений.

-А это те ПРИМЕТЫ или ЧЕРТЫ, по которым ты всегда признаешь мухомор.

Этот гриб (КАКОЙ?) красный, (КАКОЙ?) яркий, (КАКОЙ?) заметный, но (КАКОЙ?) ядовитый и (КАКОЙ?) несъедобный. Всё это ПРИЗНАКИ мухомора. Признал ты этот гриб?

-Признал. А всё потому, что художница Прилагательное раскрасила наш грибок, а то он был какой-то никакой.

-Зато теперь у него появились ПРИЗНАКИ – ПРИЛАГАТЕЛЬНЫЕ. Это слова, которые отвечают на вопрос КАКОЙ? КАКАЯ? КАКОЕ? КАКИЕ?

ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ ВСЕГДА СВЯЗАНО С СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫМ!



Предварительный просмотр:

  Отрывок из книги Татьяны Рик

   «Здравствуй, дядюшка Глагол!»

Всю ночь Женьку мучил комар: он кусал несчастного мальчика в нос, в ухо, в левую щёку, противно жужжал, зудел и звенел. Женька и руками махал, и ногами дрыгал, и дул на ужасного комара и даже один раз в него плюнул – всё бесполезно! Комар ехидно ухмылялся и снова пикировал на Женькино ухо! Тогда Женька потерял терпение.

«Пойду искать ружьё или, на худой конец, шпагу, - решил Женька. – Этот комар кусал меня спящего и совершенно беззащитного! Теперь держись, злодей! Я вызываю тебя на дуэль».

Шлёпая босыми ногами по деревянным ступенькам, Женька спустился во двор. Несмотря на ранний час, по двору со страшной скоростью носился какой-то чудной дядька в шляпе. Он всё время что-то делал, да так быстро, что казалось, будто у него не две ноги две руки, а несколько.  

-Вы что здесь делаете? – сурово спросил его Женька.

--Что я делаю? – удивился чудной дядька. – С тобой разговариваю. Ещё дышу носом, моргаю глазами и улыбаюсь ртом. Или, может быть, ты хочешь знать, что я делал, пока ты спал в доме?

Я рубил дрова, носил воду, поливал цветы, окучивал грядки, вырывал сорняки и посыпал песком дорожки. А теперь угадай, что я буду делать дальше? Я буду расспрашивать тебя, кто ты такой и что делаешь в моём доме?

-В вашем доме?! Что-то вы путаете, дядечка, здесь художница Имя Прилагательное живёт.

-Ну да, конечно. Она ведь моя жена. А я её муж. Только мы вчера поссорились.

-Почему? – удивился Женька.

-Из-за шляпы.

-Из-за какой шляпы?

-Из-за моей, вот этой.

-Понимаешь, Глагол без шляпы - не Глагол, - ответил дядечка. – Это меня Глаголом зовут. У нас в роду все Глаголы шляпы носили. Традиция у нас такая! А она: « Ну и ходи в своей традиции, сколько хочешь, а мне с твоей традицией даже стоять стыдно. Над ней даже лягушки смеются. Выбирай, - говорит, – или я или твоя традиция». А что я могу сделать, если Глагол и отличается от других частей речи тем, что шляпу носит и отвечает на вопросы ЧТО ДЕЛАТЬ? ЧТО СДЕЛАТЬ? ЧТО БУДЕТ ЛЕЛАТЬ? ЧТО СДЕЛАЛ? ЧТО СДЕЛАЕТ? Понимаешь, мальчик…

-Меня зовут Евгений Апельсинкин, - перебил Женька.

-Понимаешь, мальчик Евгений Апельсинкин, такой уж у меня характер деятельный. Я всё время что-нибудь ДЕЛАЮ!

Я страшное дело какой деловой:

В любые дела ухожу с головой.

Задачи решаю, на скрипке играю,

Сынишку соседки в коляске катаю.

Я пряжу мотаю, и хлеб покупаю,

И на стадионе голы забиваю.

Укроп поливаю, кусты подстригаю

И чисто-пречисто весь двор подметаю.

Дорожки в саду я песком посыпаю,

А после работы в тени отдыхаю.

ГЛАГОЛЫ – это слова, которые называют действия людей, животных или предметов. Эти слова (ГЛАГОЛЫ) отвечают на вопросы ЧТО ДЕЛАТЬ? ЧТО СДЕЛАТЬ? ЧТО ДЕЛАЛ? ЧТО СДЕЛАЛ? ЧТО ДЕЛАЕТ? ЧТО СДЕЛАЕТ?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по русскому языку: "Что такое склонение? Три склонения имен существительных".

На данном уроке рассмотрены признаки, по которым существительное относят к одному из трёх основных типов склонения, вводится  термин склонение....

Конспект урока по русскому языку "Что такое местоимение"

Конспект урока составлен на основе УМК "Школа России"...

Конспект урока по русскому языку Что такое части речи? 2 класс Школа России

Предмет: Русский языкКласс: 2Тема урока: Что такое части речи?Цели урока:•  дать понятие о трех самостоятельных частях речи: имени существительном, имени прилагательном, глаголе;•  раз­виват...

Конспект урока по русскому языку Что такое части речи? 2 класс Школа России

Предмет: Русский языкКласс: 2Тема урока: Что такое части речи?Цели урока:•  формировать умение распознавать самостоятельные чип и речи: имя существительное, имя прилагательное, глагол;•  раз...

Конспект урока по русскому языку "Что такое такое второстепенные члены предложения?" (2 класс, Школа России)

КОНСПЕКТ УРОКА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ Тема урока: Что такое второстепенные члены предложения? Цели деятельности учителя:            Формиров...