разработка урока по русскому языку во 2 классе "части речи.Имя существительное"
методическая разработка по русскому языку (2 класс) по теме

Шовгенова Елена Александровна

урок по программе "Школа России"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon chasti_rechi._imya_sushchestvitelnoe._2klass.doc85 КБ

Предварительный просмотр:

Республика Адыгея Кошехабльский район село Вольное

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 9

2 класс

Учитель начальных классов

Шовгенова  елена                      александровна

цель  урока.  Введение  понятия  «имя  существительное»,  знакомство с лексико–грамматическими признаками существительных.

Задачи:  1. Воспитание  нравственных  качеств  личности  и  эстетических  чувств.

  1. Развитие  познавательного  интереса  к  языку,  формирование  орфографической  зоркости,  речевой  культуры,  мыслительных  процессов.
  2. Познакомить   учащихся  с  именем  существительным,  его  грамматическими  признаками.

ОБОРУДОВАНИЕ.  Мультимедийный  проектор,  компьютер,  экран.

Литература

  1. О.В.Узорова,  Е.А.Нефедова.  Русский  язык. Правила  и  упражнения.//  ЗАО  «Премьера»,  ГИППВ,  1999  г.
  2. А.И.Тикунова,  В.П.Канакина.  Сборник  диктантов  и  творческих  работ.// М.,  «Просвещение»,  1992 г.
  3. Н.В.Елкина, Т.И.Тарабарина. 1000  загадок.//  Ярославль,  Академия  развития, 1997  г.
  4. 5000  забавных  изображений.  Смешные  картинки  для  всех.//  WWW. CD BOOM.COM.

  1. Организационный момент.  Сообщение  темы,  целей  урока

(слайды  1, 2)

- Здравствуйте,  ребята!

- Сегодня  мы  с  вами  отправимся  в  увлекательное  путешествие  и  познакомимся  с  удивительным  миром  слов.  

- Наша  главная  задача  ответить  на  вопросы: какие  группы  слов  есть  в  русском  языке?  Что  они  обозначают?

  1. Упражнения  в  чистописании  (слайд  3)

- Отгадайте  загадку:

Прилетели  галки  в  поле  

И  уселись  на  снегу.

Стану  я  учиться  в  школе –

Разобраться  в  них  смогу (буквы).

-  Сегодня  мы  напишем  прописную  и  строчную  букву  Пп  и  ее  соединения  с  другими  буквами.

Пп       п      п

Помидор, капуста, огурец, петух

- Какое  слово  лишнее? Подчеркните  его. Почему?  (огурец – нет  буквы  П,  петух – не  овощ)

- Составьте  предложение  с  любым  из  данных  слов.  Запишите.

  1. Актуализация  знаний.  Повторение  изученного  (слайд  4 – 7 )

- Вспомните,  ребята, из  чего  состоит  наша  речь?

- Из  чего  состоят предложения?

  1. Наша  речь  состоит  из  предложений.
  2. Предложения  состоят  из  группы  слов  или  одного  слова. Слова в предложении  связаны  между  собой  по  смыслу.

- На  какие  группы  можно  разделить  эти  слова?  Почему?  Запишите  их  в  три  столбика.

Арбуз,  думать,  весёлый,  солнце,  играть,  большой, медведь,  собака,  бежать, хороший,  рисовать,  золотой.

арбуз

солнце

медведь

собака

весёлый

большой

хороший

золотой

думать

играть

бежать

рисовать

- Что  обозначают  слова  каждой  группы?  ( 1 – предметы,  2 – признаки,  3 – действия)

  1. Физминутка

  1. Введение  новых  знаний (слайды  8 – 19)

1.  Лексико – грамматические  признаки  имен  существительных

- Сегодня  мы  остановимся  только  на  первой  группе  слов.  Итак,  что  обозначают  слова,  записанные  в  1  группе  (предметы)

- Такие  группы  слов  (части  речи)  называются  именами  существительными.

Имя  существительное – это  часть  речи,  которая  обозначает  предметы,  явления  природы  или  события  и  отвечает  на  вопросы  кто?  или  что?

- Назовите  предметы,  которые  изображены  на  слайде.  Найдите  среди  них  предметы,  явления  природы,  события.  Запишите.

- Приведите  свои  примеры  имен  существительных.

Упражнение  1.

В  каждую  группу  существительных  напишите  ещё  по  три  слова

Явления  природы:  что?  мороз, ….

События:  что?  праздник,  ….

Состояние: что?  обида,  ….

2.  Одушевленные – неодушевленные  имена  существительные

Упражнение  2.

Разделите  слова  на  группы.

Свеча,  кувшин,  врач,  голубь,  воробей, пальто, карандаш,  встреча, стрижи,  девочка, класс, чайка.

По  какому  признаку  вы  разделили  слова?  Запишите  в  два  столбика.

врач

голубь

воробей

стрижи

девочка

чайка

свеча

кувшин

пальто

карандаш

встреча

класс

- На  какой  вопрос  отвечают  имена  существительные  в  первой  группе?  (Кто?)  во  второй?  (Что?)  Что  они  обозначают?

Одушевленные  имена  существительные  обозначают  людей  и  животных  и  отвечают  на  вопрос  кто?

Неодушевленные – отвечают   на  вопрос  что?  и  обозначают  все  остальные имена  существительные

- Назовите  одушевленные (неодушевленные)  предметы,  изображенные  на  рисунках.  

- Приведите  свои  примеры.

Упражнение 3.

Вставьте  подходящие  по  смыслу  слова.  Спишите  стихотворение

У  _________  высокий  рост,

У  _________  пушистый  хвост,

У  _________  крепки  рожки,

У  _________  тонки  ножки.

У  _________  толсты  губы,

А  у  _______  остры  зубы.

Сам  придумай  про  ежа,

Про  ужа  и  про  чижа!

                         

цыплёнок

слон

волк

мартышка

козлёнок

лиса

                                   (А.Бродский)

Подчеркните  имена  существительные.  

Проверьте  себя  (самопроверка,  взаимопроверка)

3.  Число  имен  существительных.  Изменение  существительных  по  числам.

- Сколько  предметов  может  обозначать  имя  существительное?  (один – много)

- Понаблюдайте.  Назовите  существительные,  которые  обозначают  один  предмет  (много  предметов).

Имена  существительные  употребляются  в  единственном  и  во  множественном  числе.

Для  обозначения  одного  предмета  имя  существительное  употребляется  в  единственном  числе  (ед.ч.).

Для  обозначения нескольких  предметов  имя  существительное  употребляется  во  множественном  числе  (мн.ч.)

Упражнение 4.

Запишите  слова  в  два  столбика.

Дерево,  девочка,  травы, корзины,  города,  завод,  ученик,  сороки,  язык,  деревни.

По  каким  признакам  вы  делили  слова?  Почему?

дерево

девочка

завод  

ученик

язык

травы

корзины  

города,  

сороки

деревни

- Сколько  предметов  обозначают  слова  первой  группы (второй  группы)?  В  каком  числе  употреблены  эти  существительные?  (1 – ед.ч.,  2 – мн.ч.)

Упражнение 5.

Запишите  слова  во  множественном  числе.

ед.ч.                                        

волна

ягода

яблоня

сова

воробей

бревно

помидор

чиж

мн.ч.

волны

ягоды

яблони

совы

воробьи

брёвна

помидоры

чижи

- Что  изменилось  у  имен  существительных  во  мн.ч.?  (окончания  слов)

    Имена  существительные  изменяются  по  числам

  1. Гимнастика  для  глаз

  1. Повторение.  Занимательный  материал.

- Запишите  в  клетки  кроссворда  слова:

синим  цветом – одушевленные  имена существительные;

зелёным – неодушевлённые  имена существительные.

                                 1                                                            2

                          3                            4             5

                                                       6                              7

                                                                        8

                                                               9

                                                        10

  1. Рефлексия.  Итог  урока  (слайд  22)

- Что называется именем  существительным? (слайд  8)

- Какие бывают  имена  существительные?  (слайд  14)

- Как  изменяются  имена  существительные?  (слайд 19)

  1. Домашнее  задание

 

- Предлагаю  домашнее  задание  выполнить  по  вариантам  (по  8 – 10 слов):

1  ряд – записать  одушевленные  существительные  ед.ч.

2  ряд – неодушевленные  существительные  ед.ч.

3  ряд – имена  существительные  мн.ч.

Методические  рекомендации  для  учителя

Данный  урок  можно  провести  как  на  одном  уроке,  так  и  поделить  его  на  фрагменты,  поскольку  по  санитарным  правилам  и  нормам   учащиеся  начальной  школы  должны  просматривать  видео, кино  (а  в  нашем  случае  мультимедиа)  в  течение  7 – 10  мин.

1  фрагмент – введение  понятия  об  имени  существительном

2  фрагмент – одушевленные – неодушевленные  имена  существительные

3  фрагмент – число  имен  существительных

Слайды  «Проверь  себя»  тоже  можно  варьировать,  применяя  различные  способы  проверки  (самопроверка,  взаимопроверка,  контроль  учителя  и  т.п.).

Занимательный  материал  можно  предложить  решить как в  парах,  так и в  группах  учащихся,  предложить  для  самостоятельного  решения  в  группе  продленного  дня.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока по русскому языку 3 класс "Род имен существительных"

Разработка урока по русскому языку в 3 классе "Род имен существительных" по учебнику Т. Г. Рамзаевой...

Методическая разработка уроков по русскому языку на тему "Несклоняемые имена существительные"

В данной разработке мною предложены 5 уроков по русскому языку для работы над темой "Несклоняемые имена существительные". Данная разработка не привязана к определенной программе, поэтому может использ...

Разработка урока по русскому языку на тему "Род имени существительного" ( программа "Школа 2100", 3 класс)

Конспект урока по русскому языку на тему "Род имени существительного". На уроке проходит знакомство с таким грамматическим признаком существительных , как род и способом его определения . Урок построе...

План-конспект урока по русскому языку 3кл "Части речи. Имя существительное"

Конспект урока 3 класса по теме " Части речи. Имя существительное" Программа " Начальная школа 21 века"...

Разработка урока по русскому языку "Правописание безударных окончаний имён существительных 1-го склонения".

создать условия для овладения способом действия при написании безударных окончаний имён существительных 1-го склонения. Способствовать овладению способом действия при написании безударных ок...