Главные вкладки

    Разработка урока по русскому языку на тему "Род имени существительного" ( программа "Школа 2100", 3 класс)
    план-конспект урока по русскому языку (3 класс) на тему

    Конспект урока по русскому языку на тему "Род имени существительного". На уроке проходит знакомство с таким грамматическим признаком существительных , как род и способом его определения . Урок построен на основе проблемного диалога, на этапе закрепления используется диференцированный подход и работа с интерактивной доской. В ходе урока учащиеся так же закрепляют уже изученные признаки имён существительных,  развивают фонематический слух, орфографическую зоркость, расширяют лексический запас слов. Использование грамматических стихов и сказок, дидактической игры позволяет поддерживать познавательный интерес учащихся.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл konspekt_uroka_po_russkomu_yazyku.docx36.92 КБ

    Предварительный просмотр:

    Конспект урока по русскому языку

    3 класс, программа «Школа 2100»

    Тема: Род имен существительных

    Цель урока: познакомить с понятием рода имени существительного.

    Задачи:

    -повторение известных учащимся признаков имени существительного;

    -формирование умения определять род имен  существительных путём подстановки личных и притяжательных местоимений;

    -развитие фонематического слуха;

    -развитие орфографической зоркости на материале корневых орфограмм;

    -расширение лексического запаса слов учащихся;

    -развитие внимания, памяти, мышления;

    -воспитание любви к родному языку.

    Ход урока:

    1. Орг.момент.

           Добрым утром начат день.

           Первым делом гоним лень!

           На уроке не зевать,

           А работать и писать.

    Запись числа в тетрадях .Орфографическая проверка.

    1. Чистописание.

    Посадка.

    -Начнём с минутки чистописания, будем развивать каллиграфические навыки. Подготовим руку – упражнения для пальчиков.

    -Повторим написание букв  Ж и М. Они помогут нам в работе на следующих этапах урока.

    - Вспомните, из каких элементов состоят эти буквы, обратите внимание на наклон, ширину букв.

    - Запиши букву ж столько  раз, сколько я хлопну в ладоши.

    -Сколько букв вы записали? Выдели лучшую.

    -Запиши букву м столько раз, сколько я стукну карандашом по столу.

    -Сколько раз ты записал эту букву? Найди и отметь «королеву»-букву.

    1. Словарная работа.

    На доске – логические цепочки:

    мальчик – юноша - …….  - старик

    девочка – девушка - ……. – старушка

    -Рассмотри логические цепочки. Как ты думаешь, что я попрошу сделать вас?

    -  Какое же  слово пропущено в каждой из них?

    (мужчина, женщина)(карточки со словами прикрепляются)

    -Это новые словарные слова, написание которых надо запомнить.

    -  Слова эти  пришли к нам из старославянского языка, претерпев некоторые изменения, и в современном языке обозначают лицо мужского пола и лицо женского пола. Вчера в Русском музее мы встретились с портретами известнейших мужчин и женщин: Александра Македонского, Петра1, Елизаветы2.

    (на левую часть доски - прикрепляются картинки).

    -Запишем эти слова, найдём и выделим орфограммы.

    - мужчина – ставим ударение, прочитаем орфографически, а теперь орфоэпически, как произносим: видим расхождение между произношением и написанием. Оно возникло потому, что нашему артикуляционному аппарату неудобно произносить сочетание жч.

    женщина – ставим ударение, видим безударную непроверяемую гласную и, зажигаем жёлтый фонарик; видим сочетание нщ, которое пишется без мягкого знака.

    - Составим предложение с любым из этих слов. Запишем одно с проговариванием шёпотом, чтобы не пропустить буквы.

    Повторение изученного об имени существительном.

    - К какой части речи относятся слова женщина и мужчина?

    Докажи.

    -Давайте вспомним, что мы уже знаем об им. сущ.

    В виде солнышка составляется  кластер:

    -самостоятельная часть речи;

    -обозначает предмет;

    -отвечает на вопросы кто? и что?;

    -бывает одушевлённым и неодушевлённым;

    -бывает собственным и нарицательным;

    -изменяется по числам.

                                                                 

                  Имя

    существительное

    1. Постановка цели. Мотивация учебной деятельности.

    На нескольких лучах появляются знаки вопроса.

    -Всё ли мы знаем об им. сущ.?

     В русском языке, в том числе и у сущ. много тайн и наша задача – раскрыть ещё одну тайну данной части речи.

    -А начнём мы работу с грамматической сказки.

    -В стране мудрой королевы  Морфологии жили имена существительные. И были они настолько похожи друг на друга . что сама королева их часто путала и объявила королева, что наградит того, кто придумает, как различать имена существительные. И вскоре придумали признак, по которому стали различать существительные. Что же это за признак и на какие группы разделились все существительные? Попробуем ответить на этот вопрос сами?

    6.Изучение нового материала

    а)

     - А помогут нам наши словарные слова – гости сегодняшнего урока. Вернёмся к ним.

    -Подбери слова, называющие мужчин – твоих родственников.

    папа

    брат

    дядя

    дедушка

    прадедушка

    (по ходу называния слов на доску вывешиваются карточки с этими словами)

    -Назови слова, называющие женщин  - твоих родственников.

    мама

    бабушка

    сестра

    тетя

    -Вот мы и получили две разные группы имён сущ.  По какому же признаку они разделены? Этот признак -  род. (карточка) В русском языке все имена сущ. бывают мужского и женского рода.(карточки с названиями ниже). Род – это постоянный признак имени сущ.

    -Как ты думаешь,  в каком столбике находятся слова мужского рода? Как ты это определил?(карточка мужской род и женский род – под картинку)

    - Чтобы определить род любого слова, существуют слова –подсказки:  для женского рода ОНА, МОЯ; для мужского – ОН, МОЙ (карточки вывешиваются над картинками).

    А чтобы вам легче было запомнить, предлагаю вам правило в стихах:

    Женский род запомню я и скажу: «Она – моя».

    И запомню род мужской

    И опять скажу: «Он – мой».

    б) Проблемная ситуация

    -Слова, которые вы назвали, одушевлённые или неодушевлённые? Интересно, а неодушевлённые имена сущ. тоже делятся на такие же группы? Как вы думаете?  Приведи свои примеры.

    - Какой же вывод можно сделать?

    Все имена существительные  - и одушевлённые и неодушевлённые – могут быть женского или мужского рода.

     В науке о языке говорят: обладают грамматическим признаком – родом.

    Физминутка:

    Много думали, писали,

    Мы совсем, совсем устали.

    Мы немного отдохнём

    И опять писать начнём.

    Раз подняться, потянуться,

    Два – согнуться, разогнуться.

    Три – в ладоши три хлопка,

    Головою три кивка,

    .

    На четыре руки шире,

    Пять- руками помахать,

    Шесть – за парту тихо сесть.

    8. Изучение нового материала.

    а) Проблемная ситуация

    - Отгадайте загадку:

     Я румяную Матрешку                                      Круглое, румяное,
    От подруг не оторву,                                         Я расту на ветке:
    Подожду, когда Матрешка .                           Любят меня взрослые
    Упадет сама в траву                                        И маленькие детки.
               (Яблоко)                                         (Яблоко)                                                    

    - Какая это часть речи? Докажи.

    - Определим род. Можно ли к этому слову подставить слова ОН МОЙ? А ОНА МОЯ?

    -Что это значит? (есть ещё одна группа слов, ещё один род)

    -Какие слова – подсказки можно было бы подставить к этому слову?

     ОНО МОЁ (карточка на доску)

    -А может кто – то знает, какое название у этого рода?

    (знают – называют, не знают – не говорю, а читаю сказку)(карточка)

    -А откуда оно произошло, мы узнаем, вновь оказавшись в сказке.

    -« Услышали про королевский указ про награду за знаки – различия для им. существит. муж и жена из соседнего королевства. Жадные они были. Прибыли в королевство Морфологии и с жаром принялись за работу. Но для начала решили все слова между собой поделить.

    Слов много, а жизнь коротка. Делили они, делили слова, да так и не разделили до конца. Смерть помешала. Пришла королева и сказала: «Те слова, которые забрал себе муж, пусть будут мужского рода.(Туда попали стул и стол, и дом, и мир, и многие другие). Те слова, которые у жены оказались, будут женского рода.(Туда попали земля, луна, веска и многие

    другие). А те, что остались неразделёнными, пусть останутся среднего рода».(Так и стали солнце, море, яблоко и другие существительные среднего рода).

    Вот так род у сущ. появился. С тех пор королева перестала путать сущ. друг с другом.

    (Карточку с названием ср. рода - под картинку)

    1.  Применение новых знаний.

    - Теперь можем потренироваться в определении рода им. сущ. На партах возьмите конверты, в них вы найдёте карточки со словами – подсказками и названием рода. Я называю слово, вы показываете нужную карточку. Как будешь определять род им. сущ.?

    Колокольчик, польза, облако, алфавит, язык, суббота , окно, коллекция, живопись, архитектура.

    После каждого слова  идёт проверка вслух.

         -Кто запомнил слова с удвоенной согласной?

    -А теперь сам назови слова мужского рода и докажи это.

    -Подбери слова женского рода.

    1. Закрепление изученного материала.

    - Схема на доску\

    РОД

                             

    -А теперь потренируемся в записи слов по родам.Слова приготовил для нас учебник №233 на стр.20

    -Разделим все слова на 3 столбика . Как будут называться столбики?

    -Какими словами-подсказками будем пользоваться?

    Разделим на три столбика  на 4 строчек вниз. Надпишем столбики кратко: м. р.; ж. р.; ср. р.

    .Работаем у доски и в тетради. Не забывай рассуждать.

    (после записи всех слов)

    - Назови слова с орфограммой –удвоенной согласной в корне: хоккей;

    - с удвоенной согласной на стыке приставки и корня: рассказ;

    -с непроизносимой согласной в корне: лестница, солнце;

    (Какое из них можно проверить?)

    - с парной согласной в корне: сторож, повозка;

    ( Подбери проверочные слова)

    -назови сложное слово: стихотворение;( Назови соединительную гласную и проверь безударные гласные в корнях).

    Орфограммы выделяются.

    Физминутка

    Оловянный солдатик

    Тряпичная кукла

    1.  Самостоятельное применение новых знаний. Дифференцированная работа.

    –Сейчас каждый будет работать самостоятельно по заданию карточки, находящееся в конверте. Выложи карточку, прочитай внимательно задание. Работу выполняй прямо на карточке, тебе нужен будет простой или цветной карандаши. Если задание непонятно, подними руку.

    Карточка № 1

    Незнайка неверно распределил слова в два столбика. Найди ошибки и проведи стрелку в нужный столбик.

                 м.р.                                               ж.р.

           носорог                                 Анна

           дочь                                        кукла

           звездопад                               шишечка

           варежка                                  дядя

           иней                                        подсказка

           Новгород                                игрушка

    Карточка №2

    Определи род имён существительных. Надпиши над каждым словом кратко: ж.р., м.р. или ср.р. Допиши три своих слова и определи их род.

        Носорог, дочь, молоко, варежка, Анна, иней, железо, дядя, подсказка, дерево, игрушка, звездопад, яблоко, шишечка,

    …………………,   ……………………, ………………….

    Карточка №3

    Собери слова в «тройки» по схеме:

    прилагательное – прилагательное-антоним – существительное.

    Соедини слова каждой «тройки»  цветной линией. Определи род имени существительного, напиши кратко рядом со словом.

    горячая                    сладкое                             мяч -

         широкая                     маленький               яблоко -

     

     большой                холодная                           вода -

         кислое                    узкая                             дорога –

    Проверка осуществляется с помощью интерактивной  доски. Представитель группы №1 передвигает имена существительные по столбикам без ошибок.

    Ему ставится отметка.

    - У кого из вас так же? Поставьте + на своей карточке. Вы сами смогли себя проверить.

    -Ребята, работающие на зелёных карточках уже тоже закончили работать.

    Вы ничего не заметили, сравнив свою работу с работой предыдущей группы?

    (слова ж.р. и м.р. те же, но появился 3 столбик).

    На странице доски – слова среднего рода перемешаны со словами мужского и женского рода.

    -Перенеси слова среднего рода на своё место.

    Работа ученика оценивается.

    -У кого такие слова среднего рода? Вы – молодцы. Его определить непросто. Поставь себе +.

    -А ребята из третьей группы работали не только с именами существительными, но и с прилагательными. Вот какое задание у них было (открывается страница доски, аналогичная карточке). Пока представитель третьей группы работает, проверь себя: что такое антонимы? Может быть, и ты смог бы справиться с этим заданием?

    При проверке работы ученика задаётся вопрос:

    -Почему нельзя было соединить маленький большой вода?

    -Оказывается, от рода им сущ. зависит и род имени прилагательного! Как всё связано в стране Морфологии.

    Об этом будем говорить подробнее позже,  и ребята из третьей группы будут мне помогать.

    1. Итог урока.

    – Вернёмся к нашему солнышку. Смогли ли мы зажечь на нём  сегодня ещё один лучик, открыть ещё одну тайну имени существительного?

    –Что мы узнали? (на лучик карточка со словом род)

    Род – это постоянный грамматический признак им. сущ.

    –Как определить род им. сущ.?

    -Ещё раз вспомним правило в стихах.

    Женский род запомню я

    И скажу: « Она – моя».

    И запомню род мужской

    И опять скажу: «Он – мой».

    Средний род – оно, моё!

    Это правило – твоё!

    (Вывешивается на доску)

    - Вы тоже можете его найти на стр.21 учебника и выучить наизусть.

    Оценка работы учащихся.

    12. Домашнее задание.

    -Дома я предлагаю вам составить разные тематические группы из имён. сущ. и определить их род, пользуясь правилом в стихах. Упр 32 на стр.27. Можешь добавить свою тематическую группу из им. сущ.

    Запиши в дневник.

    1. Рефлексия

    Солнышки в конвертах. Нарисуй лицо. Отражающее твоё настроение на уроке и после него.Прикрепи вокруг большого солнца. Вот моё солнышко. Спасибо вам за интересную работу и открытия.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Разработка урока по русскому языку "Понятие об имени существительном" 3 класс.Школа России.

    Разработка урока по русскому языку "Понятие об имени существительном" 3 класс.Школа России....

    Конспект урока по русскому языку "Множественное число имен существительных. Окончания имен существительных во множественном числе"

    Конспект урока по русскому языку в 4 классе "Множественное число имен существительных. Окончания имен существительных во множественном числе" ...

    Разработка урока по русскому языку. Тема: Падеж имен существительных.

    Тип урока: изучение нового материалаЦель:- познакомить учеников с падежами русского языка; Задачи:- формировать  умения  правильно изменять имена существительные  по падежам;- разв...

    План конспект урока по русскому языку ФГОС " Род имени существительного" 3 класс

    Урок открытия нового знания по учебнику Л.Я. Желтовская.Цель урока: сформироватьценностное отношение к совместной познавательной деятельности по определению рода имени существительного.На уроке исполь...

    Методическая разработка урока русского языка "Способы образования имен существительных" 3-й класс

    Система учебников  "Начальная школа ХХI века"Раздел « Как устроен наш язык»Тема «Суффикс как часть слова»Формирование универсальных учебных действий:Личностные УУД Формирование положительной...

    Развивающая система учебных заданий. Разработка уроков по русскому языку. Тема "Изменение имен существительных по падежам" 4 класс.

    В данном материале представлена разработка  уроков по  русскому  языку  в системе учебных заданий.   Тема  "Изменение имен существительных по падежам" 4 класс....

    Урок по русскому языку «Три склонения имен существительных (общее представление). Первое склонение имен существительных»

    Урок по русскому языку «Три склонения имен существительных (общее представление). Первое склонение имен существительных» для 4 класса УМК "Школа России"Цель: дать общее пред...