Развивающая система учебных заданий. Разработка уроков по русскому языку. Тема "Изменение имен существительных по падежам" 4 класс.
план-конспект урока (4 класс) на тему

Подкорытова Ольга Владимировна

В данном материале представлена разработка  уроков по  русскому  языку  в системе учебных заданий.   Тема  "Изменение имен существительных по падежам" 4 класс.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл triik_razrabotka_urokov.docx40.78 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                                                  Подкорытова О.В.

учитель начальных классов,

                                                                                                               ГБОУ  № 9

Василеостровского района

Санкт-Петербурга

Тема: «Изменение имен существительных по падежам»

     Класс - 4,   предмет: русский язык,   количество часов – 4

Цель изучения темы: использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности по редактированию текста и составлению текста на основе:

 представления  (знания):

об изменении имен существительных по падежам

названий падежей имени существительного

падежных вопросов

 алгоритма  определения падежа имени существительного

понимания:  

взаимосвязи падежного вопроса и падежа имени существительного

умения:

представлять  текстовую  информацию, редактировать текст в соответствии с правилами  и нормами  родного языка

Планируемый результат освоения темы

Личностный:

  • проявлять интерес к учебной теме ;
  • проявлять уважительное отношение к иному мнению;
  • проявлять желание к самооценке.

Метапредметный                    Познавательные умения:

  • осуществлять поиск информации в соответствии с учебным заданием;
  • переводить текстовую  информацию в другую форму;
  • устанавливать причинно-следственные связи
  • создавать «информационную конструкцию»
  • умение аргументировать.

Регулятивные умения:

  • принимать и сохранять учебное задание;
  • сличать способ действия и его результат с заданным эталоном;
  • контролировать выполнение результата
  • выполнять взаимооценку учебного задания;

Коммуникативные умения:

  • адекватно взаимодействовать с партнером (при работе в паре);
  • проявлять активность во взаимодействии при решении познавательных задач;
  • учитывать позицию собеседника;
  • формулировать собственное мнение, задавать вопросы, обращаться за помощью, строить понятные для партнера высказывания;

Предметные умения:

Наблюдать за словоизменением имен существительных

Выделять основу слова и окончание имени существительного

Выписывать словосочетания с именем существительным и ставить к нему вопрос

Определять падеж имени существительного  по алгоритму, ставить существительные в разные падежные формы.

Изменять по падежам имена существительные в единственном и во множественном числе.

Содержание темы

Блок 1. Наблюдение за словоизменением имени существительного

Блок 2. Развитие умение изменять имена существительные по падежам, ставить существительные в разные падежные формы.

Блок 3. Изменение по падежам имен существительных в единственном и множественном числе

Блок Д. Диагностика освоения содержания темы

Термины и понятия по теме -  в результате освоения темы учащиеся должны знать значения слов:

Имя существительное, окончание,  основа слова, словосочетание , падеж, склонение, падежный вопрос, словоизменение.

Организация образовательного пространства

Межпредметные  связи с литературным чтением, окружающим миром

Ресурсы:

- учебник «Русский язык»  4 класс, часть 1 Р.Н. Бунеев

-рабочая тетрадь к учебнику «Русский язык»  4 класс, Р.Н. Бунеев

-дидактический материал к учебнику «Русский язык»  4 класс, Р.Н. Бунеев

-интерактивная доска (вывод текстов и таблиц )

 Формы работы школьников: индивидуальная, парная, групповая.

Учебные задания

I этап. Самоопределение к деятельности

Ситуативное задание

К неделе Окружающего мира ребята готовили заметку в школьную газету. Вот такой текст у них получился.

Антарктида

        Антарктида ученые заинтересовались очень давно. Открыли Антарктида русские исследователи в начале 19 века. Площадь Антарктида  почти равна площади России.

         Сейчас к Антарктида приковано внимание ученых всего мира.  Антарктида скрывает в своих недрах огромные богатства.

          В книгах об Антарктида можно узнать много интересного о шестом континенте мира.

Можно ли в таком виде заметку напечатать?  Объясните почему?

Но перед тем как вы исправите ошибки, мы должны изучить новую тему.  

   

II этап. Учебно-познавательная деятельность

Учебные задания на «знание» (З), на «понимание» (П), на «умение» (У)

Блок 1.  Наблюдение за словоизменением имени существительного

Содержание блока осваивается на основе урока учебника  стр. 107-108

Задание 1 (З) индивидуально

с107 у 116

Прочитайте выделенные слова и определите  к какой части речи  они относятся.

Задание 2 (З) индивидуально

с107 у 116

Запишите выделенные  слова  и обозначьте окончание и основу.

Задание 3 (П) индивидуально

Сделайте вывод:   процесс, который  вы наблюдали- это процесс словоизменения  или словообразования? Обоснуйте.

Задание 4 (П) индивидуально

с107 у 116

Прочитайте  предложения с выделенными словами и сделайте вывод  о цели  изменения  окончания существительных в речи.

Задание 5(У) индивидуально

Сравните свой вывод  с авторским с108 у 118

Задание 6 (П-У)   групповая работа 

 c. 109 у. 119  

Прочитайте стихотворение и допишите  окончания к слову «слон»  в необходимой   по смыслу форме.

Задание 7 (З-У)  групповая работа 

с. 109 у.119

Выпишите  словосочетания со словом слон и выделите окончание существительного. Работа по образцу.

Задание 8 (З-П)  Индивидуальная  и  парная работа сменного состава

На основе текста с. 110 и памяткой знакомимся с названиями падежей, вспомогательными словами и  падежными  вопросами

1). 1уч.  называет падеж  - 2уч падежный вопрос

2). 2 уч. называет  вспомогательные слова -1уч падежный вопрос.

Задание 9 (П-У) Индивидуальная работа, взаимопроверка.

Напишите в скобках падежный вопрос и определите падеж, опираясь на таблицу –памятку.

Образец: Писать (в чём?) в тетради (п,п.)

Плыть (_____________) по реке (  )

Расти (_______________) на опушке(  )

Укололся (_______________) иглой (   )

                Идти (_______________) по тропинке (    )

                Поздравить (_____________) друга   (   )

Задание 10(Д)   Индивидуальная работа

Заполните таблицу падежными формами имен существительных «кот» и «сосна»

И.п.

Р.п.

Д.п

В.п.

Т.п.

П.п.

Блок 2. Развитие умение изменять имена существительные по падежам, ставить существительные в разные падежные формы

 Содержание блока осваивается на основе урока    учебника   с110-113 и листа заданий с текстами из разных источников.

Задание 1 (З) 

Закончите предложения:

 -Изменение существительного по падежам  - это процесс слово…

-Определить падеж имени существительного можно при помощи……

Задание 2 (З)

Назовите падежи имени существительного и падежные вопросы к ним.

Задание 3 (З) Индивидуальная работа (лист заданий)

Соотнесите вспомогательное слово  и  вопрос    с падежом имени существительного.

Вспомогательное слово           +      Вопрос       →             Падеж

 есть                                          Кто? Что?                      Родительный                                                                                                    

 нет                          Кого? Чего?                   Именительный                      

 дать                          Кому? Чему?                 Предложный

 вижу                                       Кого? Что?                     Творительный

 горжусь                          Кем? Чем?                      Винительный                    

 думаю                         О ком? О чём?                 Дательный

Задание 4 (П-У) Индивидуальная работа (лист заданий)

Соотнесите существительное и  падеж имени существительного.

сосна            р.п.

сосну            и. п.

сосне            т.п.

сосны            в.п.

сосной          д.п.

о сосне         п.п.

Обоснуйте свой выбор

 

Задание 5(З-У) Групповая работа с опорой на памятку.

Прочитайте стихотворение   С.Маршака  и  закончите, употребив слово «Москва» во всех падежах (по порядку)

Из-за далеких рубежей доходит к нам молва.

Сто раз в любом из падежей ты названа, Москва.

Послушай  радио-молву минуту или две:

...,           ….,          …,            …,          …,              …,    

Что помогло вам определить падежную форму?

Задание 6 (У) Индивидуальная работа (лист заданий)

Пользуясь памяткой  на с. 110, запишите существительные в указанных падежах.

             Д.п. (                            )

 Вода---Т.п.(                             )

             В.п.(                             )

               Р.п. (                   )

  Кит---- П.п.(                    )

               В.п. (                   )

Задание 7 (З)

На основе текста на с. 111  знакомимся с алгоритмом «Как определить падеж имени существительного»

Задание 8(П-У) Индивидуальная работа (лист заданий). Взаимопроверка.

Пользуясь  алгоритмом  с. 111,  определите падеж  имени существительного. Обоснуйте свой выбор.

Календарь погоды     (   .п.)

Подвиг героя   (   .п.)

Гордиться страной     (   .п.)

Читать книгу   (   .п.)

Думать о друзьях    (   .п.)

Задание 9 (Д) Самостоятельная работа (лист заданий)

Дополните текст недостающим словом и определите его падеж.

У норы добычи ждёт,

Притаившись, старый …    .

Мышь осталась без хвоста,

Вырываясь от …   .

А теперь и за версту

Не приблизиться к …    .

Крыса старая – и та,

Видя грозного …    .

Удерёт в нору под дом,

Чтоб не встретиться с …   .

Там дрожит и в темноте,

Вспоминая о …    .

Блок 3. Изменение по падежам имен существительных в единственном и множественном числе

 Содержание блока осваивается на основе урока  учебника   с114-115                               

Задание 1 (З-П)

Найдите лишнее слово.  Обоснуйте решение.

Лес, лужа, дождь, окно, лужи, окна, дожди.

Разделите  оставшиеся слова на группы по числам и дополните группы «лишним» словом.

Задание 2 (З-У) Индивидуальная работа

Измените по падежам  слово «лес»  в единственном числе.

Ед. число

Мн. число

И.п.

Р.п.

Д.п

В.п.

Т.п.

П.п.

Задание 3 (З-У) индивидуально (на экране текст упражнения)

с114. У 126

Определите: в форме какого числа стоит существительное «лес»  в тексте.

Выпишите формы  этого слова, выделите окончания.

Задание 4 (П -У)  

  Объясните, какой процесс происходил со словом «лес» в форме  единственного и множественного числа: словообразование или словоизменение и сделайте вывод о том как изменяются  имена существительные единственного и множественного числа.

Задание 5 (У)  Парная работа.  Самоконтроль с.114

Заполните вторую часть таблицы и выделите окончания.

Ед. число

Мн. число

И.п.

лес

Р.п.

леса

Д.п

лесу

В.п.

лес

Т.п.

лесом

П.п.

о лесе

Задание 6(У) в парах устно

с. 115 у 127

Назовите существительное звезда во всех падежных формах в ед. и мн. числе.  

Задание 7(У) индивидуально

Составьте 3 словосочетания глагол + существительное  и определите падеж

 Любуюсь

 Смотрю     +       звезда (ед. ч. и мн. ч.)

 Вижу

Задание 8 (Д) Самостоятельно (задание выведено на экран)

Спишите текст, определите  в форме какого  числа  стоят выделенные  имена существительны е  и  определите падеж существительного.

Вот по небу (     ) ходит
Маляр  без кистей (    ),
И краской (    ) коричневой
Красит  людей  (      ).

Блок Д. Диагностика освоения содержания темы

Прочитайте текст и вставьте вместо точек нужное слово.

Медведь

      ….. – это дикое животное. Охотники говорят о …как об опасном звере. Сила … огромная. На глаза … лучше не попадаться.. В лесу за… хорошо наблюдать издали.  Я видел … в зоопарке.

 Заполните таблицу

№ предложения

Существительное

(медведь)

  Падежный вопрос

Падеж

1

2

3

4

5

6

III этап. Интеллектуально-преобразовательная деятельность

Задание А (информативный уровень)

 Отредактируйте текст заметки для школьной газеты и спишите текст.

Антарктида

        Антарктида  ученые заинтересовались очень давно. Открыли Антарктида русские исследователи в начале 19 века. Площадь Антарктида  почти равна площади России.

         Сейчас к Антарктида приковано внимание ученых всего мира.  Антарктида скрывает в своих недрах огромные богатства.

          В книгах об Антарктида можно узнать много интересного о шестом континенте мира.

Задание Б (импровизационный уровень)

Запишите   план рассказа о любом  континенте, заменяя  в тексте плана  слово «континент»   его названием.

  1. Кем  и когда  был  открыт континент.
  2. Площадь континента.
  3. Внимание учёных к  континенту
  4. Богатства континента.
  5. Из каких источников можно узнать больше  об этом континенте.

Задание В (эвристический уровень)

Составьте  свой рассказ о любом  континенте, используя в каждом предложении его название.

Слова для справок: Евразия, Африка, Австралия, Северная Америка, Южная Америка

IV этап. Рефлексивная деятельность

Задание 1 (самоанализ)

Поставьте знак  « +»  рядом с теми заданиями, которые у вас хорошо получились;

значок    «?» - рядом с заданиями, которые вызвали трудности.

Задание 2 (самооценка)

Оцените свою работу. Выберите  предложения или продолжите:

На уроке я был внимательным и _______________________.

Я был недостаточно внимателен, так как ________________.

Я  хорошо знаю названия падежей имени существительного  и падежные вопросы, но пока …..

Я  хорошо знаю  алгоритм определения падежей имени существительного и могу……….

Я понял   как важно  в речи….


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока на тему"Именительный падеж имен существительных" 4 класс

План-конспект урока  русского языка в 4 классе на тему "Именительный падеж имен существительных"   учебник Рамзаева...

Разработка урока по теме «Понятие об имени существительном»

Разработка урока по теме «Понятие об имени существительном»...

Разработка урока на тему: «Именительный падеж имен существительных» 4 класс

Использование здоровьесберегающих технологий на уроках...

Разработка урока по русскому языку "Склонение имен существительных" 3 класс УМК"Школа России"

Разработка урока по русскому языку "Склонение имен существительных" 3 класс УМК"Школа России"...

Методическая разработка по предмету:русский язык "Склонение имен существительных"

Методическая разработка по предмету русский язык "Склонение имен существительных"...

Методическая разработка урока по теме "Дательный падеж имен существительных"

Урок русского языка в 4 классе по программе "Начальная школа XXI века", разработанный по ФГОС...

Разработка урока "Обобщение знаний о падежах имен существительных"

Разработка содержит орг момент, словарную работу, момент актуализации знаний, игры и задания по теме, работу по развитию речи и рефлексию....