Главные вкладки

    Развивающая система учебных заданий. Разработка уроков по русскому языку. Тема "Изменение имен существительных по падежам" 4 класс.
    план-конспект урока (4 класс) на тему

    Подкорытова Ольга Владимировна

    В данном материале представлена разработка  уроков по  русскому  языку  в системе учебных заданий.   Тема  "Изменение имен существительных по падежам" 4 класс.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл triik_razrabotka_urokov.docx40.78 КБ

    Предварительный просмотр:

                                                                                                      Подкорытова О.В.

    учитель начальных классов,

                                                                                                                   ГБОУ  № 9

    Василеостровского района

    Санкт-Петербурга

    Тема: «Изменение имен существительных по падежам»

         Класс - 4,   предмет: русский язык,   количество часов – 4

    Цель изучения темы: использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности по редактированию текста и составлению текста на основе:

     представления  (знания):

    об изменении имен существительных по падежам

    названий падежей имени существительного

    падежных вопросов

     алгоритма  определения падежа имени существительного

    понимания:  

    взаимосвязи падежного вопроса и падежа имени существительного

    умения:

    представлять  текстовую  информацию, редактировать текст в соответствии с правилами  и нормами  родного языка

    Планируемый результат освоения темы

    Личностный:

    • проявлять интерес к учебной теме ;
    • проявлять уважительное отношение к иному мнению;
    • проявлять желание к самооценке.

    Метапредметный                    Познавательные умения:

    • осуществлять поиск информации в соответствии с учебным заданием;
    • переводить текстовую  информацию в другую форму;
    • устанавливать причинно-следственные связи
    • создавать «информационную конструкцию»
    • умение аргументировать.

    Регулятивные умения:

    • принимать и сохранять учебное задание;
    • сличать способ действия и его результат с заданным эталоном;
    • контролировать выполнение результата
    • выполнять взаимооценку учебного задания;

    Коммуникативные умения:

    • адекватно взаимодействовать с партнером (при работе в паре);
    • проявлять активность во взаимодействии при решении познавательных задач;
    • учитывать позицию собеседника;
    • формулировать собственное мнение, задавать вопросы, обращаться за помощью, строить понятные для партнера высказывания;

    Предметные умения:

    Наблюдать за словоизменением имен существительных

    Выделять основу слова и окончание имени существительного

    Выписывать словосочетания с именем существительным и ставить к нему вопрос

    Определять падеж имени существительного  по алгоритму, ставить существительные в разные падежные формы.

    Изменять по падежам имена существительные в единственном и во множественном числе.

    Содержание темы

    Блок 1. Наблюдение за словоизменением имени существительного

    Блок 2. Развитие умение изменять имена существительные по падежам, ставить существительные в разные падежные формы.

    Блок 3. Изменение по падежам имен существительных в единственном и множественном числе

    Блок Д. Диагностика освоения содержания темы

    Термины и понятия по теме -  в результате освоения темы учащиеся должны знать значения слов:

    Имя существительное, окончание,  основа слова, словосочетание , падеж, склонение, падежный вопрос, словоизменение.

    Организация образовательного пространства

    Межпредметные  связи с литературным чтением, окружающим миром

    Ресурсы:

    - учебник «Русский язык»  4 класс, часть 1 Р.Н. Бунеев

    -рабочая тетрадь к учебнику «Русский язык»  4 класс, Р.Н. Бунеев

    -дидактический материал к учебнику «Русский язык»  4 класс, Р.Н. Бунеев

    -интерактивная доска (вывод текстов и таблиц )

     Формы работы школьников: индивидуальная, парная, групповая.

    Учебные задания

    I этап. Самоопределение к деятельности

    Ситуативное задание

    К неделе Окружающего мира ребята готовили заметку в школьную газету. Вот такой текст у них получился.

    Антарктида

            Антарктида ученые заинтересовались очень давно. Открыли Антарктида русские исследователи в начале 19 века. Площадь Антарктида  почти равна площади России.

             Сейчас к Антарктида приковано внимание ученых всего мира.  Антарктида скрывает в своих недрах огромные богатства.

              В книгах об Антарктида можно узнать много интересного о шестом континенте мира.

    Можно ли в таком виде заметку напечатать?  Объясните почему?

    Но перед тем как вы исправите ошибки, мы должны изучить новую тему.  

       

    II этап. Учебно-познавательная деятельность

    Учебные задания на «знание» (З), на «понимание» (П), на «умение» (У)

    Блок 1.  Наблюдение за словоизменением имени существительного

    Содержание блока осваивается на основе урока учебника  стр. 107-108

    Задание 1 (З) индивидуально

    с107 у 116

    Прочитайте выделенные слова и определите  к какой части речи  они относятся.

    Задание 2 (З) индивидуально

    с107 у 116

    Запишите выделенные  слова  и обозначьте окончание и основу.

    Задание 3 (П) индивидуально

    Сделайте вывод:   процесс, который  вы наблюдали- это процесс словоизменения  или словообразования? Обоснуйте.

    Задание 4 (П) индивидуально

    с107 у 116

    Прочитайте  предложения с выделенными словами и сделайте вывод  о цели  изменения  окончания существительных в речи.

    Задание 5(У) индивидуально

    Сравните свой вывод  с авторским с108 у 118

    Задание 6 (П-У)   групповая работа 

     c. 109 у. 119  

    Прочитайте стихотворение и допишите  окончания к слову «слон»  в необходимой   по смыслу форме.

    Задание 7 (З-У)  групповая работа 

    с. 109 у.119

    Выпишите  словосочетания со словом слон и выделите окончание существительного. Работа по образцу.

    Задание 8 (З-П)  Индивидуальная  и  парная работа сменного состава

    На основе текста с. 110 и памяткой знакомимся с названиями падежей, вспомогательными словами и  падежными  вопросами

    1). 1уч.  называет падеж  - 2уч падежный вопрос

    2). 2 уч. называет  вспомогательные слова -1уч падежный вопрос.

    Задание 9 (П-У) Индивидуальная работа, взаимопроверка.

    Напишите в скобках падежный вопрос и определите падеж, опираясь на таблицу –памятку.

    Образец: Писать (в чём?) в тетради (п,п.)

    Плыть (_____________) по реке (  )

    Расти (_______________) на опушке(  )

    Укололся (_______________) иглой (   )

                    Идти (_______________) по тропинке (    )

                    Поздравить (_____________) друга   (   )

    Задание 10(Д)   Индивидуальная работа

    Заполните таблицу падежными формами имен существительных «кот» и «сосна»

    И.п.

    Р.п.

    Д.п

    В.п.

    Т.п.

    П.п.

    Блок 2. Развитие умение изменять имена существительные по падежам, ставить существительные в разные падежные формы

     Содержание блока осваивается на основе урока    учебника   с110-113 и листа заданий с текстами из разных источников.

    Задание 1 (З) 

    Закончите предложения:

     -Изменение существительного по падежам  - это процесс слово…

    -Определить падеж имени существительного можно при помощи……

    Задание 2 (З)

    Назовите падежи имени существительного и падежные вопросы к ним.

    Задание 3 (З) Индивидуальная работа (лист заданий)

    Соотнесите вспомогательное слово  и  вопрос    с падежом имени существительного.

    Вспомогательное слово           +      Вопрос       →             Падеж

     есть                                          Кто? Что?                      Родительный                                                                                                    

     нет                          Кого? Чего?                   Именительный                      

     дать                          Кому? Чему?                 Предложный

     вижу                                       Кого? Что?                     Творительный

     горжусь                          Кем? Чем?                      Винительный                    

     думаю                         О ком? О чём?                 Дательный

    Задание 4 (П-У) Индивидуальная работа (лист заданий)

    Соотнесите существительное и  падеж имени существительного.

    сосна            р.п.

    сосну            и. п.

    сосне            т.п.

    сосны            в.п.

    сосной          д.п.

    о сосне         п.п.

    Обоснуйте свой выбор

     

    Задание 5(З-У) Групповая работа с опорой на памятку.

    Прочитайте стихотворение   С.Маршака  и  закончите, употребив слово «Москва» во всех падежах (по порядку)

    Из-за далеких рубежей доходит к нам молва.

    Сто раз в любом из падежей ты названа, Москва.

    Послушай  радио-молву минуту или две:

    ...,           ….,          …,            …,          …,              …,    

    Что помогло вам определить падежную форму?

    Задание 6 (У) Индивидуальная работа (лист заданий)

    Пользуясь памяткой  на с. 110, запишите существительные в указанных падежах.

                 Д.п. (                            )

     Вода---Т.п.(                             )

                 В.п.(                             )

                   Р.п. (                   )

      Кит---- П.п.(                    )

                   В.п. (                   )

    Задание 7 (З)

    На основе текста на с. 111  знакомимся с алгоритмом «Как определить падеж имени существительного»

    Задание 8(П-У) Индивидуальная работа (лист заданий). Взаимопроверка.

    Пользуясь  алгоритмом  с. 111,  определите падеж  имени существительного. Обоснуйте свой выбор.

    Календарь погоды     (   .п.)

    Подвиг героя   (   .п.)

    Гордиться страной     (   .п.)

    Читать книгу   (   .п.)

    Думать о друзьях    (   .п.)

    Задание 9 (Д) Самостоятельная работа (лист заданий)

    Дополните текст недостающим словом и определите его падеж.

    У норы добычи ждёт,

    Притаившись, старый …    .

    Мышь осталась без хвоста,

    Вырываясь от …   .

    А теперь и за версту

    Не приблизиться к …    .

    Крыса старая – и та,

    Видя грозного …    .

    Удерёт в нору под дом,

    Чтоб не встретиться с …   .

    Там дрожит и в темноте,

    Вспоминая о …    .

    Блок 3. Изменение по падежам имен существительных в единственном и множественном числе

     Содержание блока осваивается на основе урока  учебника   с114-115                               

    Задание 1 (З-П)

    Найдите лишнее слово.  Обоснуйте решение.

    Лес, лужа, дождь, окно, лужи, окна, дожди.

    Разделите  оставшиеся слова на группы по числам и дополните группы «лишним» словом.

    Задание 2 (З-У) Индивидуальная работа

    Измените по падежам  слово «лес»  в единственном числе.

    Ед. число

    Мн. число

    И.п.

    Р.п.

    Д.п

    В.п.

    Т.п.

    П.п.

    Задание 3 (З-У) индивидуально (на экране текст упражнения)

    с114. У 126

    Определите: в форме какого числа стоит существительное «лес»  в тексте.

    Выпишите формы  этого слова, выделите окончания.

    Задание 4 (П -У)  

      Объясните, какой процесс происходил со словом «лес» в форме  единственного и множественного числа: словообразование или словоизменение и сделайте вывод о том как изменяются  имена существительные единственного и множественного числа.

    Задание 5 (У)  Парная работа.  Самоконтроль с.114

    Заполните вторую часть таблицы и выделите окончания.

    Ед. число

    Мн. число

    И.п.

    лес

    Р.п.

    леса

    Д.п

    лесу

    В.п.

    лес

    Т.п.

    лесом

    П.п.

    о лесе

    Задание 6(У) в парах устно

    с. 115 у 127

    Назовите существительное звезда во всех падежных формах в ед. и мн. числе.  

    Задание 7(У) индивидуально

    Составьте 3 словосочетания глагол + существительное  и определите падеж

     Любуюсь

     Смотрю     +       звезда (ед. ч. и мн. ч.)

     Вижу

    Задание 8 (Д) Самостоятельно (задание выведено на экран)

    Спишите текст, определите  в форме какого  числа  стоят выделенные  имена существительны е  и  определите падеж существительного.

    Вот по небу (     ) ходит
    Маляр  без кистей (    ),
    И краской (    ) коричневой
    Красит  людей  (      ).

    Блок Д. Диагностика освоения содержания темы

    Прочитайте текст и вставьте вместо точек нужное слово.

    Медведь

          ….. – это дикое животное. Охотники говорят о …как об опасном звере. Сила … огромная. На глаза … лучше не попадаться.. В лесу за… хорошо наблюдать издали.  Я видел … в зоопарке.

     Заполните таблицу

    № предложения

    Существительное

    (медведь)

      Падежный вопрос

    Падеж

    1

    2

    3

    4

    5

    6

    III этап. Интеллектуально-преобразовательная деятельность

    Задание А (информативный уровень)

     Отредактируйте текст заметки для школьной газеты и спишите текст.

    Антарктида

            Антарктида  ученые заинтересовались очень давно. Открыли Антарктида русские исследователи в начале 19 века. Площадь Антарктида  почти равна площади России.

             Сейчас к Антарктида приковано внимание ученых всего мира.  Антарктида скрывает в своих недрах огромные богатства.

              В книгах об Антарктида можно узнать много интересного о шестом континенте мира.

    Задание Б (импровизационный уровень)

    Запишите   план рассказа о любом  континенте, заменяя  в тексте плана  слово «континент»   его названием.

    1. Кем  и когда  был  открыт континент.
    2. Площадь континента.
    3. Внимание учёных к  континенту
    4. Богатства континента.
    5. Из каких источников можно узнать больше  об этом континенте.

    Задание В (эвристический уровень)

    Составьте  свой рассказ о любом  континенте, используя в каждом предложении его название.

    Слова для справок: Евразия, Африка, Австралия, Северная Америка, Южная Америка

    IV этап. Рефлексивная деятельность

    Задание 1 (самоанализ)

    Поставьте знак  « +»  рядом с теми заданиями, которые у вас хорошо получились;

    значок    «?» - рядом с заданиями, которые вызвали трудности.

    Задание 2 (самооценка)

    Оцените свою работу. Выберите  предложения или продолжите:

    На уроке я был внимательным и _______________________.

    Я был недостаточно внимателен, так как ________________.

    Я  хорошо знаю названия падежей имени существительного  и падежные вопросы, но пока …..

    Я  хорошо знаю  алгоритм определения падежей имени существительного и могу……….

    Я понял   как важно  в речи….


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Разработка урока на тему"Именительный падеж имен существительных" 4 класс

    План-конспект урока  русского языка в 4 классе на тему "Именительный падеж имен существительных"   учебник Рамзаева...

    Разработка урока по теме «Понятие об имени существительном»

    Разработка урока по теме «Понятие об имени существительном»...

    Разработка урока на тему: «Именительный падеж имен существительных» 4 класс

    Использование здоровьесберегающих технологий на уроках...

    Разработка урока по русскому языку "Склонение имен существительных" 3 класс УМК"Школа России"

    Разработка урока по русскому языку "Склонение имен существительных" 3 класс УМК"Школа России"...

    Методическая разработка по предмету:русский язык "Склонение имен существительных"

    Методическая разработка по предмету русский язык "Склонение имен существительных"...

    Методическая разработка урока по теме "Дательный падеж имен существительных"

    Урок русского языка в 4 классе по программе "Начальная школа XXI века", разработанный по ФГОС...

    Разработка урока "Обобщение знаний о падежах имен существительных"

    Разработка содержит орг момент, словарную работу, момент актуализации знаний, игры и задания по теме, работу по развитию речи и рефлексию....