Разработка урока по русскому языку "Склонение имен существительных" 3 класс УМК"Школа России"
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) на тему

Гельцер Рафида Амировна

Разработка урока по русскому языку "Склонение имен существительных" 3 класс УМК"Школа России"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл v_kopilku_urok_russkogo_yazyka_v_3_klasse.docx38.4 КБ

Предварительный просмотр:

Урок русского языка в 3 классе

Автор: Гельцер Рафида Амировна, учитель начальных классов.

МОБУ лицей села Булгаково Уфимского района

Тема урока «  Имена существительные. Склонение имен существительных»

Цель урока: знакомство с понятием «склонение имен существительных»

Задачи: - сформировать у детей представление о понятии склонение;

              - ознакомить с названиями падежей, падежными вопросами;

              - повторение знаний по теме «Имя  существительное»

Оборудование: компьютер, монитор, наборное полотно.

Дидактический материал: карточки с заданиями

Этапы урока

Ход урока

 

1.Орг. момент

 

Привет

ствие

Эмоцио-

нальный

настрой

Слайд

-Прозвенел уже звонок,

Начинается урок.

Книжки, ручки и тетрадки-

Все готово ли, ребятки?

Здравствуйте, ребята!

Улыбнитесь, подарите друг другу свои улыбки: они располагают приятному общению.

Откроем свои ладошки к новым знаниям и произнесем волшебную фразу «Я хочу познавать»

Поднимают

руки

и открывают

ладони, про-

износят «волшебную» фразу

2. Основ

ной этап.

Минутка чисто-

писания.

Слайд

Актуализация учебной задачи,

знаний

 Работа с ЛСМ

 

Словар

ная работа

Слайд

Физми

нутка

Запишите дату урока, «Классная работа».

 

Ребята, прочитайте данные слова с пропущенными буквами  и определите, письмо каких букв будем отрабатывать на минутке чистописания.

Ми?ка, лисич?ка, л?сички, за?ц.

 Объясните орфограммы. Прописываем буквы, обращаем внимание на прописывание элементов.

Прочитайте еще раз данные слова. Они помогут нам определить тему сегодняшнего урока.

Какое слово лишнее? Почему? Докажите.

Что общего  , что объединяет все слова?

Докажите, что данные слова являются именами существительными.

О чем будем говорить на  уроке? Какова тема сегодняшнего урока?

Вы сказали , что имена существительные обозначают предмет, отвечают на вопросы КТО? ЧТО? Дополните ниформацию об им сущ по этим вопросам

Что еще можете рассказать об именах существительные? Приведите примеры. Запишите  примеры. Обозначьте род, число.

.Молодцы.

 Следующее задание, нужно по транскрипции слова определить, какое имя существительное задумала я.

     [М*итв*эт*]

Определите "ошибкоопасные места" в слове.

Какие из орфограммы возможно проверить, какие невозможно?

Проверяем по словарю.

Выясняем этимологию слова.

Медведь- ведает , знает, где мед.

Запишите словарное слово.

ш чк и я

Лисички-

 Уптреб во мнж ч.

 Все слова -им. сущ.

Обозначают предмет, отвечают на вопросы КТО? ЧТО?

Об им сущ.

Об изменение имен сущ.

Одушевл.

/неодушвл.;

Нариц./

собств.;

Бывают Ж.Р.,

М.Р.или С.Р.

Изменяются по числам.

Изменяются по вопросам.

Медведь

"Опасные места":

-Парное согл. в конце слова.

-Парное согласное в

середине слова.

-Безударная гласная в первом слоге

 Работа по карточкам

(карточки у каждого ученика)

Самосто

ятельная

работа

Слайд

Текст о медведях

Внимательно прочитайте текст.

Медведь- это дикое  животное. Сила у медведь огромная. На глаза медведь лучше не попадаться. Я видел медведь в зоопарке. В лесу за медведь хорошо наблюдать издали. Охотники говорят о медведь как об опасном звере.

Что не так?

Что нужно сделать , чтобы предложения звучали правильно?

Работа над текстом. Изменяем окончания имени существительного медведь.

Выписываем вопрос и существительное.

Кто ? медведь

Кого? медведя

Кому? медведю

Кого? медведя

Кем? медведем

О ком ? о  медведе

Какую роль играет изменение  окончаний имен существительных?

Как изменяли окончание имени существительного??

Сделаем вывод, значит имена существительные…

Изменить окончания сущ. медведь.

Для связи слов в предложении

По вопросам

Кто? Что? Кого? Чего? Кому? Чему? Кем? Чем? О ком? О чем?.

Изменяются по вопросам

ЛСМ

Правило.

Групповая работа

Проверка работы .Слайд

Рефлек

сия.

Оцени

вание .

Домаш

няя работа

Ребята, такое изменение имен существительных называется        склонением имен существительных по падежам.

Так что такое склонение имен существительных?

В русском языке 6 падежей.

Именительный    Им.П

Родительный       Р.П.

Дательный           Д.П.

Винительный       В.П.

Творительный     Т. П.

Предложный        П.П

Каждый падеж отвечает на определенные вопросы. Вспомним, какие вопросы ставили к именам существительным?

Задание для групп (Карточки)

Попробуйте соотнести вопросы с падежами, к падежам подберите вопросы с помощью подсказок- заданий .

1 группа

Обратите внимание на название падежей, измените название падежа

2 группа

Сначала подберите вопросы к данным словам- помощникам

Это, родитель..., дать, винить, творить с..., предложить.

3 группа

Подберите к вопросам падежей данные слова -помощники, затем названия падежей.

Это, нет, дать, вижу, доволен, говорю.

Измените данные имена существительныепо падежам, то есть просклоняйте имена существительные.

Лисичка, лесочек.

Что нового узнали? Когда и где пригодятся эти знания?

Что понравилось на уроке? Кто сегодня работал очень активно?

На следующих уроках пополним знания о падежах и склонении существительных.

Домашнее задание-Выучить названия падежей и падежные вопросы. Просклонять по падежам самое любимое имя существительное.

Спасибо за урок.

Изменение имен существительных по вопросам

Методические рекомендации к уроку.

Данный урок являтся подготовительным для изучения темы "Склонение имен существительных". Главная задача урока - знакомство с понятием "склонение" и названиями падежей.

На этапе эмоционального настроя можно включить тихую музыку, которая будет способствовать рабочему настроению, но музыка не должна быть успокоительной, а пробуждающей и побуждающей к дружной работе. Так как начинаем урок с улыбки, то можно рекомендовать  мелодию (без слов) из мультипликационного фильма "Крошка Енот".

При составлении логико- смысловой модели на этапе повторения знаний об именах существительных на каждом этапе рекомендую подбирать примеры по каждому пункту, а как завершение повторения можно порекомендовать произвести морфологический разбор одного из существительных.

При работе по карточкам с текстом о медведе нужно сначала дать время , чтобы каждый ученик исправил ошибки в окончаниях имен существительных.

При работе над соотнесением падежей и вопросов группам даны варианты заданий разной сложности. Учитель может по своему усмотрению разделить ребят на три группы:, на сильных и тех, кто нуждается в дополнительной помощи, а может разбить на группы, где есть ребята различных возможностей.

Проверку работ начинаем с первого варианта. Для фиксации ответов детей каждой группы, необходимо подготовить  мобильные наборные полотна ( с возможностью передвигать падежные вопросы) или организовать работу на интерактивной доске      


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Признаки склонения имен существительных". Конспект открытого урока по русскому языку в 4 классе. ОС "Школа России"

Урок-обобщение проводился по учебнику  Зелениной Л.М., Хохловой Т.Е. "Русский язык. 4 класс. 1 часть" на основе ИКТ: демонстрация слайдовой презентации...

Конспект урока по русскому языку в 4 классе УМК "Школа России" Тема:"Местоимение.Урок о маме"

Тема "Местоимение" изучается в конце 3 четверти. Я составила тематический урок на основе стихотворений, расказов, посвящённых маме....

Разработка урока по литературному чтению в 3 классе УМК "Школа России" С. Толстой «Л.Н. Толстой»

Данный материал содержит конспект урока и презентацию, в которой знакомит детей с биографией писателя Л.Н.Толстого...

Технологическая карта урока по русскому языку в 4 классе УМК Школа России Тема "Обобщение знаний об имени прилагательном"

Технологическая карта урока по русскому языку в 4 классе УМК Школа России Тема "Обобщение знаний об имени прилагательном"...

Методическая разработка урока по русскому языку во 2 классе, УМК "Школа 2100": "Слова, которые отвечают на вопрос -кто?,что?".

Данный урок- путешествие знакомит детей с алгоритмом нахождения слов предметов, где ещё вместе с девочкой Сашей и Петей Зайцевым ребята повторяют правила дорожного движения....

План-конспект урока по русскому языку во 2 классе (Программа «Школа Росси»). Тема урока: Единообразное написание корня в однокоренных словах.

Целью урока является дать понятие о родственных словах,о значении слова в группе родственных слов,развивать умение находить проверочное слово из группы родственных слов.Познакомить учащихся с тем,что ...