Главные вкладки

    Конспект урока по русскому языку в 4 классе УМК "Школа России" Тема:"Местоимение.Урок о маме"
    план-конспект урока русского языка (4 класс) на тему

    Петрухина Маргарита Михайловна

    Тема "Местоимение" изучается в конце 3 четверти. Я составила тематический урок на основе стихотворений, расказов, посвящённых маме.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Куликовский филиал

    МБОУ СОШ с. Большое Попово

    Лебедянского района

    Липецкой области

    Учитель    Петрухина М.М.

    Цели:

    1. Образовательные: закрепить знания о местоимении: о его изменении по лицам, числам и падежам, о правописании местоимений с предлогами
    2. Развивающие: развивать орфографическую зоркость, фонематический слух, письменную и устную речь учащихся
    3. Воспитательные: воспитывать уважение к женщине,

    Оборудование:

    Мультимедийное оборудование, пословицы на карточках, набранные разным цветом, карточки с текстом для самостоятельной и для групповой работы.

    План урока.

    1. Организационный момент.
    2. Сообщение темы урока.
    3. Чтение стихотворения.
    4. Чистописание.

    5.  Чтение стихотворения

    6. Угадывание существительного

    7. Физкультминутка.

    8. Работа в группах

    9. Эмоциональная разгрузка: мини-сценка

    10. Самостоятельная работа.

    11. Работа с пословицами.

    12. Творческая работа.

    13. Итог урока.

    14. Рефлексия урока.

    15. Домашнее задание.

    1. Организационный момент и сообщение темы урока.

    - Ребята, угадайте, о чём сегодня пойдёт речь на уроке.

    (Учитель читает стихотворение)

    Применяем мы всё это

    Вместо имени предмета,

    Нам на всё оно укажет,

    Но ничьих имён не скажет.

    Часто очень применяется,

    Сильно очень изменяется.

    Без него, как ни крутись,

    В речи нам не обойтись.

    - Правильно, речь пойдёт о местоимении.

    - Что такое местоимение?

     - Как изменяются местоимения?

    - Назовите местоимения 1 лица.

    - Назовите местоимения 2 лица.

    - Назовите местоимения 3 лица.

         - Что вы знаете о правописании местоимений с предлогами?

         - В каких местоимениях пишется буква «н»? (У местоимений 3 лица с предлогами)

    Сегодня у нас заключительный урок по этой теме. Но не только о местоимении мы будем сегодня говорить.

    Послушайте стихотворение, которое прочитает Халилов Эмиль.

    (На экране слайд с изображением картины Рафаэля «Сикстинская мадонна»

    Есть в природе знак святой и вещий,
    Ярко обозначенный в веках!
    Самая прекрасная из женщин
    Женщина с ребенком на руках.
    От любой напасти заклиная
    (Ей-то уж добра не занимать!)
    Нет, не Богоматерь, а земная,
    Гордая, возвышенная мать.
    Свет любви издревле ей завещан,
    Так вот и стоит она в веках:
    Самая прекрасная из женщин –
    Женщина с ребенком на руках.
    Все на свете метится следами,
    Сколько бы не вышагал путей,
    Яблоня украшена плодами,
    Женщина судьбой своих детей.
    Пусть ей вечно солнце рукоплещет,
    Так она и будет жить в веках,
    Самая прекрасная из женщин –
    Женщина с ребенком на руках!

    - О ком мы будем сегодня говорить? Да, о маме. Сколько тепла таит это магическое слово, которое называет самого близкого, родного человека. Материнская любовь греет нас до старости. Мама учит нас быть добрыми, мудрыми, даёт советы, заботится о нас, оберегает нас.

    2. Чистописание.

    А сейчас давайте настроимся на красивое, правильное письмо букв, слов.

    На доске написаны слова: мать, дочь, сестра, женщина, бабушка, жена.

    Прочитайте слова, в которых есть мягкие согласные звуки.

    (Мать, дочь, сестра, женщина)

    Сегодня мы будем писать буквы, обозначающие мягкие согласные звуки в трёхсложном слове. Какое это слово? (Женщина).

    Какие это буквы? (Н, Щ)

    1 строка - показ и запись букв. Нн Щщ

    Какой элемент будет следующим?

    2 строка -  женщина прекрасная картина

    Какая орфограмма в каждом слове ? (Сочетание нщ пишется без мягкого знака; в слове «прекрасная» не надо писать «т», проверить – прекрасен; В слове «картина» непроверяемый безударный гласный.

    Какой частью речи является каждое слово? Назовите грамматические признаки каждого слова.

    (Слово «женщина» - сущ., ж. р., 1 скл., ед.ч. Слово «прекрасная» - прилаг., ж.р. Слово «картина» - сущ., ж.р.,1 скл., ед. ч.)

    Имеют ли эти слова отношение к изображению на экране? Составьте предложение, используя эти слова.

    1. Работа по теме урока.
    1. Послушайте стихотворение, которое прочитают Яна, Кристина, Карина, Юля.

    (На экране слайд с фотографиями)

    Красивые мамы – на свете вас много,

    В глаза вы глядите открыто и прямо…

    В какую бы даль ни звала нас дорога,

    Нас всех провожают красивые мамы.

    Мы маме так редко приносим букеты,

    Но каждый так часто её огорчает…

    А добрая мама прощает нам это,

    Красивая мама всё это прощает.

    Под грузом забот не сгибаясь, упрямо

    Она выполняет свой долг терпеливо.

    Красива по-своему каждая мама –

    Любовью своей материнской красива.

    Нас в детстве она забавляет игрушкой,

    Порой мы о чём-то ей шепчем счастливо…

    Когда-нибудь, мама, ты станешь старушкой,

    Но будешь по-прежнему самой красивой.

                                                        С.Богомолов

    2. Комментированное письмо по цепочке.

    Перед вами текст этого стихотворения. Выпишите местоимения, укажите лицо.

    3. Отгадайте существительное, загаданное тройками пословиц-подсказок.

    Пословицы набраны разным цветом и развешаны на стенах, шторах, шкафах.

    Игроки 1 команды собирают пословицу из слов красного цвета, игроки 2 команды – синего, 3-ей – зелёного и восстанавливают пословицу. Все вместе пытаемся угадать, о чём идёт речь.

    Оно дороже богатства.

    Его сгубишь – новое не купишь.

    Чистота – залог его.

    О чём же идёт речь? О здоровье. Определите падеж местоимений.

     Ваши мамы, конечно же, заботятся о вашем здоровье. Да и сами они - активные участники  походов, соревнований. Вспомните, сколько радости, удовольствия испытали ваши мамы на игре «Весёлые старты» и с каким азартом играли с вами в походе.

    (На экране – фотографии игры «Весёлые старты», похода).

     Давайте и мы немного подвигаемся.

    Физкультминутка

    Дружно маме помогаем:

    Пыль повсюду вытираем.

    Мы бельё теперь стираем

    Полощем, выжимаем.

    Подметаем всё кругом.

    И бегом за молоком.

    Маму вечером встречаем,

    Двери настежь отворяем,

    Маму крепко обнимаем.

    1. Работа в группах

    (У каждой группы задание на карточках)

    Участники группы обсуждают задание, затем один высказывает мнение всей группы с доказательством. Проверка на слайде.

    Работа в группах

    1 группа

    А

    Б

    В

    В каком из предложений местоимение является главным членом?

    А. Мама угостила меня чаем с молоком.

    Б. Платье у неё было очень красивое.

    В. Мы радостно обнялись при встрече.

    2 группа

    А

    Б

    В

    В каком из предложений местоимение является второстепенным членом?

    А. Она помогала больной соседке.

    Б. События последних дней огорчали меня.

    В. По привычке мы поднимаемся рано.

    3 группа

    А

    Б

    В

    В каком падеже стоит местоимение в предложении «Мама остановилась, перед ней сидел маленький щенок»?

    А. В творительном

    Б. В предложном

    В. В родительном.

    5.  А сейчас немного отдохнём.  Вашему вниманию предлагается небольшая сценка.

    Внимательно послушайте её и постарайтесь запомнить местоимения.

    Мама приходит с работы,

    Мама снимает боты,

    Мама проходит в дом,

    Мама глядит кругом.

    - Был на квартиру налёт?

    - Нет.

    - К нам заходил бегемот?

    -Нет.

    Может быть дом не наш?

    - Наш.

    - Может не наш этаж?

    - Наш.

    Просто приходил Серёжка,

    Поиграли мы немножко.

    Значит, это не обвал?

    - Нет.

    - Слон у нас не танцевал?

    - Нет.

    - Очень рада.

    Оказалось,

    Я напрасно волновалась.

    - Бывает ли в вашей семье такая ситуация? Прослушайте это стихотворение ещё раз и выпишите местоимения. Обозначьте лицо, число, падеж.

    Проверка.

    6. Самостоятельная работа.

    а) Поставить местоимения в нужном падеже (Слайд). Указать падеж.

    Горжусь (она)________, посмотрел на (она) _________,

    подошёл к (она) ________, позвонил (она) _______, помогал (она) ________,

    люблю (она) ________, поздоровался с (она) ________, хвалил (она) _______.

    Проверка.

    б) Слайд с пословицами:

     Одна у человека мать, одна у него и Родина.

    Мы бережём Родину-мать, за неё готовы и жизнь отдать.

    (Беседа)

    - Объясните смысл пословиц.

    - Списать пословицы. Подчеркнуть местоимения, обозначить лицо, число, падеж, род.

    в) А сейчас игровые задания.

    Какое личное местоимение можно считать самым хвастливым? (я)

    Какое местоимение можно употреблять как в обращении к одному человеку, так и к нескольким людям? (вы)

    Какие три местоимения самые чистые? (вы-мы-ты)

    Какие местоимения мешают ездить по дорогам? (я-мы)

    Какое местоимение может быть приставкой? (вы)

    1. Творческая работа.

    На слайде фотографии ваших мам. Составьте небольшой текст о своей маме.

    (Звучит фонограмма песни «Мама»). Дети пишут.

    - Кто хочет прочитать вслух своё сочинение?

    1. Итог урока.

     - Что такое местоимение?

    - Назовите местоимения 1 лица.

    - Назовите местоимения 2 лица.

         - Назовите местоимения 3 лица.

         - После каких местоимений пишется буква «н»?

          -Как изменяются местоимения?

    1. Рефлексия урока.

    Закончите любое из предложений:

    На этом уроке…

    1. Я всё понял.
    2. Было интересно.
    3. Было скучно.

    4. Запомню надолго.

    1. Ничего не понял.

    6. Домашнее задание.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    конспект урока по русскому языку 4 класс " Имя прилагательное", конспект урока по математике 4 класс "Деление многозначного числа на однозначное"

    Конспект урока по русскому языку ( 4 класс). Автор учебника - Рамзаева. Тема урока - " Имя прилагательное". Тип урока - открытие новых знаний.   Конспект урока по математике ( 4 класс). Автор -...

    Конспект урока по русскому языку в классе комплекте (1-2 класс) Тема урока: 1 класс Прописная буква З. 2 класс Проверяемые и не проверяемые гласные в корне слова

    Конспект урока по русскому языку в классе комплекте (1-2 класс). По теме: 1 класс Правописание буквы З. 2 класс Проверяемые и непроверяемые гласные в корне слова. Поможет учителю при работе с двумя кл...

    Конспект урока по русскому языку 3 класс "Слова с удвоенной буквой согласного, пришедшее из других языков"

    Предмет: русский языкКласс: 3-2Тема урока: Слова с удвоенной буквой согласного, пришедшее из других языковЦель урока: правильного употребления и написания изученных словарных слов; формировать орфогра...

    Конспект урока по русскому языку 3 класс "Слова с удвоенной буквой согласного, пришедшие из других языков. Окончания существительных во множественном числе в И.п"

    Предмет: русский языкКласс: 3-2Тема урока: Слова с удвоенной буквой согласного, пришедшие из других языков. Окончания существительных во множественном числе в И.п.Цель урока: учить работать с информац...

    Конспект урока по русскому языку 1 класс "Русский алфавит, или Азбука" (2 урок)

    Конспект урока по русскому языку 1 класс "Русский алфавит, или Азбука" (2 урок)...

    Русский язык Конспект урока по русскому языку (3 класс) "Правописание слов с безударными гласными в корне слова"

    Методическая разработка открытого урока по русскому языку для 3 класса, к учебнику Канакиной В.П., УМК «Школа России», с применением приёма технологии динамического оценивания.Тема: «...

    Конспект урока по предмету: Конспект урока по русскому языку (4 класс) «Слова, обозначающие действие предмета»

    Конспекты уроков были составлен для детей, обучающихся по1 и по 2 варианту адаптированной основной общеобразовательной программы.Для учащихся характерна повышенная утомляемость. Нарушено переключение ...