Конспект урока по русскому языку 1 класс "Русский алфавит, или Азбука" (2 урок)
план-конспект урока по русскому языку (1 класс) на тему

Черных Наталья Владимировна

Конспект урока по русскому языку 1 класс "Русский алфавит, или Азбука" (2 урок)

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_uroka.doc50.5 КБ

Предварительный просмотр:

План - конспект урока по русскому языку в 1 классе

Учитель: Черных Н.В.

УМК «Школа  России»

Тема урока: «Русский алфавит, или Азбука» (2 урок)

Тип урока: систематизации и обобщения знаний и умений.

Технологии: деятельностного обучения, критического мышления, ИКТ, здоровьесберегающие.

Формы организации учебной работы: индивидуальная, парная, фронтальная

Цель урока: формирование умения располагать заданные слова в алфавитном порядке, пользоваться словарями.

Задачи урока:
- развитие у обучающихся навыков самостоятельной работы с информацией, коммуникативных навыков, умений делать выводы, высказывать и обосновывать своё мнение, развитие образной памяти, логического мышления, речи;                              -формирование навыков самостоятельной работы с учебником, отработка умений слушать и слышать, совершенствование навыков взаимоконтроля и самоконтроля.

Планируемые результаты:

Метапредметные:

-освоение УУД; овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться;

-устанавливание причинно-следственных связей, строение логического рассуждения

-умение применять полученные знания при работе со словами и предложениями, текстом.

Предметные:

-усвоение для чего нужен алфавит и его роль в жизни людей;

-умение использовать алфавит на практике, правильно расставлять слова по алфавиту;

Личностные:

-формирование нравственно-этических качеств личности;

-воспитание культуры поведения на уроке, развитие познавательного интереса к русскому языку;

-умение реализовывать теоретические познания на практике;умение высказывать свое мнение и отстаивать его.

Регулятивные УУД:

-Целеполагание, преобразование практической задачи в познавательную

-умение планировать и корректировать свои действия относительно заданного эталона (в соответствии с поставленными задачами);

Коммуникативные УУД:

-умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами урока и условиями коммуникации;

-умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность, взаимный контроль;

-выполнять практические упражнения;

-адекватно использовать речевые средства для решения коммуникативных задач.

Познавательные УУД:

-определение цели своего обучения;

-устанавливание причинно-следственных связей правила написания слова и его графического изображения;

-анализ информации и преобразование ее из одной формы в другую:

чтение текста, выполнение задания, ответы на вопросы.


Ход урока

I. Организационный момент. Мотивация и стимулирование деятельности обучающихся.

Цель: создать условия для возникновения у ученика внутренней потребности включения в учебную деятельность, вызвать интерес.

Доброе утро всем! (слайд 1)

Я скажу слова"Доброе утро ..." и назову кого то из нашего класса. Те, кого я назову, помашут мне рукой  - значит, вы услышали и отвечаете мне на приветствие.

- Доброе утро всем девочкам!... (Девочки машут и отвечают: "Доброе утро!"

- Доброе утро всем мальчикам!...

- Доброе утро всем тем, кто сегодня чистил зубы!...

- Доброе утро всем, кому нравится такая погода, как сейчас за окном! ...

- Доброе утро всем, кто любит конфеты! ...

- Доброе утро всем, кто хочет сегодня чему-то научиться.

Попробуйте сохранить доброе настроение в течение всего урока. Тихонько садитесь.

II. Актуализация знаний  

Цель: актуализация знаний, достаточных для построения нового знания, фиксация учащимися затруднений в выполнении учебного действия.

1.Минутка чистописания (слайд 2-3 – напомнить как правильно пишутся буквы н и п)

- Откройте тетради, запишите число.

-Предлагаю сыграть в игру  «Правильно - неправильно».

- Если вы считаете моё утверждение правильным, пишите строчную «п», неправильным - «н».

1. Пятая буква русского алфавита Д?

2. В русском алфавите 6 гласных букв?

4. В русском языке есть буквы, которые не обозначают звуков?

5. В русском алфавите 32 буквы?

2.Самопроверка  (слайд 4)

- Почему в 2 и 4 вопросов поставили «н»?

- Установи закономерность и допиши строчку до конца.

- Подчеркни самую красивую букву.

III. Постановка цели урока.  

Цель: сформулировать и согласовать тему и цель урока, построить план достижения цели

- Вспомните мои утверждения и сформулируйте тему урока (слайд 5)

- Отталкиваясь от темы и пользуясь опорными словами, сформулируйте цель нашего урока.

УЗНАТЬ: -узнать, как образовалось слово «алфавит»,

-для чего нужен алфавит,

- где применяют алфавит.

НАУЧИТЬСЯ: располагать слова в алфавитном порядке.

IV. Закрепление знаний и способов действий.

Цель: систематизировать знания учащихся, полученных на прошлых уроках.

-Что такое алфавит?  

- Как образовалось слово «алфавит»?(слайд 6-7)

- Слово «алфавит» - греческое. Образовалось от названия первых двух букв греческого алфавита – «альфа» и «вита».

-В русском языке есть слово, близкое по значению к слову алфавит. Назовите его.

-Это слово появилось тысячу лет назад из названий двух первых русских букв.

-Прочитайте, как назывались буквы А и Б («аз» и «буки»).

-Объясните, как образовалось в русском языке слово «азбука»?

- Так и живут у нас слова-братья: русское слово «азбука» и греческое «алфавит», а обозначают одно и тоже – буквы, расположенные в установленном порядке. (Каждая буква занимает своё место и имеет название. Вам не нравится, когда ваше имя произносят неправильно. Вот и буквы обижаются, когда их имена забывают. Давайте правильно их назовем.)

-Чем знамениты Кирилл и Мефодий? (Кирилл и Мефодий - братья. Родились в Греции. Они служили церкви, были монахами и учеными. Это они придумали Азбуку, буквы, для наших предков в далеком прошлом. В старорусском алфавите было 43 буквы: 25 братья взяли из греческого алфавита, а 18 букв придумали).

-А сколько букв сейчас в нашей Азбуке?

- Как вы думаете, зачем нужен алфавит? (слайд 8)

-Названия букв алфавита необходимо знать. Образованные люди никогда не называют буквы неправильно. Порядок букв и их названия нужно выучить наизусть.

(Алфавитный порядок – твёрдый и никогда не меняется, это очень удобно. Именно поэтому в алфавитном порядке располагаются ваши фамилии в классном журнале – так проще найти нужную. Слова в словарях расположены в алфавитном порядке. Книги в библиотеке стоят по алфавиту. Медицинские карточки в больнице тоже стоят по алфавиту. И каждый из вас, заведя телефонную книжку, пусть располагает имена в алфавитном порядке, чтобы не путаться.)

Это интересно!

- А вы знаете, что самый длинный в мире алфавит у абазинцев – народа, живущего на Кавказе. В этом алфавите – 71 буква. Самый короткий алфавит в Европе имеют итальянцы и финны. У них алфавит состоит из 21 буквы.

- Почему так важно знать порядок букв?

- Алфавит используется для составления различных справочников (например, телефонного), каталогов. В регистратуре поликлиники медицинские карты лежат по адресам и по фамилиям пациентов. В библиотеке книги расставлены в алфавитном порядке фамилий писателей.

V. Работа по теме урока

 Работа по учебнику Упр. 7 (с. 55).

-Прочитайте пары слов. Что вы заметили? (Начинаются с одинаковых букв.)

-А как же их записать по алфавиту, если первые буквы одинаковые?

Подготовка руки к письму

Большой пальчик мы потрём

Указательный пожмём

Средний с вами мы погладим

Безымянный пощипаем

А мизинчик разотрём

Кистью дружно мы встряхнём

И писать теперь начнём.

(Выполняем задание коллективно)

VI.Словарная работа ( работа в словариках)

 - Что означают слова ученик, ученица?

 - Запишите эти слова в словарик. Поставьте ударение, подчеркните безударные гласные.

VII. Физкультминутка

Цель: снятие утомления.

VIII.Работа в паре.

Упр. 8 (с. 56).

Комментарий для учителя: В учебнике допущена опечатка: пятая буква стоит перед буквой Ё.

 - Прочитайте задание. Обсудите его в парах. (правила работы  в паре)

Какое слово у вас получилось? (Учитель.)

IX. Работа у доски (Выполняем задания  у доски по одному).

-Придумайте предложения с этим словом.

-Запишите: Учитель читает книгу.

1задание — обозначить ударение в словах

2 задание — указать кол-во слогов

3 задание — разделить на слоги

4 задание — найти и подчеркнуть главные члены предложения

X.Контроль и проверка знаний.

Цель: выявление качества и уровня овладения знаниями и способами действий

Самостоятельная работа по карточкам.

1уровень: Расположи слова в алфавитном порядке.

2 уровень: Укажи ударение.

1 вариант: ученик, ворона, деревня, пенал.

2 вариант: заяц, учитель, воробей, молоко.

XI.Работа по электронному приложению к учебнику ( 1-2 задания и проверочная работа)

XII.Итог урока. Рефлексия учебной деятельности.

Цель: соотнести поставленную цель и результаты, способствовать формированию самооценки своей деятельности.

Подведем итог. Закончите фразы:

- Я узнал(а), что алфавит – это…

- Слово «алфавит» можно заменить словом …

- Алфавит поможет…

- Мне понравилось…

- Мне не понравилось…

-А сейчас поднимите правую ладошку с теми знаниями, что были у вас на начало урока; теперь – левую ладошку, с теми знаниями, что вы получили на нашем уроке – соедините их вместе и поблагодарите себя  за работу на уроке.

Вы замечательно потрудились.                                                                                                Очень жаль, что путь недолог,                                                                                                               И заканчивать пора,                                                                                                                               Но на следующем уроке                                                                                                                Вновь продолжится игра.

Спасибо вам! Урок окончен.