Методическая разработка урока по русскому языку во 2 классе, УМК "Школа 2100": "Слова, которые отвечают на вопрос -кто?,что?".
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) по теме

Васенькина Алла Ивановна

Данный урок- путешествие знакомит детей с алгоритмом нахождения слов предметов, где ещё вместе с девочкой Сашей и Петей Зайцевым ребята повторяют правила дорожного движения.

Скачать:


Предварительный просмотр:

План конспект урока по русскому языку во 2 классе на тему:
«
Слова, которые отвечают на вопросы кто? что?».

Учебник: Русский язык (Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Пронина О.В.) , 2 класс часть 1

Цель  урока: создать условия для осознания и осмысления обучающимися новой информации (ставить к слову вопросы кто? или что?)

Задачи:

Образовательные

- формировать понятия имени существительного через умения ставить к слову вопросы кто? что?; разграничивать слова – названия людей, животных и предметов.

Воспитательные

- формирование мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности;

Развивающие:

- развитие умения ставить и решать проблему; развитие мышления, речи; побуждение учащихся к активности, самостоятельности

Тип урока: урок формирования новых знаний.

Формы работы учащихся: фронтальная, парная, индивидуальная.

Необходимое техническое оборудование - учебник, рабочая тетрадь, компьютер, интерактивная доска.

Структура и ход  урока:

Этапы урока

Цель урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УДД

1.Актуализация

знаний (самооп-ределение) к учебной деятельности

Цель этапа:

Включение учащихся в деятельность.

Мотивировать к изучению темы

- Здравствуйте, ребята! Как неожиданно сегодня нас на урок зовёт  звуковой сигнал  (сирена) приближающейся машины, скорой помощи, с включённым маячком?  Кому-то  срочно  может понадобиться неотложная помощь. Каким же может быть наш урок?

Шла Саша по шоссе и сосала сушку.

(проговариваем скороговорку с разным темпом)

Все вместе с разной интонацией:

Шу-шу-шу мы встречаем Сашу.

Ше - ше - ше она шагает по шоссе?

Шо - шо – шо это нехорошо!

Тот, кто нарушает правила движения,

Тот часто попадает в  приключения.

- Ребята, у нас на страницах   учебника встречается Петя Зайцев. Чему он  так удивился?

-Откройте тетрадь.

Запишем дату и слова «Классная работа».

и   ш    у    ши   шу    машина    шина    шуршу

-Назовите слова предметы из данной скороговорки? (Саша, шоссе, сушка)

- Вспомните, какие вопросы мы задаём к словам – названиям предметов?

Интересным, познавательным

Артикуляционная гимнастика

Чтение слогов

Отвечают на вопросы:

Почему Саша идёт по шоссе? Она не знает, что такое шоссе и правила дорожного движения.

Комментированная запись числа.

Прописывают графемы.

Познавательные УУД:

 Выявлять сущность, особенности объектов.

 На основе анализа объектов делать выводы.

Личностные УУД:

Развиваем умения выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции.

2.Формулирова-ние темы и целей урока

Ставить к слову вопросы кто? что?; разграничивать слова – названия людей, животных и предметов.

- Как вы думаете, чем мы будем заниматься на уроке, чему учиться? - Какие цели перед собой можем поставить?

Составим план урока.

План.

  1. Слова, которые отвечают на вопрос: что?
  2.  Слова, которые отвечают на вопрос: кто?

Регулятивные УУД:

 Развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника.

 Прогнозировать предстоящую работу (составлять план).

3.Планирование деятельности. Поиск решения (открытие нового знания), формулирование правила (определения).

 Актуализировать знания о словах предметах.

Рассмотрите картинки на интерактивной доске, объясните лексическое значение каждого слова, вставьте пропущенную букву.

Авт_мобиль, в_дитель, м_шина, тр_туар, зебра, пасс_жир, д_рога, ст_янка, ш_фёр, гор..д, м..т..циклист, к..лесо, вел..сипедист, т..ксист, тр..мвай, ст…янка, м…ршрут.

- На какие группы  можно разделить эти слова? Какая тема объединяет данную группу слов? Как же выбрать вопрос? Что для этого нужно знать?

Выполняют задание. Выдвигают разные способы   деления на группы.

Вывод: о людях и животных спрашивают: кто?, о других предметах: что? Слова, которые отвечают на вопросы: кто? Что? – это имена существительные.

 Познавательные УУД

 Развиваем умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов.

 Выявлять сущность, особенности объектов.

На основе анализа объектов делать выводы.

Коммуникативные УУД

Оформлять свои мысли в устной форме.

 Развиваем умение слушать и понимать других.

 Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

4.Повторение. Самостоятельное применение

Знаний.

 Актуализировать умения:

-вычленять из

текста слова предметы и обосновывать своё мнение.

 

Мы следуем дальше, дорога трудна, на площадь загадок привела нас она.

Предлагает задание, послушайте загадку, а отгадки запишите в два столбика, в первый,  слова, которые отвечают на вопрос кто? во второй – на слова что?

Человечек в синем круге-

Это ясно всей округе:

Здесь машины не пойдут,

Пешеходы – в добрый путь.

(пешеходная дорожка) Ученики выходят парами, записывают на доске: I вариант – кто?, II вариант – что?

Никогда не подведёт

Нас подземный переход:

Дорога пешеходная

В нём всегда свободная.

(подземный переход)

Эй, водитель, осторожно!

Ехать быстро невозможно.

Знают люди все на свете –

В этом месте ходят дети!

Когда не знаешь правила,

Легко попасть впросак.

Всё время будь внимательным и

Помни наперёд:

Свои имеют правила

 Шофёр и пешеход.

 Наблюдает за работой учащихся.

Отвечают на вопрос.

Выдвигают версии.

Вывод:

По пешеходной дорожке разрешается ходить только пешеходам.

Пешеходные переходы созданы специально для безопасного движения пешеходов через дорогу. Кроме перехода – «зебры», есть ещё надземные и подземные переходы. Все они обозначены соответствующими дорожными знаками.

Познавательные УУД

 Развиваем умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов.

 Выявлять сущность, особенности объектов.

Регулятивные УУД:

 Развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с текстом.

Коммуникативные УУД:

Развиваем умение слушать и понимать других; умение работать в паре.

5.Физминутка.

 

Профилактика утомления, коррекция нарушения осанки, зрения.

Осмотри дорогу слева,

Следом справа посмотри.

И, идя по «зебре» смело,

Светофор благодари.

(Дети маршируют на месте, выполняя движения руками вверх, вниз;  движения головой налево, направо).

Коммуникативные УУД

Развиваем умение слушать и понимать других.

6.Развитие умений – применение знания.

Актуализировать  умение:

-дополнять текст словами предметами

- Готовы ли вы самостоятельно применить знания о словах-предметах?

О какой «зебре» шла речь в нашей физминутке? Придумайте 2 предложения, в 1 предложении слово «зебра» отвечает на вопрос что?,  во 2-м на вопрос кто?.

 Дополни предложения подходящими по смыслу словами и напиши. Подчеркните слова, отвечающие на вопрос кто? Каким членом предложения являются эти слова?

Слова для справок:

Россия, Москва, город, улица, проспект, дорога, водители, Правила дорожного движения, пешеходы.

Наша родина ______________. Я живу в ___________

___. В нашем _____________ много _______________

и _______________. По _______________ днём и

ночью едут машины. Они подвозят продукты к магазинам, возят людей на работу. ______________

машин обязаны выполнять ____________________.

Эти_______________ должны знать  ______________.

А поможет выучить Правила  вам и Саше наш друг Светофорик.

Игра на развитие внимания «Найдите лишнее слово в каждом ряду, докажи».

Улица, светофор, тротуар, пешеход;

Инспектор, переход, регулировщик, патруль

Выполнение задания учащимися.

Делают вывод о том, что о людях и животных спрашивают кто?,  о других

предметах – что?.

Выполнение задания в парах, сравнение  с эталоном.

Выполняют задание

Первичное

закрепление с проговариванием во внешней речи.

Самостоятельная работа с взаимопроверкой.

Познавательные УУД

1. Развиваем умения извлекать информацию из текста.

2. Представлять информацию в виде схемы.

3. Выявлять сущность, особенности объектов.

4. На основе анализа объектов делать выводы.

5. Обобщать и классифицировать по признакам.

Регулятивные УУД

1. Развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника.

2. Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.

7. Итог урока.

• Научить:

— соотносить полученный результат с поставленной целью;

— оценивать результат учебной деятельности.

Рефлексия учебной деятельности на уроке

- Что нового узнали на уроке? (К словам можно задавать вопрос: кто? или что?).

Как выбрать вопрос к слову? Что для этого нужно знать? (Что называет слово – людей, животных или предметы.)

- Какие слова отвечают на вопрос: кто?, а какие на вопрос: что?

- Что на уроке у вас хорошо получалось?

В чём испытали затруднения?

-Как работал ты? (Каждый ребенок оценивает свою работу на уроке при помощи цвета: зелёный, жёлтый, красный).

Здесь в любое время года

Есть для всех закон один:

Тротуар – для пешеходов,

Мостовая – для машин.

- Какие же посоветуем Саше соблюдать правила дорожного движения.

Какие ещё правила дорожного движения вы знаете? Объясните, почему их надо выполнять.

Отвечают на вопросы

– Классифицировать слова по вопросу.

Ставить к словам вопросы: кто? или что?

Только с правой стороны по тротуару ходи.

В школу выучим дорогу,

Чтобы знать, как дважды два!

Регулятивные УУД

Осуществлять познавательную

и личностную рефлексию.

Познавательные УУД

На основе анализа объектов делать выводы.

8. Домашнее задание

Что полезного  и нового для себя вы узнали на уроке?

Как вы думаете: как можно превратить слово,   которое отвечают на вопрос что? в слово, которое отвечает на вопрос кто? Это будет ваше творческое домашнее задание.

Регулятивные УУД:

Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока по русскому языку , 2 класс, Школа 2100, "Родственные слова, корень слова"

Полная разработка урока, включающая в себя презентацию, раздаточны материал, конспект урока и технологическую карту....

Методическая разработка урока по русскому языку 2 класс "Родственные слова."

Методическая разработка урока по русскому языку во 2 классе УМК "Школа России"...

Методическая разработка урока по русскому языку 3 класс "Правописание безударных гласных в корне слова"

Методическая разработка урока по русскому языку 3 класс "Правописание безударных гласных в корне слова"...

Технологическая карта урока по русскому языку. 2 класс. на тему: "Слова, которые отвечают на вопросы КОМУ? ЧТО?"

Технологическая карта урока по русскому языку в национальной (тувинской) школе...

Методическая разработка урока по русскому языку 2 класс по теме "Что такое корень? Что такое однокоренные слова?" по программе "Школа России".

Технологическая карта урока русского языка по теме "Что такое корень? Что такое однокоренные слова?". Урок: закрепление пройденного. К уроку прилагается презентация....

Методическая разработка урока по русскому языку 1 класс "Заглавная буква в словах"

Цуканова Е.А.учитель начальных классовМОУ «СОШ №1» г. ВалуйкиБелгородской области  Методическая разработка урока по русскому языку 1 классТема: Заглавная буква в словах. Цель: по...