План-конспект урока по русскому языку во 2 классе (Программа «Школа Росси»). Тема урока: Единообразное написание корня в однокоренных словах.
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) на тему

Шангараева Назифа Наиловна

Целью урока является дать понятие о родственных словах,о значении слова в группе родственных слов,развивать умение находить проверочное слово из группы родственных слов.Познакомить учащихся с тем,что общая часть родственных слов пишется одинаково.Важно постепенно подводить учащихся к осознанию единообразного написания корней в однокоренных словах. Надо акцентировать внимание учащихся на том,что обязательное условие родственных слов - наличие между ними смысловой связи.Обогащать словарный запас при подборе родственных слов. Учить разграничивать однокоренные слова.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_russkogo_yazyka_vo_2.docx28.95 КБ

Предварительный просмотр:

План-конспект урока по русскому языку во 2 классе (Программа «Школа Росси»).  

Тема урока:  Единообразное написание корня в однокоренных словах.

Цель: 1) познакомить с правилом написания корня в однокоренных словах;                                  2)развивать умение находить в слове корень, орфографическую зоркость;         3)воспитывать внимательность, трудолюбие.

Оборудование: алфавит, лента букв, таблица «Состав слова», иллюстрации.

Ход урока

I. Мобилизующий этап.

(На алфавите в рамочках взяты буквы Аа и Яя.)

Учитель: Буквы А и Я живут в разных домиках. Один домик высокий, другой – низкий. Причём буква А не живёт в низком домике. В каком домике живёт каждая буква?

Дайте характеристику буквам А и Я.

Класс: А и Я буквы алфавита. Они обозначают гласные звуки. Буква а обозначает твёрдость согласных звуков, а буква Я – мягкость согласных звуков. С буквы А начинается алфавит, буквой Я – заканчивается.

II. Минутка чистописания.

Учитель: На минутке чистописания мы запишем буквы:

Аа Оо Яя Ее Ии Ы

Напишите этот ряд букв и скажите:

А) Что объединяет эти буквы? (гласные)

Б) Какая буква в этом ряду лишняя? (ы)

В) Что ещё можно сказать об этих гласных буквах? (в безударном слоге в корне они требуют проверки)

Класс: Дети дают ответы.

III. Словарно-орфографическая работа.

http://festival.1september.ru/articles/532912/img1.gif

Учитель: Составьте слово и запишите в словарик.

(Если уверены, пишите ручкой, а нет – то сначала карандашом)

  1. Какое слово составили? (корень)
  2. Что обозначает это слово? (часть растения, часть слова)
  3. Какое значение имеет корень для растения?
  4. Какое значение имеет корень для слова?

http://festival.1september.ru/articles/532912/img2.gif

Учитель: Уберите мысленно буквы, обозначающие глухие согласные звуки в данной цепочке, и вы узнаете слово, с которым мы познакомимся на уроке. Какое это слово?

(Если вы уверены пишите ручкой, а если нет -то сначала карандашом.)

Это слово БЕРЁЗА.

  1. Подберите родовое понятие к слову берёза. (дерево)
  2. Но ель и сосна тоже деревья. Чем они отличаются? (Берёза – это лиственное дерево, а ель и сосна – хвойные.)
  3. Сформулируйте правильно родовое понятие к слову берёза. (Берёза – это лиственное дерево.)
  4. Назовите его существенные признаки? (У берёзы белая кора и листья в виде сердечка.)
  5. Что же обозначает слово? (Берёза – это лиственное дерево с белой корой и листьями в виде сердечка.)

Класс: Берёза растёт в России с незапамятных времён. От цвета коры получила она своё имя, которое обозначает «белый». Берёза на Руси – самое любимое дерево. В древние времена Новый год начинался с праздничным обрядом не у ёлки, а у берёзы. Наши предки верили в лесных, водяных и небесных духов. Но главной богиней среди них считалась Берегиня. Её изображение не сохранилось. Однако некоторые историки считают, что оно имело вид священного белого дерева –русской берёзы.

Учитель: На какой слог в слове берёза падает ударение?

Выделите безударную гласную и скажите, какая мысль моего рассказа о берёзе поможет вам запомнить непроверяемую гласную е? (Слово берёза происходит от слова белый.)

IV. Изучение нового материала.

Учитель: Вспомните, что такое родственные слова? (Родственными называются слова, которые имеют общую часть с одним и тем же значением.)

- Давайте составим цепочку из родственных слов, а я вам помогу.

  1. Как ласково мы называем это дерево? (берёзонька)
  2. Как называется лес, в котором преобладают берёзы? (березняк)
  3. Назовите гриб, который растёт под берёзой. (подберёзовик)
  4. А сок из этого дерева какой? (берёзовый)

- Найдите общую часть родственных слов. (берёз)

Учитель: Общая часть родственных слов называется корнем. Поэтому родственные слова имеют другое название – однокоренные: у них один и тот же корень. Корень – это самая важная часть слова. В нём заключается его значение. Слов без корня не бывает.

- Напишите и закончите предложение.

Под берёзой растут (подберёзовики).

- Выделите корень в родственных словах.
V. Физкультминутка

Учитель: Я буду называть однокоренные слова к словам лес и сад. Если прозвучит слово с корнем лес, вы присядете, если услышите слово с корнем сад, встаёте.

Сад,  лес,  лесной,  садовый, садовник, лесник, лесочек, садик, залесье, садочек, посадка, лесовик, перелесок.

VI. Работа по учебнику.

Учитель: Прочитайте вопрос Почемучки с. 49 учебника.

Правило с. 50

Упр. 303, с. 49

VII. Упражнения в написании родственных слов

Учитель:

1. Прочитайте. Напишите цепочки слов, устранив в них лишнее. Ответ обоснуйте. Корень выделите:

А) Поле, полочка, полевой, полюшко. (образец)

Б) Печурка, печь, печка, печать. (1 ряд)

В) Соринка, сорняк, сорвал, насорил. (2 ряд)

Г) Вода, водичка, водянка, водить. (3 ряд)

2. Напишите ряды однокоренных слов, соблюдая следующую последовательность: имя существительное, имя прилагательное, глагол. Выделите в них корень.

Свет

 

 

светлый

 

 

светать

Ночь

 

 

ночной

 

 

ночевать

Корм

 

 

кормовой

 

 

кормить

(Диктую вразброс). Трое работают у доски.

3.Индивидуальная работа. Нескольким учащимся даются карточки с заданиями.

VIII. Физкультминутка.

Учитель: На физкультминутке будут звучать пары слов. В одних парах - родственные слова, в других – нет. Услышав пары родственных слов – вы приседаете, руки на пояс. Если пары не родственных слов – встаёте на носочки ног, руки над головой.

Лес – лесник

 

 

сад – садовый

Река – плот

 

 

дом – дым

Стена – гвоздь

 

 

поле – полюшко

Кот – котик

 

 

обед – стол

РАБОТА ПО УЧЕБНИКУ (продолжение)

Упр. 304, с.51

IX. Обобщение

Учитель:

  1. Что такое родственные слова?
  2. Как называется общая часть родственных слов?
  3. Как по – другому называются родственные слова?
  4. Каким значком выделяется корень в слове?
  5. Как пишется корень в однокоренных словах?

Класс: Дети дают ответы.

Учитель: Подводит итоги, выставляет оценки.

 X. Домашнее задание

Упр. 305, с.50, правило.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка, 2 класс, программа "Школа 2100" тема: Упражнение в написании слов с буквами и, у, а после шипящих.

Тема: Упражнение в написании слов с буквами и, у, а после шипящих.Цель:- совершенствовать навыки правописания слов с буквами и, у, а после шипящих;- способствовать развитию орфографической зоркости, р...

Технологическая карта открытого урока по русскому языку.2 класс. Программа "Школа России"(Л.Н.Зеленина,Т.Е.Хохлова). Тема урока: "Перенос слов".

Технологическая карта открытого урока.Тема урока "Перенос слов". Русский язык. 2 класс.  Программа"Школа России". Авторы-Л.Н.Зеленина,Т.Е.Хохлова.Урок разработан учителем начальных классов -Федор...

Сценарий урока по русскому языку 3 класс программа "Школа России" тема "Правописание приставок и предлогов"

Сценарий урока по русскому языку 3 класс программа "Школа России" тема "Правописание приставок и предлогов"...

Конспект урока по русскому языку. 4 класс. Программа "Школа России". Тема: «Неопределенная форма глагола».

Цель: сформировать представление обучающихся о неопределенной форме глагола;Задачи:Предметных результатов: развивать умение обучающихся определять глаголы в начальной форме в тексте; учить прави...

конспект урока по русскому языку 3 класс ФГОС "Школа России" Правописание слов с безударными гласными в корне слова

На  уроке продолжим работу по правописанию безударных гласных, будем совершенствовать  умения в подборе проверочных слов двумя способами, поработаем  над развитием не только письменной,...

Технологическая карта урока по русскому языку 2 класс УМК "Школа России" . Тема урока: "Правописание слов с безударным гласным звуком в корне".

Данный урок поможет сформировать у обучающихся умения видеть и проверять безударные гласные в корне слова. Обобщить и дополнить знания обучающихся о правописании слов с безударным гласным звуком в кор...

План-конспект урока по русскому языку. 4 класс. УМК "Школа России". Тема: Наречие как часть речи.

План-конспект урока по русскому языку для 4 класса по теме "Наречие как часть речи" разработан согласно требованиям ФГОС....