Конспект урока по русскому языку. 4 класс. Программа "Школа России". Тема: «Неопределенная форма глагола».
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) на тему
Цель: сформировать представление обучающихся о неопределенной форме глагола;
Задачи:
Предметных результатов: развивать умение обучающихся определять глаголы в начальной форме в тексте; учить правильно ставить вопросы что делать? что сделать? к глаголам в неопределённой форме; развивать умение определять грамматические признаки глаголов; наблюдать роль глаголов в тексте;
Метапредметных результатов: умение использовать язык с целью поиска необходимой информации в различных источниках для решения учебных задач; стремление к более точному выражению собственного мнения и позиции; умение задавать вопросы.
Познавательные: расширение кругозора учащихся; делать выводы в результате совместной работы класса и учителя; тренировать память, развивать способности концентрировать внимание и его распределять.
Регулятивные: самостоятельно определять и формулировать цель деятельности на уроке ; учиться высказывать своё предположение на основе работы с дидактическим материалом; контролировать и оценивать свои действия в работе с учебным материалом при сотрудничестве с учителем, одноклассниками;
Коммуникативные: слушать и понимать речь других; развивать умение сотрудничества со сверстниками при работе в парах; учиться работать в паре.
Личностные: осознавать роль языка и речи в жизни людей; воспитание положительной мотивации к учению; формировать интерес к изучению родного языка.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Тема: «Неопределенная форма глагола»
Цель: сформировать представление обучающихся о неопределенной форме глагола;
Задачи:
Предметных результатов: развивать умение обучающихся определять глаголы в начальной форме в тексте; учить правильно ставить вопросы что делать? что сделать? к глаголам в неопределённой форме; развивать умение определять грамматические признаки глаголов; наблюдать роль глаголов в тексте;
Метапредметных результатов: умение использовать язык с целью поиска необходимой информации в различных источниках для решения учебных задач; стремление к более точному выражению собственного мнения и позиции; умение задавать вопросы.
Познавательные: расширение кругозора учащихся; делать выводы в результате совместной работы класса и учителя; тренировать память, развивать способности концентрировать внимание и его распределять.
Регулятивные: самостоятельно определять и формулировать цель деятельности на уроке ; учиться высказывать своё предположение на основе работы с дидактическим материалом; контролировать и оценивать свои действия в работе с учебным материалом при сотрудничестве с учителем, одноклассниками;
Коммуникативные: слушать и понимать речь других; развивать умение сотрудничества со сверстниками при работе в парах; учиться работать в паре.
Личностные: осознавать роль языка и речи в жизни людей; воспитание положительной мотивации к учению; формировать интерес к изучению родного языка.
Тип урока: урок изучения и первичного закрепления знаний.
Форма проведения: комбинированный урок с применением ИКТ
Оборудование: карточки для индивидуальной работы, компьютер, мультимедийный проектор.
Педагогические технологии: - технологии проблемного обучения.
- Организационный момент. (Звучит «Вальс цветов» Чайковского)
- Мотивационный этап.
- Мы с нетерпением ждём наступления теплой, солнечной и такой долгожданной весны, так как устали от долгой и холодной зимы. Всем нам хочется понежится на теплом солнышке, послушать пение птиц, полюбоваться ароматами цветов.
- Сегодня на уроке у нас много интересной работы. Мы узнаем новое , будем доказывать, радоваться успехам и преодолевать трудности.
- А для достижений поставленных целей мы должны быть, какими? На уроке мы должны быть внимательными, сообразительными, активными. Как всегда мы на уроке будем работать быстро, будем писать красиво. Я желаю вам успешной работы.
- Словарно – орфографическая работа.
- Запишите в своих тетрадях .
Двенадцатое марта.
Классная работа.
-Объясните орфограммы.(Учащиеся объясняют орфограммы)
ть ти чь
- Где мы можем встретить данные сочетания? В словах.
- Сегодня сочетания ть, ти , чь нам пригодятся на уроке, с ними мы ещё встретимся.
- Актуализация знаний.
- Прочитайте слова: б_р_гла (с)б_р_гут б_р_жёт бер_жно б_речь
- Что вы можете сказать, про данные слова? Это однокоренные слова. Докажите.
- На какие орфограммы встретились вам в данных словах? (Безударные гласные в корне слова, написание приставки). Какие гласные буквы вы вставите в слова? Докажите. Какие слова смогут быть проверочными словами для других? (Бережно, беречь)
- Запишите эти слова.
- Определите части речи. Какие части речи встретились? (Глаголы, наречие)
- Давайте вспомним, что мы знаем об этих частях речи.
(на доске) - Вставьте пропущенные слова.
- Наречие — это _________, которая отвечает на вопросы __________ и обозначает _________. В предложении бывает ___________.
Глагол — это _________, которая отвечает на вопросы ___________ и обозначает _______.
Глагол изменяется по ________________.В предложении чаще бывает ______________ .
- Глагол прошедшего времени заберите по составу: берегла.
- Определите у глаголов число и время. У какого слова вы не смогли определить ни число, ни время? Беречь.
- Сообщение темы урока.
- Посмотрите на слово беречь. Оно имеет такую форму слова, которая не указывает ни на время, ни на число глагола. Такая форма глагола называется -неопределенная форма, так как нельзя определить ни время, ни число или начальной формой глагола.
-Тема нашего урока: Неопределенная форма глагола.
- Сегодня на уроке мы узнаем о глаголах неопределенной формы. Будем учиться задавать вопросы, выделять их среди других слов.
- Как вы думаете на какие вопросы могут отвечать глаголы в неопределенной форме? Ответить на этот вопрос вам помогут слова.
- Прочитайте слова.
1 группа: засвистеть, прийти,
2 группа: повеять, цвести,
3 группа:бежать, печь,
4 группа:течь,идти
5 группа:прилететь,растаять
- Определите на какие вопросы отвечают данные слова.
- Что делать? Что сделать?
- На что оканчиваются эти слова? На сочетания ть, ти, чь.
- Как вы думаете, что может объединять эти сочетания? Оканчиваются глаголы в неопределенной форме, они являются суффиксами глаголов.
- - Перед вами записан текст. Прочитайте его вслух.
Подснежники
Наступила весна.
На деревьях распустились первые листочки.
Из-под талого снега пробивается зеленая травка.
В проталинах появились первые весенние цветы – подснежники.
Это самые смелые цветы.
Подснежники не бояться холодного снега.
Их белые головки скромно выглядывают из травы и будто кивают теплым лучам солнца.
Подснежники похожи на жемчужины, которые рассыпались по лугу.
- Найдите предложение, в котором встречается глагол в неопределенной форме.
- Какие орфограммы нужно знать, чтобы грамотно записать данное предложение? (Начало предложение написано с заглавно буквы, в конце — стоит точка, написание приставок, безударных гласных в корне слова, в написание суффикса — ик, безударное окончание имени прилагательного, написание части не с глаголом, написание парных согласных в окрне слов).
- Прочитайте данное предложение про себя. Запиши это предложение по памяти к себе в тетрадь. Выделите все изученные орфограммы.
-Дайте характеристике этому предложению. (повествовательное, невосклицательное, распространённое, полное)
- Физкультминутка для глаз «Весна»
- Работа над новой темой.
- Упражнение «Определить часть речи»(устно)
- На доске записаны слова:
ПОМОЩЬ, РЕЧЬ, ПОЛНОЧЬ, СТРИЧЬ, ТИШЬ, ПЕЧЬ, ЛЕЧЬ, ТЕЧЬ,
- Определите, какими частями речи являются эти слова. Выпишите только глаголы.
- Какие слова вызвали у вас вопрос? Какие слова могут быть как глаголом, так и существительным?
- Составьте предложения с такими словами ПЕЧЬ, ТЕЧЬ.(Бабушка будет печь пироги. Вода стала течь. Кран дал течь.)
- Упражнение «Замените одним словом».
- Каждая группа получает лист с заданиями. Вам нужно выбрать то задание, с которым вы сможете справится.
1) Вы должны каждое словосочетание заменить одним словом, задавая вопросы – Что делать? Что сделать?
1 группа - выходить навстречу (встречать), сделать подарок (подарить)
2 группа — снять пальто (раздеться), оказывать помощь (помогать)
3 группа - вести наблюдение (наблюдать), покрываться цветами (цвести)
4 группа — принимать решения (решать), глотать воду (пить)
5 группа - вести беседу (беседовать), дать ответ (отвечать)
- Прочитайте глаголы в неопределенной форме.
- На какие вопросы отвечают глаголы в неопределенной форме?
2) Подберите к именам существительным однокоренные глаголы в неопределенной форме.
1 группа - зелень - _______
2 группа — свет - ________
3 группа — крик - _______
4 группа — пение - ________
5 группа — встреча - ___________
Молодцы, ребята, хорошо справились с этим заданием.
- - Дома вы должны были у глаголов в предложениях определить время, число, лицо.
- У кого были затруднения в выполнении данного задания?
- Давайте вспомним как у глаголов вы определяли число, время, лицо.
- Какая часть речи помогла вам определить лицо, число?
- Сейчас для вас будет похожее задание. Посмотрите на доску, кто сможет определить, что вам нужно будет сделать?
- встречать(Что делать?) - _____ (прош.вр., ж.р.. ед.ч., 3 л.)встречала
- Вам нужно в 1 задание глаголы в неопределенной форме поставить в нужное время, число, лицо, а во 2 задание, вместо пропусков вставить подходящие глаголы, которые у вас получились в 1 задание.
- Как только вы справитесь с данными заданиям, вы должны поднять цветок, который лежит у вас на столе.
1 задание | 2 задание | Проверка | |
1 группа. | Выглянуть - ____ (пр.вр., ед.ч., ср.р., 3 лицо) Блестеть - ____ (наст.вр., ед. ч., 3 лицо) Бежать - ____ (наст.вр., ед.ч., 1 лицо) | _________ солнышко – | Выглянуло солнышко – |
2 группа | Рвать - ____ (наст.вр., ед.ч., 1 лицо) Сделать - ____ (буд.вр., ед.ч., 1 лицо) Вплетать - ____ (наст.вр., ед.ч., 1 лицо) | И ромашки белые | И ромашки белые |
3 группа | Искриться - ____ (наст.вр., ед.ч., 3 лицо) Манить - ____ (наст.вр., ед.ч., 3 лицо) Звенеть - ____ (наст.вр., ед.ч., 3 лицо) | День ______радостью, | День искрится радостью, |
4 группа | Слышать- ____ (наст.вр., ед.ч., 1 лицо) Собрать - ____ (пр.вр., ед.ч.,ж.р., 1 лицо) Нести - ____ (наст.вр., ед.ч., 1 лицо) | У реки под ивою | У реки под ивою |
5 группа | Встречать - ____ (буд.вр., ед.ч., 1 лицо) Подарить - ____ (буд.вр., ед.ч., 1 лицо) | И цветы над речкою, Песню и зарю- Все, что утром _______ я, Маме ________. | И цветы над речкою, Песню и зарю- Все, что утром встречу я, Маме подарю. |
- Выберите, кто прочитает тот вариант, который у вас получился. (Дети читают свои варианты)
- Вы внимательно слушали своих друзей, что они вам напоминают? Это слова песни.
- Каждый из вас прекрасно знают, что первый весенний праздник это - …... (8 Марта).
- История происхождения этого праздника очень интересна. В России впервые праздник отмечали в 1913 году, а с 1965 года объявили его государственным праздником.
- Давайте попробуем исполнить эту песню, тем самым мы поздравим всех девочек, женщин с этим прекрасным праздником. (Дети исполняют песню).
10. Закрепление темы.
- Что нового для себя вы узнали на уроке?
- На какие вопросы отвечают глаголы в неопределенной форме?( Что делать? Что сделать?)
- На что не указывает неопределенная форма глагола?( на время и число.)
- На что оканчиваются глаголы в неопределенной форме? Какие суффиксы имеет?( -ТЬ, -ТИ,-ЧЬ.)
- Интересно ли вам было на уроке?
- Какие затруднения вы испытывали при выполнении заданий?
11.Домашнее задание.
- Я предлагаю вам выбрать, то домашнее задание, которое вам больше понравилось.
у стр. 73 упр. 150. В этом упражнении вам нужно будет вставить пропущенные буквы, подчеркнуть глаголы в неопределенной форме, выделить суффиксы.
- У стр 73 упр 151.В данном упражнении вы должны списать словосочетания, вставить пропущенные буквы, указать над каждым словом часть речи,составить 2 предложения со словом вести, чтобы оно было выражено разными частями речи.
- Спасибо всем за работу на уроке!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по русскому языку на тему "Неопределенная форма глагола"
Данный урок разработан по программе УМК "Гармония"...
Конспект урока по "Русскому языку" на тему "Неопределенная форма глагола" для 3 класса
Конспект содержит материал к уроку по русскому языку по теме "Неопределенная форма глагола" для 3 класса...
Конспект урока по русскому языку на тему: "Неопределенная форма глагола"
Конспект урока русского языка для 4 класса УМК "Перспектива" на тему: Неопределенная форма глагола....
Конспект урока по русскому языку (3 класс). Тема: Неопределенная форма глаголов 2 ч. УМК "Школа России"
Цель деятельности учителя:- закрепление знаний учащихся о начальной форме глагола.Планируемые результаты:Предметные:-знать: вопросы неопределенной формы глагола ; - уметь: находить неопределенную...
Конспект урока по русскому языку (3 класс). Тема: Неопределенная форма глаголов 1 ч. УМК "Школа России"
Цель деятельности учителя:- формирование и обобщение знаний учащихся о начальной форме глагола.Планируемые результаты:Предметные:-знать: вопросы неопределенной формы глагола ; - уметь: находить н...
Конспект урока по русскому языку по теме «Неопределенная форма глагола». (УМК "Школа России"), 4 класс.
Цели деятельности учителя: формирование понятия о неопределенной форме глагола; совершенствование умения находить в тексте глаголы в неопределенной форме.Планируемые результаты:Предметные:знать: призн...
Конспект уока по русскому языку на тему "Неопределенная форма глагола" (УМК "Школа России) 3 класс
Конспект уока по русскому языку на тему "Неопределенная форма глагола" (УМК "Школа России) 3 класс...