Конспект урока по русскому языку. 4 класс. Программа "Школа России". Тема: «Неопределенная форма глагола».
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) на тему

Кантемирова Елена Ивановна

 

Цель: сформировать представление обучающихся о неопределенной форме глагола;

Задачи:

Предметных результатов: развивать умение обучающихся определять глаголы в начальной форме в тексте; учить правильно ставить вопросы что делать? что сделать? к глаголам в неопределённой форме; развивать умение определять грамматические признаки глаголов; наблюдать роль глаголов в тексте;

Метапредметных результатов: умение использовать язык с целью поиска необходимой информации в различных источниках для решения учебных задач; стремление к более точному выражению собственного мнения и позиции; умение задавать вопросы.

Познавательные: расширение кругозора учащихся; делать выводы в результате совместной работы класса и учителя; тренировать память, развивать способности концентрировать внимание и его распределять.

Регулятивные: самостоятельно определять и формулировать цель деятельности на уроке ; учиться высказывать своё предположение на основе работы с дидактическим материалом; контролировать и оценивать свои действия в работе с учебным материалом при сотрудничестве с учителем, одноклассниками;

Коммуникативные: слушать и понимать речь других; развивать умение сотрудничества со сверстниками при работе в парах; учиться работать в паре.

Личностные: осознавать роль языка и речи в жизни людей; воспитание положительной мотивации к учению; формировать интерес к изучению родного языка. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема: «Неопределенная форма глагола»

Цель: сформировать представление обучающихся о неопределенной форме глагола;

Задачи:

Предметных результатов: развивать умение обучающихся определять глаголы в начальной форме в тексте;  учить правильно ставить вопросы что делать? что сделать? к глаголам в неопределённой форме; развивать умение определять грамматические признаки глаголов; наблюдать роль глаголов в тексте;

Метапредметных результатов: умение использовать язык с целью поиска необходимой информации в различных источниках для решения учебных задач; стремление к более точному выражению собственного мнения и позиции; умение задавать вопросы.

Познавательные: расширение кругозора учащихся; делать выводы в результате совместной работы класса и учителя; тренировать память, развивать способности концентрировать внимание и его распределять.

Регулятивные: самостоятельно определять и формулировать цель деятельности на уроке ; учиться высказывать своё предположение на основе работы с дидактическим материалом; контролировать и оценивать свои действия в работе с учебным материалом при сотрудничестве с учителем, одноклассниками;

Коммуникативные: слушать и понимать речь других; развивать умение сотрудничества со сверстниками при работе в парах; учиться работать в паре.

Личностные: осознавать роль языка и речи в жизни людей; воспитание положительной мотивации к учению; формировать интерес к изучению родного языка.

Тип урока: урок изучения и первичного закрепления знаний.

Форма проведения: комбинированный урок с применением ИКТ

Оборудование:  карточки для индивидуальной работы, компьютер, мультимедийный проектор.

Педагогические технологии: - технологии проблемного обучения.

  1. Организационный момент. (Звучит «Вальс цветов» Чайковского)
  2. Мотивационный этап.

- Мы с нетерпением ждём наступления теплой, солнечной и такой долгожданной весны, так как  устали от долгой и холодной зимы. Всем нам хочется  понежится  на теплом солнышке, послушать  пение птиц, полюбоваться ароматами цветов.

- Сегодня на уроке у нас много интересной работы. Мы узнаем новое , будем доказывать, радоваться успехам и преодолевать трудности.

- А для достижений поставленных целей мы должны быть, какими? На уроке мы должны быть внимательными, сообразительными, активными. Как всегда мы на уроке будем  работать быстро, будем писать красиво. Я желаю вам успешной работы.

  1. Словарно – орфографическая работа.

- Запишите в своих тетрадях .

Двенадцатое марта.

Классная работа.

-Объясните орфограммы.(Учащиеся объясняют орфограммы)

ть ти чь

- Где мы можем встретить данные сочетания? В словах.

- Сегодня сочетания ть, ти , чь  нам пригодятся на уроке, с ними мы ещё встретимся.        

  1. Актуализация знаний.

- Прочитайте слова: б_р_гла   (с)б_р_гут  б_р_жёт  бер_жно  б_речь

- Что вы можете сказать, про данные слова? Это однокоренные слова. Докажите.

- На какие орфограммы встретились вам в данных словах? (Безударные гласные в корне слова, написание приставки). Какие гласные буквы вы вставите в слова? Докажите. Какие слова смогут быть проверочными словами для других? (Бережно, беречь)

- Запишите эти слова.

- Определите части речи. Какие части речи встретились?  (Глаголы, наречие)

- Давайте вспомним, что мы знаем об этих частях речи.

(на доске)   - Вставьте пропущенные слова.

  1. Наречие — это _________, которая отвечает на вопросы __________ и обозначает _________. В предложении  бывает ___________.

Глагол — это _________, которая отвечает на вопросы ___________ и обозначает _______.

Глагол изменяется по ________________.В предложении чаще бывает ______________ .

- Глагол прошедшего времени заберите по составу: берегла.  

- Определите у глаголов число и время. У какого слова вы не смогли определить ни число, ни время? Беречь.

  1. Сообщение темы урока.

- Посмотрите на слово беречь. Оно  имеет такую  форму слова, которая не указывает ни на время, ни на число глагола.  Такая форма глагола называется -неопределенная форма, так как нельзя определить ни время, ни число или начальной формой глагола.

-Тема нашего урока: Неопределенная форма глагола.

- Сегодня на уроке мы узнаем о глаголах неопределенной формы. Будем учиться задавать вопросы, выделять их среди других слов.

- Как вы думаете на какие вопросы могут отвечать глаголы в неопределенной форме? Ответить на этот вопрос вам помогут слова.

- Прочитайте слова.

1 группа: засвистеть, прийти,

2 группа: повеять, цвести,  

3 группа:бежать, печь,

4 группа:течь,идти

5 группа:прилететь,растаять

- Определите на какие вопросы  отвечают данные слова.

- Что делать? Что сделать?

- На что оканчиваются эти слова? На сочетания ть, ти, чь.

- Как вы думаете, что может объединять эти сочетания?   Оканчиваются глаголы в неопределенной форме, они являются суффиксами глаголов.

  1. - Перед вами записан текст. Прочитайте его вслух.

Подснежники

Наступила весна.

На деревьях распустились первые листочки.

Из-под талого снега пробивается зеленая травка.

В проталинах появились первые весенние цветы – подснежники.

Это самые смелые цветы.

Подснежники не бояться холодного снега.

Их белые головки скромно выглядывают из травы и будто кивают теплым лучам солнца.

Подснежники похожи на жемчужины, которые рассыпались по лугу.

- Найдите предложение, в котором встречается глагол в неопределенной форме.

- Какие орфограммы нужно знать, чтобы грамотно записать данное предложение? (Начало предложение написано с заглавно буквы, в конце — стоит точка,  написание приставок, безударных гласных в корне слова, в написание суффикса — ик, безударное окончание имени прилагательного, написание части не с глаголом, написание парных согласных в окрне слов).

- Прочитайте данное предложение про себя. Запиши это предложение по памяти к себе в тетрадь.  Выделите все изученные орфограммы.

-Дайте характеристике этому предложению.  (повествовательное, невосклицательное, распространённое, полное)

  1. Физкультминутка для глаз «Весна»
  2. Работа над новой темой.

- Упражнение «Определить часть речи»(устно)

- На доске записаны слова:

ПОМОЩЬ, РЕЧЬ, ПОЛНОЧЬ, СТРИЧЬ, ТИШЬ, ПЕЧЬ, ЛЕЧЬ,  ТЕЧЬ,

- Определите, какими частями речи являются эти слова. Выпишите только глаголы.

- Какие слова вызвали у вас вопрос? Какие слова могут быть как глаголом, так и существительным?

- Составьте предложения с такими словами ПЕЧЬ, ТЕЧЬ.(Бабушка будет печь пироги. Вода стала течь. Кран дал течь.)

-  Упражнение «Замените одним словом».

- Каждая группа получает лист с заданиями.  Вам нужно выбрать то задание, с которым вы сможете справится.

1) Вы должны каждое словосочетание  заменить одним словом,  задавая вопросы – Что делать? Что сделать?

 1 группа - выходить навстречу (встречать),  сделать подарок (подарить)

2 группа — снять пальто (раздеться), оказывать помощь (помогать)

3 группа - вести наблюдение (наблюдать), покрываться цветами (цвести)

4 группа — принимать решения (решать), глотать воду (пить)

5 группа -  вести беседу (беседовать), дать ответ (отвечать)

- Прочитайте глаголы в неопределенной форме.

- На какие вопросы отвечают глаголы в неопределенной форме?

2) Подберите к именам существительным однокоренные глаголы в неопределенной форме.

 1 группа - зелень - _______

2 группа — свет - ________

3 группа — крик - _______

4 группа — пение - ________

5 группа — встреча - ___________

Молодцы, ребята, хорошо справились с этим заданием.

  1. - Дома вы должны были у глаголов в предложениях  определить время, число, лицо.

- У кого были затруднения в выполнении данного задания?  

- Давайте вспомним как у глаголов вы определяли число, время, лицо.

- Какая часть речи помогла вам определить лицо, число?

- Сейчас для вас будет похожее задание. Посмотрите на доску, кто сможет определить, что вам нужно будет сделать?

-  встречать(Что делать?) -  _____ (прош.вр., ж.р.. ед.ч., 3 л.)встречала

- Вам нужно в 1 задание глаголы в неопределенной форме поставить в нужное время, число, лицо, а во 2 задание, вместо пропусков вставить подходящие глаголы, которые у вас получились в 1 задание.

- Как только  вы справитесь с данными заданиям, вы должны поднять цветок, который лежит у вас на столе.

1 задание

2 задание

Проверка

1 группа. 

Выглянуть - ____ (пр.вр., ед.ч., ср.р., 3 лицо)

Блестеть - ____ (наст.вр., ед. ч., 3 лицо)

Бежать - ____ (наст.вр., ед.ч., 1 лицо)

_________ солнышко – 
_________ на лугу. 
Я навстречу солнышку 
По траве _______. 

Выглянуло солнышко – 
Блещет на лугу. 
Я навстречу солнышку 
По траве бегу. 

2 группа

Рвать - ____ (наст.вр., ед.ч., 1 лицо)

Сделать - ____ (буд.вр., ед.ч., 1 лицо)

Вплетать - ____ (наст.вр., ед.ч., 1 лицо)

  И ромашки белые 
 _____я на лугу. 
  Я веночек ________ – 
  Солнышко ________.

  И ромашки белые 
  Рву я на лугу. 
  Я веночек сделаю – 
  Солнышко вплету.

3 группа

Искриться - ____ (наст.вр., ед.ч., 3 лицо)

Манить - ____ (наст.вр., ед.ч., 3 лицо)

Звенеть - ____ (наст.вр., ед.ч., 3 лицо)

День ______радостью, 
Вдаль меня ________. 
 Надо мною радуга 
Весело ________. 

День искрится радостью, 
Вдаль меня манит. 
 Надо мною радуга 
Весело звенит. 

4 группа

Слышать- ____ (наст.вр., ед.ч., 1 лицо)

Собрать - ____ (пр.вр., ед.ч.,ж.р., 1 лицо)

Нести - ____ (наст.вр., ед.ч., 1 лицо)

   У реки под ивою 
_______ соловья… 
Самая счастливая 
В это утро – я                         _______ в ладошку я 
Чистую росу – 
Радугу и солнышко 
Я в руках _______. 

   У реки под ивою 
Слышу соловья… 
Самая счастливая 
В это утро – я                         Собрала в ладошку я 
Чистую росу – 
Радугу и солнышко 
Я в руках несу. 

5 группа

Встречать - ____ (буд.вр., ед.ч., 1 лицо)

Подарить - ____ (буд.вр., ед.ч., 1 лицо)

 И цветы над речкою,                     Песню и зарю-                                  Все, что утром _______ я,              Маме ________. 

 И цветы над речкою,                     Песню и зарю-                                  Все, что утром встречу я,              Маме подарю. 

  • Выберите, кто прочитает тот вариант, который у вас получился.  (Дети читают свои варианты)
  • Вы внимательно слушали своих друзей, что они вам напоминают? Это слова песни.
  • Каждый из вас прекрасно знают, что первый весенний праздник это - …... (8 Марта).
  • История происхождения этого праздника очень интересна. В России впервые праздник отмечали в 1913 году, а с 1965 года объявили  его государственным праздником.
  • Давайте попробуем исполнить эту песню, тем самым мы поздравим всех девочек, женщин с этим прекрасным праздником. (Дети  исполняют  песню).

10. Закрепление темы.

- Что нового для себя вы узнали на уроке?

  • На какие вопросы отвечают глаголы в неопределенной форме?( Что делать? Что сделать?)
  • На что не указывает неопределенная форма глагола?( на время и число.)
  • На что оканчиваются глаголы в неопределенной форме? Какие суффиксы имеет?( -ТЬ, -ТИ,-ЧЬ.)

- Интересно ли вам было на уроке?

- Какие затруднения вы испытывали при выполнении заданий?

11.Домашнее задание.

  • Я предлагаю вам выбрать, то домашнее задание, которое  вам больше понравилось.

у стр. 73 упр. 150. В этом упражнении вам нужно будет вставить пропущенные буквы, подчеркнуть глаголы в неопределенной форме, выделить суффиксы.

  •  У стр 73 упр 151.В данном упражнении вы должны списать словосочетания, вставить пропущенные буквы, указать над каждым словом часть речи,составить 2 предложения со словом вести, чтобы оно было выражено разными частями речи.
  • Спасибо всем за работу на уроке!