Главные вкладки

    Конспект урока по русскому языку. 4 класс. Программа "Школа России". Тема: «Неопределенная форма глагола».
    план-конспект урока по русскому языку (4 класс) на тему

    Кантемирова Елена Ивановна

     

    Цель: сформировать представление обучающихся о неопределенной форме глагола;

    Задачи:

    Предметных результатов: развивать умение обучающихся определять глаголы в начальной форме в тексте; учить правильно ставить вопросы что делать? что сделать? к глаголам в неопределённой форме; развивать умение определять грамматические признаки глаголов; наблюдать роль глаголов в тексте;

    Метапредметных результатов: умение использовать язык с целью поиска необходимой информации в различных источниках для решения учебных задач; стремление к более точному выражению собственного мнения и позиции; умение задавать вопросы.

    Познавательные: расширение кругозора учащихся; делать выводы в результате совместной работы класса и учителя; тренировать память, развивать способности концентрировать внимание и его распределять.

    Регулятивные: самостоятельно определять и формулировать цель деятельности на уроке ; учиться высказывать своё предположение на основе работы с дидактическим материалом; контролировать и оценивать свои действия в работе с учебным материалом при сотрудничестве с учителем, одноклассниками;

    Коммуникативные: слушать и понимать речь других; развивать умение сотрудничества со сверстниками при работе в парах; учиться работать в паре.

    Личностные: осознавать роль языка и речи в жизни людей; воспитание положительной мотивации к учению; формировать интерес к изучению родного языка. 

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Тема: «Неопределенная форма глагола»

    Цель: сформировать представление обучающихся о неопределенной форме глагола;

    Задачи:

    Предметных результатов: развивать умение обучающихся определять глаголы в начальной форме в тексте;  учить правильно ставить вопросы что делать? что сделать? к глаголам в неопределённой форме; развивать умение определять грамматические признаки глаголов; наблюдать роль глаголов в тексте;

    Метапредметных результатов: умение использовать язык с целью поиска необходимой информации в различных источниках для решения учебных задач; стремление к более точному выражению собственного мнения и позиции; умение задавать вопросы.

    Познавательные: расширение кругозора учащихся; делать выводы в результате совместной работы класса и учителя; тренировать память, развивать способности концентрировать внимание и его распределять.

    Регулятивные: самостоятельно определять и формулировать цель деятельности на уроке ; учиться высказывать своё предположение на основе работы с дидактическим материалом; контролировать и оценивать свои действия в работе с учебным материалом при сотрудничестве с учителем, одноклассниками;

    Коммуникативные: слушать и понимать речь других; развивать умение сотрудничества со сверстниками при работе в парах; учиться работать в паре.

    Личностные: осознавать роль языка и речи в жизни людей; воспитание положительной мотивации к учению; формировать интерес к изучению родного языка.

    Тип урока: урок изучения и первичного закрепления знаний.

    Форма проведения: комбинированный урок с применением ИКТ

    Оборудование:  карточки для индивидуальной работы, компьютер, мультимедийный проектор.

    Педагогические технологии: - технологии проблемного обучения.

    1. Организационный момент. (Звучит «Вальс цветов» Чайковского)
    2. Мотивационный этап.

    - Мы с нетерпением ждём наступления теплой, солнечной и такой долгожданной весны, так как  устали от долгой и холодной зимы. Всем нам хочется  понежится  на теплом солнышке, послушать  пение птиц, полюбоваться ароматами цветов.

    - Сегодня на уроке у нас много интересной работы. Мы узнаем новое , будем доказывать, радоваться успехам и преодолевать трудности.

    - А для достижений поставленных целей мы должны быть, какими? На уроке мы должны быть внимательными, сообразительными, активными. Как всегда мы на уроке будем  работать быстро, будем писать красиво. Я желаю вам успешной работы.

    1. Словарно – орфографическая работа.

    - Запишите в своих тетрадях .

    Двенадцатое марта.

    Классная работа.

    -Объясните орфограммы.(Учащиеся объясняют орфограммы)

    ть ти чь

    - Где мы можем встретить данные сочетания? В словах.

    - Сегодня сочетания ть, ти , чь  нам пригодятся на уроке, с ними мы ещё встретимся.        

    1. Актуализация знаний.

    - Прочитайте слова: б_р_гла   (с)б_р_гут  б_р_жёт  бер_жно  б_речь

    - Что вы можете сказать, про данные слова? Это однокоренные слова. Докажите.

    - На какие орфограммы встретились вам в данных словах? (Безударные гласные в корне слова, написание приставки). Какие гласные буквы вы вставите в слова? Докажите. Какие слова смогут быть проверочными словами для других? (Бережно, беречь)

    - Запишите эти слова.

    - Определите части речи. Какие части речи встретились?  (Глаголы, наречие)

    - Давайте вспомним, что мы знаем об этих частях речи.

    (на доске)   - Вставьте пропущенные слова.

    1. Наречие — это _________, которая отвечает на вопросы __________ и обозначает _________. В предложении  бывает ___________.

    Глагол — это _________, которая отвечает на вопросы ___________ и обозначает _______.

    Глагол изменяется по ________________.В предложении чаще бывает ______________ .

    - Глагол прошедшего времени заберите по составу: берегла.  

    - Определите у глаголов число и время. У какого слова вы не смогли определить ни число, ни время? Беречь.

    1. Сообщение темы урока.

    - Посмотрите на слово беречь. Оно  имеет такую  форму слова, которая не указывает ни на время, ни на число глагола.  Такая форма глагола называется -неопределенная форма, так как нельзя определить ни время, ни число или начальной формой глагола.

    -Тема нашего урока: Неопределенная форма глагола.

    - Сегодня на уроке мы узнаем о глаголах неопределенной формы. Будем учиться задавать вопросы, выделять их среди других слов.

    - Как вы думаете на какие вопросы могут отвечать глаголы в неопределенной форме? Ответить на этот вопрос вам помогут слова.

    - Прочитайте слова.

    1 группа: засвистеть, прийти,

    2 группа: повеять, цвести,  

    3 группа:бежать, печь,

    4 группа:течь,идти

    5 группа:прилететь,растаять

    - Определите на какие вопросы  отвечают данные слова.

    - Что делать? Что сделать?

    - На что оканчиваются эти слова? На сочетания ть, ти, чь.

    - Как вы думаете, что может объединять эти сочетания?   Оканчиваются глаголы в неопределенной форме, они являются суффиксами глаголов.

    1. - Перед вами записан текст. Прочитайте его вслух.

    Подснежники

    Наступила весна.

    На деревьях распустились первые листочки.

    Из-под талого снега пробивается зеленая травка.

    В проталинах появились первые весенние цветы – подснежники.

    Это самые смелые цветы.

    Подснежники не бояться холодного снега.

    Их белые головки скромно выглядывают из травы и будто кивают теплым лучам солнца.

    Подснежники похожи на жемчужины, которые рассыпались по лугу.

    - Найдите предложение, в котором встречается глагол в неопределенной форме.

    - Какие орфограммы нужно знать, чтобы грамотно записать данное предложение? (Начало предложение написано с заглавно буквы, в конце — стоит точка,  написание приставок, безударных гласных в корне слова, в написание суффикса — ик, безударное окончание имени прилагательного, написание части не с глаголом, написание парных согласных в окрне слов).

    - Прочитайте данное предложение про себя. Запиши это предложение по памяти к себе в тетрадь.  Выделите все изученные орфограммы.

    -Дайте характеристике этому предложению.  (повествовательное, невосклицательное, распространённое, полное)

    1. Физкультминутка для глаз «Весна»
    2. Работа над новой темой.

    - Упражнение «Определить часть речи»(устно)

    - На доске записаны слова:

    ПОМОЩЬ, РЕЧЬ, ПОЛНОЧЬ, СТРИЧЬ, ТИШЬ, ПЕЧЬ, ЛЕЧЬ,  ТЕЧЬ,

    - Определите, какими частями речи являются эти слова. Выпишите только глаголы.

    - Какие слова вызвали у вас вопрос? Какие слова могут быть как глаголом, так и существительным?

    - Составьте предложения с такими словами ПЕЧЬ, ТЕЧЬ.(Бабушка будет печь пироги. Вода стала течь. Кран дал течь.)

    -  Упражнение «Замените одним словом».

    - Каждая группа получает лист с заданиями.  Вам нужно выбрать то задание, с которым вы сможете справится.

    1) Вы должны каждое словосочетание  заменить одним словом,  задавая вопросы – Что делать? Что сделать?

     1 группа - выходить навстречу (встречать),  сделать подарок (подарить)

    2 группа — снять пальто (раздеться), оказывать помощь (помогать)

    3 группа - вести наблюдение (наблюдать), покрываться цветами (цвести)

    4 группа — принимать решения (решать), глотать воду (пить)

    5 группа -  вести беседу (беседовать), дать ответ (отвечать)

    - Прочитайте глаголы в неопределенной форме.

    - На какие вопросы отвечают глаголы в неопределенной форме?

    2) Подберите к именам существительным однокоренные глаголы в неопределенной форме.

     1 группа - зелень - _______

    2 группа — свет - ________

    3 группа — крик - _______

    4 группа — пение - ________

    5 группа — встреча - ___________

    Молодцы, ребята, хорошо справились с этим заданием.

    1. - Дома вы должны были у глаголов в предложениях  определить время, число, лицо.

    - У кого были затруднения в выполнении данного задания?  

    - Давайте вспомним как у глаголов вы определяли число, время, лицо.

    - Какая часть речи помогла вам определить лицо, число?

    - Сейчас для вас будет похожее задание. Посмотрите на доску, кто сможет определить, что вам нужно будет сделать?

    -  встречать(Что делать?) -  _____ (прош.вр., ж.р.. ед.ч., 3 л.)встречала

    - Вам нужно в 1 задание глаголы в неопределенной форме поставить в нужное время, число, лицо, а во 2 задание, вместо пропусков вставить подходящие глаголы, которые у вас получились в 1 задание.

    - Как только  вы справитесь с данными заданиям, вы должны поднять цветок, который лежит у вас на столе.

    1 задание

    2 задание

    Проверка

    1 группа. 

    Выглянуть - ____ (пр.вр., ед.ч., ср.р., 3 лицо)

    Блестеть - ____ (наст.вр., ед. ч., 3 лицо)

    Бежать - ____ (наст.вр., ед.ч., 1 лицо)

    _________ солнышко – 
    _________ на лугу. 
    Я навстречу солнышку 
    По траве _______. 

    Выглянуло солнышко – 
    Блещет на лугу. 
    Я навстречу солнышку 
    По траве бегу. 

    2 группа

    Рвать - ____ (наст.вр., ед.ч., 1 лицо)

    Сделать - ____ (буд.вр., ед.ч., 1 лицо)

    Вплетать - ____ (наст.вр., ед.ч., 1 лицо)

      И ромашки белые 
     _____я на лугу. 
      Я веночек ________ – 
      Солнышко ________.

      И ромашки белые 
      Рву я на лугу. 
      Я веночек сделаю – 
      Солнышко вплету.

    3 группа

    Искриться - ____ (наст.вр., ед.ч., 3 лицо)

    Манить - ____ (наст.вр., ед.ч., 3 лицо)

    Звенеть - ____ (наст.вр., ед.ч., 3 лицо)

    День ______радостью, 
    Вдаль меня ________. 
     Надо мною радуга 
    Весело ________. 

    День искрится радостью, 
    Вдаль меня манит. 
     Надо мною радуга 
    Весело звенит. 

    4 группа

    Слышать- ____ (наст.вр., ед.ч., 1 лицо)

    Собрать - ____ (пр.вр., ед.ч.,ж.р., 1 лицо)

    Нести - ____ (наст.вр., ед.ч., 1 лицо)

       У реки под ивою 
    _______ соловья… 
    Самая счастливая 
    В это утро – я                         _______ в ладошку я 
    Чистую росу – 
    Радугу и солнышко 
    Я в руках _______. 

       У реки под ивою 
    Слышу соловья… 
    Самая счастливая 
    В это утро – я                         Собрала в ладошку я 
    Чистую росу – 
    Радугу и солнышко 
    Я в руках несу. 

    5 группа

    Встречать - ____ (буд.вр., ед.ч., 1 лицо)

    Подарить - ____ (буд.вр., ед.ч., 1 лицо)

     И цветы над речкою,                     Песню и зарю-                                  Все, что утром _______ я,              Маме ________. 

     И цветы над речкою,                     Песню и зарю-                                  Все, что утром встречу я,              Маме подарю. 

    • Выберите, кто прочитает тот вариант, который у вас получился.  (Дети читают свои варианты)
    • Вы внимательно слушали своих друзей, что они вам напоминают? Это слова песни.
    • Каждый из вас прекрасно знают, что первый весенний праздник это - …... (8 Марта).
    • История происхождения этого праздника очень интересна. В России впервые праздник отмечали в 1913 году, а с 1965 года объявили  его государственным праздником.
    • Давайте попробуем исполнить эту песню, тем самым мы поздравим всех девочек, женщин с этим прекрасным праздником. (Дети  исполняют  песню).

    10. Закрепление темы.

    - Что нового для себя вы узнали на уроке?

    • На какие вопросы отвечают глаголы в неопределенной форме?( Что делать? Что сделать?)
    • На что не указывает неопределенная форма глагола?( на время и число.)
    • На что оканчиваются глаголы в неопределенной форме? Какие суффиксы имеет?( -ТЬ, -ТИ,-ЧЬ.)

    - Интересно ли вам было на уроке?

    - Какие затруднения вы испытывали при выполнении заданий?

    11.Домашнее задание.

    • Я предлагаю вам выбрать, то домашнее задание, которое  вам больше понравилось.

    у стр. 73 упр. 150. В этом упражнении вам нужно будет вставить пропущенные буквы, подчеркнуть глаголы в неопределенной форме, выделить суффиксы.

    •  У стр 73 упр 151.В данном упражнении вы должны списать словосочетания, вставить пропущенные буквы, указать над каждым словом часть речи,составить 2 предложения со словом вести, чтобы оно было выражено разными частями речи.
    • Спасибо всем за работу на уроке!

               


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект открытого урока по программе «Коррекция аграмматической дисграфии» (4 класс). Тема: Неопределенная форма глаголов на примере фразеологических оборотов и поговорок.

    В конспекте представлены задания, направленные на устранение ошибок в написании глаголов, которые оканчиваются на -ться, -тся, чь. Все упражнения даны на примере фразеологических оборотов и поговорок....

    Конспект урока по русскому языку на тему "Неопределенная форма глагола"

    Данный урок разработан по программе УМК "Гармония"...

    Конспект урока с презентацией по русскому языку в 4 классе на тему "Неопределенная форма глагола"

    Материал содержит конспект урока русского языка в 4 классе и презентацию на тему "Неопределенная форма глагола.Конспект составлен в соответствии с требованиями ФГОС ....

    Конспект урока по русскому языку в 4 классе по теме "Неопределенная форма глагола"

    Тема урока "Неопределенная форма глагола "( УМК "Школа России")Цель: обобщить знания о глаголе,расширять знания учащихся о неопределенной форме как начальной форме глагола, совершенствовать умение оце...

    Конспект урока по "Русскому языку" на тему "Неопределенная форма глагола" для 3 класса

    Конспект содержит материал к уроку по русскому языку по теме "Неопределенная форма глагола" для 3 класса...