План-конспект урока по русскому языку. 4 класс. УМК "Школа России". Тема: Наречие как часть речи.
план-конспект урока по русскому языку (4 класс)

Иванова Светлана Эрнестовна

План-конспект урока по русскому языку для 4 класса по теме "Наречие как часть речи" разработан согласно требованиям ФГОС.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon narechie_kak_chast_rechi.doc86 КБ

Предварительный просмотр:

                                           План- конспект урока

Предмет: Русский язык

Класс: 4-б

Учитель: Иванова Светлана Эрнестовна

Тема: Наречие как часть речи.

Цель урока: 1) создать условия для открытия новой части речи учащимися; 2) дать первое представление о наречии как части речи.

Задачи урока: формируемые УУД:

Познавательные: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; анализ, сравнение, классификация объектов по выделенным признакам.

Коммуникативные: умение выражать свои мысли, вступать в учебный диалог с учителем, одноклассниками; соблюдение правил речевого поведения; высказывание своей точки зрения.

Регулятивные: самостоятельная организация своего рабочего места; постановка учебной задачи.

Личностные: положительное отношение к учению, познавательной деятельности.

Тип урока: урок «открытия» нового знания

Класс: 4

Оборудование: Учебник В.П. Канакина, В.Г. Горецкий, сигнальные карточки, ноутбук.

Применяемая технология: здоровьесберегающие технологии, технология проблемно-диалогического обучения, технология деятельностного метода.

Ход урока

I. Организационный момент

Учитель: Здравствуйте. Давайте, ребята, улыбнёмся друг другу. Я рада видеть ваши лица, ваши улыбки и надеюсь, что урок сегодня принесёт вам настроение, радость от общения друг с другом. Сели правильно. Открываем тетради, записываем число, классная работа).

II. Проверка домашнего задания

Дома, вы должны были подобрать пословицы с именами числительными. (Проверяют домашнее задание). Не имей сто рублей - а имей сто друзей. Один за всех, все за одного. Семь раз отмерь, один раз отрежь.

III. Актуализация знаний

Учитель: Запишите словарные слова под диктовку, поставьте ударение, выделите безударную гласную: билет, костюм, двенадцать, прекрасный, библиотека, комбайн, календарь, двадцать, хозяин. (Учащиеся по цепочке выходят к доске, записывают слова, проверяют.)

Учитель: Какие части речи вам встретились?

Дети: Имя существительное, имя прилагательное, числительное.

Учитель: верно, какие это части речи: самостоятельные ли служебные?

Дети: Самостоятельные. Они имеют свое значение (признак, предмет, количество).

IV. Самоопределение к деятельности

Учитель: Ребята, на доске слова. Запишите слова. Укажите часть речи каждого слова.

Веселый, трава, зелёный, бежит, красивый, картина, тепло.

Дети: записывают слова, указывают часть речи.

Учитель: Что обозначают слова каждой группы? На какие вопросы они   отвечают? (Проверка)

Дети: высказывают своё мнение. Весёлый (какой?) – прилагательное, трава (что?) – существительное, зелёный (какой?) – прилагательное, бежит (что делает?) – глагол, красивый (какой?) - прилагательное, тепло (как?) (затрудняется ответить).

Учитель: У всех ли слов вы обозначили части речи?

Дети: Нет, слово тепло отвечает на вопрос как? Мы такую часть речи еще не знаем.

Учитель: верно, ребята. Это незнакомая нам еще часть речи. Давайте подберём похожие слова и узнаем про эту часть речи.  

Дети: Холодно, хорошо, жарко, медленно.

Учитель: Молодцы, а теперь узнаем, что эта за часть речи.

V. Работа по теме

Откройте учебники на стр. 73 и прочитайте, как называется эта часть речи.

Дети: Читают. Один ученик называет, что эта часть речи – наречие.

Учитель: Верно. Давайте сформулируем задачи урока.

Дети: - познакомиться с наречием, узнать, что она обозначает;

Еще мы можем узнать, на какие вопросы отвечает и чем является в предложении.

Учитель: Хорошо, молодцы. Давайте выполним упражнение 125 на стр.73. (устно).

Прочитайте задание, что нужно сделать?

Дети: Доказать, что выделенные слова являются наречиями.

(Один ученик): Звонко – задаём вопрос как? Звонко. Это наречие. Как? тонко - это наречие.

Учитель: Запишите в тетрадь наречия «звонко, тонко» и поставьте вопрос.

Учитель: Ребята, давайте посмотрим, а может ли наречие изменяться?

Дети: Нет, не может.

Учитель: Какой вывод можно сделать?

Дети: Наречие - неизменяемая часть речи.

Учитель: Верно. Тогда может ли у наречия быть окончание?

Дети: Нет. Оно не изменяется.

Учитель: Прочитайте внизу страницы правило, на что вы должны обратить внимание.

Дети: Читают (наречие - это неизменяемая часть речи, поэтому у наречия не может быть окончания).

Учитель: Наречие появилось в русском языке позже других частей речи. Слово наречие – очень старое, оно встречается в древнерусском языке. Корень речь как бы связывает его с глаголом. Древние римляне назвали эту часть речи «приглаголие». Русские грамматисты назвали её точно также.

Учитель: А может вы догадались, почему?

Дети: Это слово стоит при глаголе; оно может как-то связано с глаголом (ответы детей)

Учитель: Молодцы, верно. Чаще всего наречие связано конечно же с глаголом.

VI. Физминутка (Дети выполняют вместе с учителем)

Потрудились – отдохнем.

Встанем, глубоко вздохнем.

Руки в стороны, вперед,

Влево, вправо поворот.

Три наклона, прямо встать,

Руки вниз и вверх поднять.

Руки плавно опустили,

Всем улыбки подарили. (Повторяем движения за учителем)

VII. Закрепление изученного материала

Учитель: Как вы думаете, зачем нужны наречия в речи?

Сравните предложения: Солнышко сияло.

                                        Солнышко сияло ярко.

Дети: Наречия нужны, чтобы наша речь была красивой, яркой. Наречие уточняет другие части речи. В первом предложении: солнышко сияло, а во втором предложении уточняется, что оно сияло ярко. Ярко (как?) – наречие.

Учитель: Хорошо. Мы с вами выяснили, что наречие – это неизменяемая часть речи, оно не имеет окончания. Отвечает на вопрос как? А чем же наречие будет являться в предложении? Может ли она быть главным членом предложения?

Дети: Нет, оно будет являться второстепенным членом (обстоятельство).

Учитель: Верно. Давайте самостоятельно составим предложение с наречием и запишем его в тетрадь.

Дети: придумывают предложение и записывают его в тетрадь (один ученик - у доски)

(Проверка): зачитывают предложения:

- На улице весело играют ребята. (Весело – это наречие как?) Весело, является обстоятельством.

Учитель: Хорошо. А сейчас посмотрим, как вы поняли сегодняшнюю тему.

Выберите и запишите буквы с правильными ответами.        

1.Наречие – это …

а - склоняемая часть речи

б – спрягаемая часть речи

в – неизменяемая часть речи

2.  В предложении наречие чаще всего бывает …

а – обстоятельством

б – определением

в – дополнением                            

3.  Наречие отвечает на вопросы …

а – как?  куда?  почему?

б – чем? как? отчего?

в – какой? что делает? как?

4.  Наречие чаще всего связано с …

а – существительным

б – глаголом

в – прилагательным

5.  Найди словосочетание с наречием

а) медленная музыка

б) звучала медленно

в) вышел на улицу

Г) ветка яблони

Учитель: Проверяем. Самопроверка (в,а,а,б,б).  

- Оценили себя. У кого всё правильно поставили на полях «+».

VIII. Рефлексия

Учитель: Ребята, оцените свою работу на уроке:       

- Сформулируйте, каков результат вашей работы на уроке.

Сегодня на уроке я узнал (а)…

На уроке мне было… (Выслушивание результатов учащихся).

Оцените себя, поднимите сигнальную карточку красного цвета, кому было

 комфортно на уроке, зеленого цвета, кто испытывал трудности на уроке.

IX. Подведение итогов урока

Учитель: Что вы узнали о наречии как части речи?

(Ответы учащихся). Наречие - неизменяемая часть речи, отвечает на вопрос как?, связано с глаголом. В предложении является обстоятельством.

Учитель: Я думаю, что мы, работая с полной отдачей и помогая друг другу, узнали много нового и интересного. Все задачи, которые вы поставили, были выполнены. Кто мне сегодня помогал на уроке, активно работал, поставим отметки за урок (выставление отметок за урок).

Учитель: Домашнее задание: стр. 74 упражнение 126 (по заданию). Выписать наречия, поставить перед ним вопрос. Вы узнаете, на какие же ещё вопросы отвечает наречие.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого урока по русскому языку"Обобщение знаний об имени существительном как части речи", 2 класс

Конспект открытого урока по русскому языку"Обобщение знаний об имени существительном как части речи", 2 класс...

План – конспект открытого урока по русскому языку с элементами экологии. Тема:"Личные местоимения Закрепление".

План – конспект открытого урока по русскому языку с элементами экологии. Тип урока: урок закрепления знаний....

План – конспект открытого урока по русскому языку на тему:Роль имен существительных в речи. Многозначные слова, синонимы, антонимы.

Тип урока:  закрепление изученного материала. Цели урока:1) Обучающая:-закрепить знания учащихся о  роли имен существительных в речи;-формировать умение подбирать синонимы и антонимы к ...

Сказка о... (лингвистическая сказка о наречии) для учащихся 4 класса (УМК "Школа XXI века") или 6-7 класса при изучении темы "Наречие как часть речи"

Сказка-сценка для использования в уроке по темам "Наречие как часть речи", "Ознакомление с наречием" в 4 классе (УМК "Школа XXI века") или в средней школе при изучении со...

Конспект урока по русскому языку «Жизнь корня в составе слов разных частей речи» 3 класс УМК «ПНШ»

Цели деятельности учителя: Создать условия по обобщению учебного материала, обеспечить понимание обучающимися, что родственные слова могут относиться к разным частям речи.Задачи урокаДидактическ...