Разработка урока по теме «Понятие об имени существительном»
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) по теме

Окунева Татьяна Николаевна

Разработка урока по теме «Понятие об имени существительном»

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok3.doc39.5 КБ

Предварительный просмотр:

Урок русского языка  в 3 классе.

Тема : «Понятие об имени существительном».

Цели:   1.Формировать у учащихся умение определять в речи им. существительные;

            2.дать общее представление о том , на основе каких признаков слова          объединяются в части речи;    

            3.знакомить с обобщённым лексическим значением им. сущ.

            4.Способствовать развитию фонематического слуха, орфографической      зоркости, внимания, речи.

Оборудование: карточки с понятиями, плакат с игрой, карточки-стихотворения,        карточки для индивидуальной работы.

Ход урока.

  1.  Организационный момент.

 

 Громко прозвенел звонок,

 Начинается урок.

 Наши ушки на макушке,

 Глазки хорошо открыты,

 Слушаем, запоминаем,

 Ни минутки не теряем.

2.Введение в тему.

Сегодня на уроке нас ждёт интересная и разноплановая работа. И как всегда мы начинаем её с минутки чистописания.

а) Запишите задание в строчку.

-назовите и запишите парную согласную буквы ф;(в)

-какая буква в алфавите стоит перед буквой п, запишите её 2 раза; (о)

-запишите букву, которая обозначает звуки(л,л)

-какой звук чаще звучит в скороговорке? Обозначьте его буквой.

Семь суток сорока старалась, спешила, себе сапоги сыромятные сшила.(с)

А теперь соберите эти буквы вместе. Что получилось? (слово)

Всему название дано- и зверю, и предмету.

Вещей вокруг полным –полно,

А безымянных нету.

И всё, что может видеть глаз,-

Над нами и под нами,

И всё, что в памяти у нас,-

Означено словами.

Слова мы пишем, словами общаемся. У каждого слова своя работа: одни слова называют предметы, другие- признаки, третьи- действия. Великое множество слов в языке- сотни тысяч. Как же разобраться и справиться с такой армией слов? К счастью, есть строгий командир у слов- Морфология. Подаст , к примеру, команду: «Части речи, становись!»Вмиг все слова построятся в чёткие колонны. И первым будет стоять… имя существительное.

-Что вы знаете об этой части речи? (ответы детей)

3. Работа над темой урока.

-Действительно ли имя существительное такое важное в русском языке? Проведём эксперимент. Из стихотворения вычеркните все им.сущ. и прочитайте.

-Понятно ли, что происходит в тексте?

-Назовите одушевлённые им. сущ. из стихотворения. (хозяйка, пёс, кот, мышка)

-А теперь неодушевлённые? (конура, чердак, стул, щёлочка)

-Назовите предметы, которые вас окружают. Докажите, что названные слова являются именами существительными.

Словарная работа.

Упр. 2. на стр. 53

Объяснить написание орфограмм по всему тексту. Выполните задания к данному упражнению.

-А сейчас я буду говорить загадки, и вы продолжите записывать отгадки в два столбика: кто? что?

1На ромашку у ворот                       2  Я румяную Матрёшку                                 3    Волосата, зелена,

Опустился вертолёт-                        от подруг не оторву,                                        В листьях прячется она.

Золотистые глаза.                             Подожду, когда Матрёшка                            Хоть и много ножек,

Кто же это?... (стрекоза)                  Упадёт сама в траву. (яблоко)                       Бегать всё равно не может.

 4 Белым шариком пушистым        5 Клейкие почки,                                              6 Не огонь- а жжётся,

Я красуюсь в поле чистом.                 Зелёные листочки.                                            В руки не даётся.

Дунул лёгкий ветерок-                        С белой корой                                                    Выросла под ивой.

И остался стебелёк. (одуванчик)      Стоит под горой. (берёза)                               Звать её … (крапивой)

7 Подрастала- хвост растила,                                     8 Бегает среди камней,

Платье тёмное носила.                                                   Не угонишься за ней.

Подросла- зелёной стала,                                              Ухватил за хвост, но – ах!-

Хвост на вёсла поменяла. (лягушка)                           Удрала, а хвост в руках. (ящерица)

-Что объединяет сущ. первого столбика? Второго столбика?

- Что объединяет эти две группы сущ.? (Насекомые не могут существовать без растительного мира).

Мы называли конкретные предметы, которые называли одуш. и неодуш. предметы окружающего мира. Прочитайте выписанные на доску пословицы.

Без совести и при большом уме не проживёшь.

Знания в юности- это мудрость в старости.

Добрый человек и после смерти оставляет добрую память.   

- К какой группе вы бы отнесли имена сущ., которые подчёркнуты?

Эти подчёркнутые слова называют отвлечёнными именами сущ., которые нельзя представить предметно, они живут только в мыслях. И таких слов в русском языке великое множество.     

    4.  Физминутка.

Если слово будет отвечать на вопрос кто?, поднимайте руки вверх, если на вопрос что?- руки в стороны, а если услышите другие части речи- нужно присесть.

Мальчик, гроза, карась, окно, белый, сторож, рисует, мороз, туча, они.

Продолжаем нашу работу. Упражнение 4 (сначала устный разбор, затем два ученика работают у доски ). Выборочное письмо. Дополните каждую группу ещё 2-3 словами.

Игра «Слова играют в прятки».

Найдите спрятавшиеся слова и запишите их в два столбика кто? что?

Волкосастолбмракременьхле. (слова расположены по кругу) 

(волк, вол, оса, рак, лев; хлев, коса, стол, столб, мрак, крем, ремень)

Дополнительное задание.

Образуйте имена существительные от имён прилагательных.

Дружный - ….. (дружба), радостный- ….. (радость), храбрый- ….. (храбрость), добрый - ….. (доброта), холодный- ….. (холод), правдивый- ….. (правда).

-К каким лексическим (смысловым) группам им. сущ. вы бы отнесли эти слова?

Какие новые лексические группы им. сущ. вам встретились на уроке?

-Попробуйте ответить ещё раз на вопрос: «Всё ли вам было до сегодняшнего урока известно об им. сущ.?»

   5.  Итог урока.

-Что мы называем им. сущ.?

-Что могут обозначать им. сущ.?

-Как могут изменяться им. сущ.?

-Кто смог запомнить, на какие группы мы можем поделить все им. сущ.?                                                                   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока на тему"Именительный падеж имен существительных" 4 класс

План-конспект урока  русского языка в 4 классе на тему "Именительный падеж имен существительных"   учебник Рамзаева...

Методическая разработка урока русского языка "Способы образования имен существительных" 3-й класс

Система учебников  "Начальная школа ХХI века"Раздел « Как устроен наш язык»Тема «Суффикс как часть слова»Формирование универсальных учебных действий:Личностные УУД Формирование положительной...

Разработка урока на тему: «Именительный падеж имен существительных» 4 класс

Использование здоровьесберегающих технологий на уроках...

конспект урока русского языка : " Понятие об имени существительном"

Форма проведения урока: деловая игра «Детективное агентство»....

Разработка урока по русскому языку "Склонение имен существительных" 3 класс УМК"Школа России"

Разработка урока по русскому языку "Склонение имен существительных" 3 класс УМК"Школа России"...

Методическая разработка урока по теме "Дательный падеж имен существительных"

Урок русского языка в 4 классе по программе "Начальная школа XXI века", разработанный по ФГОС...

Презентация по русскому языку по теме "Понятие об имени существительном"

Презентация к уроку во 2 классе по новой теме по программе А.В Поляковой. Включает все этапы современного урока. Поможет вспомнить изученный материал, определить название новой темы, применить новое з...