Разработка урока на тему"Именительный падеж имен существительных" 4 класс
учебно-методический материал по русскому языку (4 класс) по теме

Бобылева Елена Михайловна

План-конспект урока  русского языка в 4 классе на тему "Именительный падеж имен существительных"   учебник Рамзаева

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл урок русского языка826.38 КБ

Предварительный просмотр:

Урок русского   языка   в 4 классе

Тема:  « Именительный падеж имен существительных» Цель:

  • Познакомить учащихся с особенностями  именительного падежа имён существительных.
  • Формировать умение находить имёна существительные в именительном падеже в тексте.
  • Развивать речь, внимание учащихся, умение сравнивать, обобщать.
  • Воспитывать чувство коллективизма, добросовестного отношения к работе.

Оборудование: Учебник «Русский язык»   Рамзаева 4  класс, карточки с текстами для групповой работы , картинки , презентация.

Тип урока: урок изучения нового материала.

Методы обучения: словесный, проблемно-диалогический, наглядный.

 Технологии: групповая, игровая, ИКТ, здороовьесберегающая,  проблемное обучение.

Планируемые результаты:

-научились  определять  именительный падеж у существительных

- закрепили навык определения основы предложения

-вспомнили  характеристики гласных и согласных

-развивали речь , логическое мышление

- развивали коммуникативные качества

-учились делать выводы и доказывать свою точку зрения

                                                       Ход урока.

Деятельность учителя

Деятельность учеников

 Примечание +

ИКТ

 Наблюдаем

1ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ

Прозвенел звонок.

Начинаем наш урок.

Все ль на месте?

Все ль в порядке

Книжки, ручки и тетрадки?

Солнце просыпается.

Мои дети улыбаются.

Дети друг другу улыбнулись

Слайд №1

«Пейзаж»

До начала урока прикрепила на доску  солнышко и  облака(все за экраном), а на экране

слайд №2 «Солнце»

Положительно-эмоциональный настрой на урок

2ЧИСТОПИСАНИЕ        

   -Найди лишнее

-объясни свой выбор

Разминка (Массаж рук)

Три мудреца в одном тазу

(хлопки в ладоши)

Пустились по морю в грозу

(постукивание кулачками)

Будь попрочнее  этот таз,

( ладошка умывает ладошку)

Длиннее был бы мой рассказ

(вращение кистей рук)

Запишите  в тетради число (Восемнадцатое  октября. Классная работа.)

Пропишите по образцу   «р»

«Разгадай слово»

Лексическое значение

Работа в паре. Обсуди и подбери синонимы слова Родина

Запишите в тетрадь

 

Р

Согласная

Делают записи в тетради

Дети разгадывают ребус  Р1НА  

(РОДИНА)

И записывают в тетрадь

(страна где я живу, Россия

 Подбирают  синонимы

Слайд№3

« облако с буквами»(а о и е ы у я э р ё)

Слайд №4

«Буква  Р»

Слайд№5

«Облако с ребусом»

Слайд№6

«Родина Отечество

Отчизна»

Проблемная технология

Личностно-ориентированная

Здоровьесберегающая

Проблемная

Личн.-ориентир.

(работа в паре)

3) Актуализация знаний

Кто из вас знает пословицы о Родине?

Я вам предлагаю еще одну пословицу

На чужой сторонушке и солнышко не греет.

Как понимаете смысл этой пословицы?

Объясните орфограммы

Еще раз прочитайте. Запомните и напишите по памяти

Работа на доске

Запись этого предложения на доске и синтаксический разбор

А что для вас является  РОДИНой?

Какой частью речи являются эти слова?

Игра «Так, не так»

1)им сущ  это часть речи.Это так?

 

Почему?

2)Имена собственные пишутся с маленькой буквы. Это так?

Почему?

3)Мама, дети— это одушевленные им. Сущ. Это так?

Почему?

4)Россия—это сущ множественного числа. Это так?

Почему?

5)В русском языке все сущ. Имеют только два рода. Это так?

Почему?

6) склонение—это изменение  существ. по падежам. Это так?

Почему?

7)в русском языке 5 падежей. Это так?

Почему?

Учащиеся называют пословицы

Дети объясняют

Письмо по памяти

Взаимопроверка

1 ученик у доски

 15 ответов в одно слово на цветочках

(Страна  мама  семья дом  край село и др.)

Им. Сущ

Так

Обозначает предмет и отвечает на кто? Что?

Не так.

Они пишутся с большой буквы

Так

Отвечают на кто?

Не так

Ед.число

Не так

М.р.,ж.р..ср.р..

Так.

Меняются окончания

Не так

6 падежей

Слайд №7 №8

«Пословица с пропущ. орфограммами»

Слайд№9

«Письмо по памяти»

Слайд №10

«Пословица. Проверка»

 Слайд №11 пустой

Экран закрывается

Уч-ся берут цветок( сделан заранее и лежит на парте)

На доску прикрепляет каждый ученик  цветок со словом

Личн.-ориентир.

Проблемная

Личн.-ориентир.

Если при записи допущено много ошибок, то запиши еще раз без ошибок

Самооценка и оценка работы товарищами

.дополнительный вопрос

Личн.-ориентир

игровая

4) ОПРЕДЕЛЕНИЕ ТЕМЫ И ЦЕЛИ УРОКА

Карточки с падежами  и вопросами рассыпались на доске

По таблице определите тему урока  и цель

И определим каким членом предложения является

Дети  читают наизусть стихи о падежах

На доске восстанавливают таблицу на ватмане

Именительный падеж им сущ

Научиться определять им.падеж  в тексте

Дети  последовательно составляют таблицу

Падеж+ вопросы и предлоги

Слайд №12

« Тема урока»

Личн.-ориентир

 5) Знакомство с новой темой урока

 ЗАГАДКА

Кто без ног и без свирели

       Лучше всех выводит трели,

       Голосистее,  нежней ?

       Кто же это?    

                    

- Вы  правы. Прочитайте  текст, который  лежит  у  вас  на  партах.                     

        Соловей  считается  живым  символом  России.  Россияне   с  удовольствием  слушают  его  песни. Соловьиные  трели  завораживают  и  очаровывают  людей

ЗАДАНИЕ.

1) Спишите текст.

2) Определите падеж выделенных слов

3) определи те и подчеркните  основу предложения

ФИЗМИНУТКА

 Релаксация

 (Руки  опустили вниз, голову назад, глаза закрыли, расслабились и слушаем)

 Проверка самостоятельной работы

Самооценка

Сделайте выводы, ответив на вопрос,

Каким членом предложения является имя существительное в именит. падеже?

УЧЕБНИК  с. 66

Могут ли стоять предлоги перед сущ. В им.п.?

А возможны?

Почему?

Дети слушают и отгадывают

Соловей )    

 Работают  в группах.

 Списывают весь текст в тетрадь и определяют падеж выделенных слов +

1ряд - определить и подчеркнуть основу 1 предложения;

2 ряд—2 предложение:

3 ряд -3 предложение

Кузнецов Алексей

 

Слушание пения соловья

1 человек из 1 группы

1человек из 2 группы

1-из3 группы

Им.сущ в им.п. является подлежащим. Предлогов не имеет.

 Читают правила и сравнивают свои  выводы с выводами учебника

Нет

Нет

Им.сущ. в им.п. является подлежащим

Слайд№13

«Соловей»

Если готов—руки вверх

Слайд №14

«Природа + трель»

Слайд№15

«Правило»

Проблемная

Личностно- ориентированная

( групповая + дифференцированный подход

Здоровьесберегающая

Проблемная

6) ПЕРВИЧНОЕ ЗАКРЕПЛЕНИЕ

Работа с деформированным текстом

(слова предложений в конверте)

(1гр.  Наше село находится на территории Раменского района.

2гр.  В селе есть   большая и светлая школа.

3 гр. Сюда каждый день приходят ребята из разных деревень

4гр  Мы ходим в школу  с радостью .

 

4группы

Каждая группа получает индивидуальный конверт с заданием и начинает работу

_ составляют коллективно по группам свое предложение

- определяют основу

-указывают слово в им.п

-записывают  на доске, потом весь текст в тетрадях

Конверты с заданием

Слайд№16 №17

«наша школа+ фото детей»

Проблемная

ИТОГ. РЕФЛЕКСИЯ.

  1. Я повторял…
  2.   Я узнал…
  3. Я научился…

Мое настроение

 

Я все на уроке понял и запомнил

  

Мне нужно еще поработать по теме урока

  Я  на уроке ничего  

                          не понял

  Дети  выражают свою точку зрения и  прикрепляют  бабочку на доску

Слайд №18

«Итоги.Рефлексия»

Большие бабочки

 Получился  коллаж

 

 

Наше     село    находится    на   территории     Раменского    района.

В   селе    есть     большая   и   школа. светлая    

Сюда    каждый     день    приходят    ребята   из    разных   деревень.

Мы    ходим    в    школу    с    радостью .

Р. п.       кого?        

кому?     чего?

Д. п.       чему?

 В. п.      кого?    кем?        что?

Т.п.         чем?    

о чём?      

П. п.      о ком?  

             

Им. п.      кто?    

                 что?

                                              МОУ Никитская СОШ

Проект

 урока русского языка  в 4 классе

на тему:

 « Именительный падеж имен существительных»

(Урок с авторской презентацией)

2013-14 учебный год


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

разработка урока русского языка по теме "Именительный падеж имени существительного"

Урок -исследование, сочетающий разные формы работы учащихся на уроке, позволяет детям сделать вывод об особенностях Именительного падежа...

Разработка урока на тему: «Именительный падеж имен существительных» 4 класс

Использование здоровьесберегающих технологий на уроках...

Открытый урок по русскому языку в 3 классе на тему "Именительный падеж имен существительных"

Открытый урок по русскому языку в 3 классе на тему "Именительный падеж имен существительных"...

3 класс. Конспект урока по русскому языку по теме: "Именительный падеж имен существительных"

Предмет: Русский языкКласс:  3 «е»Тема урока: Именительный падеж имен существительныхЦели урока: познакомить с особенностями именительного падежа; развивать умение определять падеж по вопросу и п...

Разработка урока по теме: "Именительный падеж имен прилагательных единственного числа мужского и среднего рода"

Ознакомление со способами проверки написания безударных падежных окончаний имен прилагательных единственного  числа мужского и среднего рода....