Главные вкладки

    разработка урока русского языка по теме "Именительный падеж имени существительного"
    план-конспект урока по русскому языку (4 класс) по теме

    Верхушина Галина Григорьевна

    Урок -исследование, сочетающий разные формы работы учащихся на уроке, позволяет детям сделать вывод об особенностях Именительного падежа 

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Тема. Именительный падеж имён существительных

    Цель: познакомить с особенностями имён существительных в именительном падеже.

    Задачи:

    установить особенность имён существительных в именительном падеже;

    развивать связную речь; умение слушать, отвечать на вопросы, аргументировать свой ответ; приводить примеры к правилу; оценивать себя и товарища; задавать вопросы; развивать любознательность, память, мышление, внимание.

    воспитывать интерес к родному языку, любовь к природе, уверенность, стремление к успеху, аккуратность, культуру общения.

    1.Мотивация.

       -Ребята, сегодня мне понадобится ваша помощь. Вчера, готовясь к урокам, я прочла очень интересное предложение. ЛЮБИТ ДОЧЬ МАТЬ.Я засомневалась, в каком падеже стоят существительные ДОЧЬ,МАТЬ.

     -Как вы думаете?( дети высказывают свои мнения)

    -На этот вопрос мы ответим позже, когда проведем исследование.

    (Звучит музыка «Времена года. Октябрь. П.И. Чайковский.)

    _Что вы представили, слушая эту музыку?

    А чего нам не хватает осенью? (солнышка, тепла)

    - В гости к нам пришло осеннее солнышко, чтобы еще порадовать нас и согреть своим теплом. Каждый лучик волшебный -это пожелание для успешного путешествия по стране знаний. Ведь впереди у вас 5 класс! Что же вы возьмете с собой? За каждое правильно выполненное задание-лучик пожелание. И так в путь!

    - Ребята, а вы любите исследовать, узнавать что-то новое?

    - Что значит исследовать? Как вы себе это представляете? (Изучать объекты со всех сторон, анализировать, делать выводы).

    - Сегодня вы будете исследователями.

    2.Актуализация знаний.

    -Для того, чтобы провести исследование, нам нужно подготовиться к нему. Вспомним некоторые понятия.

    -Что такое подлежащее?

    -Что оно обозначает?

    -На какие вопросы отвечает?

    -Какой частью речи чаще всего оно выражено?

    Работа по карточкам(в парах)

     

    Карточка

    Вставить пропущенные (недостающие слова)

     

    1. Имя существительное – это ____________________, которая отвечает на вопросы ______, ________ и обозначает ______________________.

    2. На вопрос кто? отвечают _______________________ имена существительные, на вопрос что? отвечают _______________________ имена существительные.

    3.Имена существительные бывают ______________________рода,

     ______________________ рода и __________________________ рода.

    4. Имена существительные бывают ____________________ и пишутся с ____________________ буквы и бывают ________________ и пишутся со _________________ буквы.

    5. Имена существительные изменяются по ____________________ по _____-

    (Самопроверка по слайду)

    -Как иначе называется изменение по падежам?

    -Как узнать падеж имён существительных?(Слайд)

    (Лучик- хорошее настроение)

    -Некоторые ребята покажут, как они умеют склонять имена существительные.

    Работа на карточках.

    -Просклонять существительные :лиса, класс, золото.( 3 человека)

    3. Повторение

    Определить падеж имени существительного  труд(записать только падежи)

    Человек трудом красен.

    Терпенье и труд всё перетрут.

    Без труда не выловишь и рыбку из пруда.

    По труду о человеке судят.

    Человек воспевает труд.

     Есть много пословиц о труде.

    Взаимопроверка в парах по слайду

    Человек трудом красен.  (Т.п.)

     Терпенье и труд всё перетрут. (И.п.)

     Без труда не выловишь и рыбку из пруда. (Р.п.)

        По труду о человеке судят. (Д.п.)

        Человек воспевает труд. (В.п.)

         Есть много пословиц о труде. (П.п.)

    (лучик- желание учиться)

    4. Исследование.

    1).-составьте несколько предложений об осени.

    Запись у доски с комментированием.

    Земля покрылась пестрым ковром. Шуршит  под ногами пожухлая трава.

    Улетели на юг ласточки, скворцы, грачи.

    -Подчеркните главные члены предложения. Определите падеж имен существительных, которые являются подлежащими.

    -Что общего в этих предложениях?

    2)-Определите тему урока.

    Слайд  Предложный падеж имен существительных

    -Какие задачи вы ставите перед собой на уроке?

    ( узнать и запомнить особенности существительных в И. падеже, правильно определять Им. Падеж)

    ( лучик-дружба)

    3)-На какие вопросы отвечают имена существительные в И. падеже?

    -Каким членом предложения являются сущ в И. п.?

    - Есть ли предлоги перед  сущ. в И. п.?

    -Послушайте стихотворение про И. падеж

    Я именительный падеж,

    И нет на мне чужих одежд,

    Меня легко все узнают

    И в подлежащее зовут.

    Предлогов с детства не люблю,

    С собою рчдом не терплю.

    Мои вопросы-кто? И что?

    Ни с кем не спутает никто!

    4)Слайд Именительный падеж

                     Кто? Что?

                     Нет предлогов.

                    Подлежащее!

       5)Работа по учебнику .

    Правило с.66

    5. Закрепление нового материала.

    1)работа с предложением

    Любит дочь мать.

    -Когда сущ ДОЧЬ будет в И.п? (когда оно будет подлеж)

    -От чего это зависит? ( от порядка слов в предложении)

    -составьте предложение, в котором слово ДОЧЬ является подлежащим и значит стоит в И п..(запись) (аналогично со словом МАТЬ)

    ( лучик-терпение)

    2)Работа в парах

    -Прочитайте пословицы.( на карточках) Поставьте номера пословиц в следующем порядке:

    1. Пословицы, в которых нет имен существительных И.п

    2.пословицы, в которых есть сущ. только в И.п

    3. Пословицы , в которых есть имена сущ. в И.п. и других падежах

    Без заботы и репу не вырастишь.

    Вина голову клонит.

    Пословица не зря молвится.

    Проверка по слайду

    ( лучик-дисциплинированность)

    6. Словарная работа

        1)определение слова

     На слайде слова

    Моряк      лопата    поток   молоток

    Сады         молоко    полёт    ?

        -Догадайтесь, какое слово нужно дописать во второй строке? ( самолет)

    Почему оно так пишется?

    2)Лексическое значение

    Слайд  самолет

    Что такое самолет? ( ответы детей. Чтение объяснения в «Толковом словаре»_

    Самолёт- летательный аппарат тяжелее воздуха с силовой установкой и крылом, создающим подъёмную силу, аэроплан.

    ( лучик-любознательность)

       3)Включение слова в активный словарь ( работа в группах)

    -в группе составьте коллективный рассказ, в каждое предложение которого вошли бы слово самолет и ранее изученные слова из словаря, которые не должны повторяться от предложения к предложению.

    Самолёты летают в разные города.

    На самолёт нужно купить билет.

    К самолёту подошло много народа.

    Вскоре самолёт поднялся в воздух и скрылся за горизонтом. Я с товарищем полетел в Москву.

    ( запись текстов, определение падежей имен существит.)

    -кому трудно выполнять это задание, то упр.118 (списать, указать падежи сущ)

    (лучик – ответственность)

    6. Итог урока.

    Наше исследование завершилось. Так что же нового мы сегодня узнали об Им. падеже?

    Употребляются ли имена существительные в Им. п. с предлогами?

    (  лучик-здоровье)

    7. Домашнее задание. Выучить правило на с. 66, упр. 119 или составить текст на тему « Мой друг», указать падежи сущ


    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

    Подписи к слайдам:


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Урок русского языка по теме "Изменение имен существительных по падежам".

    Урок русского языка в 3 классе. Тема: Изменение имен существительных по падежам. Технология: "Обучение в сотрудничестве"...

    Урок русского языка по теме: "Изменение имен существительных по падежам"

    Урок русского языка по теме: "Изменение имен существительных по падежам"...

    Конспект урока русского языка + презентация " Определение падежа имени существительного"

    Урок русского языка в 3 классе, программа "Школа России", автор Канакина В.П. "Определение падежа имени существительного"...

    Презентация к уроку русского языка по теме «Падеж имен существительных».

    Презентация  к уроку русского языка  по теме  «Падеж имен  существительных»....

    Технологическая карта урока русского языка "Алгоритм определения падежа имени существительного" 4 класс

    Технологическая карта урока русского языка "Алгоритм определения падежа имени существительного" в 4 классе содержит методические рекомендации и разноуровневые задания....