Технологическая карта урока русского языка "Алгоритм определения падежа имени существительного" 4 класс
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) на тему

Захарова Елена Николаевна

Технологическая карта урока русского языка "Алгоритм определения падежа имени существительного" в 4 классе содержит методические рекомендации и разноуровневые задания.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon raspoznavanie_padezhey_imen_suschestvitelnyh.doc129.5 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока по русскому языку

Тема урока:  Алгоритм определения падежа имени существительного

Цели и задачи урока:

 Образовательные:

  • актуализировать знания детей о склонении имен существительных;
  • выявить у детей уже имеющиеся знания о падежах и падежных вопросах имен существительных.

Развивающие: 

  • развивать умения различать имена существительные по грамматическим признакам; умения склонять имена существительные, определять падеж имен существительных;
  • содействовать формированию и развитию учебно-информационных умений и навыков младших школьников, а также  работать в парах;
  • развивать умение объективно оценивать свои знания;
  • содействовать развитию коммуникативной культуры учащихся;
  • развитие мышления, внимания, наблюдательности, памяти;
  • создать условия для развития речи учащихся, ее эмоциональной окраски;

Воспитательные:  

  • воспитание мотивов учения, ответственного отношения к знаниям;
  • воспитание умений слушать и принимать точку зрения собеседника;
  • проявлять доброжелательность по отношению к одноклассникам в совместной деятельности.

Планируемые результаты:

предметные:

  • определять грамматические признаки имен существительных;
  • изменять имена существительные по падежам;
  • определять падеж имен существительных по вопросам;
  • различать имена существительные в начальной форме и в формах косвенных падежей.

метапредметные:

  • понимать и сохранять в памяти учебную задачу урока;
  • выбирать действия в соответствии с поставленной задачей;
  • выполнять учебные действия, сопровождаемые громкой речью;
  • вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе учета сделанных ошибок.

личностные:

  • мотивировать себя на изучение русского языка.

Формируемые УУД:

познавательные самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме; анализ объектов с целью выделения их признаков; синтез;

коммуникативные инициативное сотрудничество с учителем и сверстниками; разрешение конфликтов; контроль, коррекция, оценка действий партнера;

регулятивные — постановка учебной задачи; определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; предвосхищение результата и уровня усвоения, его временных характеристик; оценивание качества и уровня усвоения материала; выполнять учебное действие в соответствии с планом; выполнять самопроверку, взаимопроверку, взаимооценку и корректировку при работе в паре;

личностные — нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания, обеспечивающее личностный моральный выбор на основе социальных и личностных ценностей.

Технические средства обучения: мультимедийный проектор, экспозиционный экран, ноутбук, презентация.

Методы и формы обучения:

Методы: словесный, наглядный, практический.

Формы: фронтальная, индивидуальная

Использованные компоненты УМК: 

для учителя: 

  • учебник Л.Ф. Климановой Русский язык. 4 класс. Ч.2.
  • Т.Н.Ситникова, И.Ф.Яценко. Поурочные разработки по русскому языку. 4 класс к УМК «Перспектива»
  • рабочая программа

для учащихся: учебник Л.Ф. Климановой Русский язык. 4 класс. Ч.1.

Межпредметные связи: чтение (работа над текстом стихотворения).

Учебник, с.10-11

Этапы урока

Обучающие и развива-ющие компоненты, задания и упражнения

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формы организации взаимодействия на уроке

Формируемые умения (УУД)

Проме-жуточ-ный конт-роль

1.Мотивация (самоопределение) учебной деятельности

Эмоциональная, психологическая и мотивацион-ная подготовка к усвоению изучаемого материала

Приветствует учащихся, проверяет готовность класса и оборудования: эмоционально  настраивает на учебную деятельность.

-Составьте пословицу:

И, где, там, труд, радость.

 -Как вы понимаете смысл пословицы? Объясните. - Сегодня наш урок пройдёт под девизом:  "Где труд, там и радость".

 - Что сейчас является вашим трудом?

- Какие ценные качества  понадобятся нам на протяжении всего урока?

( Дисциплинированность, аккуратность, организованность … трудолюбие)

Слушают учителя. Демонстрируют готовность к уроку, организуют рабочее место.

Фронтальная, индивидуальная

К -планируют учебное сотрудничество с учителем и сверстниками.

Л — понимают значение знаний для человека и принимают его; имеют желание учиться; проявляют интерес к изучаемому предмету, понимают его важность

Наблюдение учителя за организацией учащимися рабочего места

2.Актуализация знаний.

Самоопределение к деятельности

1.Проверка д.з. (упр.14)

Взаимопроверка по слай-ду. Выставлениеотметок, ори-ентируясь на критерии.

2.Самоопределение к деятельности 

3.Целеполагание

Откройте тетради. Поменяйтесь ими на парте, возьмите зелёную ручку

Какое задание было в упр.14? На что будете обращать внимание при проверке?

Проверьте правильность выполнения работы по слайду. (Слайд №2). 

-Оцените выполненную работу по критериям, записанным на слайде. Поменяйтесь тетрадями. Следите за правильностью исправления ошибок, объективностью выставления оценки.

Поделитесь, пожалуйста, впечатлениями от своих отметок.Что помогло вам?

-Что объединяет все выделенные слова?

-Что такое имя существительное?

В какой раздел входит эта тема?

Почему раздел начинается именно с этой темы, с имени существительного?

Что вы уже знаете об имени существительном?

С какой трудностью вы сталкиваетесь при выполнении подобного домашнего задания?

Почему возникают ошибки и неудачи?

Попробуйте сформулировать тему урока.

Над какой темой мы сегодня будем работать?

- От чего зависит успех в работе?

А вот как об этом высказался Аристотель.

 «Успех во всяком деле зависит от двух условий: правильного установления конечной цели всякого рода деятельности 2) отыскания соответствующих средств, ведущих к этой цели».

Значит, что нам нужно теперь сделать?

- Какую цель перед собой поставите?

-На какой вопрос нам предстоит сегодня ответить?

-Какие задачи поставим перед собой?

- Какие будут предположения?

Достаточно ли только знания вопроса для определения падежа?

Взаимная проверка правильности выполнения задания по критериям:

Отметка "5" - без ошибок.

Отметка "4" – 1-2 ошибки и 1 исправление.

Отметка "3" – 3-4 ошибки и 1 исправление.

Отметка "2" – 5 и более ошибок.

-Это все имена существительные

-Это самостоятельная часть речи, которая обозначает предмет и отвечает на вопросы кто? что?

Дети высказываются.

Определение падежа имени существительного.

Не можем правильно задать вопрос, забываем падеж.

-Изменение по падежам имен существительных

Ответы детей.

Поставить цель , отыскать средства.

Научиться определять падеж имён существительных

-Как определить падеж имени существительного?

-Вспомнить падежи имен существительных , поупражняться в их определении, вывести правило определения падежей, сделать выводы

  Еще раз вспомнить названия падежей, задать вопрос к слову , по вопросу определить падеж

Да/нет

Индивидуальная

Фронтальная, индивидуальная

Фронтальная, индивидуальная

Фронтальная, индивидуальная

Фронтальная, индивидуальная

Индивидуальная

П- самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме; анализ объектов с целью выделения их признаков; синтез;

К-инициативное сотрудничество с учителем и сверстниками; разрешение конфликтов; контроль, коррекция, оценка действий партнера ти собственных действий;

Р - постановка учебной задачи; определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; предвосхищение результата и уровня усвоения, его временных характеристик; принимают и сохраняют учебные задачи.

Л -способны адекватно рассуждать о причинах своего успеха или неуспеха, связывая успехи с усилиями, трудолюбием; проявляют познавательный интерес к изучению учебного материала

Наблюдение учителя, устные ответы, выполненные задания, работа с учебной информацией

Наблюдение учителя, устные ответы,

Выполнение задания

3. Усвоение/открытие новых знаний и способов действий.

1.Работа по учебнику, c.10 упр.15

Коллектив-ное выпол-нение

2.Работа по учебнику, с.10

Склонение имен существительных

 -Сколько падежей в русском языке? Вспомните названия падежей, падежные вопросы, помогающие их распознать.

-Вспомните, как сокращенно обозначают названия падежей.

Почему у каждого падежа два падежных вопроса?

Выполните в паре упр.15 на с.10

-Какие вопросы, предлоги и примеры вы подобрали?

-Прочитайте задание после таблицы.

Выполните письменное задание к упражнению. Укажите падеж имени существительного.

Закройте учебники.

Упр.16 на слайде

Мчат колёса по дороге, над дорогой мчатся ноги.

Прочитайте скороговорку. Для чего нужды скороговорки?

Прочитайте скороговорку разными способами. А теперь все вместе 3 раза с ускорением. Найдите в скороговорке имена существительные, определите падеж каждого.

Коллектино работаем.

 -Какие падежи называются косвенными?

-Какая форма является начальной для имени существительного?

Что помогло определить падеж?

Какой первый шаг по определению падежа должен быть?

Прочитайте вторую скороговорку.

От топота копыт пыль по полю летит.

-Выполните аналогичное задание: чтение с ускорением, выписать имена сущ. , указать падеж.

 

Какие следующие шаги вы осуществяете при определении падежа?

Что у нас получилось?

Вспомните тему, основополагающий вопрос урока и задачи. Что можете сказать?

Физминутка «Падежи».

Именительный подпрыгнул,

А Родительный летал.

Дательный полез на горку,

А Винительный устал.

Наш Творительный поплавал,

А Предложный убежал.

Падежи нам все нужны-

И при этом все важны.

Все теперь смогут безошибочно определять падежи?

Что нужно ещё сделать?

-В русском языке 6 падежей. -Один вопрос относится к одушевленному имени существительному, другой- к неодушевленному.

Ответы детей.

Выполняют задание

-записывают предложения.

ответы детей.

Записывают имена сущ., указывают падеж.

-Все, кроме именительного

-Форма именительного падежа единственного числа.

Ответы детей. Роль сущ-го в предложении.

Выяснить : подлежащее или нет? Подлежащее – И.п.

Один ученик — у доски,фронтально проверка.

1. Найти слово, от которого зависит имя существительное.

2. Поставить от него вопрос к имени существительному.

3. По этому вопросу определить падеж.

Порядок разбора, алгоритм определения падежа.

Мы открыли /определили способ определения падежа

Да/нет

Потренироваться закрепить отработать

4. Практическая дея-тельность, введение в деятельность

1.Работа по учебнику, с.83

Работа в парах

Коллективное выполнение

Самостоятельная работа

Выполните задание на карточке в паре. Определите, в каком падеже стоит слово «дело».Определите, кто в паре будет озвучивать ответ. 2 мин

 Запишите слова в тетрадь, укажите падеж.

Велик телом, да мал делом. (Т.п)

Дело шуток не любит. (И.п.)

От слова до дела целая верста. (Р.п)

И умен, и крепок, и в деле гож. (П.п.)

Всех дел не переделаешь. (Р.п.)

Жизнь дана на добрые дела. (В.п.)

Умен на словах, да глуп на делах. (П.п.)

Языком не спеши, а делами не смеши. (Т.п.)

По твоим делам о тебе судят. (Д.п.)

Дела как сажа бела. (И.п.)

Делу время, потехе час. (Д.п.)

Дело знай, а правду помни. (В.п.)

За делом и день пролетел незаметно. (Т.п.)

Хороша вера у дела. (Р.п.)

-Как вы поняли смысл пословицы «Языком не спеши, а делами не смеши »?

- Оцените работу в паре.

- На листочках задания трёх уровней сложности. Выберете тот уровень, который сможете выполнить.

1 уровень Определи падеж имён существительных.

Въехать в лес, В.п.

 рубить топором, Т.п.

 посинеть от мороза, Р.п.

 работать на фабрике, П.п.

помогать товарищу. Д.п.

2 уровень Впиши предлоги и определи падеж имён существительных.

Добежать  до дома,Р.п. подъехал_к__заводу,Д.п.

 встретил__в_ поле, П.п.

летел__над_морем, Т.п. читал__про_животных.Р.п.

3 уровень Составь предложения из данных слов, определи падеж имён существительных.

В зоопарке ( П.п.) было шумно и весело.

Медведь (И.п.) из клетки (Р.п.) выпрашивал кусочки.(В.п.)

Слон (И.п.) топал ногой.(Т.п.)

Самопроверка. (+, -)

Проверьте свою работу.

-Оцените себя и поставьте отметку

Выполняют задание в парах.

Проговаривают вслух выполненное задание.

Самооценка.Ответы детей

Выполняют задание самостоятельно.

Проверяют правильность выполнения

Исправляются ошибки.

Выполняют по ответам

Работают с листом самооценки.

Фронтальная

индивидуальная

П - осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме; анализ объектов с целью выделения их признаков; синтез;

Кинициативное сотрудничество с учителем и сверстниками; разрешение конфликтов; контроль, коррекция, оценка собственных действий;

Р — определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; предвосхищение результата и уровня усвоения, его временных характеристик; оценивание качества и уровня усвоения материала;

Л — нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания, обеспечивающее личностный моральный выбор на основе социальных и личностных ценностей.

Наблюдение учителя, устные ответы, выполненные задания

5. Рефлексия учебной деятельности. Итог урока.

Обобщение полученных на уроке знаний. Заключительная беседа. Выставление оценок.

-Какую цель мы ставили на уроке?

-Достигли ли мы целей?

-Что у нас получилось хорошо? За что можем себя похвалить?

Сравните наш алгоритм с шагами к умению в учебнике. Что можете сказать?

Достаточно ли только знания вопроса для определения падежа? Сравнить ответы

-Что осталось непонятным, сложным?

-Оцените свою работу на уроке.

 Оцените свои знания и умения на листе самооценки. Раскажите о своей самооценке.

 Где труд, там и радость – кто согласен со мной?

Ответы детей

Работают с листом самооценки, выставляют оценки.

Фронтальная, индивидуальная

П-ориентируются в своей системе знаний.

Р-оценивают собственную деятельность на уроке.

Л-проявляют интерес к предмету, стремятся к приобретению новых знаний.

Устные ответы

6. Домашнее задание

Инструктаж по выполнению домашнего задания

Какое домашнее задание вы можете предложить?

Упр.17 или…..

Задают уточняющие вопросы.

Фронтальная, индивидуальная

Р-принимают и сохраняют учебную задачу,осуществлят поиск средств для ее выполнения

Лист самооценки__________________________________________

Поставьте знак +   или   ? 
Я знаю все падежи 
Я умею определять падеж имени существительного 
Я умею ставить существительное в нужный падеж 
Я умею составлять словосочетания с существительным в нужном падеже 
Я умею выписывать словосочетания и определять падеж существительного

Я могу научить одноклассника определять падеж имени существительного

Лист самооценки__________________________________________

Поставьте знак +   или   ? 
Я знаю все падежи 
Я умею определять падеж имени существительного 
Я умею ставить существительное в нужный падеж 
Я умею составлять словосочетания с существительным в нужном падеже 
Я умею выписывать словосочетания и определять падеж существительного

Я могу научить одноклассника определять падеж имени существительного

Лист самооценки__________________________________________

Поставьте знак +   или   ? 
Я знаю все падежи 
Я умею определять падеж имени существительного 
Я умею ставить существительное в нужный падеж 
Я умею составлять словосочетания с существительным в нужном падеже 
Я умею выписывать словосочетания и определять падеж существительного

Я могу научить одноклассника определять падеж имени существительного

Лист самооценки__________________________________________

Поставьте знак +   или   ? 
Я знаю все падежи 
Я умею определять падеж имени существительного 
Я умею ставить существительное в нужный падеж 
Я умею составлять словосочетания с существительным в нужном падеже 
Я умею выписывать словосочетания и определять падеж существительного

Я могу научить одноклассника определять падеж имени существительного

Самостоятельная работа

1 уровень

2 уровень

3 уровень

Определи падеж им.сущ.

Въехать в лес,

 рубить топором,

 посинеть от мороза,

 работать на фабрике,

помогать товарищу.

Впиши предлоги и определи падеж

Добежать___ дома,

подъехал___заводу,

 встретил___ поле,

летел___морем,

 читал___животных.

Составь предложения, определи падеж им.сущ.

В, было, весело, зоопарке, шумно, и.

_______________________________________________

Из, медведь, клетки, выпрашивал, кусочки.

_______________________________________________

Топал, слон, ногой.________________________________

Самостоятельная работа

1 уровень

2 уровень

3 уровень

Определи падеж им.сущ.

Въехать в лес,

 рубить топором,

 посинеть от мороза,

 работать на фабрике,

помогать товарищу.

Впиши предлоги и определи падеж

Добежать___ дома,

 подъехал___заводу,

 встретил___ поле,

летел___морем,

читал___животных.

Составь предложения, определи падеж им.сущ.

В, было, весело, зоопарке, шумно, и.

_______________________________________________

Из, медведь, клетки, выпрашивал, кусочки.

_______________________________________________

Топал, слон, ногой.____________________________

Самостоятельная работа

1 уровень

2 уровень

3 уровень

Определи падеж им.сущ.

Въехать в лес,

 рубить топором,

 посинеть от мороза,

 работать на фабрике,

помогать товарищу.

Впиши предлоги и определи падеж

Добежать___ дома,

 подъехал___заводу,

 встретил___ поле,

летел___морем,

читал___животных.

Составь предложения, определи падеж им.сущ.

В, было, весело, зоопарке, шумно, и.

_______________________________________________

Из, медведь, клетки, выпрашивал, кусочки.

_______________________________________________

Топал, слон, ногой.___________________________

Самостоятельная работа

1 уровень

2 уровень

3 уровень

Определи падеж им.сущ.

Въехать в лес,

 рубить топором,

 посинеть от мороза,

 работать на фабрике,

помогать товарищу.

Впиши предлоги и определи падеж им.сущ.

Добежать___ дома, подъехал___заводу,

 встретил___ поле,

летел___морем, читал___животных.

Составь предложения, определи падеж им.сущ.

В, было, весело, зоопарке, шумно, и.

_______________________________________________

Из, медведь, клетки, выпрашивал, кусочки.

_______________________________________________

Топал, слон, ногой._______________________________

Выполните задание в паре.

Определите, в каком падеже стоит слово «дело».

Велик телом, да мал делом.

Дело шуток не любит.

От слова до дела целая верста.

И умен, и крепок, и в деле гож.

Всех дел не переделаешь.

Жизнь дана на добрые дела.

Умен на словах, да глуп на делах.

Языком не спеши, а делами не смеши.

По твоим делам о тебе судят.

Дела как сажа бела.

Делу время, потехе час.

Дело знай, а правду помни.

За делом и день пролетел незаметно.

Хороша вера у дела.

Выполните задание в паре.

Определите, в каком падеже стоит слово «дело».

Велик телом, да мал делом.

Дело шуток не любит.

От слова до дела целая верста.

И умен, и крепок, и в деле гож.

Всех дел не переделаешь.

Жизнь дана на добрые дела.

Умен на словах, да глуп на делах.

Языком не спеши, а делами не смеши.

По твоим делам о тебе судят.

Дела как сажа бела.

Делу время, потехе час.

Дело знай, а правду помни.

За делом и день пролетел незаметно.

Хороша вера у дела.

Выполните задание в паре.

Определите, в каком падеже стоит слово «дело».

Велик телом, да мал делом.

Дело шуток не любит.

От слова до дела целая верста.

И умен, и крепок, и в деле гож.

Всех дел не переделаешь.

Жизнь дана на добрые дела.

Умен на словах, да глуп на делах.

Языком не спеши, а делами не смеши.

По твоим делам о тебе судят.

Дела как сажа бела.

Делу время, потехе час.

Дело знай, а правду помни.

За делом и день пролетел незаметно.

Хороша вера у дела.

Выполните задание в паре.

Определите, в каком падеже стоит слово «дело».

Велик телом, да мал делом.

Дело шуток не любит.

От слова до дела целая верста.

И умен, и крепок, и в деле гож.

Всех дел не переделаешь.

Жизнь дана на добрые дела.

Умен на словах, да глуп на делах.

Языком не спеши, а делами не смеши.

По твоим делам о тебе судят.

Дела как сажа бела.

Делу время, потехе час.

Дело знай, а правду помни.

За делом и день пролетел незаметно.

Хороша вера у дела.


- Первый шаг нашего алгоритма:

Существительное является подлежащим?

                                      НЕТ                                                 ДА            

                                                                                         Пиши И.п.

- Второй шаг алгоритма:

Выдели словосочетание с этим существительным.

Третий шаг:

Задай вопрос к существительному.

Четвёртый шаг:

 Вспомни падежные вопросы.

Пятый шаг:

 Определи падеж существительного.


                                   

                           


?

Как определить падеж имени существительного?

Научиться определять падеж имён существительных

Достаточно ли только знания падежного вопроса для определения падежа?

да                              нет


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока русского языка «Именительный падеж имени существительного» 3 класс УМК Школа России В. П. Канакина, В. Г. Горецкий

Тип урока: открытие «нового знания»Цель урока: формирование представления о роли имён существительных в именительном падеже впредложении, развитие умения определять падеж существ...

Технологическая карта урока русского языка "Дательный падеж имен существительных" ( 3 класс ) , УМК "Школа России"

Цель урока:  формирование навыка определения дательного падежа в котором употреблено имя существительно, по падежному вопросу и предлогу.Задачи урокаДидактические:1. Познакомить со схемой «...

Технологическая карта урока русского языка «Именительный падеж имен существительных», 3 класс, УМК "Школа России"

Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: знакомство учащихся с особенностями именительного падежа имён существительных.Задачи урока:Дидактические:1) Формировать умение осознанно...

Технологическая карта урока русского языка "Предложный падеж имен существительных", 3 класс

Тема урока: Предложный падеж имен существительных Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: формирование навыка определения существительных в предложном падеже по вопросу, предлогам, ...

Технологическая карта урока русского языка "Творительный падеж имен существительных" (3 класс), УМК "Школа России"

Цель: формирование навыка определения существительных в творительном падеже по вопросу, предлогам, роли в предложении. Задачи: Дидактические: 1)  знать особенности творительно...

Технологическая карта урока русского языка "Дательный падеж имени прилагательного" (4 класс, УМК "Школа России")

Тип урока: урок "открытия" нового знания.Цель урока: формирование у обучающихся понятия о дательном падеже имени прилагательного.Задачи урока:Дидактические:1. Формировать у обучающихся ...