Урок русского языка (конспект). Творительный падеж имен существительных. 3 класс.
план-конспект урока по русскому языку (3 класс)

Лисицына Анна Ивановна

Урок русского языка (конспект). Творительный падеж имен существительных. 3 класс.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_russkogo_yazyka_v_3_klasse.doc132.5 КБ

Предварительный просмотр:

Урок русского языка в 3 классе

по теме ««Творительный падеж имен существительных»»

Лисицына Анна Ивановна,

учитель начальных классов,

МАОУ «СШ №6 им Васюковича С.В.» г. Пестово.

Цели урока:

обучающийся:

- научится находить в тексте существительные в творительном падеже;

- сформирует умение сотрудничать в учебной деятельности.

Содержание: творительный падеж имени существительного

Технология: технология деятельностного метода Л.Г.Петерсон.

Тип урока: открытие нового знания

Демонстрационный материал:

  1. Алгоритм определения падежа у существительных

  1. Пословица

    …

Раздаточный материал

  1. карточка для первой группы

  1. карточка для второй группы

  1. карточка для третьей группы

 Задание на карточке для рефлексии.

1.

2.

Лист оценивания

Ф.И.______________

1 з.

2 з.

3 з.

4 з.

5 з.

Итог

Оборудование: компьютер, проектор, словарь С.И. Ожегова.

Ход урока

1. Мотивация к учебной деятельности.

- С чем вы знакомитесь на последних уроках русского языка? (Мы знакомимся с падежами.)

- Сколько в русском языке падежей? (В русском языке шесть падежей.)

- С какими падежами вы уже познакомились? (Мы познакомились с И.п., Р.п., Д.п., В.п.)

На доске алгоритм определения падежа у существительных:

- Посмотрите на доску. Что перед вами? (Алгоритм определения падежей.)

- Как вы думаете, он записан до конца или нет? (Нет, по нему мы можем определить только 4 падежа, а в русском языке их шесть.)

- Какой вы можете сделать вывод? (Мы еще не со всеми падежами познакомились и поэтому сегодняшний урок посвятим пополнению своих знаний о падежах.)

На доске пословица: «Век живи - век учись».

- Прочитайте пословицу: «Век живи - век учись» и подумайте, как она подходит к уроку. (Сколько на земле человек живет, столько он и должен учиться.)

- А зачем человек всю жизнь учится? (Познает новое, чтобы быть грамотным, умным…)

- Он познает всё новое. А вы готовы открывать новые знания? (Да.)

- Но прежде чем открывать новые знания, что нужно сделать? (Повторить, что уже знаем о падежах, выясним, каких знаний у нас еще нет.)

2. Актуализация знаний и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии

На доске словосочетания:

- Задание будете выполнять в группах. Вспомните правила работы в группе:

(1.Сотрудничество в поиске и выделение необходимой информации.

2.Участие в коллективном обсуждении.

3.Моя помощь необходима группе.)

- Пользуясь алгоритмом, определите падежи у существительных.

Работая, в группах учащиеся на листочках пишут падежи и затем вывешивают результаты работы на доску. Одна из групп озвучивает результат работы, остальные работают на дополнение и уточнение.

- А как вы отличили В.п. от Р.п.? (Поставили рядом существительное женского рода с окончаниями -а, -я.)

- Когда вы выполняли задание, что вы использовали? (Правило о падежах и умение правильно применять алгоритм.)

- Молодцы!

- Я вам предлагаю каждому выполнить следующее задание: пользуясь алгоритмом, определите падеж у существительных:

Учащиеся самостоятельно выполняют задание.

- Кто не смог выполнить задание? Что вы не смогли сделать? (Я не смог определить падеж у существительных.)

3.Выявление места и причины затруднения.

- Какое задание вы должны были выполнить? (Надо было определить падеж у существительных.)

- Какими знаниями вы пытались воспользоваться? (Применяли алгоритм определения падежей у существительных и правилами о падежах.)

- Почему не смогли выполнить задание? (Это слово отвечает на вопрос кем? чем? и имеет предлог под, мы пока не знаем какому падежу это соответствует.)

4.Построение проекта выхода из затруднения.

- Сформулируйте цель вашей дальнейшей деятельности. (Узнать, какой падеж определяют с помощью вопросов кем? чем?)

- Что ещё о новом падеже вы должны узнать? (Учиться задавать падежные вопросы, узнать, с какими предлогами употребляются существительные, каким членом предложения являются слова, стоящие в новом падеже.)

- Что для этого надо сделать? (Составить план выхода из затруднения.)

Совместно составляется план. Учащиеся предлагают, что нужно сделать, учитель фиксирует на доске:

5.Реализация построенного проекта.

- Чтобы выполнить первый пункт плана вы воспользуетесь учебником.

Учащиеся открывают учебник и называют падеж.

- Сформулируйте тему урока. (Творительный падеж существительных.)

Тема фиксируется на доске.

- Для выполнения остальных шагов плана предлагаю поработать в группах. У вас на карточках написаны стихи, предложения. Вам нужно ответить на все пункты плана, используя выделенные в стихах, предложениях слова.

1. карточка (для первой группы)

2. карточка (для второй группы)

3. карточка (для третьей группы)

Учащиеся работают в группах. Распределили «роли» в группе: командир - он распределил стихи и предложения между учащимися и следит, как она поступает к секретарю. Секретарь фиксирует информацию на листке. Другой учащийся готовится выступать от группы.

Учитель звенит в маленький колокольчик, предупреждает, что осталась 1 минута для ответа. Затем второй раз звенит колокольчик. Отвечающие представляют результат работы группы.

Каждая группа выступает и предлагает свой вариант выхода из затруднения. Все варианты вывешиваются на доску, обсуждаются и согласованный вариант фиксируется, как правило:

- Сравните правило с учебником на странице 86.

- Правильно мы его вывели? (Да.)

- Дополните алгоритм.

Учащиеся дополняют алгоритм к 3 пункту. Учитель дописывает алгоритм кем? или чем?, то Т.п.

- Прочитайте весь алгоритм.

- Когда вы его будете применять? (Когда нужно определить падеж у существительных.)

- А теперь, с помощью правила и алгоритма, докажите, что действительно под шкафом под столом существительные стоят в форме Т.п?

Учащиеся возвращаются ко 2 этапу урока, к пробному действию и доказывают с помощью алгоритма и выведенного правила:

от слова-командира задаем вопрос: спрятался под чем? под столом. По вопросу определяю падеж: чем? это существительное стоит в форме Т.п. Употребилось с предлогом под. По выведенному правилу это слово стоит в форме Т.п.  

- Оцените свою работу. (Ответы детей.)

6.Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.

- Найдите упражнение 72, с.87. выполните по заданию.

С 2-мя словосочетаниями ученики работают у доски. Выписывают словосочетание, используя алгоритм, доказывают, что выделенное слово стоит в форме Т.п.

Образец ответа:

«Дружит с морковкой». От слова - командира задаю вопрос: дружит с чем? С морковкой, отвечает на вопрос с чем? Употреблено с предлогом с, значит - Т.п.

- Поработайте в парах. Задание на карточках.

Карточка.

В предложении найдите существительные в форме Т.п. Над словом подписать падеж.

«Зима запорошила снегом поля, одела деревья корой».

Проверка проводится по образцу.

                                 Т.п.                                       Т.п.

Зима запорошила снегом поля, одела деревья корой.

7. Самостоятельная работа с проверкой по образцу.

- Сейчас вы будете выполнять задание в тетради на печатной основе упр. 58, с.57. Вам встретится слово «ветла». Кто из вас знает, что это такое? А где можно узнать? (В словаре, в Интернете.)

Учащиеся находят слово в словарях С.И. Ожегова, а один ученик в Интернете. Затем зачитывают значение: «ветла - разновидность ивы. Ученик, работающий за компьютером, проектируют картинку ивы на экран.

- Упражнение выполняете самостоятельно.

Задание.

В скобках напиши число и падеж выделенных слов. Подчеркни предлоги:

После выполнения работы учащиеся сопоставляют свои работы с подробным образцом для самопроверки и оценивают их в соответствии с критериями:

Подробный образец для самопроверки:

Результаты заносят в листы оценивания.

После проведения самопроверки проводится рефлексия деятельности учащихся.

- У кого возникли затруднения при определении падежа?

- На каком шаге алгоритма у вас возникло затруднение?

- Исправьте свои ошибки.

- Поднимите руку, кто уже сам может определять падежи у существительных?

8. Включение в систему знаний и повторение.

- А теперь я предлагаю проверить вам свои знания, и выяснить, как вы умеете определять падежи у существительных.

Предлагаются задания на выбор:

  • 1 вариант Задание. Выполните тест

1. Определите падеж имени существительного «около дома»?

а) Р.п.            б) Д.п.          в) Т.п.

2. «Занёс его ветер в чужой огород». В этом предложении выделенное слово стоит в форме…

а) И.п.         б) Д.п.         в) В.п.

3. Найти в предложении имя существительное в Т.п. и подчеркнуть его.

«Птичьи стайки ещё кружат над полем и ловят насекомых».

4. Имена существительные в форме Д.п. отвечают на вопросы…

а) кого? чего?          б) кому? чему?   в) кем? чем?

Ключи и критерии на слайде:

Ответы: 1-а; 2-в; 3-«над полем»; 4-б.

Критерии те же самые.

  • 2 вариант Задание. Выполните тест.

1.Отметь словосочетание, в котором имя существительное стоит в Т.п.

а) боится мыши       б) гордится книгой           в)  цветут гладиолусы

2. Маша утверждает, что слово «маму» стоит в форме В.п. Ты согласен?

а) да         б) нет        

3. Прочитай предложение.

«Ворона спустилась на землю и прошлась по дорожке».

Запиши, в форме какого падежа стоит выделенное слово. ________________

4. Как отличить существительные Р.п. и В.п , когда слово отвечает на один и тот же вопрос кого?

а) воспользоваться словами-помощниками;

б) поставить рядом слова ж.р. с окончаниями -а, -я.

Учащиеся выполняют тест, результат сразу на экране.

  • Задание. Составьте словосочетания, чтобы существительные были в разных падежах.

- Оцените работу. Результат занесите в лист оценивания.

Лист оценивания

Ф.И.______________

1 з.

2 з.

3 з.

4 з.

5 з.

Итог

9. Рефлексия учебной деятельности на уроке.

- Какую цель ставили на уроке? (Ответы детей.)

- Как вы её достигали?

- Были ли вы сегодня в учебной деятельности? Докажите?

- Посчитайте баллы. Вынесите их на шкалу.

Шкала успеха

               «3»                            «4»                          «5»

Учитель оценивает деятельности учащихся на уроке:

- Мне сегодня понравилось (не понравилось или не очень), как вы работали в группах; как изучали новый материал, как оценивали свою деятельность на каждом этапе в течение всего урока. Молодцы! Спасибо за урок!

Домашнее задание

Из сочинённых сказок по литературному чтению, выписать 5-6 существительных в Т.п.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока русского языка + презентация " Определение падежа имени существительного"

Урок русского языка в 3 классе, программа "Школа России", автор Канакина В.П. "Определение падежа имени существительного"...

Конспект урока по русскому языку на тему «Падежи имен существительных»

Конспект урока по русскому языку на тему «Падежи имен существительных»...

Презентация к уроку русского языка по теме «Падеж имен существительных».

Презентация  к уроку русского языка  по теме  «Падеж имен  существительных»....

Технологическая карта урока русского языка "Алгоритм определения падежа имени существительного" 4 класс

Технологическая карта урока русского языка "Алгоритм определения падежа имени существительного" в 4 классе содержит методические рекомендации и разноуровневые задания....

Конспект урока русского языка на тему «Падежи имен существительных» (УМК «Школа России», 3 класс)

Цели деятельности учителя:создание условий для формирования умения определять у существительного падеж по вопросу и слову-помощнику;обобщение и систематизация знаний и умений определять падежи имен су...


 

Комментарии

Лисицына Анна Ивановна

Данный урок знакомит учащихся с понятием - творительный падеж, учит правильно задавать вопросы, употреблять предлоги.
Обучающийся
- научится находить в тексте существительные в творительном падеже;
- сформирует умение сотрудничать в учебной деятельности.