Технологическая карта урока русского языка 3 класс УМК "Школа России" Тема: "Именительный падеж имени существительного"
методическая разработка по русскому языку (3 класс) на тему

Знакомство с особенностями именительного падежа имени существительного.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rus_yaz_3_klass.doc105 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока русского языка в 3 А классе

Учитель: Фадеева И. В.                                  

Тема

Именительный падеж имени существительного.

Педагогические цели

Познакомить учащихся с особенностями  именительного падежа имён существительных.

Задачи

Образовательные:

1) Закрепить знания об имени существительном.

2) Формировать умения находить имена существительные в именительном падеже в тексте.

3) Создать условия, при которых школьники самостоятельно и охотно приобретут недостающие знания по теме урока.

Развивающие:

1) Развивать память, внимание, навыки орфографической зоркости, мыслительные операции, речь учащихся.

2) Развивать умение определять падеж существительных по вопросу и предлогу.

Воспитательные:

Воспитывать аккуратность, трудолюбие, интерес к предмету.

Здоровьесберегающие:

сохранять здоровье детей путём чередования различных видов деятельности и активного отдыха, использования ИКТ, создания комфортной и доверительной атмосферы в классе.

Тип урока

Открытие нового знания

Планируемые результа

ты (предметные)

Научатся находить имена существительные в именительном падеже в тексте.

Личностные
результаты

Проявляет учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу.

Понимает причины успеха в учебной деятельности.

Универсальные
учебные действия
(метапредметные)

Регулятивные: умение принимать и сохранять учебную задачу, планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации.

Познавательные: общеучебные – осуществляют поиск необходимой информации в художественном тексте; логические – владеют основами смыслового чтения художественных текстов.

Коммуникативные: умение использовать речь для регуляции своего действия, формулировать своё мнение и позицию, учитывая мнения других людей, задавать вопросы, строить понятные для партнера высказывания.

Образовательные ресурсы

Учебник В. П. Канакина, В. Г. Горецкий «Русский язык» 3 класс, часть 2, М., - «Просвещение», 2013,  

ПК  учителя, мультимедийный проектор, презентация.

Технологическая карта урока русского языка в 3 А классе

Учитель: Фадеева И. В.                          

Тема: Именительный падеж имени существительного.

Деятельность учащихся

Деятельность учителя

Обучающие и развивающие задания каждого этапа

УУД каждого этапа

I этап.  Организационный момент.

Цель: психологически настроить учащихся на работу.

Приветствуют учителя. Организуют свое рабочее место.

Настраиваются на работу.

Создает эмоционально – положительный  настой на урок  на урок, создание мотивации успеха

1 слайд

2 слайд

Долгожданный дан звонок –                                            

Начинается урок.

Смело, четко говорим

И тихонечко сидим.

Я желаю вам хорошо поработать на уроке, получить хорошую отметку.

Пусть девизом нашего урока будут слова:

«Я хочу много знать!»

Но  в  любом  деле  необходимо  соблюдать  определённые  правила. Прочитаем  те  правила, которыми  мы  будем  руководствоваться  на  уроке.  

1)  Не выкрикиваем.

2)  Не перебиваем друг друга.

3)  Мы слышим друг друга.

4)  Учимся  работать  сообща.

Регулятивные УУД:

Учатся принимать и сохранять учебную задачу.

II этап. Актуализация знаний.

Цель: получить представление о качестве усвоения материала учащимися, определить опорные знания.

Записывают в тетради число и классная работа.

Выполняют письмо по образцу, вырабатывают каллиграфический почерк, проводят самооценку.

Осуществляют самоконтроль для установления правильности выполнения заданий, контроль работы в паре.

Ученик  читает  слова на доске.

Осуществляют самоконтроль для установления правильности выполнения заданий, контроль работы в паре.

Осуществляют самоконтроль для установления правильности выполнения заданий, контроль работы в паре.

Прописывает образцы на доске.

3 слайд

Организует проверку домашнего задания, устанавливает правильность и осознанность его выполнения.

Объясняет задание, проводит проверку, оценивает работу.

Объясняет задание.

4 – 9 слайды

10 – 16 слайды

Проводит проверку, оценивает работу.

1) Минутка чистописания.

Откройте тетради, запишите число, классная работа.

Я тетрадочку открою

И наклонно положу.

Я, друзья, от вас не скрою –

Ручку правильно держу.

Сяду прямо, не согнусь,

На отлично потружусь.

Урок начнём с минутки чистописания, цель которой повторить правильное написание букв и их соединений.

- Внимательно  посмотрите, как  пишутся  прописная  и  строчная  буквы  Р, р.    

- Запишите эти буквы в тетради.

2) Проверка выполнения домашнего задания.

- Что такое склонение?

(Изменение имён существительных по вопросам называется изменением по падежам или склонением.)

- Какой вопрос зададим к этому слову? (что?)

(Один ученик склоняет слово ручка у доски.)

Им.п. что?    ручк*

Р.п.    чего?  ручк*

Д.п.    чему? ручк*

В.п.    что?    ручк*

Т.п.    чем?    ручк*

Пр.п. о чём? о ручк*

3) Словарная работа (работа в парах).

( На доске карточки словарных слов с пропущенными буквами: «р..бина», «кр..вать», «..днажды», «комн..та», «с..м..лёт»).

- Что это за слова? (словарные)

- Спишите словарные слова и проработайте их.

- Обменяйтесь тетрадями со своим товарищем по парте, проверьте, сравнив слова, написанные в тетради, со словами на доске, и поставьте оценку на полях карандашом.

( При проверке карточки на доске  переворачиваются для сравнения)

Подведение итога:

- Поднимите руки те, кто выполнил словарную работу на «5»,  на «4»,  на «3»,  « не справился с работой».

- Что нужно сделать со словами, в которых вы допустили ошибки? (проработать)

4) Повторение пройденного материала

(Индивидуальная работа на листочках).

1. Что такое имя  существительное? 

а) Слова, которые отвечают на вопросы какой? какая? какое? и обозначают признак предмета.

б) Слова, которые отвечают на вопросы что делает? что сделают?  и обозначают действие предметов.

в) Слова, которые отвечают на вопросы кто? что? и обозначают предмет.

2. Как  по-другому называется изменение имён существительных по падежам?

а) окончание                       в) изменение по числам

б) склонение                        г) изменение по родам

3. Какая часть слова изменяется при склонении?

а) окончание                       в) корень

б) приставка                        г) суффикс

4. Сколько падежей в русском языке? 

а) 6                   в) 10

б) 4                    г) 9

5. В каком варианте падежные вопросы поставлены ошибочно?

а) дательный падеж — кому? чему?

б) винительный падеж — кого? что?

в) предложный падеж — о ком? о чём?

г) творительный падеж — кого? чего?

6.  Почему у каждого падежа два падежных вопроса, а не один? 

а) Потому что  имена существительные изменяются по числам.

б) Потому что  имена существительные бывают мужского, женского и среднего рода.

в) Потому что  имена существительные изменяются по падежам.

г) Потому что имена существительные бывают одушевлённые и неодушевлённые.

- Обменяйтесь тетрадями со своим товарищем по парте, проверьте, сравнив ответы, написанные в тетради, с ответами на листочках, и поставьте оценку карандашом.

Результаты тестирования:

«5» - 6 баллов

«4» - 4 - 5 баллов

«3» - 3 балла

«2» - 1 - 2 балла

Подведение итога:

- Поднимите руки те, кто выполнил работу на «5»,  на «4»,  на «3»,  « не справился с работой».

- Что нужно сделать с заданиями, в которых вы допустили ошибки? (проработать)

Личностные УУД:

имеют мотивацию к учебной и творческой деятельности.

Регулятивные УУД: принимают и сохраняют учебную задачу

III этап. Самоопределение к деятельности. Постановка учебной задачи.

Цель: мотивация обучающихся к изучению темы.

Слушают учителя, находят пути решения проблемной ситуации.

Слушают учителя,
предлагают формулировку цели и темы урока.

Обобщают пройденный материал.

Предлагает проблемную ситуацию.

Предлагает учащимся сформулировать цели и тему урока,

17 слайд

Задаёт вопрос.

1. Загадка.

Он – начинающий  падеж,
Вопросы – КТО?  и  ЧТО?

В  нём – мама,  папа,  слон,  манеж,
И  школа,  и  пальто.

Меня легко все узнают

И в подлежащие зовут.

Предлоги с детства не люблю,

С собою рядом не терплю.

Мои вопросы – кто? и что? –

Ни с чем не спутает никто.

- О  каком  падеже  идёт  речь? Почему  вы  так  решили?

 2. Определение темы урока. 
И тема нашего сегодняшнего урока…

(Именительный падеж имени существительного)

- Что Вы узнали об именительном падеже из стихотворения?

(Отвечает на вопросы кто? что?, употребляется без предлогов, существительные в И.п. в предложении являются подлежащим.)

- И цель нашего урока: научиться находить имена существительные в именительном падеже в тексте.

Личностные УУД:

имеют мотивацию к учебной и творческой деятельности.

Регулятивные УУД: принимают и сохраняют учебную задачу.

Познавательные УУД: 

делают выводы в результате совместной работы класса и учителя.

IV этап. Усвоение новых знаний и способов действий.

Цель: сформировать знания учащихся об особенностях именительного падежа имён существительных.

Овладевают умением

находить в тексте имена существительные в именительном падеже.

Делают выводы по теме.

Отвечают на вопросы учителя.

Извлекают необходимую информацию

из текста правила.

Осуществляют самоконтроль для установления правильности выполнения заданий, контроль работы в паре.

Ведёт работу по вопросам.

Знакомит с правилом.

Вместе с учащимися делает выводы по теме урока.

Организует работу по

овладению умениями распознавать в тексте имена существительные в именительном падеже.

Проводит проверку.

.

1) Работа с правилом.

- Откройте учебник на с.42.

- Найдём правило и его прочитаем.

- Чем является существительное в И.п.? (подлежащим)

- Без чего употребляются имена существительные в именительном падеже? (без предлогов)

2) Упр. 74 стр. 42

- Прочитаем задание.

- Что Вы должны сделать письменно? (списать, вставить пропущенные буквы, найти и подчеркнуть имена существительные в И.п.)

-Что ещё нужно сделать в упражнении? (найти синонимы)

- Что такое синонимы? (слова близкие по значению)  

- Назовите синонимы из текста. (Буран, вьюга; ветер, вихрь.)
- Чем является имя сущ., стоящее в предложении в И.п.? (подлежащим)

- Существительное может быть в предложении не только подлежащим, но и сказуемым. Об этом мы узнаем в 4 классе.

- Обменяйтесь тетрадями со своим товарищем по парте, проверьте, сравнив слова, написанные в тетради, со словами на доске, и поставьте оценку на полях карандашом.

( При проверке 1 уч-ся у доски вставляет в слова пропущенные буквы)

- Чему мы учились сегодня на уроке?

аходить в тексте имена существительные в именительном падеже, определять, каким членом предложения оно является)

Регулятивные УУД: принимают и сохраняют учебную задачу.

Целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно.

Познавательные УУД: 

делают выводы в результате совместной работы класса и учителя.

Коммуникативные УУД

Формирование  умения слушать и слышать.

Планирование сотрудничества с учителем и сверстниками.

V этап. Физкультминутка.

Цель: обеспечение активного отдыха организма.

Осуществляют профилактику утомления.

Ориентируются на здоровый образ жизни, активно участвуют в физминутке.

Декламация стихотворения,

выполнение движений под руководством учителя.

Мишка вылез из берлоги,

Огляделся на пороге,

(Повороты влево-вправо)

Потянулся он со сна:

(Потягивания – руки вверх)

К нам опять пришла весна.

Чтоб скорей набраться сил,

Головой медведь крутил.

(Вращения головой)

Наклонился взад-вперёд,

(Наклоны вперёд-назад)

Вот он по лесу идёт.

Ищет мишка корешки

И трухлявые пеньки.

В них съедобные личинки –

Для медведя витаминки.

(Наклоны: правой рукой коснуться левой ступни, потом наоборот)

Наконец медведь наелся

И на брёвнышке уселся.

(Дети садятся за парты)

Коммуникативные УУД

Формирование  умения слушать и слышать.

Планирование сотрудничества с учителем и сверстниками.

VI этап. Закрепление новых знаний и способов действий.

Цель: формировать умение осознанно находить в тексте имена существительные в именительном падеже.

Разминают пальцы рук перед работой.

Отвечают на вопросы.

Самостоятельно записывают задание по вариантам, определяют  падеж выделенных имён существиетльных.

Осуществляют самоконтроль для установления правильности выполнения заданий.

Отвечают на вопросы учителя.

Проводит пальчиковую гимнастику.

Объясняет задание.

Оценивает результаты работы.

1) Пальчиковая гимнастика.

Прежде чем приступить к письму разомнем пальчики.

Этот пальчик – дедушка,
Этот пальчик – бабушка,
Этот пальчик – папочка,
Этот пальчик – мамочка,
Этот пальчик – я
Вместе дружная семья.

2) Упр. 75 стр. 42

- Прочитаем задание.

- Что Вы должны сделать письменно? (Составить и записать предложения из данных слов, подчеркнуть в предложениях главные члены)

-Что ещё нужно сделать в упражнении?

(Указать падеж выделенных имён существительных)

                                      Упр. 75.

   Следы привели охотника на полянку. По ней разгуливал рябчик. Из-под снега торчали кустики брусники. Лесной петушок склёвывал последние ягодки.

 - Обменяйтесь тетрадями со своим товарищем по парте, проверьте и поставьте оценку на полях карандашом.

( При проверке 1 уч-ся выделяет главные члены предложения, 2 уч-ся указывает падеж выделенных имён существительных)

- Чему мы учились сегодня на уроке?

аходить в тексте имена существительные в именительном падеже, определять, каким членом предложения оно является)

Регулятивные УУД: принимают и сохраняют учебную задачу.

Целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно.

Контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона.

Познавательные УУД: 

устанавливают аналогии, обобщают, учатся выделять существенные признаки прилагательного,                                                                    

делают выводы в результате совместной работы класса и учителя.

Коммуникативные УУД

Формирование  умения слушать и слышать, учитывать разные мнения, формулировать собственное мнение и позицию, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.

VII этап. Физкультминутка.

Цель: обеспечение активного отдыха организма.

Осуществляют профилактику утомления.

Ориентируются на здоровый образ жизни, активно участвуют в физминутке.

Декламация стихотворения,

выполнение движений под руководством учителя.

Руки подняли и покачали –

(Качаем поднятыми вверх руками)

Это деревья в лесу.

(Плавно опускаем руки вниз)

Руки опустили, кисти встряхнули –

(Встряхиваем кистями рук)

Ветер сбивает росу.

(Машем руками перед собой)

В стороны руки, плавно помашем –

(Руки в стороны)

Это к нам птицы летят.

(Повороты туловища с раскрытыми руками в стороны)

Как они сядут, тоже покажем –

(Приседания)

Крылья сложили назад.

(Встали, спрятали руки за спину)

Коммуникативные УУД

Формирование  умения слушать и слышать.

Планирование сотрудничества с учителем и сверстниками.

VIII этап. Подведение итогов урока.

Цель: подвести итог проделанной работе на уроке.

Высказывают свое мнение.

Подводит итог проделанной работе.

Наш урок подходит к концу.

Давайте обобщим то, о чём шла речь на уроке.

- Что нового вы узнали об имени существительном в именительном падеже?

Коммуникативные УУД

Формирование  умения слушать и слышать.

Личностные УУД:

сориентированы на эстетическое восприятие изделий

IX этап. Рефлексия учебной деятельности.

Цель: научить школьников соотносить полученный результат с поставленной целью и оценивать результат своей деятельности.

Открыто осмысливают и оценивают свою деятельность на уроке.

Объясняет задание.

Оцените свою работу на уроке.

- Кому сегодня на уроке было легко?

- А кто пока затрудняется в определении именительного падежа имени существительного?

Регулятивные УУД: оценивают свою работу.

Коммуникативные УУД:

умеют излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения

X этап. Оценка учителя.

Цель: оценивает результат проделанной работы.

Принимают задачу.

Организует обсуждение работы учащихся на уроке.

За урок получили оценки….

Спасибо за урок.

Коммуникативные УУД

Формирование  умения слушать и слышать.

Регулятивные УУД:

умеют адекватно воспринимать оценку учителя, содержащую оценочный характер

                                                                       XI этап. Информация о домашнем задании, инструктаж о его выполнении

Цель: обеспечение понимания цели, содержания и способов выполнения домашнего задания.

Принимают учебное

задание.

Делают соответствующие записи дневниках.

Объясняет домашнее задание. Проверяет соответствующие записи

Запишем в дневник домашнее задание: с. 43 № 76


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта. Урок русского языка. Тема:«Единственное и множественное число имен существительных»

Технологическая карта. Урок русского языка. Тема:«Единственное и множественное число имен существительных»  2 класс...

Технологическая карта урока русского языка по теме «Обобщение знаний об имени существительном и имени прилагательном»(УМК «Школа России» 3 класс)

Тип урока: урок общеметодологической направленностиЦель урока: закрепление и обобщение знаний учащихся об имени существительном и имени прилагательном, повторение грамматических признаков имени сущест...

Технологическая карта урока Русского языка «Закрепление. Единственное и множественное число имени существительного» (2 класс, УМК "Школа России")

Цель урока: расширение и углубление знаний учащихся об единственном и множественном числе имен существительныхЗадачи урока:Дидактические:1. знать, как изменяются имена существительные, уметь изменять ...

Технологическая карта урока русского языка: "Учимся писать суффикс -ок в именах существительных" 3 класс УМК: «Начальная школа XXI века»

Тема урока: «Учимся писать суффикс -ок в именах существительных»                                  ...