Главные вкладки

    Методическая разработка уроков по русскому языку на тему "Несклоняемые имена существительные"
    методическая разработка по русскому языку (3 класс) по теме

    Елена Евгеньевна Сарычева

    В данной разработке мною предложены 5 уроков по русскому языку для работы над темой "Несклоняемые имена существительные". Данная разработка не привязана к определенной программе, поэтому может использоваться любым учителем. Работать можно, как с ИКТ-поддержкой, так и с классическими иллюстрациями. 

    Конечным продуктом может служить создание детьми собственного иллюстрированного словаря несклоняемых имен существительных

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Тема: Несклоняемые имена существительные

    Цель: углубить знания учащихся о склонении имен существительных; дать понятие о несклоняемых существительных, учить определять род несклоняемых существительных, способствовать развитию речи учащихся, расширению их словарного запаса; воспитывать интерес к языку.

    1.Организационный момент

    3.Минутка чистописания

    4. Актуализация опорных знаний

    - Ребята, сейчас я вам зачитаю отрывок из полюбившегося вам стихотворения Б. Пастернака, а вы скажите, куда мы отправимся на сегодняшнем уроке-путешествии?

    ... расположен в парке.

    Протягиваем контрамарки.

    Входную арку сторожа,

                          Стоят у кассы сторожа. (В зоопарк)

    -Итак, в путь. А по дороге сыграем в «Горячую картошку» на тему «Склонение». (Ученики бросают друг другу мяч и задают вопросы)

    вопросы для игры:

     -Что называется склонением?

     -Сколько склонений в русском языке?

     -Как мы определяем склонение существительных?

    -Просклоняй существительное указка

    -Все ли существительные склоняются?

    -Как называются существительные, которые не изменяются по падежам?

    5.Работа над новой темой

    Я вешаю на доску стенд с заголовком «Зоопарк», записываю на доске слово вольер.

    -Вот мы и в зоопарке. Отгадайте загадки и узнаете, каких животных мы посетим, кто живет в вольерах зоопарка. Кстати, вам знакомо это слово? Объясните его значение.

    Словарная работа: вольер

     А) На этой маленькой лошадке не прочь прокатиться любой из вас (пони)

     Б) Вынашивает своего детеныша в сумке (кенгуру)

     В) Крупный попугай с пестрым хохолком (какаду)

     Г) Самая маленькая птица на земном шаре (колибри)

    (Ученики отгадывают загадки, картинки-отгадки вывешивают на стенд «Зоопарк»)

    -Молодцы, угадали. А теперь я предлагаю вам определить их склонение. Почему вы молчите? Что вас смутило? (Их окончания не подходят ни к одному из склонении)

     -Тогда вот вам еще одна загадка

    Д) человекообразная обезьяна, но не горилла и не орангутан? (шимпанзе) Может быть, у этого существительного можно определить склонение? Тоже затрудняетесь.

    Может быть, вам удастся определить их склонение по окончаниям косвенных падежей. Составьте с ними предложения, употребив слова в косвенных падежах, в сочетании с предлогами и запишите в тетрадях. Укажите падежи по вопросам.

    (Мы спросили у сторожа, как пройти к клетке с кенгуру. (Т п.)

     В клетке рядом с какаду (Т.п.) живут волнистые попугайчики.

     Мы с удовольствием прокатились на пони.(П.п.)

     Без шимпанзе (Р.п.) в зоопарке было бы скучно.)

    -Что вы заметили, ребята? Да, они не склоняются, т.е. имеют для всех падежей одну и ту же форму.

    -Кто напомнит, как называются такие имена существительные? (несклоняемые)

    -А какие названия животных вы подобрали дома? (боа, динго, жако, киви, це-це, чау-чау)

    -Ребята, а вам не кажется, что несклоняемые существительные -это просто здорово: не надо склонять, запоминать окончания. Значит, будет меньше ошибок в диктанте. Однако не все с этими словами так просто и гладко, как нам кажется. Выполните-ка такое задание: Подберите подходящие по смыслу прилагательные к этим несклоняемым существительным. (Раздаю карточки с прилагательными)

    Маленьк... пони

    Длиннохвост... кенгуру

    Пестр... какаду

    Крошечн... колибри

    Смешн... шимпанзе

     Интересн... интервью

    Строг... жюри

    Широк... авеню

    -Чего не хватает прилагательным?(окончание)

    - Что нужно знать, чтобы правильно подобрать окончания?

    (Для этого нужно знать род несклоняемых существительных)

    -То, что эти существительные не склоняются, мы выяснили. А как же обстоит дело с категорией рода. Ребята, тут без правила не обойтись.

    Слова, называющие лиц женского пола-ж.р

    Мужского пола-м.р.

    Слова, называющие животных, относятся также к м.р

    Опорная схема:

                  Одушевленные                                                       Неодушевленные

    Лица муж.пола         Лица жен.пола-ж.р.                                      ср.р

    или животные-м.р.            

    -Теперь, зная это правило, вы можете определить род несклоняемых существительных и подобрать к ним прилагательные в нужной форме.

    Вывешиваю на доску карту мира, на ней прикреплены слова:-Гоби, Килиманджаро, Онтарио, Конго, Колорадо, Миссисипи, Баку, Сочи.

    - Цель нашего путешествия -поиск слов. Какие это слова?

    (Географические названия, имена собственные, несклоняемые существительные

    - Значит, среди несклоняемых существительных есть и имена собственные-географические названия. Как же определить род этих существительных9

    -Слова, обозначающие географические названия имеют тот же род, что и слова их заменяющие (Например: Мехико-м.р., т.к.город-м.р.)

    -Наше путешествие закончилось. Мы снова вернулись в наш класс. Какую пользу вы получили благодаря этому путешествию - поиску, что нового узнали, покажут результаты тестирования

    6.        Подведение итогов урока, выставление оценок

    7. Объяснение домашнего задания

    1)Поуровневое: составить небольшой рассказ, включив несклоняемые существительные в сочетании с прилагательными по теме:

    1. «Путешествие вокруг света
    2. « В зоопарке»

    2) Всем: выучить правила.

    Тема: Несклоняемые имена существительные

    Цель: научить грамотно употреблять в речи несклоняемые имена существительные

    Ход урока

    1. Организационный момент

    2. Минутка чистописания

    3. Актуализация опорных знаний

    -Дома вы придумывали ситуации с использованием слова «кофе». Давайте разыграем их.

    Учащиеся разыграли следующие ситуации:

    а) завтрак с президентом

    б) ужин у друзей

    в) деловой обед

    г) собеседование

    -Какие вы молодцы, но к сожалению не все люди знают, как правильно употреблять в речи несклоняемые имена существительные. Перед вами стихотворение, прочтите его про себя.

    Как-то рано поутру

    С другом сели мы в метру

    И поехали в метре

    Фильм смотреть о кенгуре.

    Вот сидим мы с ним в кине

    Без пальта и без кашне

    А вернее, я и ты

    Без кашны и без пальты.

    Любит кины детвора,

    Если в кинах кенгура

    Ходит, бродит по шоссу,

    Носит в сумке шимпанзу.

    Кенгуру в кафе зашел,

    Занял там свободный стол

    И сидит за доминой

    С шимпанзой и какадой.

    Вдруг огромный обезьян

    Стал играть на фортепьян.

    Тут и взрослый, сняв пенсню,

    Хохотал на всю киню.

    Интересное кино

    Жаль, что кончилось оно

    В гардероб пора бежать-

    Будут польта выдавать

    -Почему вы улыбались, когда читали стихотворение? (Так говорить нельзя)

    -Верно, слова кенгуру, метро, кино, домино, шимпанзе, какаду никогда не изменяются.

    -Как мы называем такие слова?

    -Есть ли у них окончание?

    -Верно, конечные гласные таких слов не окончания, а часть корня.

    -Как вы думаете, действительно ли автор не знал, как использовать в речи несклоняемые имена существительные? (Нет, это стихотворение про то, как не надо говорить)

    -Давайте выпишем все несклоняемые существительные, выделим корень, определим род.

    А вот некоторые ученики действительно не знают, что не все имена существительные имеют склонение. Я  хочу предложить вам побыть педагогами и помочь мне проверить работы учеников. Я раздам вам карточки и вы зеленой ручкой исправите ошибки.

    -Спасибо вам большое. Ребята, помните, мы с вами составляли иллюстрированный толковый словарик несклоняемых имен существительных. Я собрала все ваши работы и посмотрите, какая красота у нас получилась! Давайте вспомним, с какими же словами вы теперь знакомы, значение которых вы уже знаете. Я показываю картинка в словарике, учащиеся дают определение, определяют род, составляют предложения.

    4. Подведение итогов

    -Что же мы узнали о несклоняемых именах существительных?

    -Какие трудности испытывали?

    -Чему научились?

    Учащиеся отвечают по схеме:

    -Я узнал(а)…

    -Мне было трудно…

    -Я научилась…


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Методическая разработка урока по русскому языку в 1 классе УМК "Гармония" по теме "Собственные имена. Продолжение"

    Урок русского языка  по теме «Собственные имена. Продолжение».в 1 классе по УМК «Гармония».Материал содержит конспект урока, презентацию, тестовое задание.Урок составлен на основе пособий для учи...

    открытый урок по русскому языку "Сложные слова – имена существительные и имена прилагательные, их использование в речи для характеристики людей" (3 класс)

    открытый урок по русскому языку "Сложные слова – имена существительные и имена прилагательные, их использование в речи для характеристики людей" для 3 класса по УМК "Школа 2100"...

    Методическая разработка урока по русскому языку на тему "Имя существительное" 4 класс

    Данный урок разработан с целью обобщить и систематизировать знания учащихся по теме "Имя существительное"...

    Методическая разработка урока по русскому языку. Тема "Различение склонений существительных. Правописание падежных окончаний"

    Методическая разработка урока русского языка в виде технологической карты с мультимедийной презентацией. Урок разработан на основе УМК "Перспективная начальная школа" в соответствии ФГОС НОО.Тип урока...

    Методическая разработка урока по теме "Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные"

    Методическая разработка урока по теме "Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные" для 2 класса...

    Разработка открытого урока по русскому языку 3 класс "Имена существительные, имеющие форму одного числа"

    Разработка открытого урока по русскому языку для 3 класса (УМК "Школа России"). Урок построен на основе системно-деятельностного подхода....