Методическая разработка уроков по русскому языку на тему "Несклоняемые имена существительные"
методическая разработка по русскому языку (3 класс) по теме

Елена Евгеньевна Сарычева

В данной разработке мною предложены 5 уроков по русскому языку для работы над темой "Несклоняемые имена существительные". Данная разработка не привязана к определенной программе, поэтому может использоваться любым учителем. Работать можно, как с ИКТ-поддержкой, так и с классическими иллюстрациями. 

Конечным продуктом может служить создание детьми собственного иллюстрированного словаря несклоняемых имен существительных

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема: Несклоняемые имена существительные

Цель: углубить знания учащихся о склонении имен существительных; дать понятие о несклоняемых существительных, учить определять род несклоняемых существительных, способствовать развитию речи учащихся, расширению их словарного запаса; воспитывать интерес к языку.

1.Организационный момент

3.Минутка чистописания

4. Актуализация опорных знаний

- Ребята, сейчас я вам зачитаю отрывок из полюбившегося вам стихотворения Б. Пастернака, а вы скажите, куда мы отправимся на сегодняшнем уроке-путешествии?

... расположен в парке.

Протягиваем контрамарки.

Входную арку сторожа,

                      Стоят у кассы сторожа. (В зоопарк)

-Итак, в путь. А по дороге сыграем в «Горячую картошку» на тему «Склонение». (Ученики бросают друг другу мяч и задают вопросы)

вопросы для игры:

 -Что называется склонением?

 -Сколько склонений в русском языке?

 -Как мы определяем склонение существительных?

-Просклоняй существительное указка

-Все ли существительные склоняются?

-Как называются существительные, которые не изменяются по падежам?

5.Работа над новой темой

Я вешаю на доску стенд с заголовком «Зоопарк», записываю на доске слово вольер.

-Вот мы и в зоопарке. Отгадайте загадки и узнаете, каких животных мы посетим, кто живет в вольерах зоопарка. Кстати, вам знакомо это слово? Объясните его значение.

Словарная работа: вольер

 А) На этой маленькой лошадке не прочь прокатиться любой из вас (пони)

 Б) Вынашивает своего детеныша в сумке (кенгуру)

 В) Крупный попугай с пестрым хохолком (какаду)

 Г) Самая маленькая птица на земном шаре (колибри)

(Ученики отгадывают загадки, картинки-отгадки вывешивают на стенд «Зоопарк»)

-Молодцы, угадали. А теперь я предлагаю вам определить их склонение. Почему вы молчите? Что вас смутило? (Их окончания не подходят ни к одному из склонении)

 -Тогда вот вам еще одна загадка

Д) человекообразная обезьяна, но не горилла и не орангутан? (шимпанзе) Может быть, у этого существительного можно определить склонение? Тоже затрудняетесь.

Может быть, вам удастся определить их склонение по окончаниям косвенных падежей. Составьте с ними предложения, употребив слова в косвенных падежах, в сочетании с предлогами и запишите в тетрадях. Укажите падежи по вопросам.

(Мы спросили у сторожа, как пройти к клетке с кенгуру. (Т п.)

 В клетке рядом с какаду (Т.п.) живут волнистые попугайчики.

 Мы с удовольствием прокатились на пони.(П.п.)

 Без шимпанзе (Р.п.) в зоопарке было бы скучно.)

-Что вы заметили, ребята? Да, они не склоняются, т.е. имеют для всех падежей одну и ту же форму.

-Кто напомнит, как называются такие имена существительные? (несклоняемые)

-А какие названия животных вы подобрали дома? (боа, динго, жако, киви, це-це, чау-чау)

-Ребята, а вам не кажется, что несклоняемые существительные -это просто здорово: не надо склонять, запоминать окончания. Значит, будет меньше ошибок в диктанте. Однако не все с этими словами так просто и гладко, как нам кажется. Выполните-ка такое задание: Подберите подходящие по смыслу прилагательные к этим несклоняемым существительным. (Раздаю карточки с прилагательными)

Маленьк... пони

Длиннохвост... кенгуру

Пестр... какаду

Крошечн... колибри

Смешн... шимпанзе

 Интересн... интервью

Строг... жюри

Широк... авеню

-Чего не хватает прилагательным?(окончание)

- Что нужно знать, чтобы правильно подобрать окончания?

(Для этого нужно знать род несклоняемых существительных)

-То, что эти существительные не склоняются, мы выяснили. А как же обстоит дело с категорией рода. Ребята, тут без правила не обойтись.

Слова, называющие лиц женского пола-ж.р

Мужского пола-м.р.

Слова, называющие животных, относятся также к м.р

Опорная схема:

              Одушевленные                                                       Неодушевленные

Лица муж.пола         Лица жен.пола-ж.р.                                      ср.р

или животные-м.р.            

-Теперь, зная это правило, вы можете определить род несклоняемых существительных и подобрать к ним прилагательные в нужной форме.

Вывешиваю на доску карту мира, на ней прикреплены слова:-Гоби, Килиманджаро, Онтарио, Конго, Колорадо, Миссисипи, Баку, Сочи.

- Цель нашего путешествия -поиск слов. Какие это слова?

(Географические названия, имена собственные, несклоняемые существительные

- Значит, среди несклоняемых существительных есть и имена собственные-географические названия. Как же определить род этих существительных9

-Слова, обозначающие географические названия имеют тот же род, что и слова их заменяющие (Например: Мехико-м.р., т.к.город-м.р.)

-Наше путешествие закончилось. Мы снова вернулись в наш класс. Какую пользу вы получили благодаря этому путешествию - поиску, что нового узнали, покажут результаты тестирования

6.        Подведение итогов урока, выставление оценок

7. Объяснение домашнего задания

1)Поуровневое: составить небольшой рассказ, включив несклоняемые существительные в сочетании с прилагательными по теме:

  1. «Путешествие вокруг света
  2. « В зоопарке»

2) Всем: выучить правила.

Тема: Несклоняемые имена существительные

Цель: научить грамотно употреблять в речи несклоняемые имена существительные

Ход урока

1. Организационный момент

2. Минутка чистописания

3. Актуализация опорных знаний

-Дома вы придумывали ситуации с использованием слова «кофе». Давайте разыграем их.

Учащиеся разыграли следующие ситуации:

а) завтрак с президентом

б) ужин у друзей

в) деловой обед

г) собеседование

-Какие вы молодцы, но к сожалению не все люди знают, как правильно употреблять в речи несклоняемые имена существительные. Перед вами стихотворение, прочтите его про себя.

Как-то рано поутру

С другом сели мы в метру

И поехали в метре

Фильм смотреть о кенгуре.

Вот сидим мы с ним в кине

Без пальта и без кашне

А вернее, я и ты

Без кашны и без пальты.

Любит кины детвора,

Если в кинах кенгура

Ходит, бродит по шоссу,

Носит в сумке шимпанзу.

Кенгуру в кафе зашел,

Занял там свободный стол

И сидит за доминой

С шимпанзой и какадой.

Вдруг огромный обезьян

Стал играть на фортепьян.

Тут и взрослый, сняв пенсню,

Хохотал на всю киню.

Интересное кино

Жаль, что кончилось оно

В гардероб пора бежать-

Будут польта выдавать

-Почему вы улыбались, когда читали стихотворение? (Так говорить нельзя)

-Верно, слова кенгуру, метро, кино, домино, шимпанзе, какаду никогда не изменяются.

-Как мы называем такие слова?

-Есть ли у них окончание?

-Верно, конечные гласные таких слов не окончания, а часть корня.

-Как вы думаете, действительно ли автор не знал, как использовать в речи несклоняемые имена существительные? (Нет, это стихотворение про то, как не надо говорить)

-Давайте выпишем все несклоняемые существительные, выделим корень, определим род.

А вот некоторые ученики действительно не знают, что не все имена существительные имеют склонение. Я  хочу предложить вам побыть педагогами и помочь мне проверить работы учеников. Я раздам вам карточки и вы зеленой ручкой исправите ошибки.

-Спасибо вам большое. Ребята, помните, мы с вами составляли иллюстрированный толковый словарик несклоняемых имен существительных. Я собрала все ваши работы и посмотрите, какая красота у нас получилась! Давайте вспомним, с какими же словами вы теперь знакомы, значение которых вы уже знаете. Я показываю картинка в словарике, учащиеся дают определение, определяют род, составляют предложения.

4. Подведение итогов

-Что же мы узнали о несклоняемых именах существительных?

-Какие трудности испытывали?

-Чему научились?

Учащиеся отвечают по схеме:

-Я узнал(а)…

-Мне было трудно…

-Я научилась…


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока по русскому языку в 1 классе УМК "Гармония" по теме "Собственные имена. Продолжение"

Урок русского языка  по теме «Собственные имена. Продолжение».в 1 классе по УМК «Гармония».Материал содержит конспект урока, презентацию, тестовое задание.Урок составлен на основе пособий для учи...

открытый урок по русскому языку "Сложные слова – имена существительные и имена прилагательные, их использование в речи для характеристики людей" (3 класс)

открытый урок по русскому языку "Сложные слова – имена существительные и имена прилагательные, их использование в речи для характеристики людей" для 3 класса по УМК "Школа 2100"...

Методическая разработка урока по русскому языку на тему "Имя существительное" 4 класс

Данный урок разработан с целью обобщить и систематизировать знания учащихся по теме "Имя существительное"...

Методическая разработка урока по русскому языку. Тема "Различение склонений существительных. Правописание падежных окончаний"

Методическая разработка урока русского языка в виде технологической карты с мультимедийной презентацией. Урок разработан на основе УМК "Перспективная начальная школа" в соответствии ФГОС НОО.Тип урока...

Методическая разработка урока по теме "Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные"

Методическая разработка урока по теме "Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные" для 2 класса...

Методическая разработка урока по русскому языку на тему «Имя существительное»

Методическая разработка урока по русскому языку  соответствует программе 4-го класса. Нацелена на формирование следующих предметных умений:Устанавливать связи слов, вычленять и составлять словосо...