Методическая разработка урока по русскому языку в 1 классе УМК "Гармония" по теме "Собственные имена. Продолжение"
методическая разработка по русскому языку (1 класс) на тему

Урок русского языка  по теме «Собственные имена. Продолжение».

в 1 классе по УМК «Гармония».

Материал содержит конспект урока, презентацию, тестовое задание.Урок составлен на основе пособий для учителя "Методические рекомендации к учебнику" и  "Работаем по учебнику "К тайнам нашего языка" под ред. М.С.Соловейчик.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок русского языка  по теме «Собственные имена. Продолжение».

(УМК «Гармония»)

                              1 класс  МБОУ Порт - Катоновской СОШ

                                 Азовского района  Ростовской области

                                           Учитель Кисловская В.Г.

Материал содержит конспект урока и презентацию, тестовое задание.

Может быть использован на втором уроке знакомства с понятием «имена собственные».

Переходы на презентацию «Письменные буквы»,  анимированную Суперфизминутку осуществляются кликом по объекту «солнышко». Эту физминутку можно скачать в Интернете, т.к. здесь она не проходит по формату и размеру.

При выполнении тестовой работы в программе Notebook следует воспользоваться анимированными кнопками. При правильном ответе  появляется зелёная кнопка со знаком +, звучат аплодисменты. Если ответ неверный, выходит красная кнопка со знаком – ,  и  слышится  выстрел.



Предварительный просмотр:

МБОУ Порт – Катоновская СОШ

Учитель: Кисловская В.Г.

Класс:1

Предмет: русский язык

Тема: «Собственные имена. (Продолжение)»

Цель: создать условия для  формирования первоначальных представлений учащихся  о собственных именах существительных.

Задачи:

  1. образовательные: продолжить знакомство с собственными именами – названиями стран, городов, деревень, улиц, рек, книг; учить отличать собственные имена от других слов и писать их с заглавной буквы;
  2. развивающие: расширить представление детей об именах: поговорить о полных, кратких, ласковых именах людей, добрых прозвища;
  1. воспитательные: воспитывать любовь к родному языку, прививать интерес к его изучению.

Оборудование: ноутбук, проектор, ИД, тестовые задания, калька

Ход урока

I.Организация класса. Психологический настрой.

    Прозвенел звонок и смолк –
     Начинается урок.
     Вы за парты тихо сели,
     На меня все посмотрели.
     Пожелайте успехов глазами
     И вперед, за новыми знаниями!

II.Введение в тему урока. Повторение знаний.

Слайд 1   Прочитайте название нашего урока, записанное на доске. Как вы понимаете: о чём пойдёт разговор, узнаете вы что-то новое?

Что вы уже знаете о собственных именах: какие слова-названия к ним относятся, как пишутся?

Начнём работать, а концу урока решите, правильно ли вы предположили, что будет на уроке.

III.Знакомство с новым материалом.

   Я предлагаю начать с небольшого  путешествия. Как вы считаете, какой это город?

Слайд2.   Что вы знаете о Москве? ( Это столица нашей Родины – России)

   Прочитайте вопрос Антона (упр.29) и решите, чего он от нас ждёт. (Объяснения значения слова)

Кто попробует ответить Антону?

Проверим, правильно ли объяснили Антону значение слова столица. Кто помнит, куда надо посмотреть?  (Стр. 133 третье слово снизу)

Хором прочитайте объяснение его значения.

Найдите в объяснении слова, записанные с большой буквы. (Россия, Москва) Сфотографируйте их.

  Попробуйте догадаться: почему эти слова написаны с большой буквы? Не забывайте, что одно из них называет определённую страну, а другое – определённый город. (Это имена собственные).

Прочитаем сведения в рамке на стр. 21 и проверим наше предположение.

( Хором)

  Что же нового узнали об именах собственных: какие ещё слова к ним относятся? Какое правило письма нужно применять при записи этих слов?

IV. Освоение правила написания собственных имён.

   1.Прочитайте хором предложение после первого красного квадратика. Какое задание спрятали авторы, указав в слове Москва в скобках две буквы?

Какую букву вы выберете? Почему? (Это имя собственное – название города, поэтому пишется с большой буквы.)

   А слово столица – тоже имя собственное? Этим словом называют один определённый город или многие? (Многие). (Это не имя собственное.)

А почему же тогда оно напечатано  с большой буквы? (По правилу записи предложения)

   Это предложение будем списывать. Чтобы запись получилась красивой, вспомним некоторые буквы, которые понадобятся.

2. Клик по звёздочке - переход к презентации «Письменные буквы». Слайд 74 Назовите слово, для которого нужна буква ц. Какой у неё трудный элемент? Повторите движения вместе с волшебной ручкой.  Пропишите букву один раз, оцените и повторите ещё 2 раза.

  Перейти к слайду 44-«М» Какие погрешности могут возникнуть у буквы М? Так же пропишите эту букву 2 раза.

  3. А теперь подготовимся к списыванию предложения.  Возьмите кальку, наложите на предложение. Исследуем предложение. (У доски ученик).

(Для напоминания действий вывешивается план в рисунках.)

4. Списывание по памятке 1 (самостоятельно) Закрыть предложение (Клик – предложение растворяется).

    За закрытой доской работает ученик. Проверка.

   Кто готов, оцените красоту и аккуратность записи. Над самыми красивыми буквами поставьте знак +; над теми, которые не удались, поставьте -. Неудачные буквы по одному разу запишите на следующей строке.

5. Слайд 3        Прочитайте следующее предложение (упр.31) Назовите собственное имя. (Россия) Что им названо? (Наша страна) С какой буквы будем писать название страны? ( С большой) Кто запомнил все опасные места в этом слове и готов показать образец его записи? Пишем на новой строке. Обращаем внимание на правильное написание буквы. Ведёт нас …

6. Слайд 4   В этой огромной стране  на берегу Азовского моря притаился маленький, но всем родной уголок земли, где мы живём. Это..? (Порт – Катон). В далёкие времена богатый купец Катон обосновал на берегу моря порт, куда подходили корабли  и  грузились зерном. Так появилось название нашего села. Давайте запишем его с моей помощью, т.к. оно сложное.

   

                                                      

        

   Запись под руководством учителя по памятке 2.

Физкультминутка. Клик по солнышку – переход на Суперфизминутку.

7.  Слайд 5  Рассмотрите картинку на странице 22 учебника. Кто догадался, к какому произведению этот рисунок? Скажите полное название произведения. («Дядя Стёпа».) Знаете ли вы его автора? (Сергей Михалков. Обращаю внимание, что С. Михалков родился и жил в Москве, 13 марта страна отмечала его 1оо-летие со дня рождения.)  

  Давайте запишем имя, фамилию писателя и название произведения, но сначала подготовимся. Проговорим хором нашу будущую запись. (Сергей Михалков.  Дядя Стёпа.)

   Сколько в этой записи будет слов? Сколько раз вы напишете заглавную букву? (4 раза.) Почему? Покажите это в виде схемы. (У доски ученик)

 

                .

   А помните, на прошлом уроке нам встречались слова дядя Серёжа? Почему же там слово дядя мы писали с маленькой буквы?

   После фамилии писателя перед названием произведения поставьте точку - так принято делать. (Кавычки не используем, чтобы не усложнять запись.)

   Исследуйте предложения. У доски ведёт …

V. Закрепление  материала.

  1.Игра. Будьте внимательны! Если услышите собственное имя – похлопайте, если другое слово – присядьте.

Расцвели маргаритки, ученица Маргарита; погадать на ромашке, плачет маленький Ромашка; зелёная петрушка, ходит кубарем Петрушка.

 Молодцы! Сядьте!

2.Тест по теме «Собственные имена» (У каждого ученика в пособии  «Тестовые задания» и на ИД)

VII. Подведение итогов урока.

   Посмотрите снова на тему нашего урока. Правильно ли вы предположили, что узнаете что-то новое о собственных именах? Что же вам открылось?

Что общего в написании всех собственных имён?

Если вам понравилась работа с тестами, то выполните тест 2

  Слайд 6.             Урок окончен. Спасибо всем за работу.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Собственные имена . (Продолжение) Урок русского языка в 1 классе УМК «Гармония» МБОУ Порт - Катоновской СОШ Азовского района Учитель Кисловская В.Г.

Слайд 2

Столица нашей страны - (м, М) осква .

Слайд 3

Р О Я С И С

Слайд 5

Сергей Михалков. 100 лет со дня рождения.

Слайд 6

Спасибо за урок!


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока по русскому языку 2 класс "Родственные слова."

Методическая разработка урока по русскому языку во 2 классе УМК "Школа России"...

Методическая разработка урока по русскому языку 3 класс "Правописание безударных гласных в корне слова"

Методическая разработка урока по русскому языку 3 класс "Правописание безударных гласных в корне слова"...

Методическая разработка урока по русскому языку 4 класс

Тема: 2-е лицо глаголов настоящего и будущего времени в единственном числе. Цели темы:Сформировать представление о глаголах 2 лица единственного числа настоящего и будущего времени.Ввести правило...

Методическая разработка урока по русскому языку 2 класс по теме "Что такое корень? Что такое однокоренные слова?" по программе "Школа России".

Технологическая карта урока русского языка по теме "Что такое корень? Что такое однокоренные слова?". Урок: закрепление пройденного. К уроку прилагается презентация....

Методическая разработка урока по русскому языку 1 класс "Русский алфавит, или азбука"

Цуканова Е.А.учитель начальных классовМОУ «СОШ №1» г. ВалуйкиБелгородской области Технологическая карта урока по русскому языкуТема: Русский алфавит, или азбукаЦели Познакомить детей с алф...

Методическая разработка урока по русскому языку 1 класс "Заглавная буква в словах"

Цуканова Е.А.учитель начальных классовМОУ «СОШ №1» г. ВалуйкиБелгородской области  Методическая разработка урока по русскому языку 1 классТема: Заглавная буква в словах. Цель: по...