Методическая разработка урока по русскому языку ( 3 класс) " Правописание частицы не с глаголами"
методическая разработка по русскому языку (3 класс) по теме

Редькина  Елена Сергеевна

Формировать навыки правописания частицы НЕ с  глаголами;      

                      познакомить с глаголами-исключениями;

                      способствовать обогащению словарного запаса уч-ся;

                       формировать орфографическую зоркость

                      прививать навык самостоятельного приобретения знаний;

                      воспитывать интерес к изучению русского языка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_rus.yaz_.ne_s_glagolami.doc70.5 КБ

Предварительный просмотр:

                 Методическая разработка урока по русскому языку для 3 класса

                                 Правописание частицы не с глаголом

Тема урока: «Правописание НЕ  с  глаголами».  3 класс                                                          

Цели урока: формировать навыки правописания частицы НЕ с  глаголами;      

                      познакомить с глаголами-исключениями;

                      способствовать обогащению словарного запаса уч-ся;

                       формировать орфографическую зоркость

                      прививать навык самостоятельного приобретения знаний;

                      воспитывать интерес к изучению русского языка.

Оборудование: компьютер, презентация урока,  плакат «План исследований» ,

                         у учащихся - «Журнал   исследований», снежинки,

                         «Шкала    успеха».

Ход урока.

  1. Организационный момент.  

-Доброе утро, ребята! Урок у нас сегодня будет не обычный, мы будем -исследователями,  вы должны показать свои знания, проявить наблюдательность, умение анализировать и делать выводы. 

Дети хором произносят слова:

           Нам предстоит большая работа,

           Всё, что мы делаем – нужно,

           Значит, давайте трудиться

           Честно, усердно и дружно!

- Сегодня на уроке русского языка вы будете исследователями. Чтобы ваши исследования прошли успешно,  какими нужно быть? (активными, внимательными, помогать друг другу)

- Дату и место проведения исследований мы уже записали. А теперь приступим к работе.

Минутка чистописания. 

1)Разминка для рук.

-Давайте сделаем нашим пальчикам зарядку и подготовим их к работе.

  • Наши пальцы сжались тесно.

Что такое? Интересно!

Видно им прохладно стало.

Их укроем одеялом.

(Дети массируют кисти рук)

  • Пальцы делают зарядку,

         Чтобы меньше уставать.

         А потом они в тетрадке

        Будут буковки писать.

        (Дети сжимают и разжимают кулачки)

-На минутке чистописания  мы продолжим отработку плавного безотрывного письма, что позволит вам писать достаточно быстро и хорошо усвоить учебный материал на уроке.

- Исследуйте слова и определите, какую букву будем писать.

На доске:   л..тит,  сп…шит, б..жит.    

Дети: Сегодня будем писать гласную букву  е, так как  она является безударной гласной, которая пропущена в данных словах.

Разминка для рук.

- Выберите понравившуюся вам «буквенную цепочку» и продолжите закономерность в тетрадях на первой строчке:

Ее  Ее  Ее

Ее  Еее  Ееее

Ееа  Ееб  Еев

- Посмотрите на  следующую  строчку.

Ошибается  тот,  кто  ничего   делает.

Откладывай  на  завтра,  то  что  можно  сделать  сегодня.

-Почему данные высказывания звучат бессмысленно? Что нужно добавить?

-Перед какой частью речи стоит НЕ? (перед глаголом). Докажите, что это глагол. (рассказывают правило)

-Может быть, исходя из опыта, практики, кто-то знает, как нужно написать НЕ с глаголом? ( НЕ нужно написать раздельно)

III. Сообщение темы и цели урока.

 - Сформулируйте тему сегодняшнего урока. (Правописание не  с глаголами)

- Какую цель поставим перед собой на уроке? ( Научиться правильно писать не  с глаголами)  СЛАЙД 2

-А ещё мы будем обогащать свой словарный запас, оттачивать свою орфографическую зоркость и учиться самостоятельно мыслить.

-Итак , обращаемся к ещё раз к пословице, которую записали. Какой вывод можем сделать?

- Итак, наш первый вывод: Не с глаголами пишется раздельно. (читают хором)

 СЛАЙД 3

- Верно ли это утверждение мы с вами узнаем в течение урока.

- Для этого нам предстоит провести ряд исследований, в ходе которых мы выясним, какой частью речи является НЕ, всегда ли НЕ пишется с глаголами раздельно, а работать мы будем по плану.

(На доску вывешивается «План исследований»)

  1. Работа над новой темой.

1)Исследование №1

- Какой частью речи является НЕ?

-Это вы выясните самостоятельно.  Откройте «Журналы исследований». Найдите материалы исследования№1. Ответом на каждый вопрос является буква, которые вы будете вписывать  в клеточки.  В итоге у вас получится слово, которое подскажет, какой частью речи является НЕ.

(дети работают самостоятельно)

- Проверяем. Какой же частью речи является НЕ? (частицей)

-Наш второй вывод:  НЕ – это частица. (читаем хором)  СЛАЙД 4

2) Физминутка «Девочки-мальчики».

-Сейчас я буду называть различные глаголы.  Если глагол будет с частицей НЕ -  встают мальчики, если без частицы НЕ – встают девочки.

Не завтракал, помогать, не дежурит, найдёшь, уважать, не работает, не ужинал,  знаю, рисует, не морозит,

3)Письмо по памяти.

-Вспомните и запишите по памяти глаголы с частицей НЕ, которые были  использованы в физминутке.  Проверка.

-Что это за слова? (эти глаголы образованы от существительных – словарных слов)

-Как написали частицу НЕ с глаголами? (раздельно)

4) Исследование №2.

- Какой следующий пункт нашего плана?

- Теперь нам нужно выяснить, какой частью речи является частица НЕ: служебной или самостоятельной?

  -Можем ли мы сразу ответить на этот вопрос?

- Что вы знаете о самостоятельных частях речи? ( они отвечают на вопросы, являются членами предложения) Назовите самостоятельные части речи. (сущ-е,  прил-е, глагол, местоимение)

- А служебные? ( к ним нельзя поставить вопросы, они не являются членами предложений, служат для связи слов в предложении)

- Куда же можно отнести частицу? (к частице нельзя поставить вопрос, она не является членом предложения, она служит для связи слов в предложении . Значит, частица - служебная часть речи.)

- Какой будет третий вывод?

    Вывод №3: частица НЕ  - служебная часть речи. СЛАЙД 5  

5) Исследование №3

-

-Всегда ли  частица НЕ пишется с глаголом раздельно? Это мы узнаем из следующего исследования. Откройте материалы исследования №3. Прочитайте предложения.

         Дети  (не)любят  ходить в больницу.  Они (не)навидят уколы и  

         (не)годуют, когда им (не)здоровится.

 Какое задание нужно выполнить? ( нужно не написать слитно или раздельно)

-Попробуйте прочитать эти предложения без не. Какие получились слова? (любят, навидят, годуют, здоровится)

- Есть ли в русском языке такие слова? ( любят –есть, а навидят, годуют, здоровится – нет)

- Кто догадался, когда нужно писать НЕ раздельно, а когда слитно? (если слова можно употребить без НЕ – нужно писать раздельно, а если нельзя, то слитно)

- Давайте подберём  к глаголам  ненавидят, негодуют и нездоровится синонимы и запишем их.

        Ненавидят - презирают, не любят

        негодуют - возмущаются

        нездоровится – болеют

- Значение слова негодует посмотрим в толковом словаре. (дежурный зачитывает по словарю значение слова) 

- Запишем  первое предложение разберём его по членам. (один ученик выполняет разбор)

- Когда мы пишем НЕ с глаголами раздельно, а когда слитно?

Вывод №4: Если глагол употребляется без НЕ, то пишем раздельно. Если глагол не употребляется без НЕ, то пишем слитно.  СЛАЙД 6

- Слова, которые без НЕ не употребляются называют словами-исключениями. СЛАЙД 7

На самом деле в русском языке много слов –исключений (невзлюбить, несдобровать, недолюбливать, недоумевать), но вы с ними познакомитесь в старших классах.

- Давайте ещё раз  прочитаем и запомним их. Как пишется не в этих словах ? В них  не пишется слитно.

6) Разминка для глаз «Лови снежинку!»

-Какое время года на дворе?

Какие характерные признаки этого времени года?

Любите ли вы наблюдать как падают и кружатся снежинки?

Сейчас мы с вами понаблюдаем за этим явлением и заодно проведём разминку для глаз.

СЛАЙДЫ 8-13

7) Работа с текстом.

- А теперь давайте полюбуемся красивыми зимними картинами и составим несколько предложений.

СЛАЙДЫ 14-17

-Какие предложения вы составили?

(Пришла красавица-зима. Снег покрыл землю белым пушистым ковром. Деревья закутались в снежные покрывала. На ветках сидят красногрудые снегири. Лёгкий морозец щиплет за щёки. Ярко светит  солнце.

Трудно приходится зимой птицам. Звери попрятались по своим норам.

 Зима приготовила детям много забав. Они катаются на санках, лыжах, коньках, лепят снеговика. Хорошо зимой! )

 -Измените предложения так, чтобы в них было отрицание. Что для этого нужно сделать? (добавить к глаголам частицу не).

- Какие предложения получатся?

(Было предложение :Пришла красавица-зима. Стало: Не пришла красавица-зима. и т.д.)

-Запишите одно предложение с частицей не.

- Какой же смысл придаёт глаголу частица не? (отрицание)

8) Самостоятельные исследования в парах.

-А сейчас вы проведёте самостоятельные исследования в парах. Вы можете совещаться, советоваться, помогать друг другу.  Найдите материалы для самостоятельных исследований. Внимательно прочитайте задание и выполните его письменно.

(дети работают самостоятельно)

1 пара.

Записать глаголы-синонимы парами.

Заботиться     (не)навидеть

Торопиться    (не)беспокоиться

Любить          (не)годовать

Радоваться     (не)спешить

2 пара.

Дописать пословицы:

Волков бояться  …

Близок локоть  …

Кашу маслом  …

3 пара.

Восстановить правила поведения:

Разговаривай с соседом на уроке.

Рисуй на парте.

4 пара.

Выписать слова, которые записаны  неверно:

Нерешишь, не пишешь, не  годую, неговорит, не клади,  не  здоровится,  невижу, ненадеемся.

5 пара.

Раскрыть скобки, вставить недостающее слово:

(Не)сердись,  (не)скучай,

(не)дерись, (не)спеши!

НЕ  с глаголом _____________ пиши!

- А сейчас заслушаем отчёты групп. Проверка. СЛАЙДЫ 18-22

-Молодцы! Вы хорошо справились с заданием.

9) Исследование 4.

Посмотрите, есть ли ещё вопросы в нашем плане, на которые  мы должны ответить. Значит, пришла пора подвести итог нашим исследованиям.

- Откройте материалы исследования №4. Вместо пропусков вставьте нужные слова.

Прочитайте, что у нас получилось? (правило)

Частица не  пишется с глаголами раздельно,

если употребляется без не.   Если без не 

не употребляется, то пишется слитно.

Глаголы-исключения:  НЕНАВИДЕТЬ   НЕГОДОВАТЬ    НЕЗДОРОВИТСЯ

- Проверим. СЛАЙД 23

10) Тест «НЕ с глаголами».

- А сейчас небольшой тест, чтобы проверить ваши знания. СЛАЙДЫ 24-26

1) Частица НЕ – это …………….  часть речи.

          служебная  или самостоятельная

2) Частица НЕ придаёт глаголу смысл…….

        Отрицания  или  утверждения

3) Какое слово записано неверно?

   Ненарисовать   нездоровится  не  забуду

  1. Домашнее задание.

- Постарайтесь найти и записать как можно больше народных примет о зиме , в которых употребляются глаголы  с частицей не.

На следующем уроке мы проведем «Аукцион зимних примет» между командами мальчиков и девочек.

  1. Итог урока.

- Наш урок подошёл к концу.  

- Над какой темой мы сегодня работали?

- Давайте вспомним, какие исследования мы сегодня провели?

-  На все ли вопросы ответили.

- Вспомните, как вы работали сегодня на уроке, всё ли вы хорошо усвоили и  оцените         свою работу  на шкале успеха.

5

4

3

2

1