Презентация и методическая разработка урока по русскому языку по теме "Общие сведения о глаголе" 4 класс, УМК "Школа России"
методическая разработка по русскому языку (4 класс) на тему

Боровкова Ольга Сергеевна

Тема урока - "Зима. Февраль". Учащимся предлагаются задания "Найди лишнее", "Исправь ошибки", "Игра наоборот".

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon glagol._4_kl.ppt258 КБ
Microsoft Office document icon glagol._4_kl.doc48 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Общие сведения о глаголе. Боровкова Ольга Сергеевна Учитель начальных классов гп Новоаганск ХМАО-Югра

Слайд 2

Зима недаром злится, Прошла её пора. Весна в окно стучится И гонит со двора. (Ф. Тютчев)

Слайд 3

Тема урока: «Глагол» Цель урока: вспомнить, что изучали о глаголе в предыдущих классах .

Слайд 4

Зима недаром злится, Прошла её пора. Весна в окно стучится И гонит со двора. Вьюги да метели в феврале налетели.

Слайд 5

Часть речи: Что обозначает? На какие вопросы отвечает? Как изменяется? Какую роль играет в предложении?

Слайд 6

Задание №1 – найди глаголы. Задание №2 – всё наоборот. В зимн_ю стужу тетерева ищут для ночлега большую поляну. Вечер_м они щиплют на берёзах ветки. А потом с высок_й ветк_ камн_м падает птица в глубок_й сугроб. Пробьёт тетерев лунку в сугроб_ и идёт под снег_м в сторону. Там в сыпуч_м снегу и засыпает.

Слайд 7

Задание №3 – узнай время. Настоящее Прошедшее Будущее Что делает? Что делал? Что сделает? Что делают? Что делали? Что будут делать?

Слайд 8

Мы знаем, что глагол обозначает ___предмета, отвечает на вопросы__?__?, изменяется по __, по __, по __, в предложении является___.

Слайд 9

Какая задача стоит перед нами в 4 классе? Научиться писать окончания глаголов; Совершенствовать свои знания и умения по теме "Глагол».

Слайд 10

Зима недаром злится , Прошла её пора. Весна в окно стучится И гонит со двора.

Слайд 11

Самоконтроль Я знаю правило о глаголе Я умею в тексте находить глаголы Я умею изменять глаголы по числам Я умею определять время глаголов очень хорошо хорошо требуются ещё уроки



Предварительный просмотр:

Тема «Общие сведения о глаголе».

Цель: Совершенствование навыка распознавания глагола среди других изученных частей речи; уточнение представлений о функциях глаголов в речи.

Задачи:

Образовательные:

  • обобщение, систематизация и актуализация имеющихся знаний о существительном и прилагательном;
  • формирование умения выделять глагол среди других частей речи.

Развивающие: 

  • развитие устной  речи учащихся;
  • умение сравнивать, обобщать, группировать, анализировать;
  • формулировать свои мысли, высказывать их вслух.

Воспитательные: создание условий для коммуникативных умений.

Демонстративный материал:  карточки для индивидуальной работы.

Оборудование: цветные карандаши,  мультимедийный проектор, мультимедийная презентация, экран.

Ход урока.

  1. Оргмомент.  Постановка целей урока. Эпиграф к уроку.

Зима недаром злится, 

Прошла её пора.

Весна в окно стучится

И гонит со двора.  (Ф. Тютчев)

- Прочитайте  отрывок из стихотворения Ф. Тютчева, обратите внимание на выделенные слова. К какой части речи они относятся? (глаголы)

- Это знакомая нам часть речи или мы впервые будем с ней знакомиться?

- Назовите тему урока. Какую цель поставим на урок? (тема урока – глагол как часть речи, цель урока – вспомнить все, что изучали о глаголе в предыдущих классах)

  1. Орфографическая минутка.

- Вернемся к нашему эпиграфу. Почему именно этот отрывок взят для урока?

- Назовите зимние месяцы.

Игра «Найди ошибку» (в группах).

- На столах у вас лежит пословица о феврале. Найдите в пословице ошибки и исправьте их. Покажите свою работу классу.

(Каждая группа по очереди называет найденные ошибки)

Февраль богат метелью, а март – капелью.

 ФИВРАЛЬ    БАГАТ  МИТЕЛЪЮ   А   МАРТ  КОПЕЛЮ  

Я вам предложу еще одну пословицу про февраль, запишем ее как зрительный диктант.

Вьюги да метели в феврале налетели.

- Какое грамматическое задание  вы можете предложить к этой пословице? (найти и подчеркнуть орфограммы, определить главные и второстепенные члены предложения, определить у каждого слова часть речи)

- Какое задание лучше подходить к теме урока (второе и третье.) Выполните их.

  1. Актуализация знаний.

- Назовите части речи, использованные в предложении.

- Изучая каждую часть речи, мы отвечаем на 4 вопроса:

Что обозначает  часть речи?

На какие вопросы отвечает?

Как изменяется?

Какую роль играет в предложении?

- Сформулируйте ответы на вопросы в группах, приготовьтесь дать ответ.

Физминутка.

  1. Задание №1.  

Прочитать текст, озаглавить. Вставить пропущенные орфограммы, найти в тексте глаголы, подчеркнуть их.

     Свистит косая метель – белая метла дороги метёт. Дымятся сугробы и крыши. Рушатся с сосен белые водопады. Скользит по застругам яростная позёмка.

     Бегут вихри за санями, машинами, кружат хороводы вокруг домов, заметают пути. Завевает, кружит, заносит. Свистит, скулит, воет. Лепит в глаза, в спину толкает. Февраль летит на всех парусах.

     

Проверка.

- Назовите глаголы (цепочкой).

  1. Задание №2. Игра «Наоборот».

1 и 2 группы – изменить число глаголов, записать в тетрадь, выделить окончание. (Слуховой диктант – по-одному на доску)

  Потемнел, заполняли, проступит, распался, надоели, убежали,  задрожали, нарисует, бросает, заблестят. 

3 группа – записать текст, изменив число глаголов (на слайде).

     В зимн_ю  стужу тетерева ищут для ночлега  большую  поляну. Вечер_м они щиплют на берёзах ветки. А потом с высок_й  ветк_  камн_м  падает птица в глубок_й  сугроб.  Пробьёт  тетерев  лунку в сугроб_  и идёт под снег_м  в сторону. Там в сыпуч_м  снегу и засыпает.

Проверка. (В зимнюю стужу тетерев ищет для ночлега большую поляну. Вечером он щиплет на берёзах ветки. А потом с высокой ветки камнем падают птицы в глубокий сугроб. Пробьют тетерева лунку в сугробе и идут под снегом в сторону. Там в сыпучем снегу и засыпают.)

- Почему, записывая текст, вы изменили число не только у глаголов, но и у других частей речи?

- Какие знания о глаголе уточнили на этом задании? (Глаголы изменяются по числам, зависят от существительных или местоимений, с которыми они связаны.)

  1. Задание №3.

Изменение глаголов по временам.

- Глаголы изменяются не только по числам, но и по временам.

- Назовите времена глаголов. На какие вопросы отвечают глаголы каждого времени?

- На карточке у вас записаны глаголы, укажите в скобках их время.

     Пришла(____), принёс (____), выбросят (____), растопит (____),     видели (____),  светит (____), шагают (____), будут читать (____), отвечают (____).

  1. Подведение итогов. Определение задачи для 4 класса.

- Итак, мы знаем, что

Глагол обозначает ___предмета, отвечает на  вопросы__?__?, изменяется по __, по __, по __,  в предложении является___.

- Заполните карточку самоконтроля «Я умею…»

- Чтобы понять, что мы ещё не знаем о глаголе, давайте вспомним состав слова.

- Какие части слова у глагола мы умеем писать? (приставку и корень)

Что не умеем? Какая большая задача стоит перед нами в 4 классе? (узнать о суффиксах глаголов и научиться писать окончания глаголов)

Как подведение итогов проведем игру «Найди лишнее»

- Вернёмся к эпиграфу урока.

- Обратите внимание на выделенные глаголы, вспомните все, что говорили сегодня о глаголе, найдите лишний глагол.

Самоконтроль

Я знаю правило о глаголе

Я умею в тексте находить глаголы

Я умею изменять глаголы  по числам

Я умею определять время глаголов


______________________________

_________________________________

______________________________________________________________________________________________________

Задание №1.  Прочитайте текст, озаглавьте. Вставьте пропущенные орфограммы, найдите в тексте глаголы, подчеркните их.

_______________________

     Св__стит  к__сая  м__тель – белая  м__тла  д__роги  м__тёт. Дымятся сугробы и крыш__. Рушатся с сос__н белые в__д__пады. Скользит по з__стругам   ярос__ная   п__зёмка.

     Б__гут вихри за санями, маш__нами, кружат  х__р__воды  в__круг д__мов, з__м__тают пути. З__в__вает, круж__т, з__носит. Св__стит, скулит, воет. Лепит в гл__за, в спину т__лкает. Ф__враль  л__тит  на всех п__русах.

Задание №2.  Запишите текст (глаголы), изменив число глаголов.

     

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание №3. Укажите  время глаголов.

     Пришла(____), принёс (____), выбросят (____), растопит (____),     видели (____),  светит (____), шагают (____), будут читать (____), отвечают (____).

Самоконтроль.

Я знаю правило о глаголе                                          

Я умею в тексте находить глаголы                    

Я умею изменять глаголы  по числам                  

Я умею определять время глаголов            


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока по русскому языку "Понятие об имени существительном" 3 класс.Школа России.

Разработка урока по русскому языку "Понятие об имени существительном" 3 класс.Школа России....

Методическая разработка урока по русскому языку на тему "Имя существительное" 4 класс

Данный урок разработан с целью обобщить и систематизировать знания учащихся по теме "Имя существительное"...

Методическая разработка урока по русскому языку "Закрепление написания изученных букв" 1 класс

Конспект урока был разработан на основе УМК "Перспективная начальная школа"...

Разработка урока по русскому языку "Правописание приставок и предлогов". 3 класс. Школа России.

Данный урок был разработан и проведен в рамках методического дня "школа -центр патриотического воспитания учащихся школ района"....

Методическая разработка урока по русскому языку "Письмо заглавной буквы К" 1 класс Система Л.В.Занкова

В материале представлена технологическая карта урока по "Системе Л.В.Занкова" на тему "Письмо заглавной буквы К". Возрастная категория: 1 класс. Тип урока: Урок открытия новых знан...

Методическая разработка урока по русскому языку по теме: «Местоимение». в 3 классе

Данный конспект урока по теме «Местоимение» (Что такое местоимение?) разработан в виде технологической карты, в которой четко прослеживается наличие вызова (мотивация), осмысление уч...