Презентация и методическая разработка урока по русскому языку по теме "Общие сведения о глаголе" 4 класс, УМК "Школа России"
методическая разработка по русскому языку (4 класс) на тему
Тема урока - "Зима. Февраль". Учащимся предлагаются задания "Найди лишнее", "Исправь ошибки", "Игра наоборот".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
glagol._4_kl.ppt | 258 КБ |
glagol._4_kl.doc | 48 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Зима недаром злится, Прошла её пора. Весна в окно стучится И гонит со двора. (Ф. Тютчев)
Тема урока: «Глагол» Цель урока: вспомнить, что изучали о глаголе в предыдущих классах .
Зима недаром злится, Прошла её пора. Весна в окно стучится И гонит со двора. Вьюги да метели в феврале налетели.
Часть речи: Что обозначает? На какие вопросы отвечает? Как изменяется? Какую роль играет в предложении?
Задание №1 – найди глаголы. Задание №2 – всё наоборот. В зимн_ю стужу тетерева ищут для ночлега большую поляну. Вечер_м они щиплют на берёзах ветки. А потом с высок_й ветк_ камн_м падает птица в глубок_й сугроб. Пробьёт тетерев лунку в сугроб_ и идёт под снег_м в сторону. Там в сыпуч_м снегу и засыпает.
Задание №3 – узнай время. Настоящее Прошедшее Будущее Что делает? Что делал? Что сделает? Что делают? Что делали? Что будут делать?
Мы знаем, что глагол обозначает ___предмета, отвечает на вопросы__?__?, изменяется по __, по __, по __, в предложении является___.
Какая задача стоит перед нами в 4 классе? Научиться писать окончания глаголов; Совершенствовать свои знания и умения по теме "Глагол».
Зима недаром злится , Прошла её пора. Весна в окно стучится И гонит со двора.
Самоконтроль Я знаю правило о глаголе Я умею в тексте находить глаголы Я умею изменять глаголы по числам Я умею определять время глаголов очень хорошо хорошо требуются ещё уроки
Предварительный просмотр:
Тема «Общие сведения о глаголе».
Цель: Совершенствование навыка распознавания глагола среди других изученных частей речи; уточнение представлений о функциях глаголов в речи.
Задачи:
Образовательные:
- обобщение, систематизация и актуализация имеющихся знаний о существительном и прилагательном;
- формирование умения выделять глагол среди других частей речи.
Развивающие:
- развитие устной речи учащихся;
- умение сравнивать, обобщать, группировать, анализировать;
- формулировать свои мысли, высказывать их вслух.
Воспитательные: создание условий для коммуникативных умений.
Демонстративный материал: карточки для индивидуальной работы.
Оборудование: цветные карандаши, мультимедийный проектор, мультимедийная презентация, экран.
Ход урока.
- Оргмомент. Постановка целей урока. Эпиграф к уроку.
Зима недаром злится,
Прошла её пора.
Весна в окно стучится
И гонит со двора. (Ф. Тютчев)
- Прочитайте отрывок из стихотворения Ф. Тютчева, обратите внимание на выделенные слова. К какой части речи они относятся? (глаголы)
- Это знакомая нам часть речи или мы впервые будем с ней знакомиться?
- Назовите тему урока. Какую цель поставим на урок? (тема урока – глагол как часть речи, цель урока – вспомнить все, что изучали о глаголе в предыдущих классах)
- Орфографическая минутка.
- Вернемся к нашему эпиграфу. Почему именно этот отрывок взят для урока?
- Назовите зимние месяцы.
Игра «Найди ошибку» (в группах).
- На столах у вас лежит пословица о феврале. Найдите в пословице ошибки и исправьте их. Покажите свою работу классу.
(Каждая группа по очереди называет найденные ошибки)
Февраль богат метелью, а март – капелью.
ФИВРАЛЬ БАГАТ МИТЕЛЪЮ А МАРТ КОПЕЛЮ
Я вам предложу еще одну пословицу про февраль, запишем ее как зрительный диктант.
Вьюги да метели в феврале налетели.
- Какое грамматическое задание вы можете предложить к этой пословице? (найти и подчеркнуть орфограммы, определить главные и второстепенные члены предложения, определить у каждого слова часть речи)
- Какое задание лучше подходить к теме урока (второе и третье.) Выполните их.
- Актуализация знаний.
- Назовите части речи, использованные в предложении.
- Изучая каждую часть речи, мы отвечаем на 4 вопроса:
Что обозначает часть речи?
На какие вопросы отвечает?
Как изменяется?
Какую роль играет в предложении?
- Сформулируйте ответы на вопросы в группах, приготовьтесь дать ответ.
Физминутка.
- Задание №1.
Прочитать текст, озаглавить. Вставить пропущенные орфограммы, найти в тексте глаголы, подчеркнуть их.
Свистит косая метель – белая метла дороги метёт. Дымятся сугробы и крыши. Рушатся с сосен белые водопады. Скользит по застругам яростная позёмка.
Бегут вихри за санями, машинами, кружат хороводы вокруг домов, заметают пути. Завевает, кружит, заносит. Свистит, скулит, воет. Лепит в глаза, в спину толкает. Февраль летит на всех парусах.
Проверка.
- Назовите глаголы (цепочкой).
- Задание №2. Игра «Наоборот».
1 и 2 группы – изменить число глаголов, записать в тетрадь, выделить окончание. (Слуховой диктант – по-одному на доску)
Потемнел, заполняли, проступит, распался, надоели, убежали, задрожали, нарисует, бросает, заблестят.
3 группа – записать текст, изменив число глаголов (на слайде).
В зимн_ю стужу тетерева ищут для ночлега большую поляну. Вечер_м они щиплют на берёзах ветки. А потом с высок_й ветк_ камн_м падает птица в глубок_й сугроб. Пробьёт тетерев лунку в сугроб_ и идёт под снег_м в сторону. Там в сыпуч_м снегу и засыпает.
Проверка. (В зимнюю стужу тетерев ищет для ночлега большую поляну. Вечером он щиплет на берёзах ветки. А потом с высокой ветки камнем падают птицы в глубокий сугроб. Пробьют тетерева лунку в сугробе и идут под снегом в сторону. Там в сыпучем снегу и засыпают.)
- Почему, записывая текст, вы изменили число не только у глаголов, но и у других частей речи?
- Какие знания о глаголе уточнили на этом задании? (Глаголы изменяются по числам, зависят от существительных или местоимений, с которыми они связаны.)
- Задание №3.
Изменение глаголов по временам.
- Глаголы изменяются не только по числам, но и по временам.
- Назовите времена глаголов. На какие вопросы отвечают глаголы каждого времени?
- На карточке у вас записаны глаголы, укажите в скобках их время.
Пришла(____), принёс (____), выбросят (____), растопит (____), видели (____), светит (____), шагают (____), будут читать (____), отвечают (____).
- Подведение итогов. Определение задачи для 4 класса.
- Итак, мы знаем, что
Глагол обозначает ___предмета, отвечает на вопросы__?__?, изменяется по __, по __, по __, в предложении является___.
- Заполните карточку самоконтроля «Я умею…»
- Чтобы понять, что мы ещё не знаем о глаголе, давайте вспомним состав слова.
- Какие части слова у глагола мы умеем писать? (приставку и корень)
Что не умеем? Какая большая задача стоит перед нами в 4 классе? (узнать о суффиксах глаголов и научиться писать окончания глаголов)
Как подведение итогов проведем игру «Найди лишнее»
- Вернёмся к эпиграфу урока.
- Обратите внимание на выделенные глаголы, вспомните все, что говорили сегодня о глаголе, найдите лишний глагол.
Самоконтроль
Я знаю правило о глаголе
Я умею в тексте находить глаголы
Я умею изменять глаголы по числам
Я умею определять время глаголов
______________________________
_________________________________
______________________________________________________________________________________________________
Задание №1. Прочитайте текст, озаглавьте. Вставьте пропущенные орфограммы, найдите в тексте глаголы, подчеркните их.
_______________________
Св__стит к__сая м__тель – белая м__тла д__роги м__тёт. Дымятся сугробы и крыш__. Рушатся с сос__н белые в__д__пады. Скользит по з__стругам ярос__ная п__зёмка.
Б__гут вихри за санями, маш__нами, кружат х__р__воды в__круг д__мов, з__м__тают пути. З__в__вает, круж__т, з__носит. Св__стит, скулит, воет. Лепит в гл__за, в спину т__лкает. Ф__враль л__тит на всех п__русах.
Задание №2. Запишите текст (глаголы), изменив число глаголов.
_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание №3. Укажите время глаголов.
Пришла(____), принёс (____), выбросят (____), растопит (____), видели (____), светит (____), шагают (____), будут читать (____), отвечают (____).
Самоконтроль.
Я знаю правило о глаголе
Я умею в тексте находить глаголы
Я умею изменять глаголы по числам
Я умею определять время глаголов
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока по русскому языку во 2 классе УМК "Школа России"по теме"Написание проверяемых и непроверяемых гласных в безударных слогах". Презентация.
Методическая разработка урока по русскому языку во 2 классе УМК "Школа России", презентация...
Разработка урока по русскому языку "Понятие об имени существительном" 3 класс.Школа России.
Разработка урока по русскому языку "Понятие об имени существительном" 3 класс.Школа России....
Методическая разработка урока по русскому языку на тему "Имя существительное" 4 класс
Данный урок разработан с целью обобщить и систематизировать знания учащихся по теме "Имя существительное"...
Методическая разработка урока по русскому языку "Закрепление написания изученных букв" 1 класс
Конспект урока был разработан на основе УМК "Перспективная начальная школа"...
Разработка урока по русскому языку "Правописание приставок и предлогов". 3 класс. Школа России.
Данный урок был разработан и проведен в рамках методического дня "школа -центр патриотического воспитания учащихся школ района"....
Методическая разработка урока по русскому языку "Письмо заглавной буквы К" 1 класс Система Л.В.Занкова
В материале представлена технологическая карта урока по "Системе Л.В.Занкова" на тему "Письмо заглавной буквы К". Возрастная категория: 1 класс. Тип урока: Урок открытия новых знан...
Методическая разработка урока по русскому языку по теме: «Местоимение». в 3 классе
Данный конспект урока по теме «Местоимение» (Что такое местоимение?) разработан в виде технологической карты, в которой четко прослеживается наличие вызова (мотивация), осмысление уч...