Главные вкладки

    Методическая разработка урока по русскому языку на тему "Имя существительное" 4 класс
    методическая разработка по русскому языку (4 класс) на тему

    Чернова Ольга Викторовна

    Данный урок разработан с целью обобщить и систематизировать знания учащихся по теме "Имя существительное"

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл imya_sushchestvitelnoe.docx19.57 КБ

    Предварительный просмотр:

    Тема урока « Имя существительное» 4 класс ФГОС

    1. Закрепление умения определять имена существительные.

    -  учиться различать одушевленные и неодушевленные имена существительные,  собственные и нарицательные имена существительные,

    отметить особенность написания имен собственных.

    -  наблюдать за ролью имен существительных в предложении.

    1. Тренировать способность к целеполаганию,  самооценке, самоконтролю ,формировать  коммуникативные навыки, способность работать  в паре
    2. Воспитывать интерес к культуре Санкт-Петербурга, любовь к Родине, чувство патриотизма
    3. Обеспечить  коррекционное развитие  процессов речи, логического мышления, произвольного внимания.

    Тип урока: освоение нового материала, на основе полученного ранее

    Планируемые предметные результаты: потренируются в определении имен существительных, научатся различать одушевленные и неодушевленные имена существительные,  собственные и нарицательные имена существительные,

    отметят особенность написания имен собственных, определят  ролью имен существительных в предложении

    Метапредметные: Познавательные: формируют способность к целеполаганию, умение самостоятельно делать выводы,Регулятивные: вырабатывать способность к самооценке, самоконтролю , Коммуникативные: уметь взглянуть на ситуацию с другой позиции и договариваться с людьми, участвовать в работе пары

    Личностные: проявлять интерес к культуре Санкт-Петербурга, формировать чувство патриотизма

    Этап урока

    Содержание деятельности учителя

    Содержание деятельности

    учащихся

    Оформлении доски

    Орг.момент

    Здравствуйте, ребята! Проверьте свою готовность к уроку.

    Мы начинаем урок русского языка. Как всегда на уроке нас ждут новые открытия.

    Словарная работа

    Посмотрите ,у меня на доске записаны слова, определите в них орфограммы и вставьте пропущенные буквы.

    (ст…лица, Санкт-П…тербург,  н…род,  р…дина, гор…д, р….бята, рус…кий)

    Оцените свою работу по правилу «Светофорик»

    Ребята записывают слов в тетрадь, вставляя пропущенные буквы, объясняют орфограммы.

    Оценивают свою работу,

    На доске слова с пропущенными буквами(ст…лица, Санкт-П…тербург,  н…род,  р…дина, гор…д, р….бята, рус…кий)

    Выход на тему урока

    Ребята, какое слово здесь лишнее,почему? Подчеркните это слово.  Какой частью речи являются все остальные слова. Можем ли мы сейчас  назвать  тему урока.

    Ребята делают вывод, что мы будем говорить об имени существительном.

    (На доску вывешивается тема «Имя существительное»)(слайд)

    Выход на цели урока

    Для чего нам надо изучать имя существительное? Давайте определим цели и задачи нашего урока.

    Прочитайте цель урока.

    Посмотрите, эти имена существительные  отличаются друг от друга или нет?

    Ребята,имена существительные употребляются отдельно или используются в связной речи?

    -Чтобы уметь находить , узнавать его.

    на надо научиться отличать одни имена существительные друг от друга

    Имена существительные употребляются  в предложении, в речи

    Вывешивается цель «-учиться определять имена существительные,

    Вывешиваются цели « - различать одушевленные и неодушевленные существительные»

    -различать собственные и нарицательные имена существительные

    Вывешивается цель   «- определять роль существительного в предложении», ребята проговаривают цели.

    Работа над новым материалом

    Послушайте загадку, о чем она

    Все, что существует оно обозначает,

    На вопросы кто? и что? верно отвечает

    какие вопросы  отвечает имя существительное?

    На карточке вам будут даны слова .Работайте в паре. Распределите, пожалуйста данные слова в два столбика.

    По какому принципу вы это делали? На какой вопрос отвечают слова одного столбика, на какой вопрос отвечают слова другого столбика.

        Как называются имена существительные, которые отвечают на вопрос Кто?

       Как называются имена существительные, которые отвечают на вопрос Что?

    Прочитайте свои одушевленные существительные, прочитайте неодушевленные существительные.  Оцените свою работу.

    Вы, наверное, заметили, что слова я подбирала для вас со смыслом, на определенную тему. Попробуем ее определить.

    Ребята прочитайте следующие предложения и сравните их.

    Сравните какое слово повторяется  в этих предложениях. Одинаково ,или по разному оно написано. Почему?

    Какие имена существительные относятся к именам собственным

    Как называется наш с вами славный город в котором мы живем. Это имя собственное или нарицательное. Как мы его напишем?

    Имя существительное

    кто и что?

    Ребята распределяют слова в два столбика

    Отвечают на разные вопросы

    Одушевленные

    Неодушевленные

    Ребята оценивают свою работу

    Имена существительные о нашей родине, нашем городе

    В одном случае это имя собственное, а в другом случае нарицательное.

    имена, фамилии, отчества, клички животных , географические названия

    Санкт-Петербург имя собственное, напишем с большой буквы.

    Слайд об имени существительном

    Слайд одушевленные, неодушевленные

    Слайд с проверкой

    Наша страна-родина великих композиторов и художников. Я горжусь, тобой, моя Родина!

    Слайд имена собственные, имена нарицательные

    Физкультминутка

    Давайтесовершим вообращаемую прогулку но нашему городу.

    Дети повторяют движения .

    Работа над новым материалом.Работа в паре

    Сейчас вам надо будет поработать с текстом о нашем родном городе, вам будет нужно вставить  в текст необходимые имена существительные.

    Прочитайте их.

    Вставьте эти слова в предложения. Подчеркните имена собственные.

    Как вы их будете писать?

    Давайте проверим, что у вас получилось.Какие имена собственные вы подчеркнули. Оцените свою работу.

    Ребята , какие части речи мы вставляли в предложения. Как вы думаете, могут ли быть предложения без имен существительных. Почему нет?

     Давайте сейчас составим рассыпавшееся предложение и понаблюдаем, какую роль в предложении играет имя существительное.

    Какое предложение получилось?

     Найдите в нем имена существительные.

     Какими членами предложения они являются.

    Оцените свою работу

    Давайте сделаем вывод .какими членами предложения являются имена существительные.

    Ребята читают слова

    с большой буквы

    Ребята проверяют свою работу, оценивают её

    Мы вставляли имена существительные

    Будет непонятно, о чем идет речь.

    Ребята читают слова и составляют на доске рассыпавшееся предложение

    Подлежащим и дополнением

    Ребята оценивают свою работу

    имена  существительные могут быть главным членом предложения, чаще всего подлежащим, могут быть второстепенным  членом, чаще дополнением или определением

    На доске появляются эти слова и изображения.( Петр Первый, Дворцовая площадь, река Нева, архитектор Растрелли, Невский проспект, Санкт-Петербург.)

    Слайд с проверкой.

    Подведение итогов

    Давайте подведем итог.

    Дополните определения

    Имя существительное – это…

    Оно отвечает на вопросы…….

    Бывает…. и ………,

    …….. и ……………

    В предложении  является………..

    Таким образом, все ли цели урока мы выполнили?

    Слайд с незаконченными предложениями

    Возвращаемся к целям на доске, поставленными в начале урока.

    Рефлексия

    Ребята, понаблюдайте, какие цвета преобладали у вас на уроке. Подумайте, над какими моментами темы имя существительное  вам еще надо поработать.

    В соответствии с этим выберите себе домашнее задание( вариативное домашнее задание)

    Ребята оценивают свои достижения на уроке.

     


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    методическая разработка урока по русскому языку во 2 классе

    Развивать умения ставить вопросы к словам в предложении; устанавливать действующее лицо или предмет; конструировать предложения из слов; развивать связанную устную речь; продолжать выработку кал...

    Методическая разработка урока по русскому языку для учащихся 1 класса по теме "Речевая ситуация: обсуждение профессий родителей. Слова, отвечающие на вопросы "что делать?", "что сделать?"

    Методическая разработка урока по русскому языку для учащихся 1 класса на тему "Речевая ситуация: обсуждение профессий родителей. Слова, отвечающие на вопросы "что делать?", "что сделать?" была предста...

    Методическая разработка урока по русскому языку во 2-м классе по теме "Учимся различать приставки с буквой о и а" УМК Начальная школа XXI век

    Задачи урока:Развивать умение различать приставки с буквами о и а на основе алгоритма определения написания слов, действовать по алгоритму, осуществлять самоконтроль и самооценку.Организовать деятельн...

    Методическая разработка урока по русскому языку в 6 классе"Русский язык как знаковая система"

    Вводное занятие поможет ученикам дать определение термину "русский язык", выделить основные функции языка и выявить место русского языка в системе знаков...

    Методическая разработка урока по русскому языку "КВН "Знатоки русского языка"

    Тема: КВН «Знатоки русского языка»Учитель начальных классовМОУ «СОШ №1» города ВалуйкиЦуканова Е.АЦели: прививать интерес к предмету; развивать логическое мышление.Оборудование: карточки, словари, пла...