Методическая разработка урока по русскому языку "Части речи" 4 класс
методическая разработка по русскому языку (4 класс)

Шлейникова Екатерина Алексеевна

Методическая разработка урока по русскому языку с использованием новых образовательных технологий на тему "Части речи"4 класс.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vizitnaya_karta_po_russkomu_yazyku_4_klass.docx574.48 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка урока по русскому языку

с использованием новых образовательных технологий

Тема урока: «Что такое части речи?».

Класс: 4.

Раздел: «Части речи».

Тип урока: урок обобщения изученного материала.

Цель: актуализировать знания об изученных частях речи; упражнять в различении частей речи и определении их признаков.

Задачи урока:

1. Образовательные:

- обобщить и закрепить полученные знания об изученных частях речи;

- совершенствовать умение различать слова по значению и вопросам;

2. Развивающие:

- развивать умения определения частей речи;

- развивать умение различать части речи на основе изученных признаков;

- развивать интерес и любознательность к учебной деятельности;

3. Воспитательные:

- воспитывать активную личность, умеющую видеть, ставить и решать учебные проблемы;

- воспитывать интерес к изучению русского языка, осознавать его значимость.

Планируемые результаты:

Предметные:

- самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;

- поиск и выделение необходимой информации;

- выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;

- анализ, сравнение, классификация объектов по выделенным признакам;

- анализировать таблицы «Самостоятельные части речи», «Грамматические признаки частей речи»;

- подбирать примеры изученных частей речи;

- изучать грамматические признаки частей речи и соотносить их с той частью речи, которой они присущи;

- различать части речи на основе изученных признаков.

Коммуникативные:

- инициативное сотрудничество с учителем и сверстниками;

- контроль, коррекция, оценка действий партнёра;

Регулятивные:

- постановка учебной задачи;

- сличение способа действия и его результата с заданным эталоном;

-оценивание качества и уровня усвоения материала;

- оценивание результатов своей деятельности;

Личностные:

- установление связи между целью учебной деятельности и её мотивом.

Оборудование: интерактивный комплекс, мяч для игры «Мяч со словами», планшеты.

Учебно-методический комплекс: учебник для 4 класса «Русский язык», кластер.

Формы работы: фронтальная, индивидуальная, групповая. 

План урока:

1. Организационный момент.

2. Минутка чистописания.

3. Словарная работа.

4. Актуализация знаний.

5. Самоопределение к деятельности. Проблемная ситуация. Постановка цели урока.

6. Физкультминутка.

7. Работа по учебнику.

8. Подведение итогов урока. Рефлексия.

9. Домашнее задание.

Этап урока

Содержание

1. Организационный момент

1. Приветствие: на слайде иллюстрация с изображением солнца, учитель желает учащимся, чтобы солнце освещало путь к знаниям, а также прекрасного настроения.  Предлагает подарить улыбку каждому в классе.  

2. Определяет готовность учащихся к уроку. Проверяет наличие учебного материала, дидактического материала, тетрадей, письменных принадлежностей.

3. Учитель предлагает прочитать дату и записать её, выделить орфограммы.

2. Минутка чистописания

1. На доске записаны пары слов. Учитель предлагает внимательно посмотреть и выявить закономерность, с помощью которой подобраны пары, после чего назвать недостающие слова.  

Сухой – мокрый;

Большой -           ;

Старый -              ;

Твёрдый -           ;

Жаркий -             .

После того, как учащиеся догадались, что к словам в левом столбике подобраны антонимы, к тому же все эти слова начинаются на букву м, учитель объявляет о том, что на минутке чистописания будет работа с буквами М, м.

3. Словарная работа

Для словарной работы используется зрительный диктант. На доске представлены словарные слова, с которыми учащиеся познакомились ранее: билет, вокзал, пассажир. Учащиеся внимательно смотрят на слова и по очереди проговаривают орфограммы, которые необходимо запомнить. Доска закрывается, учитель диктует под запись. После записи происходит взаимопроверка, учитель вместе с детьми  анализирует допущенные учениками ошибки (если есть), просит ещё раз написать те слова, в которых были допущены ошибки.

После составляют предложение со словарными словами: Пассажир купил билет на вокзале. Подчеркивают главные и второстепенные члены предложения.

4. Актуализация знаний

1. Учитель использует приём «Интеллектуальная разминка». Учитель задаёт вопросы на повторение, ответ на него – это повторение уже известного.

- С помощью чего люди общаются друг с другом? (языка, речи).

- Какие виды речи вы знаете? (устная, письменная, внутренняя).

- Из чего состоит наша речь? (из слов и предложений).

-Одинаковое ли значение имеют слова? (нет, одни слова обозначают предмет, другие – признак предметы, третьи – действие и т.д.).

5. Самоопределение к деятельности.

Проблемная ситуация

Постановка цели урока

1. Учитель спрашивает учащихся: «Ребята, как вы думаете, сколько слов в русском языке?» (более 200 тыс. слов).

-Представьте огромный мешок, из которого высыпались все слова.

-Что делать? Конечно, наводить порядок.

-А как? Надо их как-то сгруппировать.

-Но если мы положим на одну полку слова «молоко» и «смеяться», а на другую пять и красивый, будет ли порядок? Нет.

- Почему? Эти слова разных частей речи.

-Что же делать? Слова нужно сгруппировать так, чтобы в одной группе оказались слова, обладающие общими признаками.

2. Для решения этой проблемы учитель использует приём «Кластер». Предлагает учащимся поработать с таблицей. Для этого задания учащиеся работают в парах. На слайде появляется таблица под названием «гроздь винограда», такую же таблицу учитель раздаёт каждой паре.

3. Проговаривает инструкцию: внимательно посмотрите на кластер. Вы видите много мест с пропусками, вам необходимо их заполнить.

4. После проделанной работы, учащиеся меняются кластерами для взаимопроверки, дети по очереди обосновывают свой ответ, на слайде поэтапно заполняются пропуски, происходит сравнение с образцом.

5. Учитель: ребята, как вы думаете, для чего мы выполнили такую работу? (Для того чтобы вспомнить какие бывают части речи и их признаки).

- Для чего нам нужны эти знания? (Для того, чтобы уметь распознавать изученные части речи, выполнять задания).

Цель: актуализировать знания об изученных частях речи.

Задачи:

- повторить части речи и их признаки;

- научиться распознавать изученные части речи;

- упражняться в выполнении заданий.

6. Физкультминутка

Для проведения физкультминутки используется игровая технология «Мяч со словами». Дети встают в круг. Бросая мяч, учитель или ученик называет часть речи. Школьник, к которому попал мяч в руки, называет слово этой части речи. И наоборот.

Например: существительное – цветок, глагол – бежать и т.д.; три –числительное, красивый – прилагательное и т.д.

7. Работа по учебнику

1. Упр. 111 с. 67

- Прочитайте выразительно. Назовите сказку.

- Определите, к каким частям речи относятся выделенные слова.

- Прочитайте предложения без служебных слов. Какова их роль в предложениях?

- Выполните письменные задания к упражнению (взаимопроверка, самооценка).

2. Упр. 112 с. 67

Работа с планшетами на сайте coreapp.ai. Учащиеся читают загадку и дополняют загадку пропущенными словами, заполняя пробелы.

- Какую роль они играют в предложении? К какой группе частей речи относятся?

- Найдите в предложении числительные. На какой вопрос они отвечают?

3. Упр. 116 с. 70

- Прочитайте.

- Какая часть речи помогает перечислить предметы и явления окружающего мира? Приведите примеры. (Имя существительное)

- Какая часть речи помогла автору выразить своё отношение к увиденному? (Чудная картина. Чудная – имя прилагательное).

- Определите, к каким частям речи относятся выделенные слова, перечислите их признаки.

- Выполните письменные задания к упражнению.

8. Подведение итогов урока

Рефлексия

1. - На какие две большие группы можно разделить все слова?

- Какую роль играют в языке служебные части речи?

- Приведите примеры самостоятельных частей речи и назовите их грамматические признаки.

- Какое задание сегодня на уроке было самым интересным?

- Что было трудным?

2. На слайде изображены четыре корзины с названием обозначений частей речи: предмет, признак предмета, действие предмета, количество. Учащимся нужно соотнести слова в нужную корзину: читать, сто, доска, белый и т.д.

9. Домашнее задание

с. 68-69 повторить части речи и их признаки, выполнить упр. 117.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока по русскому языку 2 класс "Родственные слова."

Методическая разработка урока по русскому языку во 2 классе УМК "Школа России"...

Методическая разработка урока по русскому языку 3 класс "Правописание безударных гласных в корне слова"

Методическая разработка урока по русскому языку 3 класс "Правописание безударных гласных в корне слова"...

Методическая разработка урока по русскому языку 4 класс

Тема: 2-е лицо глаголов настоящего и будущего времени в единственном числе. Цели темы:Сформировать представление о глаголах 2 лица единственного числа настоящего и будущего времени.Ввести правило...

Методическая разработка урока по русскому языку 2 класс по теме "Что такое корень? Что такое однокоренные слова?" по программе "Школа России".

Технологическая карта урока русского языка по теме "Что такое корень? Что такое однокоренные слова?". Урок: закрепление пройденного. К уроку прилагается презентация....

Методическая разработка урока по русскому языку 1 класс "Русский алфавит, или азбука"

Цуканова Е.А.учитель начальных классовМОУ «СОШ №1» г. ВалуйкиБелгородской области Технологическая карта урока по русскому языкуТема: Русский алфавит, или азбукаЦели Познакомить детей с алф...

Методическая разработка урока по русскому языку 1 класс "Заглавная буква в словах"

Цуканова Е.А.учитель начальных классовМОУ «СОШ №1» г. ВалуйкиБелгородской области  Методическая разработка урока по русскому языку 1 классТема: Заглавная буква в словах. Цель: по...