Методическая разработка урока по русскому языку для учащихся 1 класса по теме "Речевая ситуация: обсуждение профессий родителей. Слова, отвечающие на вопросы "что делать?", "что сделать?"
методическая разработка по русскому языку (1 класс) по теме

Гревцева Ольга Сергеевна

Методическая разработка урока по русскому языку для учащихся 1 класса на тему "Речевая ситуация: обсуждение профессий родителей. Слова, отвечающие на вопросы "что делать?", "что сделать?" была представлена на фестивале муниципальных опытно-экспериментальных площадок в 2012 г.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Фестиваль

муниципальных  опытно-экспериментальных площадок

Методическая разработка урока

по русскому языку для учащихся 1 класса

РЕЧЕВАЯ СИТУАЦИЯ: ОБСУЖДЕНИЕ ПРОФЕССИЙ РОДИТЕЛЕЙ.  СЛОВА, ОТВЕЧАЮЩИЕ НА ВОПРОСЫ «ЧТО ДЕЛАТЬ?», «ЧТО СДЕЛАТЬ?»

                                                       Работа выполнена:

                                                       Гревцевой Ольгой Сергеевной

                                                       учителем начальных классов

                                                       второй квалификационной категории

                                                       МОУ-СОШ с. Звонаревка  

                                                       Марксовского района

                                                       Саратовской области

2012 год

Тип урока: урок открытия нового знания.

Цели урока:

Деятельностные:

  1. моделировать речевую ситуацию, при которой необходимо указывать профессию родителей;
  2. содействовать развитию графического навыка письма;
  3. способствовать развитию фонематического слуха учащихся.

Содержательные:

  1. учить точности формулирования вопроса;
  2. знакомить со словами, отвечающими на вопросы «что делать?», «что сделать?»;
  3. отработать навык постановки вопросов к словам и порядок действий при списывании.

Воспитательные:

  1. закреплять гигиенические правила письма (держание ручки, посадка, положение тетради);
  2. воспитывать аккуратность и прилежание, сознательное стремление достичь чистого, красивого и ритмичного письма;
  3. воспитывать навыки культуры речевого общения, внимательное отношение к слову.

Задачи урока: 

  1. создать условия для знакомства учащихся  с ситуацией обсуждения профессий родителей;
  2. создать условия для знакомства со словами, отвечающими на вопросы «что делать?», «что сделать?»;
  3. продолжить формирование логических, коммуникативных, регулятивных,   универсальных учебных действий.

Оборудование: компьютер, проектор, экран.

Ход урока

  1. Самоопределение к деятельности.

Прекрасных профессий

На свете не счесть,

И каждой профессии −

Слава и честь!

− Все люди на нашей планете трудятся, чтобы Земля день ото дня и час от часу расцветала, чтобы человеку было радостно, приятно жить на ней.

  1. Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности.

− Сегодня мы совершим путешествие по бесконечному, такому нужному и удивительному миру. А что это за мир, догадайтесь сами.

Давайте прочитаем разговор ребят (учебник, упражнение 1).

Отрывок из стихотворения С. Михалкова «А что у вас?» читает учитель или хорошо читающий ребенок.

− О чём они говорят? (Ответы детей: кто их мамы, кем они работают и др.).

Названия упомянутых в стихотворении профессий учитель выписывает на доске.

− Чем занимаются их мамы, какой трудовой деятельностью? (Ответы детей: пилот – летает на самолёте или управляет самолётом, лётчик – тоже, милиционер – следит за порядком на улицах, за соблюдением правил на дорогах, инженер – контролирует строительство дорог, мостов, повар – готовит пищу и др.).

Если учащиеся не могут самостоятельно объяснить, чем занимаются данные люди, им помогает учитель. Также нужно сказать, что пилот и лётчик занимаются одной и той же трудовой деятельностью, но называются по-разному (не используя термин «синонимы»).

  1. Постановка учебной задачи.

− Ребята, а вы знаете, что такое профессия? (Ответы детей: то, чем занимается человек, кем он работает и др.).

Учитель должен выслушать мнение каждого ребёнка.

− А теперь давайте поближе познакомимся с этим словом. Я предлагаю поделиться на три группы. Первая группа посмотрит, какое толкование дано этому определению в словаре русского языка С.И. Ожегова и потом зачитает всему классу (профессия – основной род занятий, трудовой деятельности»). Данное слово находится на странице 813, где помещена закладка.

Вторая группа найдёт правильное написание этого слова в орфографическом словаре русского языка и расскажет всем (профессия). С помощью закладки вы найдёте нужную страницу (с. 293). 

Третья группа будет работать со школьным толковым словарём русского языка М.С. Лапатухина. Она найдёт и продиктует нам предложение с данным словом, которое мы запишем в тетради (Он слесарь по профессии). У вас также имеется закладка на с. 298.

Учитель раздаёт задания по группам на своё усмотрение, в зависимости от уровня подготовленности учеников.

− Итак, то, чем занимались мамы в стихотворении С. Михалкова «А что у вас?» можно назвать профессиями? (Ответы детей: да, нет). Почему? (Ответы детей).

− По определению всё верно. Значит, пилот, лётчик, милиционер, инженер и повар – это профессии людей. А мы с вами путешествуем по бесконечному, нужному и удивительному миру … (Дети: профессий).

− А кем работают ваши родители? Давайте посмотрим на экран.

(На слайдах изображения фотографий некоторых родителей на рабочем месте). Дети обсуждают и называют профессию каждого человека. Если необходимо,  обращаются за помощью к учителю.

− Ребята, кто ёщё хочет рассказать, кем работают ваши родители. (Ответы детей).

Если ребенок затрудняется назвать профессию, то учитель и сверстники помогают ему по рассказу сферы деятельности.

− По-вашему мнению, какие профессии самые важные? (Ответы детей). Почему?

Как правило, дети называют все известные им профессии. Можно задавать наводящие вопросы, чтобы дети увидели значимость всех профессий.

Физкультминутка

Гимнастика для глаз (упражнения для снятия усталости глаз, улучшения зрения).

  1. Горизонтальные движения глаз: направо − налево.
  2. Движение глазными яблоками вертикально вверх − вниз.
  3. Круговые движения глазами: по часовой стрелке и в противоположном направлении.
  4. Интенсивные сжимания и разжимания глаз в быстром темпе.
  5. Движение глаз по диагонали: скосить глаза в левый нижний угол, затем по прямой перевести взгляд вверх. Аналогично в противоположном направлении.
  6. Сведение глаз к носу. Для этого к переносице поставьте палец и посмотрите на него - глаза легко "соединятся".
  7. Частое моргание глазами.
  8. Работа глаз "на расстояние". Подойдите к окну, внимательно посмотрите на близкую, хорошо видимую деталь: ветку дерева, растущего за окном, или на царапинку на стекле. Можно наклеить на стекло крохотный кружок из бумаги. Затем направьте взгляд вдаль, стараясь увидеть максимально удаленные предметы.

Каждое упражнение следует повторять не менее 6 раз в каждом направлении.

  1. Построение проекта выхода из затруднения.

− Подумайте, какие вопросы вы выберете, если захотите узнать о профессии мамы друга? (учебник, упражнение 2).

При анализе данных вопросов важно обратить внимание учеников, что на первые два вопроса могут быть даны ответы, не связанные с профессией.

− На какие вопросы  можно ответить, не назвав профессию? (Ответы детей). Почему? (Ответы детей).

− Чтобы подвести итоги наших наблюдений, прочитаем рубрику «Обрати внимание» (читают дети).

− Что вы поняли? (Дети: речь должна быть точной).

Учитель читает следующий отрывок из стихотворения С. Михалкова «А что у вас?» (упражнение 3).

− Прочитайте, пожалуйста, выделенные слова. Какой вопрос к ним вы зададите? (Для ответа дети используют вопросы для выбора).

Чтобы удостовериться, давайте прочитаем  названия профессий.

Дети читают: лётчик, повар, доктор.

− Какой вопрос поможет получить информацию об этих профессиях? («Что делает?»)

− Не забывайте, речь должна быть точной.

Давайте обратимся к рубрике «Тайны языка» (читает учитель).  Посмотрите, сколько много новых вопросов.

Буквы знать, уметь читать,

Честным быть, трудолюбивым.

Кто же это учит вас

Быть и умным, и счастливым? (Учитель).

− Сколько букв в слове учитель? А сколько звуков? Назовите безударный гласный. Его можно проверить? (Нет). Запишите слово в тетрадь и подчеркните букву, правописание которой надо запомнить.  Попробуйте составить предложение со словом учитель.

  1. Первичное закрепление.

Орешек знаний твёрд, но всё же

Вы не привыкли отступать.

Вам расколоть его поможет

Желанье сильное узнать.

Учитель говорит каждому ребёнку определённое задание для самостоятельной работы в зависимости от уровня сложности (учебник, упражнения 4, 5, 6). Упражнение 4 с высоким уровнем сложности, упражнение 6 со средним уровнем сложности, упражнение 5 с низким уровнем сложности. При необходимости учитель оказывает индивидуальную помощь.

Физкультминутка

Сначала буду маленьким,

(присесть)

К коленочкам прижмусь.

(обнять колени руками)

Потом я вырасту большим,

(встать)

До неба дотянусь.

(поднять руки вверх, встать на носочки)

  1. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

Работа в тетради «Русский язык».

Упражнение 1. Дорисуй (выполняется самостоятельно).

− Самолёт построим сами,

   Понесёмся над лесами,

   Понесёмся над лесами,

   А потом вернемся к маме.

                                      А. Барто

Упражнение 2. Напиши красиво.

− Рассмотрите, пожалуйста, линии. Давайте запишем их в воздухе, при этом следите за движением своей руки.

А теперь запишите линии в тетради, не отрывая ручки от листа.

На последних строчках – третьей и четвёртой придумайте свои сложные линии и запишите (дети выполняют задания).

Упражнение 3. Поменяй местами слоги в словах.

− Кто прочитает мне задание?

− Ребята, я хочу предложить вам побыть в роли букв. Прошу выйти 5 человек и взять себе по одной букве. Встаньте, пожалуйста, так, чтобы другие ребята смогли прочитать слово НАСОС. А теперь поменяйте местами слоги в этом слове и займите соответствующие места. Какое слово у вас получилось? (СОСНА). Остальные ребята записывают слово в тетрадь.

Аналогичная работа проводится с другими словами. Для выполнения задания приглашаются другие ребята.

Упражнение 4. Найди слова, которые нужно добавить.

Данное задание выполняется фронтально.

− Вам нужно добавить слова так, чтобы в каждой строчке было по три слова. Запишите их, используя слова-подсказки.

Упражнение 5. Определи, где кончается одно предложение и начинается следующее (фронтальная работа).

Следует заранее  записать на доске текст упражнения.

− Прочитайте текст.

Хорошо читающий ребёнок читает текст полностью.

− Прочитайте самое начало и определите, где кончается первое предложение. О ком в нём говорится? (О Лёне).

− Какой знак надо поставить в конце первого предложения? (Точку). Как напишете начало второго предложения? (С заглавной буквы). Зачеркните строчную букву о, сверху напишите заглавную букву О.

Аналогичная работа проводится с остальными предложениями.

− Прочитайте, что у вас получилось.

Упражнение 6. Спиши текст.

− Мы с вами не просто так расставляли знаки препинания, теперь вы должны списать текст и подчеркнуть знак конца предложения и заглавную букву в начале.

Переменка. Ребус.

Дети разгадывают слово ФРАК.

Учитель демонстрирует картинку с изображением фрака.

Фрак – верхняя часть мужского парадного костюма с вырезанными спереди полами и длинными узкими фалдами сзади.

Фокусник, во фрак одет,

Факел превратит в букет.

                                     В. Берестов

7. Рефлексия деятельности.

− На этом наш урок заканчивается, мне понравилось, как вы работали.

Ребята, а вам понравился урок?

Какую тайну вы сегодня открыли? (Что устная и письменная речь должна быть точной).

− Что без меня предметы – лишь названья,

А я приду – всё в действие придёт.

Летит ракета, люди строят зданья,

Цветут сады, и хлеб в полях растёт.                        Г. Граубин

Какую роль в нашей речи играют слова – названия действий? (Дети рассуждают).

− О чём ещё мы говорили на уроке? (О профессиях).

Можно сразу и учиться, и мечтать!

Каждый может дело выбирать.

И такое выбрать дело,

Чтоб оно в руках кипело.

А кем хотите стать вы, мы узнаем на следующем уроке.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Речевая ситуация: обсуждение профессий родителей. Слова, отвечающие на вопросы «что делать?», «что сделать?».

Материал включает в себя презентацию и отрывок технологической карты открытого урока данной темы....

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА по предмету «Русский язык» в 1 классе Тема: «Парные согласные звуки в конце слова» по системе Занкова Л.В

Методическая разработка урока раскрывает  опыт работы проведения урока по предмету русский язык системы Л. В. Занкова по учебнику для 1 класса под редакцией А. В. Поляковой.Урок проводится ...

Методическая разработка урока по русскому языку для 3 класса «Состав слова (закрепление)»

Данная методическая разработка урока  содержит конспект урока , в котором используются следующие методы обучения:  наглядный, словесный, исследовательский, проблемно-поисковый, а также презе...

Методическая разработка урока по русскому языку во 2 классе по теме: «КОНСТРУИРОВАНИЕ СЛОВОСОЧЕТАНИЙ И ПРЕДЛОЖЕНИЙ СО СЛОВАМИ, ОТВЕЧАЮЩИМИ НА ВОПРОСЫ КТО? ЧТО?».

Урок русского языка по УМК «Школа 2100».  Тема урока: «КОНСТРУИРОВАНИЕ СЛОВОСОЧЕТАНИЙ И ПРЕДЛОЖЕНИЙ СО    СЛОВАМИ,  ОТВЕЧАЮЩИМИ НА ВОПРОСЫ КТО? ЧТО?».Тип урока: урок комплексн...

Методическая разработка урока по русскому языку во 2 классе, УМК "Школа 2100": "Слова, которые отвечают на вопрос -кто?,что?".

Данный урок- путешествие знакомит детей с алгоритмом нахождения слов предметов, где ещё вместе с девочкой Сашей и Петей Зайцевым ребята повторяют правила дорожного движения....