Методическая разработка урока по русскому языку по теме: «Местоимение». в 3 классе
методическая разработка по русскому языку (3 класс)

Хуснутдинова Гульфия Шафигуловна

 Данный конспект урока по теме «Местоимение» (Что такое местоимение?) разработан в виде технологической карты, в которой четко прослеживается наличие вызова (мотивация), осмысление учебной задачи, погружение в деятельность, открытие нового знания, физкультминутка, осуществление деятельности, итог, рефлексия. По своей структуре соответствует положениям системно - деятельностного подхода.

Обучающиеся участвуют в целеобразовании, планировании, поисковой деятельности по «открытию» нового знания, осуществлении самоконтроля, самооценки, корректирующих действий.

Каждый этап урока предполагает направленность деятельности обучающихся на формирование универсальных учебных действий: познавательных, регулятивных, коммуникативных, личностных. На каждом этапе  ставятся соответствующие цели и подбирается  материал, адекватный им.

 Особое внимание уделяется  подбору содержания. В основу процесса подведения учащихся к «открытию» нового знания был положен текст: «Дятел –это  полезная  птица. У дятла очень крепкий клюв».

 Содержание предполагает воспитание ценностных ориентиров (экологической  чистоты, любви к животным), доступно для понимания третьеклассников, отражает метапредметные связи с литературой и окружающим миром. Активизируется  познавательный  процесс  и его  связь   с жизнью. Используется  принцип наглядности через применение ИКТ. При составлении урока и подборе заданий учитывается  темп работы данного класса, достаточность и необходимость объема для изучения.

На уроке  предполагается возможность использования разных форм организации учебной деятельности: фронтальную, индивидуальную, работу в парах, создание диалога.

Данный урок может быть отнесен  к типу урока - Урок «открытия» нового знания. Урок проводится согласно утвержденной учебной программе курса

 « Русский язык»  УМК «Перспектива». 

 Авторы  программы: Л.Ф.Климанова, Т.В.Бабушкина.

 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

 «Алатская основная общеобразовательная школа»

 Высокогорского района РТ

Методическая разработка урока по русскому языку в 3 классе

Тема: «Местоимение».

                                                                                                                                   Выполнила:                    

                                                                                                                                   Хуснутдинова Г.Ш.,

                                                                                                                         учитель начальных классов

                                                                                                                     МБОУ «Алатская ООШ»

2021 год

Технологическая карта

1.

ФИО

Хуснутдинова Г.Ш.

2.

Место работы

МБОУ  «Алатская  ООШ» Высокогорского района РТ

3.

Должность

Учитель начальных классов

4.

Предмет

Русский язык

5.

Класс

3

6.

 Тема урока

Местоимение

7.

Цель и задачи

Цель: Сформировать представление о личных местоимениях

Задачи:

1.Создать условия для добывания новых знаний, для закрепления знаний учащихся о частях речи

2. Формировать коммуникативные умения учащихся (включение в беседу, умение слушать и слышать друг друга, работать в группе, парах.)

 3. Формировать бережное отношение к природе

8.

Базовый учебник

Л.Ф.Климанова, Т.В.Бабушкина. Русский язык , 2 часть  (УМК «Перспектива»)

9.

Планируемые результаты

Предметные:

- познакомиться  с личными местоимениями;

- закрепить изученные части речи и умение их распознавать;

- правильно употреблять части речи в  предложении.

Метапредметные:

Регулятивные УУД:

- определять и формулировать цель деятельности на уроке (самостоятельно или с помощью учителя)

- удерживать цель деятельности до получения её результата

- планировать решение учебной задачи,

- выполнять последовательность необходимых операций;

- анализировать собственную работу, находить ошибки, устанавливать их причины.

Познавательные УУД:

- ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от  уже известного;

- добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке ;

-перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы.

КоммуникативныеУУД:

-донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной или письменной речи;

- слушать и понимать речь других;

- совместно договариваться о правилах работы в парах, учиться выполнять различные роли в группе, паре (лидера, исполнителя, критика)

Личностные УУД:

- проявлять интерес к новому;

- интерес к способу решения и общему способу действия;

- развивать способность адекватно судить о причинах своего успеха/неуспеха в учении, развивать умение проявлять доброжелательность,

- применять правила делового сотрудничества, желание оказать помощь одноклассникам.

10.

Тип урока

Открытие новых знаний на основе системно – деятельностного и компетентностного подходов.

11.

Формы работы учащихся

Индивидуальная, групповая, работа в парах, фронтальная, использование элементов  системы сингапурской  структуры

12.

Необходимое оборудование

Компьютер, мультимедийный проектор, экран, презентация,  дидактические карточки, карточки по рефлексии.

13.

Литература

  1. Методическое пособие к учебному комплекту «Поурочные разработки по русскому языку» 3 класс:М.:ВАКО,2014.
  2. Учебное пособие «Проверочные работы». Русский язык.3 класс.С.Ю.Михайлова:М.,2015

Содержание урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

1 этап.

Мотивация к учебной деятельности

(Минутка вхождения в урок)

ТЕЙК ОФ- ТАЧ ДАУН ( Приветствие)
 

Давайте улыбнемся друг другу, пожелаем хорошего настроения. На столах лежат карточки МЭНЭДЖ МЭТ с № сидящих за столом. Участники под №1,№2,№3,№4 подняли руки. Хорошо.

Поприветствуем соседа по плечу, соседа по лицу.
– Я верю в вас и знаю – у вас всё получится! Приготовьтесь работать старательно и быть внимательными.

ЧИСТОПИСАНИЕ (слайд2)

Учитель задает вопросы, ученики стоя отвечают.

Кулачками касаются с сидящим напротив.

Запись числа, вида работы.

Психологический настрой детей на урок.

Включение учащихся в деятельность на личностно- значимом уровне.

Личностные УУД (проявлять доброжелательность)

2 этап.

Актуализация знаний и фиксация затруднения в деятельности.

- Для начала мы должны повторить то, что уже знаем.  

   У вас на партах лежат карточки со словами.

Вам нужно в каждой группе найти лишнее слово и объяснить свой выбор. На это вам 4 минуты  (слайд 3)(Приложение 1)

север

учитель

ученик

я

салют

весёлая

дружные

весенний

верный

он

писать

смотрит

удивлять

ты

работать

(слайд4)

- Можете нам рассказать про эти слова?

Имена существительные

Имена прилагательные

Глаголы

Я он ты

- Прочитайте лишние слова

-Эти слова вы не отнесли ни к существительным, ни к прилагательным, ни к глаголам.

- На какие вопросы отвечают эти слова?

Но в речи вы их слышали? Где слышали эти слова? Где их использовали?

В каких случаях?

—Ребята, а кто из вас помнит, как называется эта часть речи?

—Молодцы! Хорошо ли мы знаем эту часть речи? Что вы можете  сказать о ней?

Значит, какие цели мы поставим перед собой на уроке?

Работа в парах

Каждая пара называет части речи, обосновывая свой ответ.

Проверка работы

Это им. существительные,

т.к. они отвечают на вопрос кто? или что? И обозначают предмет.

Это им. прилагательные,

т.к. отвечают на вопросы какой? какая? какое? какие? и обозначают признак предмета.

Это глаголы, т.к. отвечают на вопросы что делать? что сделать? и др. и обозначают действие предмета.

Об 4 группе затрудняются ответить, т.к эта часть речи детям не знакома.

Местоимение.

……………

Предметные УУД(повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания»)

Познавательные УУД (ориентировка в своей системе знаний)

Коммуникативные УУД (оформление своей мысли в устной речи)

 3 этап.

Постановка учебной задачи.

-  Можете ли вы  предположить, как называется эта часть речи?

Давайте составим план наших действий.(слайд 5)

 Мы должны узнать…

                       научиться ...

                     

                      отработать…

(Предположения детей)

как называется эта часть речи;

находить эту часть речи в предложении.

навыки написания предложений с новой частью речи.

Регулятивные УУД(формулируют учебную проблему). Коммуникативные УУД(вступают в диалог с учителем.)

Регулятивные УУД(умение планировать свои действия)

Личностные УУД (проявлять интерес к новому)

4 этап.

Открытие нового знания.

1)Недавно я не спеша возвращалась домой,  услышала стук возле родника и остановилась. Кто это стучал? Как вы думаете? (Слайд 6)http://detskiychas.ru/wp-content/uploads/2013/03/dyatel.jpg 

  • Дятел – это очень полезная птица. У дятла очень крепкий клюв. Дятел стучит по стволу дерева. Дятел ищет себе пищу под корой. Не зря дятла лесным доктором называют.

- Вам понравился рассказ? (Есть недостаток?)

-Как можно исправить?

-Прочитаем отредактированный текст.

-Вместо какой части речи мы употребили эти слова.

- Эти слова заняли место имени существительного.  МЕСТО ИМЕНИе

-Какое название можно дать этим словам?  

-Чем интересны эти слова? (они используются ВМЕСТО ИМЕН. Они не называют предмет, а указывают на него)

 -  Кто может сформулировать тему урока?

Итак, тема сегодняшнего урока «Местоимение» (Слайд 7, 8) —

2) РАБОТА ПО УЧЕБНИКУ

-Упр.82 (с.47 ) (коллективно, устно)

 - Прочитайте «Узелки на память». Какую роль играют местоимения в речи?

- Местоимение – служебная часть речи или самостоятельная?

- Что это значит?

- Какие признаки имеет самостоятельная часть речи «имя существительное»?  Как оно изменяется?

- Давайте понаблюдаем, имеет ли такие признаки местоимение

- Упр 83 (с комментированием.)

 Грамматические признаки местоимения – род и число. Род и число зависит от рода и числа заменяемого существительного.

-Упр 84 (коллективный анализ).Выясняется роль местоимения как средства, позволяющего избежать повторов в тексте

- Прочитайте совет Совёнка. Как вы его понимаете?

Вывод Какую роль выполняет местоимение в нашей речи?

3)Грамматическая сказка.

Достойная замена

- Будьте любезны, - обратилось как-то Существительное к местоимению, - займите на время моё место, я уже всем глаза намозолило…

  Действительно, чтобы не повторяться в речи много раз и не быть назойливыми, Существительное  и прилагательное вместо себя оставляют своих заместителей – Местоимения. Заместители такие работящие и разносторонние, что в речи они употребляются чаще своих начальников, и уж во всяком случае, местоимения ОН,ОНА,ОНО,ОНИ могут заменить любое Существительное.

- Слово дятел  повторяется несколько раз.

- Заменить это слово другими словами.

- Вместо имени существительного.

Местоимение

Они указывают на предмет, не называя его.

Самостоятельная.

Местоимение имеет грамматические признаки.

- По числам, родам, падежам.

Выбор местоимения зависит от рода и числа заменяемого имени существительного.

Самостоятельная работа.

Оно помогает избежать повторов в тексте

Познавательные УУД (соотношение нового знания с правилом в учебнике, добывание нового знания, переработка информации)

 Регулятивные УУД (формулируют тему урока и цели, планируют решение учебной задачи)

Коммуникативные УУД (совместно договариваются о правилах работы в группах, учатся выполнять роли).

Регулятивные УУД (самооценка результатов своей деятельности)

Познавательные УУД (обобщают, делают выводы).

Физкультминутка

Учитель выполняет упражнения вместе с детьми.(слайд9)

- Какие местоимения вы услышали    в тексте физкультминутки?

Я иду и ты идёшь (шагают на месте, руками показывают на себя и на друзей),

Раз, два, три (хлопки в ладоши внизу, на уровне груди, над головой).

Я пою и ты поёшь (шагают на месте, руками показывают на себя и на друзей)

Раз, два, три (хлопки в ладоши внизу, на уровне груди, над головой).

Мы идём и мы поём (шагают на месте, руками показывают на себя и на друзей) -

Раз, два, три (хлопки в ладоши внизу, на уровне груди, над головой).

Очень дружно мы живём (ладонь в кулак, большой палец вверх) -

Раз, два, три (хлопки в ладоши внизу, на уровне груди, над головой).

РегулятивныеУУД (действовать по инструкции)

КоммуникативныеУУД( умение слушать и слышать друг друга).

5 этап.

Первичное закрепление

  1. Работа  в рабочей тетради  упр.85 с.56  

-Прочитайте совет Совенка. Как вы его понимаете?

  1. Работа в группах. РАУНД ТЭЙБЛ

Взаимодиктант.

Работа в группе.

Учащиеся по очереди выполняют письменную работу по теме «Местоимение» по кругу на одном листе бумаги.

Личностные УУД(развитие навыков сотрудничества со сверстниками, умение не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.)        

6 этап

Самостоятельная работа с проверкой

-Спишите, вставив пропущенные местоимения. Определите  лицо и число местоимений.

В воскресенье …. пришли в лес. Деревья стояли в красивом снежном уборе. …. были украшены серебристым инеем. …. переливался всеми цветами радуги. Неожиданно …. увидел дятла.

-  Дифференцированные задание

Самостоятельная работа.  Проверка.

Ситуация успеха и её самоощущение Самоконтроль.

(Кто справился с работой, ставит на полях тетради «!»)

.(для Вадима – Р.Т.упражнение 86 с.57. Подчеркни в загадках местоимения.

Предметные УУД

(выделение проблемы. Принятие и сохранение учебной задачи.)

Физкультминутка

КОНЭРС (углы) На столе  у вас лежат 4 карточки с  разными словами. Вы должны узнать какие части речи они обозначают, и пойти в углы.(Приложение 2)

В углах класса написаны части речи: глагол, прилагательное, имя существительное, местоимение.(Приложение 3)

Личностные УУД

(формирование установки на здоровый образ жизни, сохранение зрения)

7 этап.

Включение в систему знаний и повторение.

 ТЕСТ (Приложение 4)

1. Выбери правильный ответ и отметь его знаком «+».
Местоимение – это:
а) часть речи, которая служит для обозначения признака предмета;
б) часть речи, которая не называет предмет (его признак и количество),

но указывает на него;
в) часть речи, которая служит для связи слов в предложении.
2. Среди предложенных слов подчеркни местоимения.
Тетрадь, подружка, она, озеро, гулять, мы, тепло, я, восемь, вы, во сне, меня.
3. Выбери из указанных признаков тот, который относится к местоимению.
а) указывает количество предметов;
б) называет предмет;
в) указывает признак предмета;
г) указывает на предмет, не называя его.
 4. Подчеркни в предложении местоимение.
Когда дети в лесу нашли целую поляну спелой земляники, они очень обрадовались.
Объясни свой выбор, дописав фразу.

«Подчёркнутое слово является местоимением, потому что оно __________________________________________________________________.

5. Напишите, к какому числу относится каждое местоимение.
1) 
Я (________) совсем не люблю делать уроки. 
2)Скажите,
 вы (________) хотите мороженого? 
3) Ягоды крыжовника совсем спелые, кажется, что
 они (__________) вот-вот лопнут.

Проверка.

Установка локальных связей нового знания с имеющимся.

Предметные УУД

(представление знаний) Познавательные УУД (включают новое в свою систему знаний, работа с тестом)

Коммуникативные УУД (слушают и понимают речь других)

Личностные УУД (применяют правила сотрудничества, оказывают помощь друг другу)

Регулятивные УУД (выполняют последовательные необходимые операции)

8 этап.

Рефлексия. Итог деятельности.

Выполнение заданий в рабочей тетради упр 84 с.56 взаимопроверка

- Что нового вы узнали?

На что указывает местоимение?

- Чему ты научился?

Если вы довольны своей работой, были активными, самостоятельными, быстро выполняли задания, старались, прикрепите зелёный цвет. А если вы не очень довольны своей работой, если считаете, что можете быть активнее, старательнее, то прикрепите жёлтый цвет, ну а если было трудно и вам нужна помощь, то красный кружочек.

Д/з Выполнить упр.87(с.57) в рабочей тетради.

Урок окончен! Спасибо за урок!

Взаимопроверка

Я узнал, что в русском языке есть часть речи – местоимение.

Оно указывает на предмет, но не называет его.

Теперь я умею находить местоимение в тексте.

Рефлексия учебной деятельности

Метапредметные и личностные  УУД

(умение понимать причины успеха (неуспеха) учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуации неуспеха.

Анализ, синтез, обобщение, умозаключение, формулирование вывода)

Регулятивные УУД (самооценка результатов своей деятельности)

Познавательные УУД (обобщают, делают выводы).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока по русскому языку по теме:Три склонения имён существительных.4-класс.

Обобщить и углубить знания учащихся о трёх типах склонения имён сущиствительных.Развивать умение работать в парах....

Методическая разработка урока по русскому языку (развитие речи) во 2 классе. Тема "Сочинение "Легко ли быть джентльменом?"

Тема: Сочинение по теме «Легко ли быть джентльменом?»  Цели: Предметные: развитие умения писать тематическое сочинение, развитие письменной и устной речи; расширить словарный запас; уме...

Презентация и методическая разработка урока по русскому языку по теме "Общие сведения о глаголе" 4 класс, УМК "Школа России"

Тема урока - "Зима. Февраль". Учащимся предлагаются задания "Найди лишнее", "Исправь ошибки", "Игра наоборот"....

Методическая разработка урока по русскому языку на тему "Имя существительное" 4 класс

Данный урок разработан с целью обобщить и систематизировать знания учащихся по теме "Имя существительное"...

Методическая разработка урока по русскому языку на тему "Написание букв Ч,ч" 1 класс

Конспект урока по русскому языку  разработан для учащихся 1 класса...