Методическая разработка урока по русскому языку по теме: Упражнения в распознавании типа склонения имен существительных, употребленных в косвенных падежах. для 4 класс
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) на тему

Титова Ирина Анатольевна

Конспект урока по русскому языку для 4 класс с мультимедийной презинтацией.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_otkrytogo_uroka_po_r.yaz_.docx46.92 КБ
Файл kopiya_russkiy_yazyk.pptx363.17 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка урока по русскому языку  4 класс

Автор: И. А. Титова

Должность: учитель начальных классов

Место работы:  г. о. Жуковский М.О. МОУ школа№13 с УИОП

Тема урока: Упражнения в распознавании типа склонения имен существительных, употребленных в косвенных падежах.

Цели урока: Учить определять склонение имени существительного, если оно стоит не в именительном падеже. Обобщать знания детей о склонении имен существительных.

Оборудование:  мультимедийная презентация.

Ход урока:

I.Организационный момент

- Сегодня у нас урок-путешествие. А куда мы отправимся в путешествие и какая тема урока, вы узнаете чуть позже. А сейчас откройте тетради, запишите число, классная работа и проведем минутку чистописания.

 слайд- Восемнадцатое ноября.

                    Классная работа.

II. Чистописание  

 слайд

сжс

Сжс

Седая хозяйка тряхнула перинки – над миром пушинки.

- Прочитайте предложение. Чем оно является? (загадка)

- О чем она? (о зиме)

На экране появляется  слайд  - Пейзаж зимнего леса

- Зима - прекрасное время года, которому многие художники, писатели и поэты посвятили свои произведения. Вот отрывок из одного из них. Определите автора.

(Учитель читает отрывок из стихотворения). Фонограмма «Времена года Чайковского».

«Чародейкою Зимой

  Околдован, лес стоит,

И под снежной бахромою,

Неподвижною, немою,

Чудной жизнью он блестит».  

- Кто автор? Ф. Тютчев

III.Сообщение целей урока и введение в тему урока

- На нашем сегодняшнем уроке мы отправимся в путешествие в зимний лес. Но это еще и волшебный лес, где нас ожидают интересные задания, которые нам предстоит выполнить, чтобы вернуться обратно в класс. И чтобы определить тему нашего урока, мы должны выполнить первое задание: решить кроссворд. Ключевое слово – тема урока.

IV. Словарно-орфографическая работа

 слайды - Кроссворда

- Для этого надо отгадать загадки на тему «Зима». Объяснить орфограммы.                      

1. Покружилась звездочка

     В воздухе немножко,

     Села и растаяла

      На моей ладошке.                  Снежинка

2. Дни его – всех дней короче,

     Всех ночей длиннее ночи.

     Только месяц наш пройдет,

      Мы встречаем Новый год.     Декабрь

3. Рассыпала Лукерья  

     Серебряные перья.                   Метель

4. Какой это мастер

     На стекла нанес

     И листья, и травы

     И заросли роз?      

                                                            Мороз

5. По счету первым он идет,

     С него начнется новый год.    Январь

6. Воет, свистит,

    Ветки ломает, пыль поднимает,

    С ног всех сбивает.                         Ветер

7. Два железных коня

    Дожидаются меня.

    Мчат они меня зимой

    По дорожке ледяной.                   Коньки

8. Ранним утром на дворе

    Лед улегся на траве.

   И весь луг стал светло-синий.

   Серебром сверкает…                     Иней

9. Последний зимний месяц жаль,

     Короткий самый он - …                Февраль

Дети отгадывают загадки, комментируют орфограммы в отгадках. Получают ключевое слово: СКЛОНЕНИЕ.

V. Работа по теме урока

1).- На нашем уроке мы будем закреплять умение определять тип склонения имен существительных. Прочитайте тему нашего урока.

слайд – Тема урока

- Сколько типов склонения им. существительных вы знаете?  Какие сущ.относятся к 1, 2, 3 склонению? Вспомним таблицу склонений им. сущ.

 слайд – Таблица типов склонения

1 скл.                  2 скл.                3 скл.

ж.р; м.р.            с.р; м.р.           ж.р

-а  -я                    -о -е                  с ь на конце

 - Как пользуясь таблицей  определить склонение им. сущ?  (по роду и оконч.)

- В кроссворде было слово метель. Какой тип склонения? Докажите.

2).Фонетический  разбор метель слова

Следующее задание: сделать фонетический разбор этого слова.  1 ученик выполняет задание  у доски.                                                                                           ме-тель -2 слога; 2гласн; 3согл; 2-й слог ударный.

м [м'] - согласный, мягкий, звонкий, непарный;

е  [и]  - гласный, безударный;

т  [т’]  - согласный, мягкий, глухой, парный;

е  [э]  - гласный, ударный;

л  [л’] - согласный, мягкий, звонкий, непарный;

ь  [   ] – звука не обозначает;

6б;5зв.

- Вы хорошо потрудились пора отдохнуть.

VI Физкультминутка

3)Упражнения в определении типа склонения

-А теперь можно продолжить наше путешествие по зимнему волшебному лесу, но хозяин лесных владений замел тропы и не пускает нас дальше. Нужно  выдержать еще одно испытание. Он зашифровал слова. Нам надо разгадать его зимние сюрпризы.

3 задание – расшифровать слова, определить тип склонения  у отгаданных слов, распределить в три столбика по типам склонения.  

 слайды – Зашифрованные слова

ЯЛМЕЗ                 ЗЕМЛЯ          - 1 скл.

НЕГС                     СНЕГ              -2 скл

ЗИМОРОЗЬ         ИЗМОРОЗЬ  -3 скл

ЦАСИЛИ              ЛИСИЦА        -1 скл

ЛЬЕ                       ЕЛЬ                 -3 скл

ГИНЕСРЬ              СНЕГИРЬ        -2 скл

4)Упражнение по развитию речи

- Что обозначает слово изморозь? Ответы детей.

Изморозь – иней. Не путать со словом изморось – очень мелкий дождик.

5) Упражнения в распознавании типа склонений у имен существительных в косвенных падежах.

- Какой частью речи являются слова? Определение.

- В каком числе и падеже стоят имена существительные? И.п; ед.ч.

- Повторим, как мы определяли у них тип склонения?   (по роду и окончанию)

-А как определить тип склонения у существительных  в косвенных падежах?

(ответы детей)

-Правильно. Прочитайте памятку.

            слайд -                  Памятка                 

Имя существительное нужно поставить в именительный падеж единственного числа и по известной таблице определить тип склонения:

рисовать карандашом – карандаш (2скл.), ехали по улицам – улица (1 скл.)

- Сейчас мы будем определять склонение им. существительных в послании, кот. хозяин леса написал для вас.

- Но пока мы отдыхали, подул сильный ветер, перепутал буквы, унес знаки препинания. Вам предстоит восстановить текст. Вставить пропущенные орфограммы и знаки препинания, объясняя их написание.  

 слайды – Текста.

     Чудесно прогуляться земой по лесу. Диревья стаят в серибристом инее. На ветках шабками лижит пушыстый снек. Прелесна ель в зимнем уборе. И деревья  и кусты и лесные паляны залиты солнечным светом.

- Дети исправляют ошибки, объясняя правописание букв и знаков препинания.

 слайд – Текст с выполненным заданием.

     Чудесно прогуляться зимой по лесу. Деревья стоят в серебристом инее. На ветках шапками лежит пушистый снег. Прелестна ель в зимнем уборе. И деревья,  и кусты, и лесные поляны залиты солнечным светом.

- Спишите восстановленный текст. Подчеркивайте выделенные буквы.

-У имен существительных определите тип склонения.

- Проверим с объяснением.  

6) Синтаксический разбор предложения.

- Сделать синтаксический разбор третьего предложения.   1 ученик у доски.

7) Самостоятельная работа. Тест.

- Вы справились со всеми заданиями. Хозяин леса благодарит вас за работу, но хочет проверить, как хорошо вы запомнили все, чему научились в его волшебном зимнем лесу. Он прислал вам снежинки-задания. Вам предстоит  самостоятельно выполнить эти задания.

Учитель раздает снежинки-тесты.

VI Подведение итогов

- Понравился урок-путешествие?

- Как же определить тип склонения у имен существительных в косвенных падежах?

VII Домашнее задание

- Памятка стр.91; упр.178.

 

Методическая разработка урока по математике 4 класс

Автор: И.А.Титова

Должность: учитель начальных классов

Место работы:  г.о. Жуковский М.О. МОУ школа№13 с УИОП

Тема урока: «Сложение и вычитание многозначных чисел».

Цели урока:

  1. Познакомить с письменным приемом сложения и вычитания многозначных чисел.
  2. Закреплять знание нумерации многозначных чисел, умение читать и записывать многозначные числа.
  3. Закреплять знания учащихся по теме «Величины».
  4. Развивать умение решать задачи.

Оборудование:  мультимедийная презентация.

Ход урока:

I. Организационный момент

У. – Внимание начинаем урок.

Сегодня на уроке

Задания на внимание,

Умение, терпение,

Сложение, вычитание.

    - Есть вопросы по д/з? На какую тему были задания?

Д. –  Тема «Величины».

У. – Какие величины знаете?

Д. – Длина, площадь, масса, время.

У. –Для закрепления знаний, выполните следующее задание.

    И вы узнаете имя гостьи, кот. придет к нам урок.

 II. Устный счет   Коллективная работа.                                 

  1. Заполнить пропуски и  расшифровать слово.  Слайд 

6500дм2

5080м

18ч

6200кг

480га

5км80м = * м     - Е                            

6т2ц = *кг            - Д

65м2 = *дм 2      - Г

48000а = *га       - А

3/4сут = *ч           - Р

У. – Героиня, какой сказки?       Вопрос 1 ряду.

     -  Кто автор?       Вопрос 2 ряду.

     -  В какой стране родился? 3 ряду

Д. – 1уч: «Снежная королева».

      - 2уч:  Андерсен

     -  3уч: Дания

У. – В одном большом городе этой страны жила Герда. У нее был друг Кай. Дети любили зимой рассматривать снежинки за окном. Они пытались их сосчитать. У них получились следующие числа:

2. Математический диктант

- число, которое на один больше 83669; (83670)

- число, в котором 253единицы II класса и 432 единицы I класса;(253432)

- число, содержащее 38 единиц II класса и 40 единиц класса; (38040)

- число, которое содержит 2млн. 3 тыс. 148 ед.; (2003148)

- число, котором 930 единиц II класса и 345 единиц I класса. (930345)

У. – Давайте, проверим, какие числа получились. (Дети читают ответы)

     - Проверьте.

 Слайд     38040, 83670, 253432, 930345, 2003148

У. – Запишите в порядке возрастания. (1 ученик у доски)

У. – Какие это числа?  Как можно назвать эти числа?

Д. – Многозначные.

У. – Что вы знаете о многозначных числах?

Д. – 1). Делятся на классы

         2).Каждый класс состоит из трех разрядов

         3). В классе, где отсутствует при произнесении разряд, пишем ноль.

III. Постановка учебной задачи

У. – Молодцы. Хорошо знаете многозначные числа.

У. – Сегодня на уроке мы продолжим работать с многозначными числа.

Посмотрите на следующий слайд. 

Слайд  

 +  534     _  726       +31268       - 25346

     247         358         42957            3407

Сформулируйте тему урока.     /Дети формулируют/. 

Слайд:  Тема урока:

 «Сложение и вычитание многозначных чисел».

У. – Но вам предстоит сказать, что новое в этой теме вы открыли.

IV. Знакомство с новым материалом /Возвращаемся к предыдущему слайду/

У. –Запишите примеры. Как надо складывать и вычитать многозначные числа? /ответы детей/

У. – Чем  отличаются решение первых двух примеров от двух последних?

Д. – Больше разрядов.

У. –Подумайте, как можно складывать и вычитать такие числа (ответы детей)

У. – Давайте проверим. Решим с объяснением.

Дети решают на доске с комментированием.

У. – Сформулируйте вывод о сложении и вычитании многозначных чисел.

Ответы детей.

У. – Давайте проверим, правильно вы сделали вывод. Откройте учебник стр.62. Прочитайте вывод.

V. Самостоятельная работа

У. – Для закрепления решим №  295. Прочитайте задание.

     (Верхняя строка – с комментированием; нижняя –самостоятельно)

У. – Что надо помнить при записи чисел в столбик?

Д.- Ед-цы под ед-ми, десятки под десятками и т.д.

 У. – Проверим. Какие ответы в основных примерах? /взаимопроверка в паре/

Слайд  

  Проверьте ответы.

 1 вар. - 634922, 298784

 2 вар. – 409098, 251537

VI.  Физкультминутка

VII.Решение задач

У. – Вернемся к нашей сказочной гостье. Вспомните сказку, кто похитил её друга? (Ответы детей)

У. –Герда отправилась в царство С.К. спасать Кая. Ей помог Северный Олень. Но он не смог довезти ее до самых владений С.К.

- Решите задачу.

Слайд – Герда проехала на Олене 81246м. А пешком ей осталось пройти на 79405 м меньше, чем проехала. Чему равен весь путь до владений Снежной королевы?

У. –  Сделайте чертеж. Составим программу решения. 1) -     2) +  

У. - Решите задачу, записывая решение в столбик. Полученный результат выразите в км  Ответ: (83087м = 83км 087м)

VII. Решение уравнений

У. – Вот такой путь преодолела Герда и вот она  у самых ворот владений С.К.

У. – Чтобы открыть ворота, решим уравнения.

Слайд  

(147+ x)-190 =350         (y – 261)+280 =549

x =  393                           y =530  

У. –Каким компонентом является x, y? Назовите связь между компонентами.

    -  Решите уравнения по вариантам.

VII. Работа в группах

У. – Преодолев все преграды, Герда нашла Кая. Но он не узнал девочку. Ведь сердце его было холодно, как лед. Поможем Герде растопить этот кусок льда. Выполнять задание будете в группах.

У. – Решить числовой ребус. Найти на плакате свой ответ и прикрепить туда свою карточку.

Каждой группе раздается карточка.

У. – Вместо куска льда у нас расцвела роза.  Добро и дружба победили зло!

V Итоги урока

У.- Как выполняется письменное сложение и вычитание многозначных чисел?

-Что новое узнали?

Д. - Запись длиннее, т.к. больше разрядов.

Домашнее задание

Рабочая тетрадь стр.41


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 2

1 2 3 4 5 6 7 8 9

Слайд 3

С Н Е Ж И К А Н 1 2 3 4 5 6 7 8 9

Слайд 4

С Н К Е Ж И К А Н Д Е Ь Р Б А 1 2 3 4 5 6 7 8 9

Слайд 5

С Н К Л Е Ж И К А Н Д Е Ь Р Б А М Е Т Е Ь 2 1 4 3 5 6 7 8 9

Слайд 6

С Н К Л О Е Ж И К А Н Д Е Ь Р Б А М Е Т Е Ь З О Р М 1 2 3 4 5 6 7 8 9

Слайд 7

С Н К Л Н О Е Ж И К А Н Д Е Ь Р Б А М Е Т Е Ь З О Р М Ь Р А В Я 1 2 3 4 5 6 7 8 9

Слайд 8

С Н К Л Н О Е Е Ж И К А Н Д Е Ь Р Б А М Е Т Е Ь З О Р М Ь Р А В Я Р Е Т В 1 2 3 4 5 6 7 8 9

Слайд 9

С Н К Л Н Н О Е Е Ж И К А Н Д Е Ь Р Б А М Е Т Е Ь З О Р М Ь Р А В Я Р Е Т В И К Ь К О 2 1 3 4 5 6 7 8 9

Слайд 10

С Н К Л Н И Н О Е Е Ж И К А Н Д Е Ь Р Б А М Е Т Е Ь З О Р М Ь Р А В Я Р Е Т В И К Ь К О Й Е Н 1 2 3 4 5 6 7 8 9

Слайд 11

С Н К Л Н И Н О Е Е Ж И К А Н Д Е Ь Р Б А М Е Т Е Ь З О Р М Ь Р А В Я Р Е Т В И К Ь К О Е Й Е Н Ь Л А Р В Ф 1 2 3 4 5 6 7 8 9

Слайд 12

С Н К Л Н И Н О Е Е Ж И К А Н Д Е Ь Р Б А М Е Т Е Ь З О Р М Ь Р А В Я Р Е Т В И К Ь К О Е Й Е Н Ь Л А Р В Ф 1 2 3 5 4 6 7 8 9

Слайд 13

Тема урока: Упражнения в распознавании типа склонения имен существительных.

Слайд 14

ТРИ СКЛОНЕНИЯ ИМЕН СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ 1 склонение ж.р., м.р. 2 склонение м.р., ср.р. 3 склонение ж.р. - а - я - о - е

Слайд 15

1 склонение 2 склонение 3 склонение Я Л М Е З

Слайд 16

1 склонение ЗЕМЛЯ 2 склонение 3 склонение Н Е Г С

Слайд 17

1 склонение ЗЕМЛЯ 2 склонение СНЕГ 3 склонение ЗИМОРОЗЬ

Слайд 18

1 склонение ЗЕМЛЯ 2 склонение СНЕГ 3 склонение ИЗМОРОЗЬ Ц А С И Л И

Слайд 19

1 склонение ЗЕМЛЯ ЛИСИЦА 2 склонение СНЕГ 3 склонение ИЗМОРОЗЬ Л Ь Е

Слайд 20

1 склонение ЗЕМЛЯ ЛИСИЦА 2 склонение СНЕГ 3 склонение ИЗМОРОЗЬ ЕЛЬ Г И Н Е С Р Ь

Слайд 21

1 склонение ЗЕМЛЯ ЛИСИЦА 2 склонение СНЕГ СНЕГИРЬ 3 склонение ИЗМОРОЗЬ ЕЛЬ

Слайд 22

Чудесно прогуляться з_мой по лесу. Д_ревья стоят в сер_бристом инее. На сучьях шапками л_жит пуш_стый сне_ . Прелес_на ель в зимнем уборе. Все залито солнечным светом.

Слайд 23

Чудесно прогуляться з и мой по лесу. Д_ревья стоят в сер_бристом инее. На сучьях шапками л_жит пуш_стый сне_ . Прелес_на ель в зимнем уборе. Все залито солнечным светом.

Слайд 24

Чудесно прогуляться з и мой по лесу. Д е ревья стоят в сер_бристом инее. На сучьях шапками л_жит пуш_стый сне_ . Прелес_на ель в зимнем уборе. Все залито солнечным светом.

Слайд 25

Чудесно прогуляться з и мой по лесу. Д е ревья стоят в сер е бристом инее. На сучьях шапками л_жит пуш_стый сне_ . Прелес_на ель в зимнем уборе. Все залито солнечным светом.

Слайд 26

Чудесно прогуляться з и мой по лесу. Д е ревья стоят в сер е бристом инее. На сучьях шапками л е жит пуш_стый сне_ . Прелес_на ель в зимнем уборе. Все залито солнечным светом.

Слайд 27

Чудесно прогуляться з и мой по лесу. Д е ревья стоят в сер е бристом инее. На сучьях шапками л е жит пуш и стый сне_ . Прелес_на ель в зимнем уборе. Все залито солнечным светом.

Слайд 28

Чудесно прогуляться з и мой по лесу. Д е ревья стоят в сер е бристом инее. На сучьях шапками л е жит пуш и стый сне г . Прелес_на ель в зимнем уборе. Все залито солнечным светом.

Слайд 29

Чудесно прогуляться з и мой по лесу. Д е ревья стоят в сер е бристом инее. На сучьях шапками л е жит пуш и стый сне г . Прелес т на ель в зимнем уборе. Все залито солнечным светом.

Слайд 30

Чудесно прогуляться з и мой по лесу. Д е ревья стоят в сер е бристом инее. На сучьях шапками л е жит пуш и стый сне г . Прелес т на ель в зимнем уборе. Все залито солнечным светом. 1 скл . 2 скл . 2 скл . 2 скл . 2 скл . 3 скл . 2 скл .

Слайд 31

Домашнее задание: Памятка стр.91,упр.178


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока по русскому языку по теме:Три склонения имён существительных.4-класс.

Обобщить и углубить знания учащихся о трёх типах склонения имён сущиствительных.Развивать умение работать в парах....

Методическая разработка уроков по русскому языку на тему "Несклоняемые имена существительные"

В данной разработке мною предложены 5 уроков по русскому языку для работы над темой "Несклоняемые имена существительные". Данная разработка не привязана к определенной программе, поэтому может использ...

Упражнения в распознавании типа склонений имен существительных, употребленных в косвенных падежах.

На уроке учимся определять склонение имён существительных, которые стоят не в именительном падеже и узнаем новое о здоровом образе жизни, о здоровом питании....

Урок русского языка "Склонение имен существительных, употребленных в косвенных падежах"

Интегрированный урок русского языка и литературного чтения с использованием игровых технологий....

Методическая разработка урока по русскому языку по теме "Правописание безударных падежных окончаний имён существительных единственного числа"

Цель: Выработать правило правописания безударных падежных окончаний имён существительных.Задачи: 1.Познакомить учащихся со вторым способом определения правописания безударных падежных окончаний ...

Методическая разработка урока по русскому языку на тему "Имя существительное" 4 класс

Данный урок разработан с целью обобщить и систематизировать знания учащихся по теме "Имя существительное"...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА по русскому языку на тему: «Склонение имен прилагательных женского рода» 4 класс УМК «Школа России»

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА по русскому языку на тему: «Склонение имен прилагательных женского рода» 4 класс УМК «Школа России»...