Главные вкладки

    Методическая разработка урока по русскому языку по теме: Упражнения в распознавании типа склонения имен существительных, употребленных в косвенных падежах. для 4 класс
    план-конспект урока по русскому языку (4 класс) на тему

    Титова Ирина Анатольевна

    Конспект урока по русскому языку для 4 класс с мультимедийной презинтацией.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл konspekt_otkrytogo_uroka_po_r.yaz_.docx46.92 КБ
    Файл kopiya_russkiy_yazyk.pptx363.17 КБ

    Предварительный просмотр:

    Методическая разработка урока по русскому языку  4 класс

    Автор: И. А. Титова

    Должность: учитель начальных классов

    Место работы:  г. о. Жуковский М.О. МОУ школа№13 с УИОП

    Тема урока: Упражнения в распознавании типа склонения имен существительных, употребленных в косвенных падежах.

    Цели урока: Учить определять склонение имени существительного, если оно стоит не в именительном падеже. Обобщать знания детей о склонении имен существительных.

    Оборудование:  мультимедийная презентация.

    Ход урока:

    I.Организационный момент

    - Сегодня у нас урок-путешествие. А куда мы отправимся в путешествие и какая тема урока, вы узнаете чуть позже. А сейчас откройте тетради, запишите число, классная работа и проведем минутку чистописания.

     слайд- Восемнадцатое ноября.

                        Классная работа.

    II. Чистописание  

     слайд

    сжс

    Сжс

    Седая хозяйка тряхнула перинки – над миром пушинки.

    - Прочитайте предложение. Чем оно является? (загадка)

    - О чем она? (о зиме)

    На экране появляется  слайд  - Пейзаж зимнего леса

    - Зима - прекрасное время года, которому многие художники, писатели и поэты посвятили свои произведения. Вот отрывок из одного из них. Определите автора.

    (Учитель читает отрывок из стихотворения). Фонограмма «Времена года Чайковского».

    «Чародейкою Зимой

      Околдован, лес стоит,

    И под снежной бахромою,

    Неподвижною, немою,

    Чудной жизнью он блестит».  

    - Кто автор? Ф. Тютчев

    III.Сообщение целей урока и введение в тему урока

    - На нашем сегодняшнем уроке мы отправимся в путешествие в зимний лес. Но это еще и волшебный лес, где нас ожидают интересные задания, которые нам предстоит выполнить, чтобы вернуться обратно в класс. И чтобы определить тему нашего урока, мы должны выполнить первое задание: решить кроссворд. Ключевое слово – тема урока.

    IV. Словарно-орфографическая работа

     слайды - Кроссворда

    - Для этого надо отгадать загадки на тему «Зима». Объяснить орфограммы.                      

    1. Покружилась звездочка

         В воздухе немножко,

         Села и растаяла

          На моей ладошке.                  Снежинка

    2. Дни его – всех дней короче,

         Всех ночей длиннее ночи.

         Только месяц наш пройдет,

          Мы встречаем Новый год.     Декабрь

    3. Рассыпала Лукерья  

         Серебряные перья.                   Метель

    4. Какой это мастер

         На стекла нанес

         И листья, и травы

         И заросли роз?      

                                                                Мороз

    5. По счету первым он идет,

         С него начнется новый год.    Январь

    6. Воет, свистит,

        Ветки ломает, пыль поднимает,

        С ног всех сбивает.                         Ветер

    7. Два железных коня

        Дожидаются меня.

        Мчат они меня зимой

        По дорожке ледяной.                   Коньки

    8. Ранним утром на дворе

        Лед улегся на траве.

       И весь луг стал светло-синий.

       Серебром сверкает…                     Иней

    9. Последний зимний месяц жаль,

         Короткий самый он - …                Февраль

    Дети отгадывают загадки, комментируют орфограммы в отгадках. Получают ключевое слово: СКЛОНЕНИЕ.

    V. Работа по теме урока

    1).- На нашем уроке мы будем закреплять умение определять тип склонения имен существительных. Прочитайте тему нашего урока.

    слайд – Тема урока

    - Сколько типов склонения им. существительных вы знаете?  Какие сущ.относятся к 1, 2, 3 склонению? Вспомним таблицу склонений им. сущ.

     слайд – Таблица типов склонения

    1 скл.                  2 скл.                3 скл.

    ж.р; м.р.            с.р; м.р.           ж.р

    -а  -я                    -о -е                  с ь на конце

     - Как пользуясь таблицей  определить склонение им. сущ?  (по роду и оконч.)

    - В кроссворде было слово метель. Какой тип склонения? Докажите.

    2).Фонетический  разбор метель слова

    Следующее задание: сделать фонетический разбор этого слова.  1 ученик выполняет задание  у доски.                                                                                           ме-тель -2 слога; 2гласн; 3согл; 2-й слог ударный.

    м [м'] - согласный, мягкий, звонкий, непарный;

    е  [и]  - гласный, безударный;

    т  [т’]  - согласный, мягкий, глухой, парный;

    е  [э]  - гласный, ударный;

    л  [л’] - согласный, мягкий, звонкий, непарный;

    ь  [   ] – звука не обозначает;

    6б;5зв.

    - Вы хорошо потрудились пора отдохнуть.

    VI Физкультминутка

    3)Упражнения в определении типа склонения

    -А теперь можно продолжить наше путешествие по зимнему волшебному лесу, но хозяин лесных владений замел тропы и не пускает нас дальше. Нужно  выдержать еще одно испытание. Он зашифровал слова. Нам надо разгадать его зимние сюрпризы.

    3 задание – расшифровать слова, определить тип склонения  у отгаданных слов, распределить в три столбика по типам склонения.  

     слайды – Зашифрованные слова

    ЯЛМЕЗ                 ЗЕМЛЯ          - 1 скл.

    НЕГС                     СНЕГ              -2 скл

    ЗИМОРОЗЬ         ИЗМОРОЗЬ  -3 скл

    ЦАСИЛИ              ЛИСИЦА        -1 скл

    ЛЬЕ                       ЕЛЬ                 -3 скл

    ГИНЕСРЬ              СНЕГИРЬ        -2 скл

    4)Упражнение по развитию речи

    - Что обозначает слово изморозь? Ответы детей.

    Изморозь – иней. Не путать со словом изморось – очень мелкий дождик.

    5) Упражнения в распознавании типа склонений у имен существительных в косвенных падежах.

    - Какой частью речи являются слова? Определение.

    - В каком числе и падеже стоят имена существительные? И.п; ед.ч.

    - Повторим, как мы определяли у них тип склонения?   (по роду и окончанию)

    -А как определить тип склонения у существительных  в косвенных падежах?

    (ответы детей)

    -Правильно. Прочитайте памятку.

                слайд -                  Памятка                 

    Имя существительное нужно поставить в именительный падеж единственного числа и по известной таблице определить тип склонения:

    рисовать карандашом – карандаш (2скл.), ехали по улицам – улица (1 скл.)

    - Сейчас мы будем определять склонение им. существительных в послании, кот. хозяин леса написал для вас.

    - Но пока мы отдыхали, подул сильный ветер, перепутал буквы, унес знаки препинания. Вам предстоит восстановить текст. Вставить пропущенные орфограммы и знаки препинания, объясняя их написание.  

     слайды – Текста.

         Чудесно прогуляться земой по лесу. Диревья стаят в серибристом инее. На ветках шабками лижит пушыстый снек. Прелесна ель в зимнем уборе. И деревья  и кусты и лесные паляны залиты солнечным светом.

    - Дети исправляют ошибки, объясняя правописание букв и знаков препинания.

     слайд – Текст с выполненным заданием.

         Чудесно прогуляться зимой по лесу. Деревья стоят в серебристом инее. На ветках шапками лежит пушистый снег. Прелестна ель в зимнем уборе. И деревья,  и кусты, и лесные поляны залиты солнечным светом.

    - Спишите восстановленный текст. Подчеркивайте выделенные буквы.

    -У имен существительных определите тип склонения.

    - Проверим с объяснением.  

    6) Синтаксический разбор предложения.

    - Сделать синтаксический разбор третьего предложения.   1 ученик у доски.

    7) Самостоятельная работа. Тест.

    - Вы справились со всеми заданиями. Хозяин леса благодарит вас за работу, но хочет проверить, как хорошо вы запомнили все, чему научились в его волшебном зимнем лесу. Он прислал вам снежинки-задания. Вам предстоит  самостоятельно выполнить эти задания.

    Учитель раздает снежинки-тесты.

    VI Подведение итогов

    - Понравился урок-путешествие?

    - Как же определить тип склонения у имен существительных в косвенных падежах?

    VII Домашнее задание

    - Памятка стр.91; упр.178.

     

    Методическая разработка урока по математике 4 класс

    Автор: И.А.Титова

    Должность: учитель начальных классов

    Место работы:  г.о. Жуковский М.О. МОУ школа№13 с УИОП

    Тема урока: «Сложение и вычитание многозначных чисел».

    Цели урока:

    1. Познакомить с письменным приемом сложения и вычитания многозначных чисел.
    2. Закреплять знание нумерации многозначных чисел, умение читать и записывать многозначные числа.
    3. Закреплять знания учащихся по теме «Величины».
    4. Развивать умение решать задачи.

    Оборудование:  мультимедийная презентация.

    Ход урока:

    I. Организационный момент

    У. – Внимание начинаем урок.

    Сегодня на уроке

    Задания на внимание,

    Умение, терпение,

    Сложение, вычитание.

        - Есть вопросы по д/з? На какую тему были задания?

    Д. –  Тема «Величины».

    У. – Какие величины знаете?

    Д. – Длина, площадь, масса, время.

    У. –Для закрепления знаний, выполните следующее задание.

        И вы узнаете имя гостьи, кот. придет к нам урок.

     II. Устный счет   Коллективная работа.                                 

    1. Заполнить пропуски и  расшифровать слово.  Слайд 

    6500дм2

    5080м

    18ч

    6200кг

    480га

    5км80м = * м     - Е                            

    6т2ц = *кг            - Д

    65м2 = *дм 2      - Г

    48000а = *га       - А

    3/4сут = *ч           - Р

    У. – Героиня, какой сказки?       Вопрос 1 ряду.

         -  Кто автор?       Вопрос 2 ряду.

         -  В какой стране родился? 3 ряду

    Д. – 1уч: «Снежная королева».

          - 2уч:  Андерсен

         -  3уч: Дания

    У. – В одном большом городе этой страны жила Герда. У нее был друг Кай. Дети любили зимой рассматривать снежинки за окном. Они пытались их сосчитать. У них получились следующие числа:

    2. Математический диктант

    - число, которое на один больше 83669; (83670)

    - число, в котором 253единицы II класса и 432 единицы I класса;(253432)

    - число, содержащее 38 единиц II класса и 40 единиц класса; (38040)

    - число, которое содержит 2млн. 3 тыс. 148 ед.; (2003148)

    - число, котором 930 единиц II класса и 345 единиц I класса. (930345)

    У. – Давайте, проверим, какие числа получились. (Дети читают ответы)

         - Проверьте.

     Слайд     38040, 83670, 253432, 930345, 2003148

    У. – Запишите в порядке возрастания. (1 ученик у доски)

    У. – Какие это числа?  Как можно назвать эти числа?

    Д. – Многозначные.

    У. – Что вы знаете о многозначных числах?

    Д. – 1). Делятся на классы

             2).Каждый класс состоит из трех разрядов

             3). В классе, где отсутствует при произнесении разряд, пишем ноль.

    III. Постановка учебной задачи

    У. – Молодцы. Хорошо знаете многозначные числа.

    У. – Сегодня на уроке мы продолжим работать с многозначными числа.

    Посмотрите на следующий слайд. 

    Слайд  

     +  534     _  726       +31268       - 25346

         247         358         42957            3407

    Сформулируйте тему урока.     /Дети формулируют/. 

    Слайд:  Тема урока:

     «Сложение и вычитание многозначных чисел».

    У. – Но вам предстоит сказать, что новое в этой теме вы открыли.

    IV. Знакомство с новым материалом /Возвращаемся к предыдущему слайду/

    У. –Запишите примеры. Как надо складывать и вычитать многозначные числа? /ответы детей/

    У. – Чем  отличаются решение первых двух примеров от двух последних?

    Д. – Больше разрядов.

    У. –Подумайте, как можно складывать и вычитать такие числа (ответы детей)

    У. – Давайте проверим. Решим с объяснением.

    Дети решают на доске с комментированием.

    У. – Сформулируйте вывод о сложении и вычитании многозначных чисел.

    Ответы детей.

    У. – Давайте проверим, правильно вы сделали вывод. Откройте учебник стр.62. Прочитайте вывод.

    V. Самостоятельная работа

    У. – Для закрепления решим №  295. Прочитайте задание.

         (Верхняя строка – с комментированием; нижняя –самостоятельно)

    У. – Что надо помнить при записи чисел в столбик?

    Д.- Ед-цы под ед-ми, десятки под десятками и т.д.

     У. – Проверим. Какие ответы в основных примерах? /взаимопроверка в паре/

    Слайд  

      Проверьте ответы.

     1 вар. - 634922, 298784

     2 вар. – 409098, 251537

    VI.  Физкультминутка

    VII.Решение задач

    У. – Вернемся к нашей сказочной гостье. Вспомните сказку, кто похитил её друга? (Ответы детей)

    У. –Герда отправилась в царство С.К. спасать Кая. Ей помог Северный Олень. Но он не смог довезти ее до самых владений С.К.

    - Решите задачу.

    Слайд – Герда проехала на Олене 81246м. А пешком ей осталось пройти на 79405 м меньше, чем проехала. Чему равен весь путь до владений Снежной королевы?

    У. –  Сделайте чертеж. Составим программу решения. 1) -     2) +  

    У. - Решите задачу, записывая решение в столбик. Полученный результат выразите в км  Ответ: (83087м = 83км 087м)

    VII. Решение уравнений

    У. – Вот такой путь преодолела Герда и вот она  у самых ворот владений С.К.

    У. – Чтобы открыть ворота, решим уравнения.

    Слайд  

    (147+ x)-190 =350         (y – 261)+280 =549

    x =  393                           y =530  

    У. –Каким компонентом является x, y? Назовите связь между компонентами.

        -  Решите уравнения по вариантам.

    VII. Работа в группах

    У. – Преодолев все преграды, Герда нашла Кая. Но он не узнал девочку. Ведь сердце его было холодно, как лед. Поможем Герде растопить этот кусок льда. Выполнять задание будете в группах.

    У. – Решить числовой ребус. Найти на плакате свой ответ и прикрепить туда свою карточку.

    Каждой группе раздается карточка.

    У. – Вместо куска льда у нас расцвела роза.  Добро и дружба победили зло!

    V Итоги урока

    У.- Как выполняется письменное сложение и вычитание многозначных чисел?

    -Что новое узнали?

    Д. - Запись длиннее, т.к. больше разрядов.

    Домашнее задание

    Рабочая тетрадь стр.41


    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

    Подписи к слайдам:

    Слайд 2

    1 2 3 4 5 6 7 8 9

    Слайд 3

    С Н Е Ж И К А Н 1 2 3 4 5 6 7 8 9

    Слайд 4

    С Н К Е Ж И К А Н Д Е Ь Р Б А 1 2 3 4 5 6 7 8 9

    Слайд 5

    С Н К Л Е Ж И К А Н Д Е Ь Р Б А М Е Т Е Ь 2 1 4 3 5 6 7 8 9

    Слайд 6

    С Н К Л О Е Ж И К А Н Д Е Ь Р Б А М Е Т Е Ь З О Р М 1 2 3 4 5 6 7 8 9

    Слайд 7

    С Н К Л Н О Е Ж И К А Н Д Е Ь Р Б А М Е Т Е Ь З О Р М Ь Р А В Я 1 2 3 4 5 6 7 8 9

    Слайд 8

    С Н К Л Н О Е Е Ж И К А Н Д Е Ь Р Б А М Е Т Е Ь З О Р М Ь Р А В Я Р Е Т В 1 2 3 4 5 6 7 8 9

    Слайд 9

    С Н К Л Н Н О Е Е Ж И К А Н Д Е Ь Р Б А М Е Т Е Ь З О Р М Ь Р А В Я Р Е Т В И К Ь К О 2 1 3 4 5 6 7 8 9

    Слайд 10

    С Н К Л Н И Н О Е Е Ж И К А Н Д Е Ь Р Б А М Е Т Е Ь З О Р М Ь Р А В Я Р Е Т В И К Ь К О Й Е Н 1 2 3 4 5 6 7 8 9

    Слайд 11

    С Н К Л Н И Н О Е Е Ж И К А Н Д Е Ь Р Б А М Е Т Е Ь З О Р М Ь Р А В Я Р Е Т В И К Ь К О Е Й Е Н Ь Л А Р В Ф 1 2 3 4 5 6 7 8 9

    Слайд 12

    С Н К Л Н И Н О Е Е Ж И К А Н Д Е Ь Р Б А М Е Т Е Ь З О Р М Ь Р А В Я Р Е Т В И К Ь К О Е Й Е Н Ь Л А Р В Ф 1 2 3 5 4 6 7 8 9

    Слайд 13

    Тема урока: Упражнения в распознавании типа склонения имен существительных.

    Слайд 14

    ТРИ СКЛОНЕНИЯ ИМЕН СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ 1 склонение ж.р., м.р. 2 склонение м.р., ср.р. 3 склонение ж.р. - а - я - о - е

    Слайд 15

    1 склонение 2 склонение 3 склонение Я Л М Е З

    Слайд 16

    1 склонение ЗЕМЛЯ 2 склонение 3 склонение Н Е Г С

    Слайд 17

    1 склонение ЗЕМЛЯ 2 склонение СНЕГ 3 склонение ЗИМОРОЗЬ

    Слайд 18

    1 склонение ЗЕМЛЯ 2 склонение СНЕГ 3 склонение ИЗМОРОЗЬ Ц А С И Л И

    Слайд 19

    1 склонение ЗЕМЛЯ ЛИСИЦА 2 склонение СНЕГ 3 склонение ИЗМОРОЗЬ Л Ь Е

    Слайд 20

    1 склонение ЗЕМЛЯ ЛИСИЦА 2 склонение СНЕГ 3 склонение ИЗМОРОЗЬ ЕЛЬ Г И Н Е С Р Ь

    Слайд 21

    1 склонение ЗЕМЛЯ ЛИСИЦА 2 склонение СНЕГ СНЕГИРЬ 3 склонение ИЗМОРОЗЬ ЕЛЬ

    Слайд 22

    Чудесно прогуляться з_мой по лесу. Д_ревья стоят в сер_бристом инее. На сучьях шапками л_жит пуш_стый сне_ . Прелес_на ель в зимнем уборе. Все залито солнечным светом.

    Слайд 23

    Чудесно прогуляться з и мой по лесу. Д_ревья стоят в сер_бристом инее. На сучьях шапками л_жит пуш_стый сне_ . Прелес_на ель в зимнем уборе. Все залито солнечным светом.

    Слайд 24

    Чудесно прогуляться з и мой по лесу. Д е ревья стоят в сер_бристом инее. На сучьях шапками л_жит пуш_стый сне_ . Прелес_на ель в зимнем уборе. Все залито солнечным светом.

    Слайд 25

    Чудесно прогуляться з и мой по лесу. Д е ревья стоят в сер е бристом инее. На сучьях шапками л_жит пуш_стый сне_ . Прелес_на ель в зимнем уборе. Все залито солнечным светом.

    Слайд 26

    Чудесно прогуляться з и мой по лесу. Д е ревья стоят в сер е бристом инее. На сучьях шапками л е жит пуш_стый сне_ . Прелес_на ель в зимнем уборе. Все залито солнечным светом.

    Слайд 27

    Чудесно прогуляться з и мой по лесу. Д е ревья стоят в сер е бристом инее. На сучьях шапками л е жит пуш и стый сне_ . Прелес_на ель в зимнем уборе. Все залито солнечным светом.

    Слайд 28

    Чудесно прогуляться з и мой по лесу. Д е ревья стоят в сер е бристом инее. На сучьях шапками л е жит пуш и стый сне г . Прелес_на ель в зимнем уборе. Все залито солнечным светом.

    Слайд 29

    Чудесно прогуляться з и мой по лесу. Д е ревья стоят в сер е бристом инее. На сучьях шапками л е жит пуш и стый сне г . Прелес т на ель в зимнем уборе. Все залито солнечным светом.

    Слайд 30

    Чудесно прогуляться з и мой по лесу. Д е ревья стоят в сер е бристом инее. На сучьях шапками л е жит пуш и стый сне г . Прелес т на ель в зимнем уборе. Все залито солнечным светом. 1 скл . 2 скл . 2 скл . 2 скл . 2 скл . 3 скл . 2 скл .

    Слайд 31

    Домашнее задание: Памятка стр.91,упр.178


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Методическая разработка урока по русскому языку по теме:Три склонения имён существительных.4-класс.

    Обобщить и углубить знания учащихся о трёх типах склонения имён сущиствительных.Развивать умение работать в парах....

    Методическая разработка уроков по русскому языку на тему "Несклоняемые имена существительные"

    В данной разработке мною предложены 5 уроков по русскому языку для работы над темой "Несклоняемые имена существительные". Данная разработка не привязана к определенной программе, поэтому может использ...

    Упражнения в распознавании типа склонений имен существительных, употребленных в косвенных падежах.

    На уроке учимся определять склонение имён существительных, которые стоят не в именительном падеже и узнаем новое о здоровом образе жизни, о здоровом питании....

    Урок русского языка "Склонение имен существительных, употребленных в косвенных падежах"

    Интегрированный урок русского языка и литературного чтения с использованием игровых технологий....

    Методическая разработка урока по русскому языку по теме "Правописание безударных падежных окончаний имён существительных единственного числа"

    Цель: Выработать правило правописания безударных падежных окончаний имён существительных.Задачи: 1.Познакомить учащихся со вторым способом определения правописания безударных падежных окончаний ...

    Методическая разработка урока по русскому языку на тему "Имя существительное" 4 класс

    Данный урок разработан с целью обобщить и систематизировать знания учащихся по теме "Имя существительное"...