Упражнения в распознавании типа склонений имен существительных, употребленных в косвенных падежах.
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) по теме

На уроке учимся определять склонение имён существительных, которые стоят не в именительном падеже и узнаем новое о здоровом образе жизни, о здоровом питании.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon uprazhneniya_v_raspoznavanii_tipa_skloneniya.doc69 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока : «Упражнения в распознавании типа склонения имел существительных, употреблённых в косвенных падежах»

Цели урока: -учить определять склонение существительного, если оно стоит не в именительном падеже;

-обобщить знания учащихся о склонении имён существительных;

-обогащать речь учащихся и развивать умения употреблять в речи пословицы и фразеологизмы;

-развивать представление младших школьников о правильном питании, как составной части здорового образа жизни.

Ход урока.

1. Организационный момент и сообщение целей урока.

-На уроке продолжим изучать имя существительное - научимся определять склонение имён существительных, которые стоят не в именительном падеже и узнаем новое о здоровом образе жизни, о здоровом питании.

2. Проверка домашнего задания. Актуализация опорных знаний.

2.1. Упражнение № 173.

Рыбы: щука(1скл.), лещ (2скл.), сазан (2скл.), осётр (2скл.), карась (2скл.), окунь (2скл.).

Деревья: тополь (2скл.), осина (1скл.), клён (2скл.), липа (1скл.), черешня (1скл.).

(Слайд №1.)

Объясните, как определили тип склонения существительного щука? Клён?

- Существительных какого склонения нет среди данных?

- Какие существительные относятся к 3-му склонению?

2.2 Выполнение теста « Овощи, ягоды и фрукты - самые витаминные продукты».

Слайд с изображением овощей, ягод, фруктов. (Слайд № 2.)
Самопроверка теста.        (Слайд № 3.)

1 вариант.

К 1-му скл.

Ко 2-му скл.

Картофель.

*

Виноград.

*

Слива.

*

Арбуз.

*

Груша.

*

Помидор.

*

Чеснок,

*

Малина.

*

Яблоко.

*

2 вариант.

К 1-му скл.

К 3-му скл.

Тыква,

*

Груша.

*

Капуста.

*

Фасоль.

*

Смородина.

*

Клюква.

*

Рожь.

*

Свёкла.

*

Морковь.

*

-Почему так назвали тест? Для чего нужны витамины?

3. Чистописание.

3.1 Массаж рук.

Стихотворение Ю. Тувима « Овощи,»

Хозяйка однажды с базара пришла.    (Хлопки в ладоши.)

Хозяйка с базара домой принесла:   (Постучать в кулачки.)

картошку,   (Массаж большого пальца)

капусту, (Массаж указательного пальца)

морковь,  (Массаж среднего пальца)

горох,  (Массаж безымянного пальца)

петрушку и свёклу.     (Массаж мизинца)

Ох!...

3.2 Работа в тетради.

ш ши ошк ашк        (Слайд № 4)

-Какой звук обозначает буква « ш »? (ш-{ш}-согл., парн. глух., вс.тв)

-Какие орфограммы надо знать, чтобы без ошибок писать слова с буквой «б».

3.3 Работа со скороговоркой.

- Кошка Крошка на окошке кашу кушала по крошке.       (Слайд № 5)

(Ладони поочерёдно ударяют о край стола)

- Объясните правописание орфограмм.

- Определите главные члены предложения и падежи существительных.

Подберите однокоренные слова к слову « каша».

- Каша, кашка, кашица, кашевар, кашеварить.        (Слайд№6)

- Как понимаете выражение «по крошке»?

4. Работа по развитию речи.

4.1-Почему о некоторых людях говорят «он мало каши съел»? (Недостаточно силён, молод, неопытен.)

-        Каша - это полезная еда, которая поможет вам стать здоровыми и
сильными. Каша - эликсир бодрости на целый день. Вы можете есть её на
завтрак. Недаром говорят : «Завтрак съешь сам, обедом поделись с другом, а
ужин отдай врагу».

4.2 Фразеологизмы         (Слайд № 7)

С ним каши не сваришь. (Не сделаешь дела, не договоришься.)

У него каша в голове.(Беспорядочное состояние, путаница.)

Каши просят (о ботинках, сапогах). (Износились до дыр.)

Доп. мат. Расхлебать кашу. (Распутать хлопотливое дело.)

Заварить кашу. (Затеять хлопотливое дело.)

4.3Пословицы и поговорки о каше.                                     (Слайд № 8)

Геркулесовая каша - завтрак английской королевы.

Маслом каши не испортишь.

Каша без души - пустая.

Доп.мат. Нет ничего вкуснее солдатской каши - да ещё после перехода.

-А вы знаете из чего варят ваши любимые каши ?

4.4 Словарная работа.

  1. Назовите словарное слово - профессию специалиста по возделыванию
    сельскохозяйственных культур .        (Слайд № 9)
  2. Это слово образовано от греческих слов -агрос - «поле, земля» и номос
    «з акон».        (Слайд № 10)
  3. Записать слово «агроном» три раза, разделив на слоги, выделив
    орфограммы и подчеркнув непарные звонкие согласные.

(Демонстрация фотографий с изображением растений.)

Слайд № 11-пшеница. Слайд № 12-гречиха. Слайд № 13 рис. Слайд № 14-просо. Слайд № 15-овёс. Слайд № 16-ячмень.

Дополнительный материал.

Растения

Крупа

Каша

Пшеница

Манная, пшеничная

1 .Манная, пшеничная

Гречиха

Греча (гречка)

2.Гречневая

Рис

Рисовая

3. Рисовая

Просо

Пшено

4.Пшённая

Овёс

Овсяные хлопья

5. Овсяная (геркулесовая)

Ячмень

Ячневая, перловая

6.Ячневая, перловая

-А вы знаете какую кашу особенно любил Пётр I ? (Ячневую).

5. Физкультминутка.

Раз - подняться, потянуться.

Два - согнуться, разогнуться.

Три - в ладоши три хлопка,

Головою три кивка.

На четыре - руки шире.

Пять - руками замахать.

Шесть - за парту сесть опять.

6.        Работа над новым материалом.

6.1        Запись названия растений во всех падежах по порядку, используя
предлоги.        (Слайд № 17) -с орфограммами

Пшеница (И. п.), из гречихи (Р.п.), к рису (Д.п.), в просо (В.п.), овсом (Т.п.), об ячмене (П.п.).    (Слайд № 18) -с предлогами

-Мы научились определять падеж и изменять по падежам имена существительные. Знаем типы склонения имён существительных,

6.2        Вопрос урока:

-Как определить склонение имени существительного, если оно стоит не в
именительном падеже?        (Слайд № 19)

6.3        Определение падежа и склонения существительных, выделенных в
пословицах .        (Слайд №20 -пословицы)

(Слайд № 21 - словосочетания)

Завтрак королевы (Р.п.1 скл.), не испортишь маслом (Т.п.,2 скл.), каша без души (Р.п., 1 скл.)

(Слайд №22 - словосочетания с предлогами)

7.        Работа с учебником.

7.1. Чтение памятки на стр. 79.

7.2.Выполнение задания упражнения №177 (предложение №2)

(Слайд №23 - кукуруза)

(Из кукурузы (1 скл.) делают крахмал (2скл.), муку(1скл.), крупу (1скл.),
масло (2скл.).)        (Слайд №24 - предложение)

-Выполнение морфологического разбора существительного «из кукурузы».

Из кукурузы - сущ., н.ф.- кукуруза, неодуш., цариц., ед.ч., Р.п., ж.р., 1 скл., дополнение.

8.Закрепление нового материала.

8.1. Самостоятельная работа. Упражнение в определении склонения
существительных.                                                                (Слайд №25)

Лиса наварила манной каши, размазала её по тарелке и стала угощать журавля.

9. Домашнее задание.

Памятка стр. 79. Упражнение №177 ( 1 и 3 предложения ), Выписать из словаря профессии специалистов сельского хозяйства.

10.Итоги урока.

  1. Над каким вопросом работали на уроке?
  2. Что узнали нового о правильном здоровом питании?
  3. Как сделать кашу особенно вкусной?
  4. Разгадывание кроссворда «Сухофрукты».

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка "Склонение имен существительных, употребленных в косвенных падежах"

Интегрированный урок русского языка и литературного чтения с использованием игровых технологий....

Типы склонения. Алгоритм определения типа склонения имени существительного.

Технологическая карта урока русского языка в 4 классе по теме "Типы склонения. Алгоритм определения типа склонения имени существительного"     (УМК "Школа России")...

Урок по теме «Упражнение в определении склонений имен существительных, стоящих в косвенных падежах».

Основные тезисы урока:1.      Организационный момент.2.      Чистописание (даны слова на безударную гласную. Необходимо определить лишнее слово,...

Урок русского языка в 4 классе по теме «Определение склонения имен существительных, стоящих в косвенных падежах».

В материалах представлены технологическая карта урока, конспект урока по русскому языку и презентация к уроку....