Главные вкладки

    Упражнения в распознавании типа склонений имен существительных, употребленных в косвенных падежах.
    план-конспект урока по русскому языку (4 класс) по теме

    На уроке учимся определять склонение имён существительных, которые стоят не в именительном падеже и узнаем новое о здоровом образе жизни, о здоровом питании.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon uprazhneniya_v_raspoznavanii_tipa_skloneniya.doc69 КБ

    Предварительный просмотр:

    Тема урока : «Упражнения в распознавании типа склонения имел существительных, употреблённых в косвенных падежах»

    Цели урока: -учить определять склонение существительного, если оно стоит не в именительном падеже;

    -обобщить знания учащихся о склонении имён существительных;

    -обогащать речь учащихся и развивать умения употреблять в речи пословицы и фразеологизмы;

    -развивать представление младших школьников о правильном питании, как составной части здорового образа жизни.

    Ход урока.

    1. Организационный момент и сообщение целей урока.

    -На уроке продолжим изучать имя существительное - научимся определять склонение имён существительных, которые стоят не в именительном падеже и узнаем новое о здоровом образе жизни, о здоровом питании.

    2. Проверка домашнего задания. Актуализация опорных знаний.

    2.1. Упражнение № 173.

    Рыбы: щука(1скл.), лещ (2скл.), сазан (2скл.), осётр (2скл.), карась (2скл.), окунь (2скл.).

    Деревья: тополь (2скл.), осина (1скл.), клён (2скл.), липа (1скл.), черешня (1скл.).

    (Слайд №1.)

    Объясните, как определили тип склонения существительного щука? Клён?

    - Существительных какого склонения нет среди данных?

    - Какие существительные относятся к 3-му склонению?

    2.2 Выполнение теста « Овощи, ягоды и фрукты - самые витаминные продукты».

    Слайд с изображением овощей, ягод, фруктов. (Слайд № 2.)
    Самопроверка теста.        (Слайд № 3.)

    1 вариант.

    К 1-му скл.

    Ко 2-му скл.

    Картофель.

    *

    Виноград.

    *

    Слива.

    *

    Арбуз.

    *

    Груша.

    *

    Помидор.

    *

    Чеснок,

    *

    Малина.

    *

    Яблоко.

    *

    2 вариант.

    К 1-му скл.

    К 3-му скл.

    Тыква,

    *

    Груша.

    *

    Капуста.

    *

    Фасоль.

    *

    Смородина.

    *

    Клюква.

    *

    Рожь.

    *

    Свёкла.

    *

    Морковь.

    *

    -Почему так назвали тест? Для чего нужны витамины?

    3. Чистописание.

    3.1 Массаж рук.

    Стихотворение Ю. Тувима « Овощи,»

    Хозяйка однажды с базара пришла.    (Хлопки в ладоши.)

    Хозяйка с базара домой принесла:   (Постучать в кулачки.)

    картошку,   (Массаж большого пальца)

    капусту, (Массаж указательного пальца)

    морковь,  (Массаж среднего пальца)

    горох,  (Массаж безымянного пальца)

    петрушку и свёклу.     (Массаж мизинца)

    Ох!...

    3.2 Работа в тетради.

    ш ши ошк ашк        (Слайд № 4)

    -Какой звук обозначает буква « ш »? (ш-{ш}-согл., парн. глух., вс.тв)

    -Какие орфограммы надо знать, чтобы без ошибок писать слова с буквой «б».

    3.3 Работа со скороговоркой.

    - Кошка Крошка на окошке кашу кушала по крошке.       (Слайд № 5)

    (Ладони поочерёдно ударяют о край стола)

    - Объясните правописание орфограмм.

    - Определите главные члены предложения и падежи существительных.

    Подберите однокоренные слова к слову « каша».

    - Каша, кашка, кашица, кашевар, кашеварить.        (Слайд№6)

    - Как понимаете выражение «по крошке»?

    4. Работа по развитию речи.

    4.1-Почему о некоторых людях говорят «он мало каши съел»? (Недостаточно силён, молод, неопытен.)

    -        Каша - это полезная еда, которая поможет вам стать здоровыми и
    сильными. Каша - эликсир бодрости на целый день. Вы можете есть её на
    завтрак. Недаром говорят : «Завтрак съешь сам, обедом поделись с другом, а
    ужин отдай врагу».

    4.2 Фразеологизмы         (Слайд № 7)

    С ним каши не сваришь. (Не сделаешь дела, не договоришься.)

    У него каша в голове.(Беспорядочное состояние, путаница.)

    Каши просят (о ботинках, сапогах). (Износились до дыр.)

    Доп. мат. Расхлебать кашу. (Распутать хлопотливое дело.)

    Заварить кашу. (Затеять хлопотливое дело.)

    4.3Пословицы и поговорки о каше.                                     (Слайд № 8)

    Геркулесовая каша - завтрак английской королевы.

    Маслом каши не испортишь.

    Каша без души - пустая.

    Доп.мат. Нет ничего вкуснее солдатской каши - да ещё после перехода.

    -А вы знаете из чего варят ваши любимые каши ?

    4.4 Словарная работа.

    1. Назовите словарное слово - профессию специалиста по возделыванию
      сельскохозяйственных культур .        (Слайд № 9)
    2. Это слово образовано от греческих слов -агрос - «поле, земля» и номос
      «з акон».        (Слайд № 10)
    3. Записать слово «агроном» три раза, разделив на слоги, выделив
      орфограммы и подчеркнув непарные звонкие согласные.

    (Демонстрация фотографий с изображением растений.)

    Слайд № 11-пшеница. Слайд № 12-гречиха. Слайд № 13 рис. Слайд № 14-просо. Слайд № 15-овёс. Слайд № 16-ячмень.

    Дополнительный материал.

    Растения

    Крупа

    Каша

    Пшеница

    Манная, пшеничная

    1 .Манная, пшеничная

    Гречиха

    Греча (гречка)

    2.Гречневая

    Рис

    Рисовая

    3. Рисовая

    Просо

    Пшено

    4.Пшённая

    Овёс

    Овсяные хлопья

    5. Овсяная (геркулесовая)

    Ячмень

    Ячневая, перловая

    6.Ячневая, перловая

    -А вы знаете какую кашу особенно любил Пётр I ? (Ячневую).

    5. Физкультминутка.

    Раз - подняться, потянуться.

    Два - согнуться, разогнуться.

    Три - в ладоши три хлопка,

    Головою три кивка.

    На четыре - руки шире.

    Пять - руками замахать.

    Шесть - за парту сесть опять.

    6.        Работа над новым материалом.

    6.1        Запись названия растений во всех падежах по порядку, используя
    предлоги.        (Слайд № 17) -с орфограммами

    Пшеница (И. п.), из гречихи (Р.п.), к рису (Д.п.), в просо (В.п.), овсом (Т.п.), об ячмене (П.п.).    (Слайд № 18) -с предлогами

    -Мы научились определять падеж и изменять по падежам имена существительные. Знаем типы склонения имён существительных,

    6.2        Вопрос урока:

    -Как определить склонение имени существительного, если оно стоит не в
    именительном падеже?        (Слайд № 19)

    6.3        Определение падежа и склонения существительных, выделенных в
    пословицах .        (Слайд №20 -пословицы)

    (Слайд № 21 - словосочетания)

    Завтрак королевы (Р.п.1 скл.), не испортишь маслом (Т.п.,2 скл.), каша без души (Р.п., 1 скл.)

    (Слайд №22 - словосочетания с предлогами)

    7.        Работа с учебником.

    7.1. Чтение памятки на стр. 79.

    7.2.Выполнение задания упражнения №177 (предложение №2)

    (Слайд №23 - кукуруза)

    (Из кукурузы (1 скл.) делают крахмал (2скл.), муку(1скл.), крупу (1скл.),
    масло (2скл.).)        (Слайд №24 - предложение)

    -Выполнение морфологического разбора существительного «из кукурузы».

    Из кукурузы - сущ., н.ф.- кукуруза, неодуш., цариц., ед.ч., Р.п., ж.р., 1 скл., дополнение.

    8.Закрепление нового материала.

    8.1. Самостоятельная работа. Упражнение в определении склонения
    существительных.                                                                (Слайд №25)

    Лиса наварила манной каши, размазала её по тарелке и стала угощать журавля.

    9. Домашнее задание.

    Памятка стр. 79. Упражнение №177 ( 1 и 3 предложения ), Выписать из словаря профессии специалистов сельского хозяйства.

    10.Итоги урока.

    1. Над каким вопросом работали на уроке?
    2. Что узнали нового о правильном здоровом питании?
    3. Как сделать кашу особенно вкусной?
    4. Разгадывание кроссворда «Сухофрукты».

    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Урок русского языка "Склонение имен существительных, употребленных в косвенных падежах"

    Интегрированный урок русского языка и литературного чтения с использованием игровых технологий....

    Типы склонения. Алгоритм определения типа склонения имени существительного.

    Технологическая карта урока русского языка в 4 классе по теме "Типы склонения. Алгоритм определения типа склонения имени существительного"     (УМК "Школа России")...

    Урок по теме «Упражнение в определении склонений имен существительных, стоящих в косвенных падежах».

    Основные тезисы урока:1.      Организационный момент.2.      Чистописание (даны слова на безударную гласную. Необходимо определить лишнее слово,...

    Урок русского языка в 4 классе по теме «Определение склонения имен существительных, стоящих в косвенных падежах».

    В материалах представлены технологическая карта урока, конспект урока по русскому языку и презентация к уроку....