Главные вкладки

    Типы склонения. Алгоритм определения типа склонения имени существительного.
    учебно-методический материал по русскому языку (4 класс) на тему

    Рыжкова Людмила Георгиевна

    Технологическая карта урока русского языка в 4 классе по теме "Типы склонения. Алгоритм определения типа склонения имени существительного"     (УМК "Школа России")

     

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Технологическая карта урока по русскому языку

    «Типы склонения. Алгоритм определения типа склонения имени существительного».

    Учитель: Рыжкова Людмила Георгиевна

    Класс: 4 Б ГБОУ лицей 488

    Тип урока: урок построения системы знаний

    Цели

    Образовательная: закреплять знания о типах склонения имен существительных, составить

    алгоритм определения склонения имени существительного; уметь пони-

    мать учебную задачу через выполнение самостоятельных задач.

    Развивающая: обучение анализу, сравнению, умению доказывать и опровергать; развитие

    качества личности (активность, коммуникабельность) и навыки культуры

    труда (организация, планирование), формирование навыков самоконтроля и

    самооценки деятельности.

    Воспитательная: привитие интереса к предмету, желание трудиться, чувство гордости за

    выполненную работу.

    Задачи : создать условия для наблюдения, сравнения и обобщений нового знания; познакомить с новыми правилами и вывести алгоритм их применения; упражнять в применении новых правил; закреплять знания о склонении существительных; содействовать развитию наблюдательности, внимания, привития интереса к предмету.

    Предметные результаты обучения: уметь определять склонения имен существительных.

    Универсальные учебные действия

    Регулятивные: постановка учебной задачи; сличение способа действия и его результата с

    заданным эталоном; оценивание качества и уровня усвоения материала.

    Коммуникативные: инициативное сотрудничество с учителем и сверстникам; разрешение

    конфликтов; контроль, коррекция, оценка действий партнера.

    Познавательные: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;

    структурирование знаний; постановка и формулирование проблемы,

    самостоятельное создание алгоритмов деятельности; построение ло-

    гической цепи рассуждений, доказательств.

    Личностные: положительное отношение к учению, к познавательной деятельности,

    желание приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся,

    осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению, осваивать новые

    виды деятельности; осознание себя как индивидуальности и одновременно

    как члена общества, способность к самооценке.

    Оборудование: учебник В.П.Канакина, В.Г.Горецкий «Русский язык» 4 класс, тетради, карточки с заданиями для самостоятельной работы, таблица на доске.

    Метод работы: решение учебных задач в учебном диалоге

    Формы работы: общеклассная дискуссия, индивидуальная работа внутри группы, групповая работа, самостоятельная работа

    Приемы работы: средства речевого взаимодействия учителя с обучающимися ( побуждение, обращние, похвала)

    Технологии: ЗОТ, игровые технологии, технология деятельностного подхода.

    М.П.С.: литературное чтение, ОЗОМ, физическая культура, связь с жизнью.


    Этап урока

    Цель

    Деятельность учителя

    Деятельность обучающихся

    УУД

    1. Мотивация

    Созданиеситуации успеха

    Ребята, у нас урок русского языка. Как у вас настроение?

    Запишем: «число», «классная работа», «вторник».

    Проверяют готовность к уроку, настраиваются на работу, записывают в тетрадях: «число», «классная работа».

    Регулятивные:

    нацеливание на успешную деятельность.

    Личностные:

    положительное отношение к процессу познания.

    Коммуникативные:

    формирование умения слушать и слышать

    2.Актуализация

    Мотивация

    Словарная работа.

    - Сегодня из словарных слов,записанных на доске, надо составить предложение, записать его, вставить пропущенные орфограммы.

    - Найдите грамматическую основу, объясните постановку запятой.

    Составляют и записывают предложение

    «Однажды в прекрасную погоду на рябину издалека прилетел воробей, устроился здесь и нарисовал интересную картину»

    с комментированием

    Коммуникативные:

    умение ясно, четко излагать свое мнение,выстраивать речь

    3. Постановка учебной задачи и исследование

    Создание проблемнойситуации

    -Теперь определим склонения имен существительных,но прежде вспомним, какие и.сущ.,относятсяк 1, 2, 3 склонению.

    - Посмотрите на доску. Мальчик из нашего класса определил склонения так:

    «По земле стелются

    клочья тумана»

    Правильно ли он сделал?

    Ученики повторяют и на доску вывешивают таблички:

    1 скл. ж.р.м.р.

    2 скл. м.р.

    3 скл. ж.р.

    Доказывают, объясняют, в чем ошибки и определяют

    Регулятивные:

    постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже знают и того, что еще не известно.

    Познавательные:

    постановка и решение проблемы.

    Личностные:

    развитие познавательных интересов, учебных мотивов.

    4. Решение проблемы.

    Создание алгоритма действий

    - Что же нужно сделать в первую очередь?

    На доске:

    1. н.ф.

    - Затем?

    2. род, окончание

    И последнее?

    3. склонение

    - Давайте проверим по учебнику, верно ли вы составили алгоритм своих действий

    - поставить имя существительное в начальную форму

    в тетрадях.

    1. н.ф.

    - определить род, окончание.

    2. род, окончание

    -определить склонение

    3.склонение

    Учебник стр.150

    Проверяют

    Делают вывод: алгоритм действий составлен верно.

    Регулятивные:

    определяют план действий,формулируют алгоритм выполнения задания.

    Познавательные:

    выбирают необходимую информацию составляют алгоритм действий; делают вывод.

    Коммуникативные:

    создают ситуацию для обсуждения;

    учатся слушать вопросы и задавать их.

    5. Физминутка

    1 минута

    Один ученик бросает мяч, называя слово: школа. Тот, кто поймал брошенный мяч, отбрасывает его и называет склонение;

    1мальчик — 2

    дочь — 3

    отметка — 1

    урок — 2

    день — 2

    отличница - 1

    Личностные:

    - снятие утомляемости

    - поддержание

    эмоционального настроя.

    6. Применение нового знания и первичное закрепление.

    Применение алгоритма в практическойдеятельности

    Учебник У. 177

    Введение нового словарного слова «пейзаж»

    Слайд № 1.

    - Перед вами прекрасный пейзаж Исаака Левитана «Золотая осень»

    Тетрадь

    1 столбик- коллективно

    букет сирени, иней

    на ветке, ели,

    письмо от дедушки

    2 столбик — самостоятельно

    капля дождя,

    варенье из вишни,

    русский пейзаж

    Взаимопроверка!

    Двое мальчиков читают стихотворение

    «Если видишь на картинеНарисована река, Или ель и белый иней, Или сад и облака, Или снежная равнина, Или поле и шалаш - Обязательно картинаНазывается пейзаж».

    Записывают слово «пейзаж» в словарик, ставя ударение и выделяя орфограмму

    Словесноерисование

    Записывают в тетрадь

    береза

    вода

    листва

    облако

    небо

    солнце

    ель

    тень

    гладь

    Устно составляют предложения с этими именами существительными

    Регулятивные:

    предполагают результат своих действий; употребляют способы взаимопроверки;

    Познавательные:

    учатся называть су-щественные признаки условий и выбора действий;

    учатся анализировать

    Личностные:

    выражать положительное отношение к процессупознания, проявлять внимание, желание узнать больше;

    Коммуникативные:

    создавать ситуацию для обсуждения; учатся работать в группе, учатся выражать свои мысли.

    7. Самостоятельная работа с самопроверкой.

    Применениенового способа действий, рефлексия достижения цели

    Записать текст под диктовку, определить склонение имен существительных.

    Слайд № 2 (текст)

    Под диктовку:

    «Нам открывается чудесный пейзаж. Природа дала осени особую красоту. На каждой березке и осинке нарядное платье. В хвойном лесу до поздней осени не спит красавица ель».

    Самопроверка, самооценка

    Регулятивные:

    Умение действовать по плану, умение контролировать процесс и результат

    самопроверка.

    Познавательные:

    выделение необходимой информа-ции; умение анализи-, ровать умение действовать по наработанному алго-ритму

    Личностные:

    готовность к сотруд-ничеству, оценивание усваиваемого материала;

    Коммуникативные:

    сотрудничество с учителем и одноклассниками, уме-ние выражать свои мысли.

    8. Рефлексия

    Применение нового знания, умение осмысливать свои достижения.

    - С какой задачей встретились?

    - Решили ли учебную задачу?

    - Возьмите карточку, найдите правильный ответ

    Понравился ли вам урок?

    Определять склонение имен существительных по алгоритму.

    Работают по карточкам

    Проверка.

    Регулятивные:

    осуществляют итоговый контроль; находят рациональный способ проверки.

    Личностные:

    оценивают собственную

     учебную деятельность, свои достижения, сте-пень  самостоятельно-сти.

    Коммуникативные:

    - умение строить продуктивное взаимо-действие с учителем

    - проявление актив-ности в деятельности


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Урок русского языка в 4 классе по теме "Три типа склонения имен существительных" по программе " Школа России "

    Урок русского языка  в 4 классе по УМК " Школа России " с презентацией. Урок по учебнику " Русский язык" Рамзаевой А.Г. На уроке отрабатываются умения определять склонение имен существи...

    Урок русского языка в 4 классе по теме "Три типа склонения имен существительных" по программе " Школа России "

    Урок русского языка  в 4 классе по УМК " Школа России " с презентацией. Урок по учебнику " Русский язык" Рамзаевой А.Г. На уроке отрабатываются умения определять склонение имен существи...

    Презентация по теме"Определение типа склонения имён существительных" 4 класс

    Данная презентация по теме "Определение типа склонения имён существительных" может быть использована на уроках русского языка по любой программе для 3-4 класса.  Подобран развивающий в данной обл...

    Русския язык. "Три типа склонения имен существительных"

    Урок - исследование.    Дать учащимся понятие о трех типах склонения имен существительных в единственном числе,познакомить с приемом распознавания типа склонения по роду и окончанию...

    Презентация урока русского языка по теме "Основные типы склонения имен существительных. Первое склонение".

    Конспект урока русского языка в 4 классе по теме: «Основные типы склонения имён существительных. Первое склонение»   и  презентация к нему.Урок разработан в соответствии с УМК «Школа Ро...

    Типы склонения имени существительного

    1. Личностные цели:– формирование способности к самоучению, саморазвитию;– принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смыс...