Русския язык. "Три типа склонения имен существительных"
методическая разработка по русскому языку (4 класс) по теме

Суходубова Ольга Анатольевна

Урок - исследование.    Дать учащимся понятие о трех типах склонения имен существительных в единственном числе,познакомить с приемом распознавания типа склонения по роду и окончанию

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_rus_yaz_4_kl.docx26.05 КБ

Предварительный просмотр:

.

Урок – исследование.

Русский язык

 4 класс

Тема урока: Три типа склонения имен

существительных.

Цели урока:

  1. дать учащимся понятие о трех типах склонения имен существительных в единственном числе;
  2. познакомить с приемом распознавания типа склонения по роду и окончанию;
  3. развивать общеучебные умения и навыки учащихся.

Тип урока: Усвоение новых знаний.

Вид урока: Урок - исследование.

Оборудование:

  1. Опорная таблица.
  2. Слова - опоры. 
  3. Карточки с заданиями.
  4. Загадки.

I  Актуализация опорных знаний.

1.  Массаж пальцев по стихотворению Ю. Тувима «Овощи».

Хозяйка тем временем ножик взяла

И ножиком этим крошить начала. (Хлопки в ладоши)

Картошку, (Массаж большого пальца)

Морковку, (Массаж указательного пальца)

Горох, (Массаж среднего пальца)

Капусту, (Массаж безымянного пальца)

Петрушку и свёклу. (Массаж мизинца)

Ох!

Накрытые крышкой, в душном горшке

Кипели, кипели в крутом кипятке:

(Постучать в кулачки)

Картошка,

Морковка,

Горох,

Капуста,

Петрушка и свёкла.

Ох!

И суп овощной оказался неплох!

(Хлопки в ладоши)

2. Чистописание

Мм          мм 

3. Запись предложения под диктовку(Один ряд получает индивидуальные задания).

Мимо маленькой Марины (Р.п) пробежал медведь (И.п) с малиной (Т.п) .

4. Работа над словами из словаря. (Дети диктуют по цепочке слова из словаря  на букву «к», объясняя написание слов.)

Календарь ( ударение падает на – дарь, безударные гласные  -а, -е); капуста, карандаш, картина, картофель, квартира, килограмм, километр, класс, коллектив, командир, комбайн, комната, корабль, корова, космонавт, костёр)

Индивидуальные задания учащимся:


№1



Определить падеж имён существительных:



Учился в школе, узнал от друга, подъехал к оврагу, убежал за братом, подарил игрушку.



№2



Определить падеж имён существительных:



Обожгло холодом, отъехали от деревни, побывал в деревне, плыли по реке, въехал в дом.



№3



Определить падеж имён существительных:



Кружились в воздухе, жил у бабушки, покрылись инеем, шёл по площади, посмотрел на школу.



№4



Определить падеж имён существительных:



Висит на стене, прибил к потолку, проснулся от шума, положил на стол, отдыхать под деревом.



№5



Определить падеж имён существительных:



Оседает на шапке, ходить по тропинке, вышел из леса, покрасить карандашом, положил в сумку.



№6



Определить падеж имён существительных:



Кружились в воздухе, покрылись инеем, растёт у дороги, подошёл к беседке, награда за учёбу.



№7



Определить падеж имён существительных:



Каталась на лошади, выглянул на брата, спешат к обеду, недалеко от дома, вымыть с мылом.



№8



Определить падеж имён существительных:



Закричал  от радости, изменилось в природе, похож на отца, играть с сестрой, подкрался к кровати.


II  Усвоение новых знаний.

1. Постановка проблемы.

- Сейчас мы с вами будем исследователями. Мы будем исследовать существительные. А существительное – это часть речи.

 Наука, изучающая части речи, называется морфологией. 

2. Работа над предложением:

Автобус идёт по улице Ленина к Комсомольской площади. 

- В каком падеже стоят выделенные  существительные? (в Д.п.)

- А почему в данных словах разные окончания, хотя они стоят в одном и том же падеже, употреблены с одним и тем же предлогом?

- Вот на этот вопрос нам предстоит сегодня ответить.

3. Работа над словами, написанными на доске.

конь, вода, Юра, земля, дочь, море, дядя, стол.

- Прочитайте слова, определите, что между ними общего. ( Все слова – существительные в ед. числе.)

- Давайте разделим эти имена существительные на группы, ориентируясь на указания.  

1.- Назовите сущ. ж.р. с оконч. -а, -я

- Назовите сущ. м.р. с оконч.  -а, -я

Сущ. ж.р.вода, земля  

I склонение 

Сущ. ж.р.Юра, дядя 

- Прочитайте оставшиеся существительные м.р.       

- Назовите существительные ср.р.

Сущ. м.р. конь  ,  стол

II склонение 

Сущ. ср.р. окно   , море

- Определите род у оставшихся  существительных.

Сущ. ж.р. дочь   , степь             III склонение

- По каким признакам мы сгруппировали существительные? (по роду и окончанию.)

- С помощью рода и окончания можно определить склонение.

Существительные бывают I, II и III склонения. 

( Завершение записи, выделение окончаний.)

ВЫВОД:

-к I склонению относятся существительные мужского и женского рода с окончаниями -а, -я.

- ко II склонению относятся существительные мужского рода с нулевым окончанием и  среднего рода с окончаниями -о, -е.

- к III склонению относятся существительные женского рода с ь на конце

4. Работа по учебнику.

а) Чтение вывода на с.76. Выборочное чтение. (Читают дети.)

б) Закрепление вывода по таблице.

5.Знакомство с памяткой на с. 77


Памятка.



Чтобы определить склонение имени существительного, нужно:



  1. Определить род.


  1. Выделить окончание существительного в именительном падеже единственного числа.


  1. По роду и по окончанию определить склонение.


 Образец рассуждения:  «Тетрадь— она, моя —



существительное женского рода; в именительном падеже нулевое окончание, значит, существительное тетрадь третьего склонения».


.6. - Вернёмся к  той проблеме, которая была поставлена в начале урока:

1)-Почему в словах по   улице,   по площади  - разные окончания?

 (Существительные улица, площадь разного склонения:

улица - I скл., площадь - III скл.) 

2) - С какой целью необходимо научиться определять склонение существительных? ( Чтобы правильно писать окончания существительных).

III Формирование умений и навыков.

1. Упражнение  «Определите склонение».

-Определите склонение следующих существительных:

Яблоко, лимон, слива, вишня, помидор, мандарин, огурец, тыква, морковь, капуста, горох, фасоль.

- Запишите в три строчки по склонениям.

I склонение. Слива, вишня, тыква, капуста.

II склонение. Яблоко, лимон, помидор, мандарин, огурец, горох. слайд

III склонение. Морковь, фасоль.

Физкультминутка. Игра «Доскажите словечко».

(I склонение - 1 хлопок, II склонение -2 хлопка, III склонение - 3хлопка).

1) Со мной в поход  легко идти,

Со мною весело в пути.

Я и крикун, я и буян,

Я звонкий, круглый… (барабан).

2)  Пышный хвост торчит с верхушки.

Что за странная зверюшка?

Щёлкает орехи мелко.

Ну, конечно, это… (белка).

3)  На жарком солнышке подсох

И рвется из стручков…. (горох).

4)   Шубка - иголки,

Свернется он - колкий,

Рукой не возьмешь.

Кто это? … (Ёж).

5)  Кто альбом раскрасит наш?

Ну, конечно, …(карандаш).

6)  По ночам во мне Ванятка

До того задремлет сладко,

Что не хочется вставать.

Что за штука я? … (Кровать)

7)  Вперевалку шёл со льдин

К нам на утренник … (пингвин)

8) Лесники её котят

Взять домой не захотят.

Ей не скажешь : «Кошка, брысь».

Потому что это … (рысь)

9) Трещала с самого утра:

Пор-р-ра! Пор-р-ра!

А что - пора?

Такая с ней морока,

Когда трещит … (сорока)

2. Выполнение упр. 166 по учебнику.

-Записать существительные в 3 столбика по склонениям.

3. Игра «Третье лишнее»

-Определить склонение существительных в каждом ряду, убрать лишнее слово.

Весна, река, стекло - I скл.

Стена, сверло, озеро - II скл.

Скворец, гора, звонок - II скл

Вьюга, ласточка, рысь - I скл.

Дочь, конь, ночь - III скл

IV  Подача домашнего задания.

Упр. 169.

V  Подведение итогов урока.

1)- С какой целью необходимо научиться определять склонение существительных? ( Чтобы правильно писать окончания существительных).

2)-Как определить склонение существительного в И.п. ед. числа?

-Расставьте слова в нужном порядке: склонение окончание род

род

окончание

склонение


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разноуровневые задания по русскому языку по теме" Склонение имен существительных" 4 класс

Самостоятельная работа - одно из важнейших средств развития мышления и речи учащихся, усвоения учебного материала, закрепления и проверки знаний, создания основы для развития интереса...

Урок русского языка 4 класс "Склонение имен существительных"

Урок русского языка по теме: "Склонение имен существительных", автор Т. Рамзаева....

Мультмедийный продукт "Тесты по русскому языку по теме "Склонение имен существительных" 4 класс УМК Гармония

Мультимедийный продукт: Тесты по русскому языку по теме "Склонение имен существительных" 4 класс УМК Гармония...

Конспект урока русского языка по теме "Склонение имен существительных".

Конспект урока русского языка "Склонение имен существительных"....

Конспект открытого урока по русскому языку на тему: "Склонение имен существительных." 3 класс

Конспект открытого урока по русскому языку на тему "Склонение имен существительных". 3 класс....

Русский язык на тему "Склонение имен существительных"

Отрабатывать умение распознавать тип склонения имени существительного по совокупности признаков (род, окончание в именительном падеже)....