Главные вкладки

    Русския язык. "Три типа склонения имен существительных"
    методическая разработка по русскому языку (4 класс) по теме

    Суходубова Ольга Анатольевна

    Урок - исследование.    Дать учащимся понятие о трех типах склонения имен существительных в единственном числе,познакомить с приемом распознавания типа склонения по роду и окончанию

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл urok_rus_yaz_4_kl.docx26.05 КБ

    Предварительный просмотр:

    .

    Урок – исследование.

    Русский язык

     4 класс

    Тема урока: Три типа склонения имен

    существительных.

    Цели урока:

    1. дать учащимся понятие о трех типах склонения имен существительных в единственном числе;
    2. познакомить с приемом распознавания типа склонения по роду и окончанию;
    3. развивать общеучебные умения и навыки учащихся.

    Тип урока: Усвоение новых знаний.

    Вид урока: Урок - исследование.

    Оборудование:

    1. Опорная таблица.
    2. Слова - опоры. 
    3. Карточки с заданиями.
    4. Загадки.

    I  Актуализация опорных знаний.

    1.  Массаж пальцев по стихотворению Ю. Тувима «Овощи».

    Хозяйка тем временем ножик взяла

    И ножиком этим крошить начала. (Хлопки в ладоши)

    Картошку, (Массаж большого пальца)

    Морковку, (Массаж указательного пальца)

    Горох, (Массаж среднего пальца)

    Капусту, (Массаж безымянного пальца)

    Петрушку и свёклу. (Массаж мизинца)

    Ох!

    Накрытые крышкой, в душном горшке

    Кипели, кипели в крутом кипятке:

    (Постучать в кулачки)

    Картошка,

    Морковка,

    Горох,

    Капуста,

    Петрушка и свёкла.

    Ох!

    И суп овощной оказался неплох!

    (Хлопки в ладоши)

    2. Чистописание

    Мм          мм 

    3. Запись предложения под диктовку(Один ряд получает индивидуальные задания).

    Мимо маленькой Марины (Р.п) пробежал медведь (И.п) с малиной (Т.п) .

    4. Работа над словами из словаря. (Дети диктуют по цепочке слова из словаря  на букву «к», объясняя написание слов.)

    Календарь ( ударение падает на – дарь, безударные гласные  -а, -е); капуста, карандаш, картина, картофель, квартира, килограмм, километр, класс, коллектив, командир, комбайн, комната, корабль, корова, космонавт, костёр)

    Индивидуальные задания учащимся:


    №1



    Определить падеж имён существительных:



    Учился в школе, узнал от друга, подъехал к оврагу, убежал за братом, подарил игрушку.



    №2



    Определить падеж имён существительных:



    Обожгло холодом, отъехали от деревни, побывал в деревне, плыли по реке, въехал в дом.



    №3



    Определить падеж имён существительных:



    Кружились в воздухе, жил у бабушки, покрылись инеем, шёл по площади, посмотрел на школу.



    №4



    Определить падеж имён существительных:



    Висит на стене, прибил к потолку, проснулся от шума, положил на стол, отдыхать под деревом.



    №5



    Определить падеж имён существительных:



    Оседает на шапке, ходить по тропинке, вышел из леса, покрасить карандашом, положил в сумку.



    №6



    Определить падеж имён существительных:



    Кружились в воздухе, покрылись инеем, растёт у дороги, подошёл к беседке, награда за учёбу.



    №7



    Определить падеж имён существительных:



    Каталась на лошади, выглянул на брата, спешат к обеду, недалеко от дома, вымыть с мылом.



    №8



    Определить падеж имён существительных:



    Закричал  от радости, изменилось в природе, похож на отца, играть с сестрой, подкрался к кровати.


    II  Усвоение новых знаний.

    1. Постановка проблемы.

    - Сейчас мы с вами будем исследователями. Мы будем исследовать существительные. А существительное – это часть речи.

     Наука, изучающая части речи, называется морфологией. 

    2. Работа над предложением:

    Автобус идёт по улице Ленина к Комсомольской площади. 

    - В каком падеже стоят выделенные  существительные? (в Д.п.)

    - А почему в данных словах разные окончания, хотя они стоят в одном и том же падеже, употреблены с одним и тем же предлогом?

    - Вот на этот вопрос нам предстоит сегодня ответить.

    3. Работа над словами, написанными на доске.

    конь, вода, Юра, земля, дочь, море, дядя, стол.

    - Прочитайте слова, определите, что между ними общего. ( Все слова – существительные в ед. числе.)

    - Давайте разделим эти имена существительные на группы, ориентируясь на указания.  

    1.- Назовите сущ. ж.р. с оконч. -а, -я

    - Назовите сущ. м.р. с оконч.  -а, -я

    Сущ. ж.р.вода, земля  

    I склонение 

    Сущ. ж.р.Юра, дядя 

    - Прочитайте оставшиеся существительные м.р.       

    - Назовите существительные ср.р.

    Сущ. м.р. конь  ,  стол

    II склонение 

    Сущ. ср.р. окно   , море

    - Определите род у оставшихся  существительных.

    Сущ. ж.р. дочь   , степь             III склонение

    - По каким признакам мы сгруппировали существительные? (по роду и окончанию.)

    - С помощью рода и окончания можно определить склонение.

    Существительные бывают I, II и III склонения. 

    ( Завершение записи, выделение окончаний.)

    ВЫВОД:

    -к I склонению относятся существительные мужского и женского рода с окончаниями -а, -я.

    - ко II склонению относятся существительные мужского рода с нулевым окончанием и  среднего рода с окончаниями -о, -е.

    - к III склонению относятся существительные женского рода с ь на конце

    4. Работа по учебнику.

    а) Чтение вывода на с.76. Выборочное чтение. (Читают дети.)

    б) Закрепление вывода по таблице.

    5.Знакомство с памяткой на с. 77


    Памятка.



    Чтобы определить склонение имени существительного, нужно:



    1. Определить род.


    1. Выделить окончание существительного в именительном падеже единственного числа.


    1. По роду и по окончанию определить склонение.


     Образец рассуждения:  «Тетрадь— она, моя —



    существительное женского рода; в именительном падеже нулевое окончание, значит, существительное тетрадь третьего склонения».


    .6. - Вернёмся к  той проблеме, которая была поставлена в начале урока:

    1)-Почему в словах по   улице,   по площади  - разные окончания?

     (Существительные улица, площадь разного склонения:

    улица - I скл., площадь - III скл.) 

    2) - С какой целью необходимо научиться определять склонение существительных? ( Чтобы правильно писать окончания существительных).

    III Формирование умений и навыков.

    1. Упражнение  «Определите склонение».

    -Определите склонение следующих существительных:

    Яблоко, лимон, слива, вишня, помидор, мандарин, огурец, тыква, морковь, капуста, горох, фасоль.

    - Запишите в три строчки по склонениям.

    I склонение. Слива, вишня, тыква, капуста.

    II склонение. Яблоко, лимон, помидор, мандарин, огурец, горох. слайд

    III склонение. Морковь, фасоль.

    Физкультминутка. Игра «Доскажите словечко».

    (I склонение - 1 хлопок, II склонение -2 хлопка, III склонение - 3хлопка).

    1) Со мной в поход  легко идти,

    Со мною весело в пути.

    Я и крикун, я и буян,

    Я звонкий, круглый… (барабан).

    2)  Пышный хвост торчит с верхушки.

    Что за странная зверюшка?

    Щёлкает орехи мелко.

    Ну, конечно, это… (белка).

    3)  На жарком солнышке подсох

    И рвется из стручков…. (горох).

    4)   Шубка - иголки,

    Свернется он - колкий,

    Рукой не возьмешь.

    Кто это? … (Ёж).

    5)  Кто альбом раскрасит наш?

    Ну, конечно, …(карандаш).

    6)  По ночам во мне Ванятка

    До того задремлет сладко,

    Что не хочется вставать.

    Что за штука я? … (Кровать)

    7)  Вперевалку шёл со льдин

    К нам на утренник … (пингвин)

    8) Лесники её котят

    Взять домой не захотят.

    Ей не скажешь : «Кошка, брысь».

    Потому что это … (рысь)

    9) Трещала с самого утра:

    Пор-р-ра! Пор-р-ра!

    А что - пора?

    Такая с ней морока,

    Когда трещит … (сорока)

    2. Выполнение упр. 166 по учебнику.

    -Записать существительные в 3 столбика по склонениям.

    3. Игра «Третье лишнее»

    -Определить склонение существительных в каждом ряду, убрать лишнее слово.

    Весна, река, стекло - I скл.

    Стена, сверло, озеро - II скл.

    Скворец, гора, звонок - II скл

    Вьюга, ласточка, рысь - I скл.

    Дочь, конь, ночь - III скл

    IV  Подача домашнего задания.

    Упр. 169.

    V  Подведение итогов урока.

    1)- С какой целью необходимо научиться определять склонение существительных? ( Чтобы правильно писать окончания существительных).

    2)-Как определить склонение существительного в И.п. ед. числа?

    -Расставьте слова в нужном порядке: склонение окончание род

    род

    окончание

    склонение


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Разноуровневые задания по русскому языку по теме" Склонение имен существительных" 4 класс

    Самостоятельная работа - одно из важнейших средств развития мышления и речи учащихся, усвоения учебного материала, закрепления и проверки знаний, создания основы для развития интереса...

    Урок русского языка 4 класс "Склонение имен существительных"

    Урок русского языка по теме: "Склонение имен существительных", автор Т. Рамзаева....

    Мультмедийный продукт "Тесты по русскому языку по теме "Склонение имен существительных" 4 класс УМК Гармония

    Мультимедийный продукт: Тесты по русскому языку по теме "Склонение имен существительных" 4 класс УМК Гармония...

    Конспект урока русского языка по теме "Склонение имен существительных".

    Конспект урока русского языка "Склонение имен существительных"....

    Конспект открытого урока по русскому языку на тему: "Склонение имен существительных." 3 класс

    Конспект открытого урока по русскому языку на тему "Склонение имен существительных". 3 класс....

    Русский язык на тему "Склонение имен существительных"

    Отрабатывать умение распознавать тип склонения имени существительного по совокупности признаков (род, окончание в именительном падеже)....