Урок-сказка русского языка на тему: "Определение типа склонения у существительных множественного числа".
методическая разработка по русскому языку (3 класс) на тему

Урок -сказка "Снежная королева".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok.docx21.25 КБ

Предварительный просмотр:

                                      Урок – сказка «Снежная королева».

Тема: Определение типа склонения существительных множественного числа.

Цели: Научить определять тип склонения существительных в форме мн. числа;

            развивать умение определять падеж существительных;

            формировать интерес к изучению родного языка.

                                                                    Ход урока:

  1. Оргмомент.

              - Долгожданный дан звонок

                Начинается урок.

      -   Вспомним девиз письма.

      - Хором прочтем сегодняшнюю дату. (Одиннадцатое декабря.)

      - Какие орфограммы встретились?

      - Запишите дату.

      - Какие части речи мы использовали в написании даты?

      - На строке ниже Классная работа.

2. Чистописание.

      - Я предлагаю вам совершить путешествие в сказку.

      - Если вы согласны поднимите руку.

      - Вот представьте себе. Сидит Кай и палочкой на снегу выводит буквы, буквы соединяет в слоги   и              слова, а слова в предложение.

      - Вот что у него получилось:

        На доске:      Нн ня Ну ны На

              На чужой сторонушке рад своей воронушке.

      - Написание каких букв мы сегодня повторяем?

       -Напишите их у себя в тетради и вспомните соединения.

      - Прочитаем предложение.

      - Что это за предложение? (пословица.)

      - Как вы её понимаете?

      - Какие орфограммы встретились?

      - Прочитайте несколько раз и запомните.

      - Закроем глаза и проговорим вслух.

3. Письмо по памяти.

      - Проверяем.

      - Герой какой сказки написал это? (Кай из «Снежной королевы».)

      - Кто автор сказки? (Г. Х. Андерсен.)

4.  Словарная работа.

       - Пока мы писали предложение Кая, Герда настойчиво шла на его поиски. Она попала в цветочный сад к старушке, которая умела колдовать. Та заколдовала слова.

        На доске:  Св.бода, адр.с, ин.й, мальч.ки, бер.г, к.л.ндарь, м.розы, пут.шествие, г.р.зонт,                 п.сс.жиры,     .кскурсия, дев.чка, п.года.   

       - Помогите Герде. Запишите слова в тетрадь и вставьте буквы.

       - Поменяемся тетрадями и проверим. (Фронтальная проверка.)

       - Поставьте оценку на полях.

5. Физкультминутка.

6. Новый материал.

       - К какой части речи относятся эти слова?

       - На какие две группы их можно разделить? (Сущ. ед. ч. и мн. ч.)

       - Определите склонение существительных единственного числа.(1 ученик у доски.)

       - Какие существительные у нас остались? (Сущ. мн. ч.)

       - Как у них определить склонение?

       - Кто догадался какая тема сегодняшнего урока? (Тема на доске.)

       - Пока мы работали, Герда очутилась у Принца и Принцессы. Они пообещали ей помочь, если она ответит на вопросы.

7. Работа по учебнику.

          а)  С. 135 упр. 140 УСТНО

         Докучная сказка – сказка наводящая скуку.

        - Какие слова не понятны?

           ЛЫКА СВЯЗКА – под корой волокнистая ткань (луб) липы, ивы разделённая на слои и узкие полосы.

           (Ученик читает из толкового словаря.)

        - Определим тип склонения существительных мн. числа. (ВИШЕНКИ, КЛЁНЫ.)

                  НА ДОСКЕ СХЕМА:   сущ. мн. ч.

                                                       сущ. ед. ч.

                                                       склонение

           б) Коллективная работа у доски по закреплению изученного.

        - Ребята, с Гердой случилась беда, на неё напали разбойники. Маленькая разбойница дала ей непростое задание.    Упр.141.

        - Заполним таблицу пользуясь схемой.

        - Как определить тип склонения существительных мн.числа?

                    ПРАВИЛО! С. 136.

8. Самостоятельная работа.

        - Северный олень домчал Герду до Лапландии к старухе – лапландке, та дала ей задание и отправила к финке. Вот это задание. Надо распределить сущ. мн. ч. в три столбика по типу склонения.

                         СНЕГА, НОЧИ, ВЬЮГИ, МЕТЕЛИ, ХОЛОДА, СНЕЖИНКИ.

        - Проверим.

        - Вы хорошо выполнили задание. Финка подсказала Герде где искать Кая.

9. Повторение изученного.  Разноуровневое задание по карточкам.

        - Герда долго шла по царству Снежной королевы, но когда она нашла Кая, он её не узнал.

        - Я знаю, как ей помочь. У вас на столе карточки. Задание состоит из двух уровней. Прочитайте их и выберите по себе.

                                                                               Карточка.

                      1 уровень.

       Спиши предложение. Подчеркните грамматическую основу.

       У существительных единственного числа определите падеж и склонение.

2 уровень.

      Списать предложение. Разобрать предложение по составу.

      У всех существительных определить падеж и склонение.

              Герда заплакала, и слёзы растопили осколок в сердце Кая.

 

                                                       

         - Мы помогли Герде вернуть Кая домой, да и сами многому научились.

10. Итог урока.

         - Что нового узнали путешествуя по сказки?

         - Вам понравилось наше путешествие?

11. Домашнее задание.

       С. 136 правило, упр. 142.

 

   

                                     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация урока русского языка по теме "Основные типы склонения имен существительных. Первое склонение".

Конспект урока русского языка в 4 классе по теме: «Основные типы склонения имён существительных. Первое склонение»   и  презентация к нему.Урок разработан в соответствии с УМК «Школа Ро...

Урок русского языка в 4 классе .РОДИТЕЛЬНЫЙ ПАДЕЖ ИМЁН СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ МНОЖЕСТВЕННОГО ЧИСЛА

Урок составлен в соответствии с требованиями стандартов второго поколения, использованы продуктивные виды деятельности....

Урок русского языка в 4 классе .РОДИТЕЛЬНЫЙ ПАДЕЖ ИМЁН СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ МНОЖЕСТВЕННОГО ЧИСЛА

Урок составлен в соответствии с требованиями стандартов второго поколения, использованы продуктивные виды деятельности....

Методическая разработка КВН по русскому языку на тему "Три типа склонения имён существительных".

КВН Проводится в 4 классах.  Цели :1.            Обобщить знания о склонении имён существительных.2....

Урок русского языка в 4 классе на тему : "Склонение имен существительных множественного числа»

Урок по теме "Склонение имен существительных множественного числа»Класс: 42я четвертьРусский язык, Канакина В.П., Горецкий В.Г., Учебник, 1 часть...

Урок русского языка в 3 классе "Правописание окончаний имен существительных множественного числа".

Технологическая карта урока русского языка в 3 классе "Правописание окончаний имен существительных множественного числа". УМК "Начальная школа 21 века". ФГОС. Урок первичного освое...

Технологическая карта урока русского языка «Обобщение знаний о типах склонения имён существительных», 4 класс

Формирование у обучающихся способностей к рефлексии коррекционно-контрольного типа и реализации коррекционной нормы (фиксирование собственных затруднений в деятельности, выявление их причин, построени...