Урок русского языка в 3 классе "Правописание окончаний имен существительных множественного числа".
план-конспект урока по русскому языку (3 класс)

Гончарук Елена Анатольевна

Технологическая карта урока русского языка в 3 классе "Правописание окончаний имен существительных множественного числа". УМК "Начальная школа 21 века". ФГОС. Урок первичного освоение новых предметных знаний. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

Гончарук Елена Анатольевна

3г класс

УМК:  «Начальная школа ХХI  века».

Предмет: русский язык.

Тема: «Правописание окончаний имен существительных множественного числа».

Тип урока: урок первичного освоения новых предметных знаний

Место и роль урока в изучаемой теме: данный урок русского языка является первым из двух уроков по теме «Правописание окончаний имен существительных множественного числа». Он  входит в раздел «Правописание (формирование навыков грамотного письма)» в теме «Правописание окончаний имен существительных».  Данный урок изучается после изучения темы «Правописание окончаний имен существительных 1, 2, 3 склонения в единственном числе».

Цель: формировать навык письма окончаний существительных множественного числа.

Задачи:

- познакомить с правописанием окончаний имен существительных множественного числа;

- закреплять навык правописания окончаний имен существительных множественного числа;
- создать условия для развития у учащихся интереса к новому материалу, стремления к познавательной деятельности.

- развивать орфографическую зоркость, творческое мышление, логику и интерес к предмету русского языка;

- учить выявлять и осознавать учащимися границы собственных  знаний и незнаний;

- учить целеполаганию;

- фомировать самооценку учащихся;

- формировать у детей культуру здоровья.

Планируемые результаты

Предметные знания, предметные действия

УУД

регулятивные

познавательные

коммуникативные

личностные

Анализирует таблицу окончаний имен существительных множественного числа. Знает, что склонение определяется по начальной форме слова (именительный падеж единственного числа). Определяет падежные окончания у существительных 1, 2, 3 склонения. Группирует слова. Определяет место орфограммы в слове. Подбирает родственные слова к словарным словам. Составляет с данными словами предложения.

Задает вопросы.

Подводит анализируемые объекты под понятия разного уровня обобщения. Группирует слова по заданному признаку.

Принимает роль в учебном сотрудничестве.

Выполняет работу в группах.

Способность к самоорганизованности. Владение коммуникативными умениями с целью реализации возможностей успешного сотрудничества с учителем и учащимися класса при работе в группах.

Ход урока

Название  этапа урока

Задача, которая должна быть

решена (в рамках достижения планируемых результатов урока)

Формы организации деятельности учащихся

Действия учителя по организации деятельности учащихся

Действия учащихся (предметные, познавательные,

регулятивные)

Результат взаимодействия учителя и учащихся по достижению планируемых результатов урока

Диагностика

достижения планируемых результатов урока

1

Мотивирование к учебной деятельности

Способствовать формированию положительной мотиваци к учению.

Фронтальная

Читает стихотворение.

- Прозвенел звонок.

Готовы начать урок?
Всё на месте, всё ль в порядке?
Книги, ручки и тетрадки?
Все ли правильно сидят?
Все внимательно глядят?

Я желаю всем нам сегодня добра.
Мы желаем  друг другу успеха.

Организуют свое рабочее место и настраиваются на  плодотворную работу (Р)

Учащиеся настроены на учебную деятельность

2

Актуализация знаний

Развивать

орфографическую зоркость, творческое мышление, логику и интерес к предмету русского языка.

Фронтальная

- Сегодня на уроке вам могут понадобиться некоторые  знания русского языка. Переверните карточку  и расскажите, что вы об этом знаете.

(части слова, склонение, одушевленные и неодушевленные существительные, существительное, начальная форма, число существительного,  родственные слова, форма слова)

Выбирает карточку и объясняет значение написанного (П).

Строит монологическое высказывание (К)

Повторили изученное ранее

Фронтальная

Организует работу в тетради.

Диктует словарные слова: учитель, роща, тетради, пальто,  помидор, сапог

Задает вопросы:

- Из какого языка пришло к нам заимствованное слово помидор? Каково научное название помидора? (томат)

Разъясняет этимологию слова помидор.

Комментирует, записывает словарные слова (П)

Принимает и сохраняет учебную задачу (Р)

Развивали орфографическую зоркость и интерес

К предмету русского языка.

Фронтальная

Просит  сгруппировать данные слова.

(Логические) анализирует объекты с целью выделения существенных признаков:

- одушевленные и неодушевленные;

- по родам;

- по числам;

- по склонениям;

- склоняемые и несклоняемые;

- по части слова, в которой находится орфограмма (П).

Принимает и сохраняет учебную задачу (Р)

Развивали логику

3

Фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии. Целеполагание.

Учить выявлять и осознавать учащимися границы знаний и незнаний.

Формулировать тему, цель урока, актуальность и гипотезу.

Фронтальная

Проводит учебную игру «Футбол». (н.ф. сущ – сущ в И.п. и  Р.п. мн.числа)

(журнал – журналы, журналов, город – города, городов,  

метро (нескл.),

туча – тучи,  туч,

ухо – уши, ушей,

носок –  носки, носков (носок), ботинок - ботинки- ботинок (ботинков) - ЗАТРУДНЕНИЕ

Образует форму  существительного в И., Р.п. мн.числа (П)

Принимает роль в учебном сотрудничестве (К)

Учились выявлять собственные границы знаний и незнаний

Фронтальная

Акцентирует внимание на проблеме образования форм  существительных множественного числа

- В каких словах возникли разногласия (сомнения)?

В образовании формы множественного числа имен существительных.

- Сформулируйте тему,  цель урока, актуальность и гипотезу.

- Достаточно ли знаний, чтобы правильно написать падежные окончания существительных во множественном числе?

- Что нужно для открытия нового знания?

Формулирует тему, цель урока, актуальность и гипотезу.

Тема: правописание окончаний имен существительных множественного числа.

Цель урока: узнать,  как пишутся падежные окончания существительных во множественном числе.

Актуальность: сегодня   модно быть грамотным человеком.

Гипотеза:  узнаю,  как пишутся падежные окончания существительных во множественном числе.

Определяет способ открытия нового знания (Р)

(наблюдение)

Учились целеполаганию

физминутка

Формировать правильную осанку,  развивать дыхательную систему. Предупреждать умственное и мышечное напряжение.

Формировать у детей культуру здоровья .

Фронтальная

1.Пальчиковая гимнастика.

2.Упражнения для формирования осанки:

И.П. сидя на стуле. Ноги вытянуть. Носки на себя – от себя.(жмем на педали)

Руки поочередно выпрямляем вперед.(работает двигатель)

Голову тянем вверх, а руки вниз.

3.Дыхательные упражнения:

Диафрагмальное дыхание (живот – грудь). На выдохе втянуть живот как можно сильнее.

4.Гимнастика для глаз. Рисуем и раскрашиваем длинным носом рисунок.

Зажмурились. Корчим рожицы.

Выполняет упражнения физминутки

Сняли умственное и физическое напряжение, повысили настроение.

4

Изучение нового материала

Создать условия для развития у учащихся интереса к новому материалу, стремления к познавательной деятельности.

Познакомить с правописанием окончаний имен существительных множественного числа.

Групповая работа

Определяет форму работы и формулирует задание.

- просклонять словарные слова, поставив их в форму множественного числа  (по 1 слову каждой группе. Слово пальто нескл.)

- заполнить таблицу окончаний по падежам;

- если возникают разногласия (сомнения) поставьте знак вопроса.

Контролирует деятельность учащихся.

Ставит вопрос:

- Какие окончания имеют существительные 1 скл, 2 скл, 3 скл?

Владеет коммуникативными умениями с целью реализации возможностей успешного сотрудничества с учителем и учащимися класса при работе в группе (Л).

Фиксирует индивидуальное затруднение в пробном учебном действии.

Использует  знаково-символические средства для заполнения таблицы падежных окончаний (М).

Договаривается, кто от  группы  будет представлять результат  работы (К)

Строят монологическое высказывание по результату работы в паре.(К)  

Учитывают разные мнения, договариваются и приходят к общему мнению, контролируют действия партнёра(К).

Развивали стремление к познавательной деятельности

Фронтальная

Подводит к выводу.

- Есть ли различия в окончаниях существительных множественного числа между 1, 2 и 3 скл?

 - В каких падежах существительные множественного числа имеют одинаковые окончания?

- В  окончаниях каких падежей возникли затруднения?

- Если нет закономерности (правила)  в написании падежных окончаний множественного числа в И, Р, В п., как будем писать слова?

Отвечает на вопросы, формулирует выводы (Р)

Удерживает учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой частной задачи (Л).

Развивали умение делать выводы

4

Закрепление изученного материала

Закреплять навык правописания окончаний имен существительных множественного числа.

Работа в парах

Организует работу с орфографическим словарем.

- Выписать  формы имен сущ. в И.п,  Р.п. мн. числа

Находит формы сущ. в И.п,  Р.п. мн. числа.(П).

Учитывают разные мнения, договариваются и приходят к общему мнению, контролируют действия партнёра(К).  

Строит устное высказывание в устной форме(П). Осуществляет поиск необходимой информации (П).

Учились писать окончания существительных множественного числа.

5

Итог урока. Рефлексия

Формировать самооценку учащихся.

Задает домашнее задание:

- оформить памятку «Говори правильно».

Спрашивает:

- Какую цель ставили в начале урока?

- Оцените свою работу на уроке (смайлик)

- Используя одну из фраз, закончите ее, оценивая свою работу на уроке.

• было трудно…

• теперь я могу…

• я научился…

• у меня получилось …

• было интересно…

• было скучно …

• мое настроение…

Оценивает работу учащихся на уроке.

Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности (Л).

Учились оценивать  свою работу на уроке.

части слова

одушевленные и неодушевленные существительные

форма слова

склонение

родственные слова

число существительного

род существительного

начальная форма

существительное

Памятка

Мои действия при написании окончаний имен существительных во множественном числе

                                                      ?

        1.Смотрю в орфографическом  словаре.

Гражданин, мн. граждане

Сапог,  р. мн. сапог

Килограмм, р. мн. килограммов


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка по теме: "Изменение имен существительных по числам".

Необычный урок - путешествие по стране «Имя существительное» В этом путешествии мы будем изменять существительные по числам, различать род и узнаем много интересного и познавательного. Чтобы не заблуд...

Презентация к уроку русского языка на тему: "Изменение имен существительных по числам"

Презентация к уроку русского языка на тему: "Изменение имен существительных по числам" 2 класс. ...

Урок русского языка по теме " Склонение имён существительных множественного числа"

урок русского языка в 4 классе -изучение нового материала...

Урок русского языка "Правописание безударных окончаний имен существительных в предложном падеже". 4 класс

Урок-путешествие по малой родине. При определении падежей применяется упражнение "График"....

Урок русского языка Тема ""Правописание окончаний имен существительных в родительном падеже»;

Цель урока: формирование образовательных компетенций: информационных, коммуникативных, рефлексивных обучающимися 4 класса на уроках русского языка; познакомить с правописанием безударных падежных окон...

Технологическая карта урока русского языка "Правописание безударных окончаний имен существительных во всех падежах" (УМК "Школа России", 4 класс)

Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: ознакомление учащихся с правилом написания безударных падежных окончаний имен существительных во всех падежах. Задачи урока Дидакти...