Урок русского языка в 3 классе "Правописание окончаний имен существительных множественного числа".
план-конспект урока по русскому языку (3 класс)
Технологическая карта урока русского языка в 3 классе "Правописание окончаний имен существительных множественного числа". УМК "Начальная школа 21 века". ФГОС. Урок первичного освоение новых предметных знаний.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока
Гончарук Елена Анатольевна
3г класс
УМК: «Начальная школа ХХI века».
Предмет: русский язык.
Тема: «Правописание окончаний имен существительных множественного числа».
Тип урока: урок первичного освоения новых предметных знаний
Место и роль урока в изучаемой теме: данный урок русского языка является первым из двух уроков по теме «Правописание окончаний имен существительных множественного числа». Он входит в раздел «Правописание (формирование навыков грамотного письма)» в теме «Правописание окончаний имен существительных». Данный урок изучается после изучения темы «Правописание окончаний имен существительных 1, 2, 3 склонения в единственном числе».
Цель: формировать навык письма окончаний существительных множественного числа.
Задачи:
- познакомить с правописанием окончаний имен существительных множественного числа;
- закреплять навык правописания окончаний имен существительных множественного числа;
- создать условия для развития у учащихся интереса к новому материалу, стремления к познавательной деятельности.
- развивать орфографическую зоркость, творческое мышление, логику и интерес к предмету русского языка;
- учить выявлять и осознавать учащимися границы собственных знаний и незнаний;
- учить целеполаганию;
- фомировать самооценку учащихся;
- формировать у детей культуру здоровья.
Планируемые результаты
Предметные знания, предметные действия | УУД | |||
регулятивные | познавательные | коммуникативные | личностные | |
Анализирует таблицу окончаний имен существительных множественного числа. Знает, что склонение определяется по начальной форме слова (именительный падеж единственного числа). Определяет падежные окончания у существительных 1, 2, 3 склонения. Группирует слова. Определяет место орфограммы в слове. Подбирает родственные слова к словарным словам. Составляет с данными словами предложения. | Задает вопросы. | Подводит анализируемые объекты под понятия разного уровня обобщения. Группирует слова по заданному признаку. | Принимает роль в учебном сотрудничестве. Выполняет работу в группах. | Способность к самоорганизованности. Владение коммуникативными умениями с целью реализации возможностей успешного сотрудничества с учителем и учащимися класса при работе в группах. |
Ход урока
Название этапа урока | Задача, которая должна быть решена (в рамках достижения планируемых результатов урока) | Формы организации деятельности учащихся | Действия учителя по организации деятельности учащихся | Действия учащихся (предметные, познавательные, регулятивные) | Результат взаимодействия учителя и учащихся по достижению планируемых результатов урока | Диагностика достижения планируемых результатов урока | |
1 | Мотивирование к учебной деятельности | Способствовать формированию положительной мотиваци к учению. | Фронтальная | Читает стихотворение. - Прозвенел звонок. Готовы начать урок? Я желаю всем нам сегодня добра. | Организуют свое рабочее место и настраиваются на плодотворную работу (Р) | Учащиеся настроены на учебную деятельность | |
2 | Актуализация знаний | Развивать орфографическую зоркость, творческое мышление, логику и интерес к предмету русского языка. | Фронтальная | - Сегодня на уроке вам могут понадобиться некоторые знания русского языка. Переверните карточку и расскажите, что вы об этом знаете. (части слова, склонение, одушевленные и неодушевленные существительные, существительное, начальная форма, число существительного, родственные слова, форма слова) | Выбирает карточку и объясняет значение написанного (П). Строит монологическое высказывание (К) | Повторили изученное ранее | |
Фронтальная | Организует работу в тетради. Диктует словарные слова: учитель, роща, тетради, пальто, помидор, сапог Задает вопросы: - Из какого языка пришло к нам заимствованное слово помидор? Каково научное название помидора? (томат) Разъясняет этимологию слова помидор. | Комментирует, записывает словарные слова (П) Принимает и сохраняет учебную задачу (Р) | Развивали орфографическую зоркость и интерес К предмету русского языка. | ||||
Фронтальная | Просит сгруппировать данные слова. | (Логические) анализирует объекты с целью выделения существенных признаков: - одушевленные и неодушевленные; - по родам; - по числам; - по склонениям; - склоняемые и несклоняемые; - по части слова, в которой находится орфограмма (П). Принимает и сохраняет учебную задачу (Р) | Развивали логику | ||||
3 | Фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии. Целеполагание. | Учить выявлять и осознавать учащимися границы знаний и незнаний. Формулировать тему, цель урока, актуальность и гипотезу. | Фронтальная | Проводит учебную игру «Футбол». (н.ф. сущ – сущ в И.п. и Р.п. мн.числа) (журнал – журналы, журналов, город – города, городов, метро (нескл.), туча – тучи, туч, ухо – уши, ушей, носок – носки, носков (носок), ботинок - ботинки- ботинок (ботинков) - ЗАТРУДНЕНИЕ | Образует форму существительного в И., Р.п. мн.числа (П) Принимает роль в учебном сотрудничестве (К) | Учились выявлять собственные границы знаний и незнаний | |
Фронтальная | Акцентирует внимание на проблеме образования форм существительных множественного числа - В каких словах возникли разногласия (сомнения)? В образовании формы множественного числа имен существительных. - Сформулируйте тему, цель урока, актуальность и гипотезу. - Достаточно ли знаний, чтобы правильно написать падежные окончания существительных во множественном числе? - Что нужно для открытия нового знания? | Формулирует тему, цель урока, актуальность и гипотезу. Тема: правописание окончаний имен существительных множественного числа. Цель урока: узнать, как пишутся падежные окончания существительных во множественном числе. Актуальность: сегодня модно быть грамотным человеком. Гипотеза: узнаю, как пишутся падежные окончания существительных во множественном числе. Определяет способ открытия нового знания (Р) (наблюдение) | Учились целеполаганию | ||||
физминутка | Формировать правильную осанку, развивать дыхательную систему. Предупреждать умственное и мышечное напряжение. Формировать у детей культуру здоровья . | Фронтальная | 1.Пальчиковая гимнастика. 2.Упражнения для формирования осанки: И.П. сидя на стуле. Ноги вытянуть. Носки на себя – от себя.(жмем на педали) Руки поочередно выпрямляем вперед.(работает двигатель) Голову тянем вверх, а руки вниз. 3.Дыхательные упражнения: Диафрагмальное дыхание (живот – грудь). На выдохе втянуть живот как можно сильнее. 4.Гимнастика для глаз. Рисуем и раскрашиваем длинным носом рисунок. Зажмурились. Корчим рожицы. | Выполняет упражнения физминутки | Сняли умственное и физическое напряжение, повысили настроение. | ||
4 | Изучение нового материала | Создать условия для развития у учащихся интереса к новому материалу, стремления к познавательной деятельности. Познакомить с правописанием окончаний имен существительных множественного числа. | Групповая работа | Определяет форму работы и формулирует задание. - просклонять словарные слова, поставив их в форму множественного числа (по 1 слову каждой группе. Слово пальто нескл.) - заполнить таблицу окончаний по падежам; - если возникают разногласия (сомнения) поставьте знак вопроса. Контролирует деятельность учащихся. Ставит вопрос: - Какие окончания имеют существительные 1 скл, 2 скл, 3 скл? | Владеет коммуникативными умениями с целью реализации возможностей успешного сотрудничества с учителем и учащимися класса при работе в группе (Л). Фиксирует индивидуальное затруднение в пробном учебном действии. Использует знаково-символические средства для заполнения таблицы падежных окончаний (М). Договаривается, кто от группы будет представлять результат работы (К) Строят монологическое высказывание по результату работы в паре.(К) Учитывают разные мнения, договариваются и приходят к общему мнению, контролируют действия партнёра(К). | Развивали стремление к познавательной деятельности | |
Фронтальная | Подводит к выводу. - Есть ли различия в окончаниях существительных множественного числа между 1, 2 и 3 скл? - В каких падежах существительные множественного числа имеют одинаковые окончания? - В окончаниях каких падежей возникли затруднения? - Если нет закономерности (правила) в написании падежных окончаний множественного числа в И, Р, В п., как будем писать слова? | Отвечает на вопросы, формулирует выводы (Р) Удерживает учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой частной задачи (Л). | Развивали умение делать выводы | ||||
4 | Закрепление изученного материала | Закреплять навык правописания окончаний имен существительных множественного числа. | Работа в парах | Организует работу с орфографическим словарем. - Выписать формы имен сущ. в И.п, Р.п. мн. числа | Находит формы сущ. в И.п, Р.п. мн. числа.(П). Учитывают разные мнения, договариваются и приходят к общему мнению, контролируют действия партнёра(К). Строит устное высказывание в устной форме(П). Осуществляет поиск необходимой информации (П). | Учились писать окончания существительных множественного числа. | |
5 | Итог урока. Рефлексия | Формировать самооценку учащихся. | Задает домашнее задание: - оформить памятку «Говори правильно». Спрашивает: - Какую цель ставили в начале урока? - Оцените свою работу на уроке (смайлик) - Используя одну из фраз, закончите ее, оценивая свою работу на уроке. • было трудно… • теперь я могу… • я научился… • у меня получилось … • было интересно… • было скучно … • мое настроение… Оценивает работу учащихся на уроке. | Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности (Л). | Учились оценивать свою работу на уроке. |
части слова |
одушевленные и неодушевленные существительные |
форма слова |
склонение |
родственные слова |
число существительного |
род существительного |
начальная форма |
существительное |
Памятка
Мои действия при написании окончаний имен существительных во множественном числе
?
1.Смотрю в орфографическом словаре.
Граждани′н, мн. гра′ждане
Сапо′г, р. мн. сапо′г
Килогра′мм, р. мн. килогра′ммов
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок русского языка по теме: "Изменение имен существительных по числам".
Необычный урок - путешествие по стране «Имя существительное» В этом путешествии мы будем изменять существительные по числам, различать род и узнаем много интересного и познавательного. Чтобы не заблуд...
Урок по русскому языку " Безударные падежные окончания имен существительных во множественном числе" 4 класс
Конструкт урока...
Презентация к уроку русского языка на тему: "Изменение имен существительных по числам"
Презентация к уроку русского языка на тему: "Изменение имен существительных по числам" 2 класс. ...
Урок русского языка по теме " Склонение имён существительных множественного числа"
урок русского языка в 4 классе -изучение нового материала...
Урок русского языка "Правописание безударных окончаний имен существительных в предложном падеже". 4 класс
Урок-путешествие по малой родине. При определении падежей применяется упражнение "График"....
Урок русского языка Тема ""Правописание окончаний имен существительных в родительном падеже»;
Цель урока: формирование образовательных компетенций: информационных, коммуникативных, рефлексивных обучающимися 4 класса на уроках русского языка; познакомить с правописанием безударных падежных окон...
Технологическая карта урока русского языка "Правописание безударных окончаний имен существительных во всех падежах" (УМК "Школа России", 4 класс)
Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: ознакомление учащихся с правилом написания безударных падежных окончаний имен существительных во всех падежах. Задачи урока Дидакти...
- Мне нравится (2)