Урок русского языка по теме: "Изменение имен существительных по числам".
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) по теме

Необычный урок - путешествие по стране «Имя существительное» В этом путешествии мы будем изменять существительные по числам, различать род и узнаем много интересного и познавательного. Чтобы не заблудиться, будем пользоваться картой. Помогать нам будут верные друзья – помощники: Проверяйка, Вспоминайка, Старайся, Думайка, Отдыхайка, Составляйка, Словознайка, Узнавайка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_uroka_po_russ._yazyku_3_klass.doc56 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ «Староильдеряковская средняя школа»

Тема урока: «Изменение имен существительных по числам»

(3 класс, учебник Т.Г. Рамзаева)

Тема урока: «Изменение имен существительных по числам»

Дидактическая цель: Создать условия для формирования новых знаний.

Тип урока: Урок усвоения новых знаний.

Задачи урока

Образовательная

- формирование умения употреблять  в речи имена существительные, изменять их по числам;

- расширение кругозора.

Развивающая

- развивать мышление, логику, память;

- развитие интереса к предмету.

Воспитательная

- воспитывать бережное отношение к окружающему миру.

Методы обучения: наглядный, словесный, практический.

Ход урока

  1. Организационный момент.

Нас сегодня ждет дорога,

И узнать нам надо много.

Так возьмемся скорей за работу,

Чтобы новое что-то узнать.

  1. Сообщение темы урока

Учит. Сегодня у нас необыкновенный урок. Мы отправляемся в путешествие по стране «Имя существительное» В этом путешествии мы будем изменять существительные по числам, различать род и узнаем много интересного и познавательного. Чтобы не заблудиться, будем пользоваться картой. Помогать нам будут верные друзья – помощники: Проверяйка, Вспоминайка, Старайся, Думайка, Отдыхайка, Составляйка, Словознайка, Узнавайка.

  1. Повторение пройденного материала.

На доске – карта путешествия. Первая остановка – «Река»

Учит. Чтобы перейти через реку, нам нужно построить мост. Для этого надо разгадать кроссворд и определить род имен существительных. Помогать нам будет «Проверяйка».

По вертикали

  1. Запорошила дорожки, разукрасила окошки, радость детям подарила и на санях прокатила. (Зима – сущ, жен. р.)
  2. Круглое из него можно есть. (Тарелка – сущ.ж.р)
  3. Плод который созревает на яблоне. (Яблоко – сущ. ср. р.)
  4. Он летает белой стаей и сверкает на лету он звездой прохладной тает на ладони и во рту.(Снег – сущ. м. р.)

По горизонтали

  1. По ночам во мне Ванятка до того задремлет сладко,

Что не хочется вставать, что за штука я?...(Кровать – сущ. ж.р)

  1. Висит за окошком кулек ледяной. Он полон капели и пахнет весной. (Сосулька – сущ. ж.р)

        3        1

я

з

2

б

и

л

м

5к

р

о

в

а

т

ь

6

4

к

а

о

р

     

е

с

о

с

у

л

ь

к

а

н

к

а

е

г

Обратите на два слова кровать и тарелка – это словарные слова.

Учит. Какими правилами пользовались, определяя род имен существительных

Д. Женский род запомню я и скажу: «Она – моя».

И запомню род мужской и опять скажу: «Он – мой».

Средний род: «Оно – моё». Это правило моё

На карте 2 остановка – «Лес».

Учит. Этот лес полон загадок и неожиданностей, чтобы мы прошли его и не заблудились, Вспоминайка предлагает нам помощь.

Перед учащимися лежат полоски с цифрами и буквами:

1  2  3  4  5    а   б   в

        - Если вы согласны с утверждением, то обводите номер, под которым оно идет. Если нет, то зачеркивайте данный номер.  

       

  1. Имя существительное – часть речи, обозначает предмет и отвечает на вопросы кто? что?
  2. Существительные могут быть только мужского рода.
  3. Имя прилагательное согласуется с именем существительным в роде т числе.
  4. Имена существительные могут быть одушевленными и неодушевленными, собственными и нарицательными.
  5. Какое из однокоренных слов является именем существительным: а) радостный, б) радость, в) радуется.

- Проверим, что у вас получилось.

На доске – полоска с правильными ответами.

  1. Чистописание.

На карте третья остановка – «Полянка»

Учит.  Наш помощник Старайся приготовил  задания для чистописания. Напишите  по образцу букву А и ее элементы; соединения с согласными буквами.

- В каких случаях употребляем заглавную букву А? (ответы детей)

На следующей строчке запишем предложение. Летом Анна Абрамова с братишкой Алешей побывала в Астрахани.

- Разберите предложение по частям речи.

  1. Физкультминутка. Проводиться с помощью Отдыхайки

  1. Коррекция знаний, умений, навыков.

Учит.  Продолжаем наше путешествие. От полянки идут 3 тропинки: мужского, женского, среднего рода и 2 тропинки без названия. Интересно, куда они нас ведут? Поможет нам Думайка.

Учит.  Откройте учебники на стр. 27.  Прочитайте какой вопрос нам задает Почемучка?

Д. (читают) Чем отличается существительное в единственном от существительного во множественном числе.

Чтение правила на стр. 27.

- Учитель берет в руки ручку и спрашивает  учащихся «Что у меня в руке?»

- Запишите. (Затем показывает несколько ручек, учащиеся записывают.) Разберите по составу.

Учит. Посмотрите на эти два слова. Сравните. Чем они похожи между собой?

Д. Корень одинаковый руч

Учит.  Чем они отличаются друг от друга?

Д. Окончания разные  Ручка – ручки.    Свой пример: 

Вывод: Имена существительные изменяются по числам. Существительное в ед. ч. обозначает один предмет, во мн. ч. – два или несколько предметов. При изменении существительного по числам изменяется его окончание.

Учит.  Этим тропкам дадим название единств., множеств. числа.

Упр. 422 выполняют письменно в тетрадях

 

  1. Гимнастика для глаз

  1. Наблюдение над существительными, имеющими только одно число.

На доске: сахар, молоко, ножницы, очки. Определите число имен существ.

Д. Единственное, множеств.

Учит.  Попробуйте изменить число этих существительных.

Вывод: Некоторые имена существительные имеют только одно число: или только единственное, или только множественное.

Учит.  Запишите в тетрадях: только ед. ч. – сахар, молоко, сало, пшено, мука, Москва, Сибирь, Кавказ.

Только мн. ч. – щипцы, сани, ножницы, очки, ворота.

Учит.  Можно ли определить род имен существительных, которые употребляются только во множеств. числе? (НЕТ) Почему?  Правило: Чтобы узнать род имени существительного, которое стоит во множественном числе, надо поставить его в единственное число.

  1. Закрепление пройденного материала      

Учит.  У каждого ученика карточки с заданиями каждый  собирает слова на определенное правило (У доски)

Словознайка

Узнавайка

Вспоминайка

Сущ. во мн. ч.

Сущ. имеющ. 1 число

Сущ в един. ч.

Тракторы, снегирь, кровати, вкусный, ягоды, топор, сани, газета, прыгать, очки, гуси, солнце, хлеб, колос, вещи, брюки, часы, чай, стекла.

- Составляйка предлагает из слов каждой группы составить предложения. Разобрать по членам предложения, обозначьте части речи.

  1. Итог урока.

- Подошло к концу наше путешествие. Вам понравился этот урок?

-Чему вы учились сегодня на уроке?

- Что узнали нового?

Какое задание показалось интересным?

Домашнее задание:   упр. 429

Оценивание.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка по теме "Изменение имен существительных по падежам".

Урок русского языка в 3 классе. Тема: Изменение имен существительных по падежам. Технология: "Обучение в сотрудничестве"...

Урок русского языка по теме: "Изменение имен существительных по падежам"

Урок русского языка по теме: "Изменение имен существительных по падежам"...

Презентация к уроку русского языка на тему: "Изменение имен существительных по числам"

Презентация к уроку русского языка на тему: "Изменение имен существительных по числам" 2 класс. ...

Методическая разработка урока русского языка по теме "Изменение имен существительных по числам"

Методическая разработка урока русского языка по теме "Изменение имен существительных по числам"...

Технологическая карта урока русского языка по теме "Изменение по падежам имен существительных", УМК "Школа России", 4 класс

Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: формирование понятия об изменении имен существительных по падежам.Задачи урока:Дидактические:1)формировать понятие о склонении имен существит...