Урок русского языка по теме: "Изменение имен существительных по падежам"
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) по теме

Урок русского языка по теме: "Изменение имен существительных по падежам"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_russk.yaz_.docx16.76 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока

по русскому языку  в 4 классе

УМК «Школа 2100»

Тема урока: Наблюдение за словоизменением имён существительных.

Тип урока. Урок открытия новых знаний.

Цель урока: овладеть системой падежных форм на основе знания вопросов и вспомогательных слов, формирование первичных умений изменять имена существительные по падежам.

Задачи урока: развитие умений  извлекать информацию на слух и при чтении из разных источников, преобразовывать информацию из одной формы в другую.

Выполнять правила работы в группе, работать по алгоритму.

Оборудование:

- презентация «Падежи»

-таблица падежей;

-Учебник для 4 класса четырехлетней нач. школы по русскому языку

                  Ход урока.

I. Орг.момент.

II. Введение в раздел.

Прочитайте название раздела.

-Что значит изменить слово? (поставить его в другую форму)

-Что получится в результате такого изменения: то же слово или новое слово? (то же самое слово.)

-А что изменится в слове? (окончание.)

III. Формирование темы и цели урока.

- Что для вас является новым в названии раздела?

- Какой вопрос возникает?

-На основе вопроса и названия раздела запишите ключевые слова урока.(Падеж, имя существительное.) (1слайд)

IV. Открытие нового знания.

1.Наблюдение за словоизменением имён существительных.

  • Упр.116 – наблюдение за изменением слова цирк.

Сделайте вывод: что изменяется в слове цирк и для чего это нужно?

Вывод: изменяется окончание имени существительного. Это нужно для связи слов в предложении. (2слайд)

  • Упр.117- отличие форм одного и того же слова от однокоренных слов. (2ученика работают у доски)

Сделайте вывод: Чем отличаются формы одного и того же слова от  однокоренных слов? (3слайд)

Вывод: у форм одного и того же слова основа одинакова, меняется только окончание, а у однокоренных слов изменяется основа.

  • Упр.118 – проверка собственных выводов.

-Почему же меняется окончание в словах в предложении? (Чтобы соединяться с другими словами.)

-Что «помогает» применить разные окончания? (Разные вопросы к существительным.) (4слайд)

  • Упр.119 – постановка вопроса как основа для выбора окончания.

-чтение отрывка басни;

-дописывание окончаний карандашом в учебнике;

-выписывание словосочетаний по образцу в учебнике.

Сделайте вывод: что помогло выбрать окончание?

2. Введение понятия падеж.

 1) работа с текстом определения.

-Прочитайте 1часть определения до таблицы. Что вы узнали про падежи? (Их 6, отвечают на свои вопросы)

- Посмотрите 2часть правила- таблицу. Сколько в ней столбцов? Назовите их.

Прочитайте вопросы, которые относятся к каждому падежу.

Проверьте свою внимательность. 1вариант называет падеж, 2вариант задаёт вопрос к этому падежу. (5слайд)

- Прочитайте вопросы вместе со вспомогательными словами.

-Вы догадались, почему эти слова называются вспомогательными? (С ними легче задавать вопрос, они помогают.)

- Я буду вам рассказывать грамматическую сказку про названия падежей, а вы находите в рамке этот падеж, хором проговаривайте ещё раз название , вспомогательные слова и вопросы.

Он ещё не родился, а уже думали, какое ему дать имя, и решили назвать – Именительный.

Родился – стал Родительный.

Пока он был малышом, ему всё давали, и он стал Дательный.

Но он был и большим озорником, за всякие проделки его винили, и он стал Винительным.

Потом он подрос, стал творить добрые дела и стал называться Творительный.

Он всем предлагал свою помощь, о нём заговорили и назвали теперь Предложный

2) Работа после чтения определения.

Прочитайте вопросы под рамкой.

-Как вы думаете, меняется значение слова, если мы задаём к нему разные вопросы? Докажите на примере.

-Что такое словообразование и что такое словоизменение?

-К каким существительным мы задаем вопрос кто?, а к каким – что?

-Почему у каждого падежа два падежных вопроса?

V. Развитие учебно-языковых умений.

Упр. 120 – развивается умение изменять имена существительные по падежам.

(на доске, под руководством учителя)

VI. Итог урока.

- Как называется словоизменение имён существительных? ( Изменение по падежам.)

-Какие падежи запомнили? Сколько их?(6 слайд)

VII. Домашнее задание.

Упр. 1, с 134., выучить таблицу «Падежи» на с.110


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка по теме "Изменение имен существительных по падежам".

Урок русского языка в 3 классе. Тема: Изменение имен существительных по падежам. Технология: "Обучение в сотрудничестве"...

Конспект открытого урока русского языка по теме «Изменение имён существительных по падежам» (образовательная система «Школа 2100». Учебник русского языка для 4 класса, часть 1. Авторы: Е.В. Бунеева, Р. Н. Бунеев, О. В. Пронина)

Конспект открытого урока русского языка  по теме «Изменение имён существительных по падежам» (образовательная система «Школа 2100». Учебник русского языка для 4 класса, часть 1.  Автор...

Презентация к уроку русского языка по теме " Изменение имён существительных и прилагательных по падежам".

Что значит просклонять имя существительное и прилагательное?Это значит изменять имя существительное и прилагательное по вопросам или по падежам....

Методическая разработка уроков русского языка по теме "Изменение имён существительных по падежам"

УМК «21 век». Русский язык. 3класс. В данной разработке представлена технологическая карта 4 уроков русского языка. Цели: Сформировать представление об изменение имен существительных по падежам. Вв...

Технологическая карта урока русского языка по теме "Изменение по падежам имен существительных", УМК "Школа России", 4 класс

Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: формирование понятия об изменении имен существительных по падежам.Задачи урока:Дидактические:1)формировать понятие о склонении имен существит...