Главные вкладки

    Конспект открытого урока русского языка по теме «Изменение имён существительных по падежам» (образовательная система «Школа 2100». Учебник русского языка для 4 класса, часть 1. Авторы: Е.В. Бунеева, Р. Н. Бунеев, О. В. Пронина)
    план-конспект урока (русский язык, 4 класс) по теме

    Кирилина Юлия Викторовна

     Конспект открытого урока русского языка  по теме «Изменение имён существительных по падежам» (образовательная система «Школа 2100». Учебник русского языка для 4 класса, часть 1.  Авторы:  Е.В. Бунеева, Р. Н. Бунеев, О. В. Пронина)

    Примечание:

    К  моменту проведения данного урока у учеников уже сформировано понятие: изменение окончания не влияет на значение слова, получается только новая форма слова.

     ученикам привычно выполнять задания в рабочих группах (по 5-6 человек)

    Цель урока: ввести понятие падеж (результат изменения окончания слова), познакомиться с падежами в русском языке.

    Ход урока:

    I.  Организационный момент.

    Проверка готовности к уроку.

    II. Актуализация знаний

    -Запишите слово – синоним к слову караулить.

    (поджидать, сторожить, охранять)

    - Запишите название жилища того животного, которое в известной сказке оставило дедку с бабкой без золотого предмета.

    (норка)

    - В одном из произведений К.Г.Паустовского он был наглым ворюгой.

    (кот)

    - Та, которую называют норушка.

    (мышка)

    - Прочитайте записанные слова. Не изменяя их составьте предложение.

    (это невозможно)

    - В чём трудность? Почему не составить предложение?

    (слова не связать между собой)

    - Запишите так, как считаете нужным.

    ( Кот поджидает мышку у норки.)

    - Удалось ли вам вначале выполнить задание ?

    ( нет)

    -А теперь? Почему?

    ( да, мы изменили окончания , добавили предлоги, связали слова между собой)

    - Как же изменяется имя существительное, если изменить в нем окончание?

    (имя существительное не изменяется, получается  форма слова)

    - Сделайте вывод, для чего нужны формы слов.

    (формы слов нужны для связи слов в предложении)

    - Сравним наш вывод с текстом учебника с.95, упражнение 118.

    118. Прочитай текст. Совпадает ли вывод, который ты сделал самостоятельно, с точкой зрения ученого-языковеда. Какие слова автор выделил в тексте? Как ты думаешь почему?

    Чтобы имя существительное могло в разговоре (или на письме) правильно соединяться с другими словами, образуя предложения, оно имеет возможность менять свои  окончания. В разных случаях, отвечая на разные вопросы, существительное применяет разные окончания...

    III. Работа над формулировкой темы урока.

    - Обратимся к вашему жизненному опыту, ребята. Что для вас форма?

    (одежда)

    - А для слова как она (форма) называется?

    ( не знаем)

    - Какая форма бывает у вас?

    (спортивная, парадная, …)

    - А у слов какая бывает форма?

    (не знаем)

    - От чего зависит, какую форму вы наденете?

    (от ситуации, события, мероприятия)

    - А что влияет на форму слова?

    (другие слова, с которыми оно связано)

    - На какие вопросы мы не смогли ответить?

    (Как называется форма для слова?  Какая она бывает?)

    - Сформулируйте, пожалуйста, цель урока.

    (Узнать, как называют форму слова и какая она бывает)

    Вопросы вывешиваются на доске.

     IV  Работа по теме.

    -  Пропустите строку в тетради, отметьте рабочую строку. Я сейчас буду читать стихотворение, в котором пропущены некоторые слова. Запишите эти недостающие слова в столбик справа.

    У норы добычи ждёт,

    Притаившись серый …. (кот)

    Мышь осталась без хвоста

    Вырываясь… (от кота)

    И теперь и за версту

    Не приблизится … (к коту)

    Крыса старая и та,

    Видя грозного … (кота)

    Удерёт в нору под дом,

    Чтоб не встретиться… (с котом)

    Там дрожит и в темноте

    Вспоминает … (о коте)

    - Озвучьте, пожалуйста, полученный столбик.

    (кот, от кота, к коту, кота, с котом, о коте)

    - Итак, что мы уже знаем, учитывая тему урока?

    ( это формы слова кот)

    - Чем они отличаются друг от друга?

    (окончаниями, предлогами, вопросами)

    - Как же называется такое изменение имен существительных?  Откройте учебник, страница 96,зеленая рамка, прочитайте только первое предложение.

    (Такое изменение имен существительных называется изменением по падежам.)

    - Это тема нашего урока. И на какой из поставленных вопросов мы дали ответ?

    (Как называется форма для слова?)

    - И как же она называется?

    (падеж)

    - Да, у существительных есть шесть падежей (открываю часть доски, на которой помещена наглядность «Падежи-человечки»  с закрытыми названиями падежей и вопросами)

    - Про каждый падеж  есть стихотворение - его портрет. Ваша задача:

    1.Узнать каждого из них по стихотворению, выделяя особые приметы.

    -Как вы думаете, что может быть особой приметой каждого падежа (дайте ответ,  используя  записанный столбик слов)

    (то, чем падежи отличаются: вопросы, предлоги)

    2. Выразительно озвучить портрет (прочитать стихотворение для нас)

    3. Сделать это в рабочих группах.

    Каждой группе выдается пара листов, на которых помещено стихотворение об одном из падежей.

     

    Я – именительный падеж

    И нет на мне чужих одежд.

    Меня легко все узнают

    И в подлежащее зовут

    Предлогов с детства не люблю,

    С собою рядом не терплю,

    Мои вопросы – кто и что? –

    Ни с чем не спутает никто.

     

    - А я падеж родительный.

    Характер мой – общительный.

    Кого? Чего? – И вот он я!

    Предлоги часто мне друзья:

    И «с», и «до», и «у», и «из» -

    Похож я на винительный

    Бываю иногда,

    Но в тексте различите вы

    Два падежа всегда.

     

    Я называюсь дательным.

    Работаю старательно.

    Кому отдать? К чему призвать?

    Лишь только я могу сказать.

    С предлогом «к» порой дружу,

    Но и один гулять хожу.

     

    - А я винительный падеж

    И я во всём виню невежд,

    Зато отличников люблю,

    Для них пятёрки я ловлю.

    Кого позвать, во что играть

    Готов ребятам подсказать.

    Не прочь с предлогами дружить,

    Но и без них могу прожить.

     

    - А я творительный падеж

    Исполнен всяческих надежд!

    Творите – чем? Творите – с кем?

    Я подскажу вам – нет проблем!

    Предлогам «перед», «под» и «над»

    В любой момент я очень рад!

     

    А я падеж предложный,

    Со мною – случай сложный!

    Мне без предлогов свет не мил.

    О ком? О чём я говорил?

    Ах, да, нужны предлоги,

    Без них мне нет дороги.

    Пусть будет «в» и «о», и «при»

    Ты их случайно не сотри!

    Тогда смогу я рассказать,

    О чём мечтать и в чём гулять.

    Ученики работают в группах, выделяя название падежа, его вопросы,  предлоги и некоторые особенности. Во время ответа группы  учитель открывает на «портрете» (наглядность «Падежи человечки») название падежа, его вопросы. В тетрадях на помеченной рабочей строке, но СЛЕВА ребята записывают принятое сокращенное обозначение падежа, его вопросы (учитель работает на доске).

    -Ребята, посмотрите, что у нас получилось? (жестом обращаю внимание на форму записи)

    (столбики)

    - Как назовём первый столбик?

    (падежи)

    - Запишите название столбика. Как назовём второй столбик?

    (вопросы)

    - Запишите. Что помещено в третьем?

    (примеры)

    - Запишите название для третьего столбика. Что мы составили?

    (таблицу)

    -Как назовём?

    (таблица падежей)

    - Какое отношение имеет к этой таблице фраза «Иван родил девчонку, велел тащить пелёнки»?

    (первые буквы слов из этой фразы соответствуют названиям падежей, следующих по порядку)

     V. Первичное закрепление.

    - С помощью составленной таблицы потренируемся в изменении имен существительных.

    Учебник, страница 97, упражнение 120

    120. С помощью таблицы «Падежи»  (с. 96) запиши имена существительные кот и сосна в единственном и множественном числе во всех падежных формах с вопросами. Выдели окончания.

    И.п. (кто?) кот, коты (что?) сосна, сосны и т.д.

    Изменение имен существительных по падежам -  это словообразование или словоизменение?. Объясни.

    Учебник, страница 97, упражнение 121 (в парах)

    121. Запиши данные существительные в указанных падежах, выдели окончания.

                   Р.п                                         Р.п.                                      Р.п.

    стол      Д.п.                    трава           Д.п.                        окно     Т.п.

                   Т.п.                                        П.п.                                      П.п. 

    Составь и запиши шесть словосочетаний глагол  + существительное с данными словами в разных падежах.

     

     VI. Подведение итогов.

    -Посмотрите на вопросы урока. На все ли мы получили ответы?

    - Итак, как называется форма для слова?

    - Какие падежи вы узнали?

    - Сделайте вывод относительно цели урока.

    (цель урока достигнута)

    - Встаньте, пожалуйста, те, кто удовлетворён своей работой на уроке.

      VII. Орг.конец.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon konspekt_otkrytogo_uroka_russkogo_yazyka_po_teme.doc45 КБ

    Предварительный просмотр:

    Конспект открытого урока русского языка  по теме «Изменение имён существительных по падежам» (образовательная система «Школа 2100». Учебник русского языка для 4 класса, часть 1.  Авторы:  Е.В. Бунеева, Р. Н. Бунеев, О. В. Пронина)

    Примечание:

    К  моменту проведения данного урока у учеников уже сформировано понятие: изменение окончания не влияет на значение слова, получается только новая форма слова.

     ученикам привычно выполнять задания в рабочих группах (по 5-6 человек)

    Цель урока: ввести понятие падеж (результат изменения окончания слова), познакомиться с падежами в русском языке.

    Ход урока:

    I.  Организационный момент.

    Проверка готовности к уроку.

    II. Актуализация знаний

    -Запишите слово – синоним к слову караулить.

    (поджидать, сторожить, охранять)

    - Запишите название жилища того животного, которое в известной сказке оставило дедку с бабкой без золотого предмета.

    (норка)

    - В одном из произведений К.Г.Паустовского он был наглым ворюгой.

    (кот)

    - Та, которую называют норушка.

    (мышка)

    - Прочитайте записанные слова. Не изменяя их составьте предложение.

    (это невозможно)

    - В чём трудность? Почему не составить предложение?

    (слова не связать между собой)

    - Запишите так, как считаете нужным.

    ( Кот поджидает мышку у норки.)

    - Удалось ли вам вначале выполнить задание ?

    ( нет)

    -А теперь? Почему?

    ( да, мы изменили окончания , добавили предлоги, связали слова между собой)

    - Как же изменяется имя существительное, если изменить в нем окончание?

    (имя существительное не изменяется, получается  форма слова)

    - Сделайте вывод, для чего нужны формы слов.

    (формы слов нужны для связи слов в предложении)

    - Сравним наш вывод с текстом учебника с.95, упражнение 118.

    118. Прочитай текст. Совпадает ли вывод, который ты сделал самостоятельно, с точкой зрения ученого-языковеда. Какие слова автор выделил в тексте? Как ты думаешь почему?

    Чтобы имя существительное могло в разговоре (или на письме) правильно соединяться с другими словами, образуя предложения, оно имеет возможность менять свои  окончания. В разных случаях, отвечая на разные вопросы, существительное применяет разные окончания...

    III. Работа над формулировкой темы урока.

    - Обратимся к вашему жизненному опыту, ребята. Что для вас форма?

    (одежда)

    - А для слова как она (форма) называется?

    ( не знаем)

    - Какая форма бывает у вас?

    (спортивная, парадная, …)

    - А у слов какая бывает форма?

    (не знаем)

    - От чего зависит, какую форму вы наденете?

    (от ситуации, события, мероприятия)

    - А что влияет на форму слова?

    (другие слова, с которыми оно связано)

    - На какие вопросы мы не смогли ответить?

    (Как называется форма для слова?  Какая она бывает?)

    - Сформулируйте, пожалуйста, цель урока.

    (Узнать, как называют форму слова и какая она бывает)

    Вопросы вывешиваются на доске.

     IV  Работа по теме.

    -  Пропустите строку в тетради, отметьте рабочую строку. Я сейчас буду читать стихотворение, в котором пропущены некоторые слова. Запишите эти недостающие слова в столбик справа.

    У норы добычи ждёт,

    Притаившись серый …. (кот)

    Мышь осталась без хвоста

    Вырываясь… (от кота)

    И теперь и за версту

    Не приблизится … (к коту)

    Крыса старая и та,

    Видя грозного … (кота)

    Удерёт в нору под дом,

    Чтоб не встретиться… (с котом)

    Там дрожит и в темноте

    Вспоминает … (о коте)

    - Озвучьте, пожалуйста, полученный столбик.

    (кот, от кота, к коту, кота, с котом, о коте)

    - Итак, что мы уже знаем, учитывая тему урока?

    ( это формы слова кот)

    - Чем они отличаются друг от друга?

    (окончаниями, предлогами, вопросами)

    - Как же называется такое изменение имен существительных?  Откройте учебник, страница 96,зеленая рамка, прочитайте только первое предложение.

    (Такое изменение имен существительных называется изменением по падежам.)

    - Это тема нашего урока. И на какой из поставленных вопросов мы дали ответ?

    (Как называется форма для слова?)

    - И как же она называется?

    (падеж)

    - Да, у существительных есть шесть падежей (открываю часть доски, на которой помещена наглядность «Падежи-человечки»  с закрытыми названиями падежей и вопросами)

    - Про каждый падеж  есть стихотворение - его портрет. Ваша задача:

    1.Узнать каждого из них по стихотворению, выделяя особые приметы.

    -Как вы думаете, что может быть особой приметой каждого падежа (дайте ответ,  используя  записанный столбик слов)

    (то, чем падежи отличаются: вопросы, предлоги)

    2. Выразительно озвучить портрет (прочитать стихотворение для нас)

    3. Сделать это в рабочих группах.

    Каждой группе выдается пара листов, на которых помещено стихотворение об одном из падежей.

    Я – именительный падеж

    И нет на мне чужих одежд.

    Меня легко все узнают

    И в подлежащее зовут

    Предлогов с детства не люблю,

    С собою рядом не терплю,

    Мои вопросы – кто и что? –

    Ни с чем не спутает никто.

    - А я падеж родительный.

    Характер мой – общительный.

    Кого? Чего? – И вот он я!

    Предлоги часто мне друзья:

    И «с», и «до», и «у», и «из» -

    Похож я на винительный

    Бываю иногда,

    Но в тексте различите вы

    Два падежа всегда.

    Я называюсь дательным.

    Работаю старательно.

    Кому отдать? К чему призвать?

    Лишь только я могу сказать.

    С предлогом «к» порой дружу,

    Но и один гулять хожу.

    - А я винительный падеж

    И я во всём виню невежд,

    Зато отличников люблю,

    Для них пятёрки я ловлю.

    Кого позвать, во что играть

    Готов ребятам подсказать.

    Не прочь с предлогами дружить,

    Но и без них могу прожить.

    - А я творительный падеж

    Исполнен всяческих надежд!

    Творите – чем? Творите – с кем?

    Я подскажу вам – нет проблем!

    Предлогам «перед», «под» и «над»

    В любой момент я очень рад!

    А я падеж предложный,

    Со мною – случай сложный!

    Мне без предлогов свет не мил.

    О ком? О чём я говорил?

    Ах, да, нужны предлоги,

    Без них мне нет дороги.

    Пусть будет «в» и «о», и «при»

    Ты их случайно не сотри!

    Тогда смогу я рассказать,

    О чём мечтать и в чём гулять.

    Ученики работают в группах, выделяя название падежа, его вопросы,  предлоги и некоторые особенности. Во время ответа группы  учитель открывает на «портрете» (наглядность «Падежи человечки») название падежа, его вопросы. В тетрадях на помеченной рабочей строке, но СЛЕВА ребята записывают принятое сокращенное обозначение падежа, его вопросы (учитель работает на доске).

    -Ребята, посмотрите, что у нас получилось? (жестом обращаю внимание на форму записи)

    (столбики)

    - Как назовём первый столбик?

    (падежи)

    - Запишите название столбика. Как назовём второй столбик?

    (вопросы)

    - Запишите. Что помещено в третьем?

    (примеры)

    - Запишите название для третьего столбика. Что мы составили?

    (таблицу)

    -Как назовём?

    (таблица падежей)

    - Какое отношение имеет к этой таблице фраза «Иван родил девчонку, велел тащить пелёнки»?

    (первые буквы слов из этой фразы соответствуют названиям падежей, следующих по порядку)

     V. Первичное закрепление.

    - С помощью составленной таблицы потренируемся в изменении имен существительных.

    Учебник, страница 97, упражнение 120

    120. С помощью таблицы «Падежи»  (с. 96) запиши имена существительные кот и сосна в единственном и множественном числе во всех падежных формах с вопросами. Выдели окончания.

    И.п. (кто?) кот, коты (что?) сосна, сосны и т.д.

    Изменение имен существительных по падежам -  это словообразование или словоизменение?. Объясни.

    Учебник, страница 97, упражнение 121 (в парах)

    121. Запиши данные существительные в указанных падежах, выдели окончания.

                   Р.п                                         Р.п.                                      Р.п.

    стол      Д.п.                    трава           Д.п.                        окно     Т.п.

                   Т.п.                                        П.п.                                      П.п.  

    Составь и запиши шесть словосочетаний глагол  + существительное с данными словами в разных падежах.

     VI. Подведение итогов.

    -Посмотрите на вопросы урока. На все ли мы получили ответы?

    - Итак, как называется форма для слова?

    - Какие падежи вы узнали?

    - Сделайте вывод относительно цели урока.

    (цель урока достигнута)

    - Встаньте, пожалуйста, те, кто удовлетворён своей работой на уроке.

      VII. Орг.конец.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Урок русского языка Тема. Изменение имён прилагательных по падежам.

    Урок рсского языка в 4 классе. ОС "Школа 2100..." +презентация к уроку....

    Урок окружающего мира Глобус – модель Земли 2 класс Образовательная система «Школа 2100» Учебник: «Окружающий мир» в 2 частях (А.А. Вахрушев, О.В. Бурский, А.С. Раутиан). М., БАЛАСС, 2013.

    Урок окружающего мираГлобус – модель Земли 2 классОбразовательная система «Школа 2100»Учебник: «Окружающий мир» в 2 частях (А.А. Вахрушев, О.В. Бурский, А.С. Раутиан). М., БАЛАСС, 2013....

    Открытый урок по русскому языку "Изменение имен существительных по падежам в единственном и множественном числах"

    - закреплять знания об однородных членах предложения;          - развивать орфографическую зор...

    Методическая разработка к уроку русского языка. Тема: Изменение имён существительных по падежам. Творительный падеж.

    Презентация к уроку русского языка "Изменение имён существительных по падежам. Творительный падеж". 3 класс. УМК "Перспектива". Авторы учебника: Л. Ф. Климанова, Т. В. Бабушкина....

    Технологическая карта открытого урока русского языка. Правописание окончаний имён существительных в Р., Д. и П. падежах (сопоставление)

    Это урок с применение интерактивной доски и документ камеры. Цель урока: сформировать представление о правописании безударных окончаний имён существительных, о роли склонения и падежа в правописании о...

    Урок русского языка Тема « Изменение имён существительных по числам»

    Урок изучения и первичного закрепления знанийТема « Изменение имён существительных по числам» 3 класс...

    Конспект урока русского языка. Тема: «Изменение имён прилагательных по падежам» 3 класс (УМК Школа России)

    Тема урока:  «Изменение имён прилагательных по падежам»Цели урока: формировать умения определять падеж имён прилагательных, правильно писать падежные окончания прилагательных.Планируе...