Конспект открытого урока русского языка по теме «Изменение имён существительных по падежам» (образовательная система «Школа 2100». Учебник русского языка для 4 класса, часть 1. Авторы: Е.В. Бунеева, Р. Н. Бунеев, О. В. Пронина)
план-конспект урока (русский язык, 4 класс) по теме

Кирилина Юлия Викторовна

 Конспект открытого урока русского языка  по теме «Изменение имён существительных по падежам» (образовательная система «Школа 2100». Учебник русского языка для 4 класса, часть 1.  Авторы:  Е.В. Бунеева, Р. Н. Бунеев, О. В. Пронина)

Примечание:

К  моменту проведения данного урока у учеников уже сформировано понятие: изменение окончания не влияет на значение слова, получается только новая форма слова.

 ученикам привычно выполнять задания в рабочих группах (по 5-6 человек)

Цель урока: ввести понятие падеж (результат изменения окончания слова), познакомиться с падежами в русском языке.

Ход урока:

I.  Организационный момент.

Проверка готовности к уроку.

II. Актуализация знаний

-Запишите слово – синоним к слову караулить.

(поджидать, сторожить, охранять)

- Запишите название жилища того животного, которое в известной сказке оставило дедку с бабкой без золотого предмета.

(норка)

- В одном из произведений К.Г.Паустовского он был наглым ворюгой.

(кот)

- Та, которую называют норушка.

(мышка)

- Прочитайте записанные слова. Не изменяя их составьте предложение.

(это невозможно)

- В чём трудность? Почему не составить предложение?

(слова не связать между собой)

- Запишите так, как считаете нужным.

( Кот поджидает мышку у норки.)

- Удалось ли вам вначале выполнить задание ?

( нет)

-А теперь? Почему?

( да, мы изменили окончания , добавили предлоги, связали слова между собой)

- Как же изменяется имя существительное, если изменить в нем окончание?

(имя существительное не изменяется, получается  форма слова)

- Сделайте вывод, для чего нужны формы слов.

(формы слов нужны для связи слов в предложении)

- Сравним наш вывод с текстом учебника с.95, упражнение 118.

118. Прочитай текст. Совпадает ли вывод, который ты сделал самостоятельно, с точкой зрения ученого-языковеда. Какие слова автор выделил в тексте? Как ты думаешь почему?

Чтобы имя существительное могло в разговоре (или на письме) правильно соединяться с другими словами, образуя предложения, оно имеет возможность менять свои  окончания. В разных случаях, отвечая на разные вопросы, существительное применяет разные окончания...

III. Работа над формулировкой темы урока.

- Обратимся к вашему жизненному опыту, ребята. Что для вас форма?

(одежда)

- А для слова как она (форма) называется?

( не знаем)

- Какая форма бывает у вас?

(спортивная, парадная, …)

- А у слов какая бывает форма?

(не знаем)

- От чего зависит, какую форму вы наденете?

(от ситуации, события, мероприятия)

- А что влияет на форму слова?

(другие слова, с которыми оно связано)

- На какие вопросы мы не смогли ответить?

(Как называется форма для слова?  Какая она бывает?)

- Сформулируйте, пожалуйста, цель урока.

(Узнать, как называют форму слова и какая она бывает)

Вопросы вывешиваются на доске.

 IV  Работа по теме.

-  Пропустите строку в тетради, отметьте рабочую строку. Я сейчас буду читать стихотворение, в котором пропущены некоторые слова. Запишите эти недостающие слова в столбик справа.

У норы добычи ждёт,

Притаившись серый …. (кот)

Мышь осталась без хвоста

Вырываясь… (от кота)

И теперь и за версту

Не приблизится … (к коту)

Крыса старая и та,

Видя грозного … (кота)

Удерёт в нору под дом,

Чтоб не встретиться… (с котом)

Там дрожит и в темноте

Вспоминает … (о коте)

- Озвучьте, пожалуйста, полученный столбик.

(кот, от кота, к коту, кота, с котом, о коте)

- Итак, что мы уже знаем, учитывая тему урока?

( это формы слова кот)

- Чем они отличаются друг от друга?

(окончаниями, предлогами, вопросами)

- Как же называется такое изменение имен существительных?  Откройте учебник, страница 96,зеленая рамка, прочитайте только первое предложение.

(Такое изменение имен существительных называется изменением по падежам.)

- Это тема нашего урока. И на какой из поставленных вопросов мы дали ответ?

(Как называется форма для слова?)

- И как же она называется?

(падеж)

- Да, у существительных есть шесть падежей (открываю часть доски, на которой помещена наглядность «Падежи-человечки»  с закрытыми названиями падежей и вопросами)

- Про каждый падеж  есть стихотворение - его портрет. Ваша задача:

1.Узнать каждого из них по стихотворению, выделяя особые приметы.

-Как вы думаете, что может быть особой приметой каждого падежа (дайте ответ,  используя  записанный столбик слов)

(то, чем падежи отличаются: вопросы, предлоги)

2. Выразительно озвучить портрет (прочитать стихотворение для нас)

3. Сделать это в рабочих группах.

Каждой группе выдается пара листов, на которых помещено стихотворение об одном из падежей.

 

Я – именительный падеж

И нет на мне чужих одежд.

Меня легко все узнают

И в подлежащее зовут

Предлогов с детства не люблю,

С собою рядом не терплю,

Мои вопросы – кто и что? –

Ни с чем не спутает никто.

 

- А я падеж родительный.

Характер мой – общительный.

Кого? Чего? – И вот он я!

Предлоги часто мне друзья:

И «с», и «до», и «у», и «из» -

Похож я на винительный

Бываю иногда,

Но в тексте различите вы

Два падежа всегда.

 

Я называюсь дательным.

Работаю старательно.

Кому отдать? К чему призвать?

Лишь только я могу сказать.

С предлогом «к» порой дружу,

Но и один гулять хожу.

 

- А я винительный падеж

И я во всём виню невежд,

Зато отличников люблю,

Для них пятёрки я ловлю.

Кого позвать, во что играть

Готов ребятам подсказать.

Не прочь с предлогами дружить,

Но и без них могу прожить.

 

- А я творительный падеж

Исполнен всяческих надежд!

Творите – чем? Творите – с кем?

Я подскажу вам – нет проблем!

Предлогам «перед», «под» и «над»

В любой момент я очень рад!

 

А я падеж предложный,

Со мною – случай сложный!

Мне без предлогов свет не мил.

О ком? О чём я говорил?

Ах, да, нужны предлоги,

Без них мне нет дороги.

Пусть будет «в» и «о», и «при»

Ты их случайно не сотри!

Тогда смогу я рассказать,

О чём мечтать и в чём гулять.

Ученики работают в группах, выделяя название падежа, его вопросы,  предлоги и некоторые особенности. Во время ответа группы  учитель открывает на «портрете» (наглядность «Падежи человечки») название падежа, его вопросы. В тетрадях на помеченной рабочей строке, но СЛЕВА ребята записывают принятое сокращенное обозначение падежа, его вопросы (учитель работает на доске).

-Ребята, посмотрите, что у нас получилось? (жестом обращаю внимание на форму записи)

(столбики)

- Как назовём первый столбик?

(падежи)

- Запишите название столбика. Как назовём второй столбик?

(вопросы)

- Запишите. Что помещено в третьем?

(примеры)

- Запишите название для третьего столбика. Что мы составили?

(таблицу)

-Как назовём?

(таблица падежей)

- Какое отношение имеет к этой таблице фраза «Иван родил девчонку, велел тащить пелёнки»?

(первые буквы слов из этой фразы соответствуют названиям падежей, следующих по порядку)

 V. Первичное закрепление.

- С помощью составленной таблицы потренируемся в изменении имен существительных.

Учебник, страница 97, упражнение 120

120. С помощью таблицы «Падежи»  (с. 96) запиши имена существительные кот и сосна в единственном и множественном числе во всех падежных формах с вопросами. Выдели окончания.

И.п. (кто?) кот, коты (что?) сосна, сосны и т.д.

Изменение имен существительных по падежам -  это словообразование или словоизменение?. Объясни.

Учебник, страница 97, упражнение 121 (в парах)

121. Запиши данные существительные в указанных падежах, выдели окончания.

               Р.п                                         Р.п.                                      Р.п.

стол      Д.п.                    трава           Д.п.                        окно     Т.п.

               Т.п.                                        П.п.                                      П.п. 

Составь и запиши шесть словосочетаний глагол  + существительное с данными словами в разных падежах.

 

 VI. Подведение итогов.

-Посмотрите на вопросы урока. На все ли мы получили ответы?

- Итак, как называется форма для слова?

- Какие падежи вы узнали?

- Сделайте вывод относительно цели урока.

(цель урока достигнута)

- Встаньте, пожалуйста, те, кто удовлетворён своей работой на уроке.

  VII. Орг.конец.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_otkrytogo_uroka_russkogo_yazyka_po_teme.doc45 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект открытого урока русского языка  по теме «Изменение имён существительных по падежам» (образовательная система «Школа 2100». Учебник русского языка для 4 класса, часть 1.  Авторы:  Е.В. Бунеева, Р. Н. Бунеев, О. В. Пронина)

Примечание:

К  моменту проведения данного урока у учеников уже сформировано понятие: изменение окончания не влияет на значение слова, получается только новая форма слова.

 ученикам привычно выполнять задания в рабочих группах (по 5-6 человек)

Цель урока: ввести понятие падеж (результат изменения окончания слова), познакомиться с падежами в русском языке.

Ход урока:

I.  Организационный момент.

Проверка готовности к уроку.

II. Актуализация знаний

-Запишите слово – синоним к слову караулить.

(поджидать, сторожить, охранять)

- Запишите название жилища того животного, которое в известной сказке оставило дедку с бабкой без золотого предмета.

(норка)

- В одном из произведений К.Г.Паустовского он был наглым ворюгой.

(кот)

- Та, которую называют норушка.

(мышка)

- Прочитайте записанные слова. Не изменяя их составьте предложение.

(это невозможно)

- В чём трудность? Почему не составить предложение?

(слова не связать между собой)

- Запишите так, как считаете нужным.

( Кот поджидает мышку у норки.)

- Удалось ли вам вначале выполнить задание ?

( нет)

-А теперь? Почему?

( да, мы изменили окончания , добавили предлоги, связали слова между собой)

- Как же изменяется имя существительное, если изменить в нем окончание?

(имя существительное не изменяется, получается  форма слова)

- Сделайте вывод, для чего нужны формы слов.

(формы слов нужны для связи слов в предложении)

- Сравним наш вывод с текстом учебника с.95, упражнение 118.

118. Прочитай текст. Совпадает ли вывод, который ты сделал самостоятельно, с точкой зрения ученого-языковеда. Какие слова автор выделил в тексте? Как ты думаешь почему?

Чтобы имя существительное могло в разговоре (или на письме) правильно соединяться с другими словами, образуя предложения, оно имеет возможность менять свои  окончания. В разных случаях, отвечая на разные вопросы, существительное применяет разные окончания...

III. Работа над формулировкой темы урока.

- Обратимся к вашему жизненному опыту, ребята. Что для вас форма?

(одежда)

- А для слова как она (форма) называется?

( не знаем)

- Какая форма бывает у вас?

(спортивная, парадная, …)

- А у слов какая бывает форма?

(не знаем)

- От чего зависит, какую форму вы наденете?

(от ситуации, события, мероприятия)

- А что влияет на форму слова?

(другие слова, с которыми оно связано)

- На какие вопросы мы не смогли ответить?

(Как называется форма для слова?  Какая она бывает?)

- Сформулируйте, пожалуйста, цель урока.

(Узнать, как называют форму слова и какая она бывает)

Вопросы вывешиваются на доске.

 IV  Работа по теме.

-  Пропустите строку в тетради, отметьте рабочую строку. Я сейчас буду читать стихотворение, в котором пропущены некоторые слова. Запишите эти недостающие слова в столбик справа.

У норы добычи ждёт,

Притаившись серый …. (кот)

Мышь осталась без хвоста

Вырываясь… (от кота)

И теперь и за версту

Не приблизится … (к коту)

Крыса старая и та,

Видя грозного … (кота)

Удерёт в нору под дом,

Чтоб не встретиться… (с котом)

Там дрожит и в темноте

Вспоминает … (о коте)

- Озвучьте, пожалуйста, полученный столбик.

(кот, от кота, к коту, кота, с котом, о коте)

- Итак, что мы уже знаем, учитывая тему урока?

( это формы слова кот)

- Чем они отличаются друг от друга?

(окончаниями, предлогами, вопросами)

- Как же называется такое изменение имен существительных?  Откройте учебник, страница 96,зеленая рамка, прочитайте только первое предложение.

(Такое изменение имен существительных называется изменением по падежам.)

- Это тема нашего урока. И на какой из поставленных вопросов мы дали ответ?

(Как называется форма для слова?)

- И как же она называется?

(падеж)

- Да, у существительных есть шесть падежей (открываю часть доски, на которой помещена наглядность «Падежи-человечки»  с закрытыми названиями падежей и вопросами)

- Про каждый падеж  есть стихотворение - его портрет. Ваша задача:

1.Узнать каждого из них по стихотворению, выделяя особые приметы.

-Как вы думаете, что может быть особой приметой каждого падежа (дайте ответ,  используя  записанный столбик слов)

(то, чем падежи отличаются: вопросы, предлоги)

2. Выразительно озвучить портрет (прочитать стихотворение для нас)

3. Сделать это в рабочих группах.

Каждой группе выдается пара листов, на которых помещено стихотворение об одном из падежей.

Я – именительный падеж

И нет на мне чужих одежд.

Меня легко все узнают

И в подлежащее зовут

Предлогов с детства не люблю,

С собою рядом не терплю,

Мои вопросы – кто и что? –

Ни с чем не спутает никто.

- А я падеж родительный.

Характер мой – общительный.

Кого? Чего? – И вот он я!

Предлоги часто мне друзья:

И «с», и «до», и «у», и «из» -

Похож я на винительный

Бываю иногда,

Но в тексте различите вы

Два падежа всегда.

Я называюсь дательным.

Работаю старательно.

Кому отдать? К чему призвать?

Лишь только я могу сказать.

С предлогом «к» порой дружу,

Но и один гулять хожу.

- А я винительный падеж

И я во всём виню невежд,

Зато отличников люблю,

Для них пятёрки я ловлю.

Кого позвать, во что играть

Готов ребятам подсказать.

Не прочь с предлогами дружить,

Но и без них могу прожить.

- А я творительный падеж

Исполнен всяческих надежд!

Творите – чем? Творите – с кем?

Я подскажу вам – нет проблем!

Предлогам «перед», «под» и «над»

В любой момент я очень рад!

А я падеж предложный,

Со мною – случай сложный!

Мне без предлогов свет не мил.

О ком? О чём я говорил?

Ах, да, нужны предлоги,

Без них мне нет дороги.

Пусть будет «в» и «о», и «при»

Ты их случайно не сотри!

Тогда смогу я рассказать,

О чём мечтать и в чём гулять.

Ученики работают в группах, выделяя название падежа, его вопросы,  предлоги и некоторые особенности. Во время ответа группы  учитель открывает на «портрете» (наглядность «Падежи человечки») название падежа, его вопросы. В тетрадях на помеченной рабочей строке, но СЛЕВА ребята записывают принятое сокращенное обозначение падежа, его вопросы (учитель работает на доске).

-Ребята, посмотрите, что у нас получилось? (жестом обращаю внимание на форму записи)

(столбики)

- Как назовём первый столбик?

(падежи)

- Запишите название столбика. Как назовём второй столбик?

(вопросы)

- Запишите. Что помещено в третьем?

(примеры)

- Запишите название для третьего столбика. Что мы составили?

(таблицу)

-Как назовём?

(таблица падежей)

- Какое отношение имеет к этой таблице фраза «Иван родил девчонку, велел тащить пелёнки»?

(первые буквы слов из этой фразы соответствуют названиям падежей, следующих по порядку)

 V. Первичное закрепление.

- С помощью составленной таблицы потренируемся в изменении имен существительных.

Учебник, страница 97, упражнение 120

120. С помощью таблицы «Падежи»  (с. 96) запиши имена существительные кот и сосна в единственном и множественном числе во всех падежных формах с вопросами. Выдели окончания.

И.п. (кто?) кот, коты (что?) сосна, сосны и т.д.

Изменение имен существительных по падежам -  это словообразование или словоизменение?. Объясни.

Учебник, страница 97, упражнение 121 (в парах)

121. Запиши данные существительные в указанных падежах, выдели окончания.

               Р.п                                         Р.п.                                      Р.п.

стол      Д.п.                    трава           Д.п.                        окно     Т.п.

               Т.п.                                        П.п.                                      П.п.  

Составь и запиши шесть словосочетаний глагол  + существительное с данными словами в разных падежах.

 VI. Подведение итогов.

-Посмотрите на вопросы урока. На все ли мы получили ответы?

- Итак, как называется форма для слова?

- Какие падежи вы узнали?

- Сделайте вывод относительно цели урока.

(цель урока достигнута)

- Встаньте, пожалуйста, те, кто удовлетворён своей работой на уроке.

  VII. Орг.конец.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка Тема. Изменение имён прилагательных по падежам.

Урок рсского языка в 4 классе. ОС "Школа 2100..." +презентация к уроку....

Урок окружающего мира в 4-ом классе по теме: "Наши предки - древесные жители", Образовательная система "Школа 2100", (учебник и рабочая тетрадь А.А. Вахрушева, Д.Д. Данилова, О.В. Бурского, А.С. Раутиана)

Урок окружающего мира в 4-ом классе по теме "Наши предки - древесные жители", Образовательной системе "Школа 2100" ,  (учебник и рабочая тетрадь А.А. Вахрушева, Д.Д. Данилова, О.В. Бурского, А.С....

Урок окружающего мира Глобус – модель Земли 2 класс Образовательная система «Школа 2100» Учебник: «Окружающий мир» в 2 частях (А.А. Вахрушев, О.В. Бурский, А.С. Раутиан). М., БАЛАСС, 2013.

Урок окружающего мираГлобус – модель Земли 2 классОбразовательная система «Школа 2100»Учебник: «Окружающий мир» в 2 частях (А.А. Вахрушев, О.В. Бурский, А.С. Раутиан). М., БАЛАСС, 2013....

Открытый урок по русскому языку "Изменение имен существительных по падежам в единственном и множественном числах"

- закреплять знания об однородных членах предложения;          - развивать орфографическую зор...

Методическая разработка к уроку русского языка. Тема: Изменение имён существительных по падежам. Творительный падеж.

Презентация к уроку русского языка "Изменение имён существительных по падежам. Творительный падеж". 3 класс. УМК "Перспектива". Авторы учебника: Л. Ф. Климанова, Т. В. Бабушкина....

Урок русского языка Тема « Изменение имён существительных по числам»

Урок изучения и первичного закрепления знанийТема « Изменение имён существительных по числам» 3 класс...

Конспект урока русского языка. Тема: «Изменение имён прилагательных по падежам» 3 класс (УМК Школа России)

Тема урока:  «Изменение имён прилагательных по падежам»Цели урока: формировать умения определять падеж имён прилагательных, правильно писать падежные окончания прилагательных.Планируе...