Урок окружающего мира в 4-ом классе по теме: "Наши предки - древесные жители", Образовательная система "Школа 2100", (учебник и рабочая тетрадь А.А. Вахрушева, Д.Д. Данилова, О.В. Бурского, А.С. Раутиана)
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс) по теме

Селиверстова Людмила Александровна

Урок окружающего мира в 4-ом классе по теме "Наши предки - древесные жители", Образовательной системе "Школа 2100" ,  (учебник и рабочая тетрадь А.А. Вахрушева, Д.Д. Данилова, О.В. Бурского, А.С. Раутиана) 


Через материал этого урока идёт знакомство учащихся с происхождением человека, со сходством в строении человека и обезьяны.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_oom_4_klass.docx505.89 КБ

Предварительный просмотр:

ГБОУ  СОШ №1987

г. Москва

Конспект урока окружающего мира

в 4 классе

Тема: «Наши предки – древесные жители»

Учитель начальных классов

Селивёрстова Людмила Александровна

Тема урока: «Наши предки – древесные жители»

Урок окружающего мира в 4-ом классе по Образовательной системе "Школа 2100" (учебник и рабочая тетрадь А.А. Вахрушева, Д.Д. Данилова, О.В. Бурского, А.С. Раутиана)

Цели:

Познакомиться учащихся с происхождением человека, со сходством в строении человека и обезьяны.

Развивать УУД: личностные, регулятивные, познавательные,

коммуникативные.

Уметь объяснять и доказывать необходимость бережного отношения к живым организмам.

Задачи:

Формируемые в рамках урока универсальные учебные действия

Личностные :

- формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы

Регулятивные:

- целеполагание как постановка учебной задачи (подведение к теме урока)

- планирование (составление плана выполнения задания в группах)

- прогнозирование (выдвижение гипотез о приспоблениях обезьян?????)

- контроль (самопроверка задания выполненного самостоятельно)

- коррекция (соотнесения знания, "открытого" детьми, с выводом, данным в учебнике)

- оценка (оценка работы в группах и оценка самостоятельно выполненного задания по алгоритму)

Познавательные:

1.Общеучебные универсальные действия:

- формулирование темы урока

- поиск и выделение необходимой информации (работа в группах с текстом и иллюстрациями учебника, наглядными пособиями)

- умение адекватно, осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме

- смысловое чтение как осмысление цели чтения

2.Универсальные логические действия:

- анализ объектов с целью выделения существенных признаков

- синтез как составление целого из частей

- выбор оснований для сравнения

- подведение под понятия, распознавание объектов

- установление причинно-следственных связей, построение логической цепи рассуждений, доказательств

- выдвижение гипотез

3. Постановка и решение проблемы:

- самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем поискового характера

Коммуникативные:

- умение слушать и вступать в диалог

- участвовать в коллективном обсуждении проблем

- интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками

Основные методы и технологии развития УУД, используемые в рамках урока

Технология проблемно - диалогического обучения

Технология продуктивного чтения

Технология оценки учебных успехов

Технология групповой работы

1 Слайд

Ход урока

Организация внимания

Я предлагаю встать в круг и взяться за руки. Покажите мне свои глазки. Я улыбнусь вам, и вы улыбнитесь друг другу.

- Закройте глазки. Представьте себя красивым цветком, который растет на большой поляне, и теплый летний ветерок играет с его лепестками. Красивое солнышко украшает цветок блеском золотистого цвета. Сделайте глубокий вдох, а на выдохе пропойте звук "Оооооооо ...". (2 минуты)

-Ребята, а теперь подойдите к доске и возьмите тот лепесток, который вам нравится по цвету. С красными лепестками садитесь за правый стол, а с синими лепестками за левый стол.

Слайд

Диалог  Миши и Лены ( на экране иллюстрация)

Миша: Что ты на меня так смотришь?

Лена: Пожалуй, ты действительно немножко похож на обезьяну.

Миша: Мне кажется ты больше на неё похожа своими размерами. А вообще, мы все – родственники!

Учитель: Какие мнения высказывают наши герои? (Дети сравнивают друг друга с обезьянами)

Какой у вас возник вопрос? (Правда ли мы схожи с обезьянами  )

Слайд.

Давайте рассмотрим рисунок и решим,  правы ли Лена и Миша.

 Почему Миша называет нас и обезьян родственниками?

У нас есть сходные черты, поэтому мы родственники. Но есть и отличия, ведь мы живем в разных местах.

Определение темы урока.

Слайд

Человек - одна из величайших загадок для самого себя. Как много разных представлений существует о происхождении человека, его недостатках и добродетельности, мировоззрении и интуиции. Похоже, что пока рано делать окончательные выводы о том, что же такое человек.

Учитель: Как вы думаете, о ком пойдет речь сегодня на уроке.

О человеке, о животных, об обезьянах.

Дайте имя нашему уроку.

Человек и обезьяна. Наши предки обезьяны

А теперь проверим, совпали ли наши предположения с названием нашей темы.

-Сегодня на уроке мы будем говорить о наших предках, а именно об обезьянах.

А для чего нам нужно знать это?

(Чтобы передать знания своим детям, чтобы знать кто наши предки и т. д.)

-Чтобы точнее  ответить на этот вопрос мы вернемся к нему позже.

III. Совместное открытие знаний.

Учитель: Вспомним наших дальних родственников.

Слайд

Учитель: Что вы можете сказать об этих обезьянах?

(Горилла большая обезьяна,  шимпанзе маленькая и шустрая, орангутанг и гиббон  большие обезьяны, они все живут на деревьях, внешне они похожи на человека… )

-чтобы больше узнать об этих обезьянах, предлагаю вам самим найти о них информацию.

 

                   Человекообразные обезьяны – наши дальние родственники

Учитель: А сейчас давайте поработаем с информацией. Я вам раздам карточки, вы прочтете и постарайтесь ответить на мои вопросы. (Работа по карточкам) Прочитайте задание. Что нужно выполнить?   Первая группа   подчеркни те особенности, которые роднят человека со всеми животными , а вторая группа только с обезьянами.

Проверяем

Слайд 10

Учитель: Какой вывод мы можем сделать? Кто из животных ближе к человеку?

-Мы относимся к миру животных. Ближайшие наши родственники – человекообразные обезьяны. Ученые считают, что у человека и обезьян были общие предки, которые вели древесный образ жизни.

Учитель: Рассмотрим иллюстрацию

Слайд 11

 Что вы видите? Что вы можете сказать о «руке обезьяны»?

 Почему произошли изменения руки?  

Чтобы ухватится за ветку, “рука обезьяны” должна её чувствовать. На коже пальцев обезьян имеется множество чувствительных клеток – рецепторов осязания, что позволяет хватательной конечности выполнять функцию органа манипуляции предметами. Хватательная конечность не нуждается в когтях, поэтому они заменены на плоские ногти.

-Что вы можете  сказать о руке человека.

Рука человека ещё более чувствительный и ловкий орган.

- Почему зрение важно для человека? Для обезьяны?

 -А сейчас выполним задание № 1

-Проверим.

Слайд 12 .

Прыгая по веткам, обезьяны оценивают расстояние с помощью ГЛАЗ,. Вспомни неудобства при игре в “жмурки”. Они связаны с тем, что у человека этот орган чувств – самый ГЛАВНЫЙ 

Учитель:  Посмотрите на рисунок и попробуйте ответить на вопрос,  как развит мозг обезьяны?

 Слайд 13

Мозг обезьяны хорошо развит. Они легко учатся использовать новые предметы и меняют своё поведение в незнакомых условиях.

Учитель: Предлагаю снова поработать с информацией и ответить на мой вопрос: Почему обезьяны так поздно взрослеют? 

(Слайд 14)

Сложное поведение обезьян требует длительного обучения

Учитель: Назовите все сходства человека с обезьянами.

 Слайд 15

Общие предки, ведущие древесный образ жизни, хорошо развита рука, зрение, сложный мозг, длительный период детства

Учитель: Теперь находим отличия человека от обезьян

Слайд 16

Учитель: Выполним задание № 2 Вам нужно продолжить предложения

Спускаясь с деревьев на землю, обезьяны обычно передвигаются на ЧЕТЫРЕХ КОНЕЧНОСТЯХ. Древний человек жил на открытых пространствах и ходил по земле на ДВУХ НОГАХ. Это освободило руки, которые стали помогать ему добывать ПИЩУ и защищаться от ХИЩНИКОВ

Взаимопроверка

-А теперь поменяйтесь карточками и проверьте, правильность выполненного задания.

Учитель: Какие движения может выполнять рука человека?

 (Слайд 18)

Разнообразные точные и сложные движения.

Учитель: Назовите какое главное отличие человека от животных?

 (Слайд 19)

Главное отличие человека от животных – разум. Человек обладает речью

Учитель: Назовите другие отличия человека от животных (Слайд 20)

Хождение на двух ногах, развитие мышц ног с опорой на стопу. Люди могут предвидеть события, продумать свои действия. Общаются с помощью речи

IV. Закрепление изученного.

- Выполнение заданий по группам.

Задание № 3 Отметить знаком «+» те рисунки, на которых изображены действия, доступные только рукам человека..(Слайд 23)

Проверка.

V. Подведение итогов

- Что нового узнали? (Обезьяны наши дальние предки, у обезьян как и людей длительный период детства, хорошо развит мозг, хорошо развита рука, зрение…)

 -А теперь вернемся к вопросу, для чего нам нужна эта информация ?( Для того, что множество особенностей человека становятся понятными для нас, если мы будем знать, что наши древние предки жили на деревьях.)

Оценивание учащихся

-Ребята, оцените себя на уроке:

-Тот кто считает, что работал активно, отвечал на все задания- поднимите карточку  красного цвета.

-Тот, кто считает, был недостаточно активен и отвечал не на все вопросы, поднимите карточку желтого цвета.

-Ну и тот кто считает, что мало работал на уроке, поднимите зеленую карточку.

-А теперь давайте оценим урок. Если понравился урок поднимите карточку красного цвета, если не понравился, то зеленого цвета.

Задание на дом

  1. Найти сообщения о обезьянах

        2.* Описать как выглядел бы разумный муравей.

Литература

1.  Осипова Н.В. Показатели сформированности универсальных учебных действий обучающихся / Н. В. Осипова, И. А. Головинская, С. В. Брюханова

// Управление начальной школой. - 2010. - № 10. - С. 26-33.

Ценностные ориентиры образования в гимназии. Показатели сформированности универсальных учебных действий обучающихся на момент поступления в школу, окончания 1-го класса и выпуска из начальной школы.

2.  Перминова Л.М.   Взаимосвязь стандартов первого и второго поколений / Л. М. Перминова

// Народное образование. - 2010. - № 7. - С. 209-216.

Анализ стандартов. Существенные отличия и связи образовательно-обучающего характера.

3.  Перминова Л.М.   Дидактическая взаимосвязь школьных образовательных стандартов первого и второго поколений / Л. М. Перминова // Педагогика. - 2010. - № 4. - С. 26-32. - Библиогр.: с. 32.

4.  Перминова Л.М.   Дидактические условия взаимосвязи школьных стандартов первого и второго поколений / Л. М. Перминова

// Школьные технологии. - 2010. - № 3. - С. 3-9.

5.  Песняева Н.А.   Учебный диалог как средство формирования универсальных учебных действий младших школьников / Н. А. Песняева

// Методист. - 2010. - № 4. - С. 61-67.

6.  Песняева Н.А.   Формирование универсальных учебных действий в учебном диалоге / Н. А. Песняева

// Управление начальной школой. - 2010. - № 7. - С. 15-22.

7.  Петерсон Л.Г.   Механизмы формирования универсальных учебных действий на основе дидактической системы деятельностного метода обучения "Школа 2000..." / Л. Г. Петерсон

// Муниципальное образование: инновации и эксперимент. - 2011. - № 3. - С. 17-23. - Библиогр.: с. 23.

Наши предки – древесные жители

Задание 1.

Прыгая по веткам, обезьяны оценивают расстояние с помощью ___________,. Вспомни неудобства при игре в “жмурки”. Они связаны с тем, что у человека этот орган чувств – самый __________________.

Задание 2.

Спускаясь с деревьев на землю, обезьяны обычно передвигаются на ___________________________________. Древний человек жил на открытых пространствах и ходил по земле на ___________________. Это освободило руки, которые стали помогать ему добывать _____________ и защищаться от __________________________________.

Задание 3.

Зачеркните в тексте фразы с которыми вы не согласны.

Наши предки вели древесный образ жизни. Поэтому люди теперь ходят на двух ногах. У них широкие плечи и хорошо развито зрение. Детство людей длится очень долго, и они многому обучаются у своих родителей. Как и у обитателей деревьев, у них есть речь.

         В отличие от обезьян люди хорошо видят и имеют ловкие руки с подвижными пальцами.

                Наши предки – древесные жители        

Задание 1.

Прыгая по веткам, обезьяны оценивают расстояние с помощью ___________,. Вспомни неудобства при игре в “жмурки”. Они связаны с тем, что у человека этот орган чувств – самый __________________.

Задание 2.

Спускаясь с деревьев на землю, обезьяны обычно передвигаются на ___________________________________. Древний человек жил на открытых пространствах и ходил по земле на ___________________. Это освободило руки, которые стали помогать ему добывать _____________ и защищаться от __________________________________.

Задание 3.

Подчеркни фразы, которые может понять собака

«Сидеть», «Ко мне», «Свари макароны», «Иди в школу», «Принеси палку», «Реши задачу»

Наши предки – древесные жители              

Задание 1.

Прыгая по веткам, обезьяны оценивают расстояние с помощью ___________,. Вспомни неудобства при игре в “жмурки”. Они связаны с тем, что у человека этот орган чувств – самый __________________.

Задание 2.

Спускаясь с деревьев на землю, обезьяны обычно передвигаются на ___________________________________. Древний человек жил на открытых пространствах и ходил по земле на ___________________. Это освободило руки, которые стали помогать ему добывать _____________ и защищаться от __________________________________.

Задание 3.

Отметить знаком «+» те рисунки, на которых изображены действия, доступные только рукам человека.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок окружающего мира во 2 классе по теме: "Наши помощники - органы чувств"

Данный урок входит в раздел  «Кто ты такой». При изучении нового материала  применяется методика наглядного обучения, методика практического обучения, методика словесного обучения, игровые м...

Урок окружающего мира в 4 классе на тему "Наши подземные богатства"

Урок окружающего мира в 4 классе на тему "Наши подземные богатства" по программе "Школа России", учебник А.А. Плешаков...

Урок окружающего мира в 1 классе по теме: "Наши маленькие соседи" (Насекомые. Их разнообразие.)

Урок-исследование соответствует образовательной программе «Гармония» и входит в раздел: «Разнообразие и красота животных». В процессе работы в малых группах, проводя исследования, дети узнают о том, к...

Конспект урока окружающего мира в 3 классе по теме "Наше питание. Пищеварительная система"

Конспект урока окружающего мира в 3 классе по программе "Школа Росии" А.А. Плешаков . Тема:"Наше питание. Пищеварительная система"...

конспект урока Окружающего мира в 4 классе по теме «Наши подземные богатства» УМК «Школа России»Автор: А.А. Плешаков

Урок Окружающего мира в 4 классеПо теме «Наши подземные богатства»УМК «Школа России»Автор: А.А. ПлешаковТип урока:усвоение новых знанийЦели урока:1. Образовательные: познакомить с полезными бога...

Презентация к открытому уроку окружающего мира в 4 классе по теме "Наши подземные богатства" УМК "Школа России"

Презентация разработана к открытому уроку по теме "Наши подземные богатства" УМК "Школа России". Презентация содержит краеведческих материал о полезных ископаемых Воронежской облас...

Конспект открытого урока окружающего мира в 4 классе по теме "Наши подземные богатства"

Урок окружающего мира разработан по УМК "Школа России" на основе краеведческого материала Воронежской области...