конспект урока Окружающего мира в 4 классе по теме «Наши подземные богатства» УМК «Школа России»Автор: А.А. Плешаков
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс) на тему
Урок Окружающего мира в 4 классе
По теме «Наши подземные богатства»
УМК «Школа России»Автор: А.А. Плешаков
Тип урока:усвоение новых знаний
Цели урока:1. Образовательные: познакомить с полезными богатствами, их разнообразием, свойствами, значением для людей, обобщить и активизировать уже имеющиеся знания.2. Развивающие: научить определять и самостоятельно формулировать основные особенности подземных богатств на основе наблюдения; создать благоприятные условия для развития совместного поиска ответа на поставленные вопросы и задачи.3. Воспитательные: создать условия для формирования умения работать в группах, воспитывать интерес к окружающему миру, любознательность, учить экономно использовать богатства нашей Родины.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 35.69 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок Окружающего мира в 4 классе
По теме «Наши подземные богатства»
УМК «Школа России»Автор: А.А. Плешаков
Тип урока:усвоение новых знаний
Цели урока:1. Образовательные: познакомить с полезными богатствами, их разнообразием, свойствами, значением для людей, обобщить и активизировать уже имеющиеся знания.2. Развивающие: научить определять и самостоятельно формулировать основные особенности подземных богатств на основе наблюдения; создать благоприятные условия для развития совместного поиска ответа на поставленные вопросы и задачи.3. Воспитательные: создать условия для формирования умения работать в группах, воспитывать интерес к окружающему миру, любознательность, учить экономно использовать богатства нашей Родины.
Оборудование: 1. Образцы полезных ископаемых, иллюстрации с изображением добычи и применения полезных ископаемых.2. Учебники «Мир вокруг нас», 4 класс, 1 часть – М «Просвещение» 2011г (автор А. А. Плешаков)3. Рабочие тетради «Мир вокруг нас» 4 класс, 1 часть - М «Просвещение» 2011 г (автор А. А. Плешаков)4. Атлас – определитель «От земли до неба» - М «Просвещение» 2008г (автор А. А. Плешаков)
Формы работы: фронтальная, работа в группах, индивидуальная
Ход урока:
I.Мотивация к учебной деятельности.
Учитель: Поприветствуйте улыбкой гостей, друг друга. Я рада вас вести дорогой знаний.
Ребята посмотрите пожалуйста на доску и прочитайте высказывание
Ученики читают в слух: «Ученик, который учится без желания,- это птица без крыльев»
Учитель: Как вы понимаете это высказывание?
Предполагаемый ответ: Птица без крыльев не может летать, существовать, так и ученик без желания не сможет учиться.
Учитель:Молодцы, а теперь оцените свой настрой, покажите его карточкой настроения.
Ученик:
Учитель: Желаю сохранить радостное настроение на протяжении всего урока. Желаю открытия новых знаний и отличных отметок.
II. Актуализация знания для изучения нового материала => постановка проблемы.
Учитель: Ребята вспомните пожалуйста что мы изучали на прошлом уроке?
Ученик: Водоёмы.
Учитель: Что такое водоемы?
Ученик: Водоемы – это хранилища воды, которая необходима всему живому. А для растений и животных, которые там живут еще и единственный дом.
Учитель: На какие две группы можно разделить водоемы, о которых мы говорили на прошлом уроке?
Ученик: Реки и озера.
Учитель: Что объединяет эти водоемы?
Ученик: Они все естественные, пресные.
Учитель: Можно ли назвать водоемы богатством земли?
Ученик: Да.
Учитель: Обоснуйте свое мнение.
Ученик: Они украшают землю, радуют красотой. Люди здесь отдыхают, купаются, загорают, по воде путешествуют, перевозят грузы. Из водоемов берут воду, без которой не обойтись в быту и на производстве.
Проблемная ситуация
Учитель: Что относится еще к природным богатствам?
Ученик: Воздух, почва, растения, животные, полезные ископаемые
Учитель: Сегодня на урок я принесла товары, которые можно приобрести в магазине, те которые необходимы в быту. Вот они: ножницы, глиняная свистулька, набор школьных мелков, мыло, торфяной горшочек, плакат с изображением Медного всадника, кирпич, таблетки активированного угля, стакан, игрушечная газовая плита. Что объединяет эти товары?
Ученик: они созданы человеком и необходимы людям.
Учитель: Из чего они сделаны?
Ученик: трудно ответить, хотя можно предположить, что они сделаны из того, что дала природа.
Учитель: Попробуйте сформулировать точнее.
Ученик: Из полезных ископаемых.
Учитель: Почему они так называются?
Ученик: Их добывают глубоко под землей.
Учитель: Сформулировать тему сегодняшнего урока.
Ученик: (Полезные ископаемые, такую тему мы изучали в 3 классе)
Учитель: Точнее, вспомните, пожалуйста, где они добываются?
Ученик: они добываются глубоко под землей, являются нашим богатство, поэтому можно предположить, что тема урока: «Наши подземные богатства».
Учитель:Исходя из темы урока сформулируйте цель урока.
Ученик: Изучить наши подземные богатства , их разнообразие, свойства, значение для людей
Научиться определять и самостоятельно формулировать основные особенности подземных богатств.
Учитель: Что такое полезные ископаемые?
Ученик: Это горные породы и минералы, которые человек использует в хозяйстве.
Учитель: Ископаемые, объясните смысл этого слова.
Ученик: Их выкапывают, добывают из земли.
Учитель: Из курса природоведения 3 класса. Какие полезные ископаемые вам известны?
Ученик: гранит, железная руда, известняк, песок, глина, торф, природный газ.
Учитель: В природе очень много подземных богатств, польза от их добычи и переработки огромна, поэтому человечество не может жить без использования полезных ископаемых.
III. Выявление места и причины затруднения.
Учитель: Проведем практическую работу. Будем работать в группах, каждая группа будет исследовать образец полезного ископаемого, устанавливать его свойства. (учитель раздает карточки с названием полезного ископаемого)
Можете приступить к работе.
Учитель: Ребята все ли у вас получается?
Ученик: Нет. Мы не можем выполнить задание.
IV. Построение проекта выхода из затруднения
Учитель: А что нам необходимо для работы?
Ученик: план описания полезного ископаемого.
Учитель: А где мы можем узнать план?
Ученик: В учебнике.
V. Реализация построенного проекта.
Учитель: Откройте учебник на странице 159 и используя образец (учебную статью) иллюстрации на страницах выполним работу.
План:
1. Название, где добывают.
2. основные свойства.
3. Использование.
4. Что из представленных товаров может быть из него сделано.
VI. Первичное закрепление.
Каждая группа заполняет плакат.
Название | Основные свойства | Использование | Плакаты |
1. Гранит глубоко в земле | Твердый, прочный, хорошо полируется | Для строительства набережных рек (река Нева), станций метро, памятников, облицовка зданий. | Памятник «Медный всадник» |
2. Известняк в карьере | Твердый, белого или серого цвета | Строительство зданий, дорог (известь, мел, мрамор – видоизмененный известняк) | Мел |
3. Глина карьер | Пластичность, бурая, желтая, белая, голубая | Кирпичи, черепица, облицовочная плитка | кирпич |
4. Каменный уголь шахты глубоко в земле | Твердый, но хрупкий. Черного цвета, горюч. | Топливо, краски, лекарство, пластмасса, духи. | лекарства |
5. Нефть глубоко под землей | Жидкая, густая, темного цвета, с резким запахом | Топливо, бензин, керосин, смазное масло, вазелин | мыло |
6. Железная руда | Твердая, плавкая, тяжелая, притягивает металлические предметы | Металлы, основное сырье для машин | ножницы |
В конверте у каждой группы черно-белые варианты или цветные иллюстрации.
Таблица из плакатов открывается после отчета группы. Учитель дополняет ответы.
Гранит – горная порода, состоящая из зерен нескольких минералов. «Зерно» по латыни – гранум. От этого слова появилось название – гранит.
Каменный уголь образовали растения, которые жили на Земле много миллионов лет назад. Земля выглядела тогда совсем не так. На ней не было ни птиц, ни зверей, ни людей. Да и растения были другими. Это были гигантские папоротники-деревья с толстыми стволами – колоннами. Вот эти деревья и превратились в каменный уголь. Это удивительная весточка из бесконечно далекого прошлого.
Известняк образовался из остатков морских организмов, он сложен из кальция. Известняк использует в строительстве. Мрамор и мел – его разновидности.
Железная руда. Слово произошло от слова «джальза». На поверхности земли люди находили железные метеориты и делали из них орудия для труда и охоты, украшения. Первым орудием труда был камень. Но как-то камень упал в костер и расплавился. Так было положено начало металлургии – производству металлов.
Нефть – жидкое полезное ископаемое. Ученые разных стран спорят о том, как она появилась. Одно очевидно она образовалась из остатков каких-то живых организмов.
Учитель: Посмотрите на статью учебника, какие подземные богатства мы не исследовали?
Ученик: Торф, песок, глину.
Учитель: Как вы думаете, почему?
Ученик: высказывают свои предположения.
Учитель: (Указываю на карту Смоленской области)
Ученик: Может быть, их добывают на территории нашей области?
Учитель: Правильно, давайте исследуем эти полезные, результат исследования запишем в таблицу рабочей тетради на стр 52
VII. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
Название | Свойства | Применение |
Глина в карьере | Рыхлая, пластичная, бурая, может быть белая или голубая | Кирпичи , посуда |
Песок в карьерах | Сыпучие крупинки желтого цвета | Строительство, дороги, стекло |
Торф болотистая местность карьер | Горючий, непрочный, легче воды, рыхлый, бурого цвета в нем хорошо видно | Топливо, удобрение, подстилка для скота, лекарства |
Итог по пр. работе. Осталась игрушечная газовая плита.
Работаем со статьей стр. 168 «Охрана подземный богатств»
Учитель: Прочитаем статью. Сформулируйте и задайте одноклассникам вопросы по тексту статьи.
Ученик: Почему необходимо очень экономно использовать подземные богатства?
Это такие богатства, которые нельзя восстановить.
Ученик: Как мы (школьники) можем помогать взрослым в охране полезных ископаемых?
Собирать металлолом, следить, чтобы попусту не горел газ а плите, зимой не оставлять открытой дверь в подъезд, беречь тепло.
Учитель: Какая главная мысль статьи?
Ученик: Подземное богатство земли бесценно, поэтому необходимо использовать их очень экономично и бережно.
Учитель: Вы хорошо поработали. Узнали много нового, обобщили изученные знания. Надеюсь, что вы легко справитесь с заданием.
С каждого ряда по три человека (это команда), называется игра «Вопрос из конверта».
(Берут из конверта вопросы, обсуждают, выбирают правильный, озвучивают ответы)
Итог по игре:
Учитель: Вы хорошо справились с заданием. Работали активно и быстро.
VIII. Рефлексия.
Покажите на карточках, какое у вас настроение на конец урока.
Ученик: (ученики показывают)
Учитель: Понравился лм вам урок?
Ученик: Очень понравился
Учитель: Чем?
Ученик: Мы работали дружно, коллективом, узнали много интересного.
Домашнее задание.
Дома:
1) проверьте знания, полученные на уроке, ответив на вопросы учебника на стр. 169
2) выполните задание в тетради на стр. 52
3) У нас на столе осталась игрушечная газовая плита. Какое полезное ископаемое используют, чтобы она функционировала?
Ученик: Природный газ.
Учитель: Сделайте сообщение об этом природном ископаемом.
Урок окончен. Спасибо за работу.
1 конверт (1 команда)
1 задание: Что такое полезное ископаемое?
1) Все, что люди добывают из под земли.
2) Все полезные для человека минералы и горные породы.
3) Минералы и горные породы, которые люди добывают из-под земли и используют их
2 задание:О чем идет речь в тексте?
Это полезные ископаемые. Узнать нетрудно: в нем хорошо заметны остатки растений, из которых он образовался. Основное растение его образующее – мох – сфагнум.
Кроме него в залежах этого полезного ископаемого попадают и дугие растения Это горючее полезное ископаемое
3 задание: Назовите горючие полезные ископаемые:
А – гранит
Б – нефть
В – газ
Г – каменный уголь
2 конверт (2 команда)
1 задание:Укажите рудное полезное ископаемое:
1) природный газ
2) торф
3) железная руда
4) нефть
2 задание:Какое полезное ископаемое используют при производстве кирпичей?
1) глина
2) известняк
3) торф
4) мрамор
3 задание:Человек из глины научился делать посуду. Посуда это часть природы или изделие?
3 конверт
1 задание: Какое полезное ископаемое используется при производстве стекла?
1) глина
2) песок
3) известняк
4) торф
2 задание: Укажите общее свойство для каменного угля, нефти, природного газа:
1) твердость
2) цвет
3) текучесть
4) горючесть
3 задание:О чем идет речь?
Бывает в природе серого, розового, красного цвета. Его часто можно увидеть в городах: и облицованы стены некоторых зданий, из него построены набережные рек, изготовлены постаменты для памятников. Это горная порода, состоящая из таких минералов, как полевой шпат, кварц и слюда
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2012/10/31/picture-129649-1351706738.jpg)
Конспект урока окружающего мира по теме "Наши подземные богатства"
Урок окружающего мира по теме "Наши подземные богатства"Цели урока:- вспомнить - свойства полезных ископаемых,- узнать - какие полезные ископаемые добывают в нашем крае,- воспитать - бережное отношени...
![](/sites/default/files/pictures/2014/02/16/picture-404620-1392549417.jpg)
Мультимедийная презентация урока окружающего мира по теме: "Домашние опасности". 2 класс ("Школа России" автор учебника А.А.Плешаков)
Урок выполнен в рамках технологии деятельностного метода. Соответствует всем требованиям ФГОС....
![](/sites/default/files/pictures/2016/01/30/picture-743575-1454105533.jpg)
Конспект урока по окружающему миру на тему "Наши подземные богатства".
Конспект урока по окружающему миру на тему "Наши подземные богатства" разработан для учащихся 4 -х классов....
![](/sites/default/files/pictures/2012/02/25/picture-62499.jpg)
Технологическая карта урока окружающего мира по теме: "Наши подземные богатства" 4 класс УМК "Школа России"
Технологическая карта урока окружающего мира по теме: "Наши подземные богатства" 4 класс УМК "Школа России", составлена в соответствии с ФГОС НОО, содержит групповую практическую р...
![](/sites/default/files/pictures/2014/11/10/picture-522949-1415646531.jpg)
Презентация к открытому уроку окружающего мира в 4 классе по теме "Наши подземные богатства" УМК "Школа России"
Презентация разработана к открытому уроку по теме "Наши подземные богатства" УМК "Школа России". Презентация содержит краеведческих материал о полезных ископаемых Воронежской облас...
![](/sites/default/files/pictures/2014/11/10/picture-522949-1415646531.jpg)
Конспект открытого урока окружающего мира в 4 классе по теме "Наши подземные богатства"
Урок окружающего мира разработан по УМК "Школа России" на основе краеведческого материала Воронежской области...
![](/sites/default/files/pictures/2013/05/16/picture-95380-1368710956.jpg)
План-конспект урока по окружающему миру. 4 класс. Тема: «Наши подземные богатства»
Цели: - сформировать представления о подземных богатствах; - ознакомить с полезными ископаемыми, их применением, свойствами, способами добычи, охраной подземных богатств. Задачи: -...
- Мне нравится (1)