Урок русского языка Тема « Изменение имён существительных по числам»
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) на тему

Гузаирова Альфира Эрнестовна

Урок изучения и первичного закрепления знаний

Тема « Изменение имён существительных по числам» 3 класс

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок изучения и первичного закрепления знаний

Тема « Изменение имён существительных по числам»

Цель урока:

 - формировать ценностное отношение к совместной учебно-познавательной деятельности по определению формы числа имени существительного.

Обучающие задачи:

 - учить учащихся употреблять в речи имена существительные, классифицировать их;

 - изменять имена существительные по числам.

Развивающие задачи:

 - способствовать развитию речи, внимания.

 Воспитательные задачи:

 - воспитывать в учащихся бережное отношение к природе.

Планируемые результаты

Предметные:

 * применять знания в жизненных ситуациях;

 * определять число имён существительных.

       * знать о существительном, его признаках.

        * изменять имена существительные по числам;

         *вписывать изученные орфограммы в слова.

Метапредметные:

Познавательные ууд:

-  развитие внимания, мышления; определять форму числа имени существительного и обосновывать своё мнение.

Регулятивные ууд:

— выполнять взаимопроверку, самопроверку и корректировку учебного задания.

-планировать и выполнять учебное задание в соответствии с целью;

— соотносить учебное действие с известным правилом;

Коммуникативные ууд: 

— формировать умение работать в парах, группах;

-  высказывать свои мысли и доказывать свою точку зрения.

Личностные:

- формирование умения оценивать свою работу;

- воспитывать у учащихся уважение к мнению других.

Форма работы учащихся: фронтальная, групповая, парная.

Материально - техническое обеспечение: учебник русского языка , иллюстрации птиц , 2 коробки, раздаточный материал, карточки для работы в группах.

Ход урока

Этап урока

Использование слайдов

Деятельность учителя

Деятельность уч-ся

1.

Орг. момент

        1.Организационный момент. 
Снег летает и сверкает 
В золотом сиянии дня, 
Словно пухом устилает 
Все дороги и дома. 
Сыплет, сыплет снег – снежок, 
Начинаем наш урок. 
-Как тихо падает снег, так же тихо сядем и мы. 
На рабочий лад настройтесь, Ведь у нас немало дел. 
Поудобнее устройтесь, 
Чтобы каждый проявить себя сумел.


 2.Психологический настрой на урок

У вас на столах лежат карточки со смайликами.

Выберите смайлик, который соответствует вашему настроению, и покажите классу.

У вас у всех хорошее настроение. Я надеюсь, что оно не испортится к концу урока. 

У каждого из нас есть свои ожидания от урока и свои опасения. Кто из вас хочет поделиться своими ожиданиями? 
Ну, а сейчас мы все вместе избавимся от своих опасений: перед вами листочек, который олицетворяет собой все ваши страхи, опасения. Листочек необходимо крепко сжать и выбросить в корзину опасений – теперь ничего не помешает нам на уроке! 

Настраиваются на работу.

Выбирают смайлики.

Выбрасывают листочки.

        

2.

Актуализация знаний

        Словарная работа.

 – Отгадайте загадки

  1. Непоседа птица эта, 
    Одного с березой цвета: 
    Верещунья, белобока, 
    А зовут ее… 
    (Сорока) 

-Запишите. Подчеркните орфограмму, поставьте ударение.

  1. - Кар-кар-кар! - кричит плутовка. 
    Ну и ловкая воровка! 
    Все блестящие вещицы 
    Очень любит эта птица! 
    И она вам всем знакома, 
    Как зовут её? …(Ворона) 

-Запишите. Подчеркните орфограмму, поставьте ударение.

  1. Чик-чирик! 
    За зернышком прыг! 
    Клюй, не робей! Кто это?… 
    (Воробей) 

-Запишите. Подчеркните орфограмму, поставьте ударение.


Орфограммы объяснили, записали, проверили.

-Что объединяет эти слова? (….это им.сущ)

-Что же такое имя существительное?

-Давайте  покажем на блок- схемах, что мы знаем об имени существительном

Блок- схемы (работа в парах и группах)

Имя существительное

Самостоятельная часть речи

Обозначает предмет

Отвечает на вопросы  Кто? Что?

Одушевленные      Неодушевленные

Собственные         Нарицательные

Отгадывают загадки, записывают слова, ставят ударения, подчёркивают орфограммы.

Это имена сущ-ые.

Работа в парах и группах

3.

Постановка темы урока

- Как мы помогаем птицам зимой?


- Птицы благодарны вам и не хотят отпускать вас с пустыми руками. У нас две коробки. На одной написано «подарок», на другой «подарки». -Какую коробку выберете. Почему? 
-Какое слово обозначает один предмет?

Оно в каком числе употребляется?

Какое слово обозначает много предметов?

Оно в каком числе употребляется?

-Кто из вас догадался, чем будем заниматься во время урока? (изменять имена существительные по числам) 

-Какая тема нашего урока?( Изменение имен существительных по числам. )
Учащиеся формулируют тему урока, ставят цели 

Мастерим скворечники, кормушки.

Изменять имена существительные по числам 

Изменение имен существительных по числам. 

4.

Изучение новых знаний и способов деятельности

Петух - (петухи)

Ведро-    (ведра)

Поле-   (поля)

Птица-   (птицы)

Запишите слова парами(в столбик), поставив их в форму множественного числа.

-Что заметили?  (При изменении имён сущ-ых изменяется окончание)

-Какие окончания могут быть у сущ-ых в ед.ч.? Какие во мн.ч.?

Давайте послушаем знатока русского языка профессора Самоварова(диск)

Что нового вы узнали об им.сущ ( изм по числам)

-добавим в блок схему:

Изменяются по числам:  ед.ч., мн.ч.  

При изменении имён сущ-ых изменяется окончание.

Имена сущ-ые изменяются по числам.

5.

Первич-ная проверка и понима-ние изучен-ного

1.Упражнение совёнка(диск)  (самооценка)

-Кто считает, что справился с заданием очень хорошо, покажите зелёный сигнал; кто допустил ошибку –жёлтый сигнал; кто считает, что не справился с заданием – красный сигнал. Молодцы!

2. УПР.252 ( взаимопров)

- Поменяйтесь тетрадями, проверьте своего товарища.

Покажите, как вы оценили своего товарища с помощью цветового сигнала.

Самооценка

Взаимопровер-ка

6.

Обобще-ние и систематизация знаний

-Какая была тема урока?

-Как вы думаете, для чего нам нужно изменять имена сущ-ые по числам? ( для связи слов в предложении и словосочетании)

Предложения  из презентации:

Скоро наступит месяц март.

Пройдут морозы и метели.

 Прилетят птицы.

Ещё надо успеть смастерить скворечники.

- Проверим.

Для связи слов в предложении и словосочета-нии

Вставляют подходящие по смыслу слова, изменяя их по числам

7.

Рефлексия учебной деятельности

- Что нового узнали на уроке.

Оцените себя

Карта самонаблюдения.

Я доволен своей работой.

Я старался, но не всё получилось.

Я недоволен своей работой.

- Какое настроение у вас в конце урока? Покажите смайлик. Спасибо за урок.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

А Р Ю ? ? РУССКИЙ ЯЗЫК

Слайд 2

Двадцатое января. Классная работа .

Слайд 3

Снег летает и сверкает В золотом сиянии дня, Словно пухом устилает Все дороги и дома. Сыплет, сыплет снег – снежок. Начинаем наш урок.

Слайд 6

Словарная работа с о рока /

Слайд 7

в о рона /

Слайд 8

в о р о бей /

Слайд 9

" Число имён существительных"

Слайд 10

петух - ведро - поле - птица -

Слайд 11

петух - петухи ведро - вёдра поле - поля птица - птицы

Слайд 12

петух - петух и ведр о - вёдр а пол е - пол я птиц а - птиц ы

Слайд 13

Новое открытие Имена существительные изменяются по числам ед. ч. мн. ч.

Слайд 14

ПЕРЕ- РЫВ! ПЕРЕ- РЫВ! «Нагружать всё больше нас стали почему-то: Нынче в школе третий класс вроде института…»

Слайд 15

месяц метель мороз Наступит … март . Пройдут … и … . Скоро прилетят … . Ещё надо успеть смастерить скворечники. птица

Слайд 16

Скоро наступит месяц март . Пройдут морозы и метели . Прилетят птицы . Ещё надо успеть смастерить скворечники.

Слайд 17

Что нового узнали на уроке?

Слайд 18

Я доволен своей работой. Я старался , но не всё получилось. Я недоволен своей работой.

Слайд 20

ЖЕЛАЕМ НОВЫХ ОТКРЫТИЙ


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка Тема. Изменение имён прилагательных по падежам.

Урок рсского языка в 4 классе. ОС "Школа 2100..." +презентация к уроку....

Конспект урока русского языка "Безударные окончания имён существительных единственного числа"

На уроке дети открывают для себя новые знания о написании безударных окончаний имён существительных....

Методическая разработка к уроку русского языка. Тема: Изменение имён существительных по падежам. Творительный падеж.

Презентация к уроку русского языка "Изменение имён существительных по падежам. Творительный падеж". 3 класс. УМК "Перспектива". Авторы учебника: Л. Ф. Климанова, Т. В. Бабушкина....

Конспект урока русского языка. Тема: «Изменение имён прилагательных по падежам» 3 класс (УМК Школа России)

Тема урока:  «Изменение имён прилагательных по падежам»Цели урока: формировать умения определять падеж имён прилагательных, правильно писать падежные окончания прилагательных.Планируе...

Конспект урока русского языка. Тема: «Изменение имён прилагательных по родам» 3 класс (УМК Школа России)

Тема урока:  «Изменение имён прилагательных по родам»Цели урока: развивать умение изменять прилагательные по родам; формировать навыки правописания родовых окончаний.Планируемые резул...

Технологическая карта по русскому языку.Тема "Изменение имён прилагательных по числам " УМК "Перспектива" (2 класс)

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА Дата: 25.04.2022Школа: № 95Класс: 2-3 Студент: Колдаева Ирина Группа: 42Учитель: Удачина Инна ВикторовнаМетодист:   Тема урока «Изм...