Главные вкладки

    Урок русского языка Тема « Изменение имён существительных по числам»
    план-конспект урока по русскому языку (3 класс) на тему

    Гузаирова Альфира Эрнестовна

    Урок изучения и первичного закрепления знаний

    Тема « Изменение имён существительных по числам» 3 класс

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Урок изучения и первичного закрепления знаний

    Тема « Изменение имён существительных по числам»

    Цель урока:

     - формировать ценностное отношение к совместной учебно-познавательной деятельности по определению формы числа имени существительного.

    Обучающие задачи:

     - учить учащихся употреблять в речи имена существительные, классифицировать их;

     - изменять имена существительные по числам.

    Развивающие задачи:

     - способствовать развитию речи, внимания.

     Воспитательные задачи:

     - воспитывать в учащихся бережное отношение к природе.

    Планируемые результаты

    Предметные:

     * применять знания в жизненных ситуациях;

     * определять число имён существительных.

           * знать о существительном, его признаках.

            * изменять имена существительные по числам;

             *вписывать изученные орфограммы в слова.

    Метапредметные:

    Познавательные ууд:

    -  развитие внимания, мышления; определять форму числа имени существительного и обосновывать своё мнение.

    Регулятивные ууд:

    — выполнять взаимопроверку, самопроверку и корректировку учебного задания.

    -планировать и выполнять учебное задание в соответствии с целью;

    — соотносить учебное действие с известным правилом;

    Коммуникативные ууд: 

    — формировать умение работать в парах, группах;

    -  высказывать свои мысли и доказывать свою точку зрения.

    Личностные:

    - формирование умения оценивать свою работу;

    - воспитывать у учащихся уважение к мнению других.

    Форма работы учащихся: фронтальная, групповая, парная.

    Материально - техническое обеспечение: учебник русского языка , иллюстрации птиц , 2 коробки, раздаточный материал, карточки для работы в группах.

    Ход урока

    Этап урока

    Использование слайдов

    Деятельность учителя

    Деятельность уч-ся

    1.

    Орг. момент

            1.Организационный момент. 
    Снег летает и сверкает 
    В золотом сиянии дня, 
    Словно пухом устилает 
    Все дороги и дома. 
    Сыплет, сыплет снег – снежок, 
    Начинаем наш урок. 
    -Как тихо падает снег, так же тихо сядем и мы. 
    На рабочий лад настройтесь, Ведь у нас немало дел. 
    Поудобнее устройтесь, 
    Чтобы каждый проявить себя сумел.


     2.Психологический настрой на урок

    У вас на столах лежат карточки со смайликами.

    Выберите смайлик, который соответствует вашему настроению, и покажите классу.

    У вас у всех хорошее настроение. Я надеюсь, что оно не испортится к концу урока. 

    У каждого из нас есть свои ожидания от урока и свои опасения. Кто из вас хочет поделиться своими ожиданиями? 
    Ну, а сейчас мы все вместе избавимся от своих опасений: перед вами листочек, который олицетворяет собой все ваши страхи, опасения. Листочек необходимо крепко сжать и выбросить в корзину опасений – теперь ничего не помешает нам на уроке! 

    Настраиваются на работу.

    Выбирают смайлики.

    Выбрасывают листочки.

            

    2.

    Актуализация знаний

            Словарная работа.

     – Отгадайте загадки

    1. Непоседа птица эта, 
      Одного с березой цвета: 
      Верещунья, белобока, 
      А зовут ее… 
      (Сорока) 

    -Запишите. Подчеркните орфограмму, поставьте ударение.

    1. - Кар-кар-кар! - кричит плутовка. 
      Ну и ловкая воровка! 
      Все блестящие вещицы 
      Очень любит эта птица! 
      И она вам всем знакома, 
      Как зовут её? …(Ворона) 

    -Запишите. Подчеркните орфограмму, поставьте ударение.

    1. Чик-чирик! 
      За зернышком прыг! 
      Клюй, не робей! Кто это?… 
      (Воробей) 

    -Запишите. Подчеркните орфограмму, поставьте ударение.


    Орфограммы объяснили, записали, проверили.

    -Что объединяет эти слова? (….это им.сущ)

    -Что же такое имя существительное?

    -Давайте  покажем на блок- схемах, что мы знаем об имени существительном

    Блок- схемы (работа в парах и группах)

    Имя существительное

    Самостоятельная часть речи

    Обозначает предмет

    Отвечает на вопросы  Кто? Что?

    Одушевленные      Неодушевленные

    Собственные         Нарицательные

    Отгадывают загадки, записывают слова, ставят ударения, подчёркивают орфограммы.

    Это имена сущ-ые.

    Работа в парах и группах

    3.

    Постановка темы урока

    - Как мы помогаем птицам зимой?


    - Птицы благодарны вам и не хотят отпускать вас с пустыми руками. У нас две коробки. На одной написано «подарок», на другой «подарки». -Какую коробку выберете. Почему? 
    -Какое слово обозначает один предмет?

    Оно в каком числе употребляется?

    Какое слово обозначает много предметов?

    Оно в каком числе употребляется?

    -Кто из вас догадался, чем будем заниматься во время урока? (изменять имена существительные по числам) 

    -Какая тема нашего урока?( Изменение имен существительных по числам. )
    Учащиеся формулируют тему урока, ставят цели 

    Мастерим скворечники, кормушки.

    Изменять имена существительные по числам 

    Изменение имен существительных по числам. 

    4.

    Изучение новых знаний и способов деятельности

    Петух - (петухи)

    Ведро-    (ведра)

    Поле-   (поля)

    Птица-   (птицы)

    Запишите слова парами(в столбик), поставив их в форму множественного числа.

    -Что заметили?  (При изменении имён сущ-ых изменяется окончание)

    -Какие окончания могут быть у сущ-ых в ед.ч.? Какие во мн.ч.?

    Давайте послушаем знатока русского языка профессора Самоварова(диск)

    Что нового вы узнали об им.сущ ( изм по числам)

    -добавим в блок схему:

    Изменяются по числам:  ед.ч., мн.ч.  

    При изменении имён сущ-ых изменяется окончание.

    Имена сущ-ые изменяются по числам.

    5.

    Первич-ная проверка и понима-ние изучен-ного

    1.Упражнение совёнка(диск)  (самооценка)

    -Кто считает, что справился с заданием очень хорошо, покажите зелёный сигнал; кто допустил ошибку –жёлтый сигнал; кто считает, что не справился с заданием – красный сигнал. Молодцы!

    2. УПР.252 ( взаимопров)

    - Поменяйтесь тетрадями, проверьте своего товарища.

    Покажите, как вы оценили своего товарища с помощью цветового сигнала.

    Самооценка

    Взаимопровер-ка

    6.

    Обобще-ние и систематизация знаний

    -Какая была тема урока?

    -Как вы думаете, для чего нам нужно изменять имена сущ-ые по числам? ( для связи слов в предложении и словосочетании)

    Предложения  из презентации:

    Скоро наступит месяц март.

    Пройдут морозы и метели.

     Прилетят птицы.

    Ещё надо успеть смастерить скворечники.

    - Проверим.

    Для связи слов в предложении и словосочета-нии

    Вставляют подходящие по смыслу слова, изменяя их по числам

    7.

    Рефлексия учебной деятельности

    - Что нового узнали на уроке.

    Оцените себя

    Карта самонаблюдения.

    Я доволен своей работой.

    Я старался, но не всё получилось.

    Я недоволен своей работой.

    - Какое настроение у вас в конце урока? Покажите смайлик. Спасибо за урок.


    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

    Подписи к слайдам:

    Слайд 1

    А Р Ю ? ? РУССКИЙ ЯЗЫК

    Слайд 2

    Двадцатое января. Классная работа .

    Слайд 3

    Снег летает и сверкает В золотом сиянии дня, Словно пухом устилает Все дороги и дома. Сыплет, сыплет снег – снежок. Начинаем наш урок.

    Слайд 6

    Словарная работа с о рока /

    Слайд 7

    в о рона /

    Слайд 8

    в о р о бей /

    Слайд 9

    " Число имён существительных"

    Слайд 10

    петух - ведро - поле - птица -

    Слайд 11

    петух - петухи ведро - вёдра поле - поля птица - птицы

    Слайд 12

    петух - петух и ведр о - вёдр а пол е - пол я птиц а - птиц ы

    Слайд 13

    Новое открытие Имена существительные изменяются по числам ед. ч. мн. ч.

    Слайд 14

    ПЕРЕ- РЫВ! ПЕРЕ- РЫВ! «Нагружать всё больше нас стали почему-то: Нынче в школе третий класс вроде института…»

    Слайд 15

    месяц метель мороз Наступит … март . Пройдут … и … . Скоро прилетят … . Ещё надо успеть смастерить скворечники. птица

    Слайд 16

    Скоро наступит месяц март . Пройдут морозы и метели . Прилетят птицы . Ещё надо успеть смастерить скворечники.

    Слайд 17

    Что нового узнали на уроке?

    Слайд 18

    Я доволен своей работой. Я старался , но не всё получилось. Я недоволен своей работой.

    Слайд 20

    ЖЕЛАЕМ НОВЫХ ОТКРЫТИЙ


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Урок русского языка Тема. Изменение имён прилагательных по падежам.

    Урок рсского языка в 4 классе. ОС "Школа 2100..." +презентация к уроку....

    Конспект урока русского языка "Безударные окончания имён существительных единственного числа"

    На уроке дети открывают для себя новые знания о написании безударных окончаний имён существительных....

    Методическая разработка к уроку русского языка. Тема: Изменение имён существительных по падежам. Творительный падеж.

    Презентация к уроку русского языка "Изменение имён существительных по падежам. Творительный падеж". 3 класс. УМК "Перспектива". Авторы учебника: Л. Ф. Климанова, Т. В. Бабушкина....

    Конспект урока русского языка. Тема: «Изменение имён прилагательных по падежам» 3 класс (УМК Школа России)

    Тема урока:  «Изменение имён прилагательных по падежам»Цели урока: формировать умения определять падеж имён прилагательных, правильно писать падежные окончания прилагательных.Планируе...

    Конспект урока русского языка. Тема: «Изменение имён прилагательных по родам» 3 класс (УМК Школа России)

    Тема урока:  «Изменение имён прилагательных по родам»Цели урока: развивать умение изменять прилагательные по родам; формировать навыки правописания родовых окончаний.Планируемые резул...

    Конспект урока русского языка. Тема: «Изменение имён прилагательных по родам» 3 класс (УМК Школа России)

    Тема урока:  «Изменение имён прилагательных по родам»Цели урока: развивать умение изменять прилагательные по родам; формировать навыки правописания родовых окончаний.Планируемые резул...