Урок русского языка по теме "Изменение имен существительных по падежам".
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) по теме

Стриковцова Екатерина Николаевна

Урок русского языка в 3 классе. Тема: Изменение имен существительных по падежам. Технология: "Обучение в сотрудничестве"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rus.yaz_.docx16.23 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока по русскому языку

3 «Б» класс, учитель Стриковцова Е.Н.

Лесногородская сош

Технология «Обучение в сотрудничестве»

Тема: Изменение имен существительных по падежам.

Цель:

- познакомить учеников с падежами рус.языка; формировать умение правильно изменять им.сущ. по падежам;

- развивать интеллектуальные способности детей;

- воспитывать любовь к русскому языку.

Повторение изученного.

  1. Откройте д/з. Все ли справились?
  2. Какое задание вы выполняли дома?
  3. С какой частью речи вы работали?
  4. Что мы знаем о им.сущ.?
  5. Как вы думаете, всегда ли в речи мы используем сущ. так, чтобы они отвечали на вопрос кто?что? Приведите примеры.
  6. Как вы думаете, над чем нам предстоит работать сегодня на уроке?

Чистописание. ЛАПА, ВЕТКА, ОТЛЕТЕЛ

- Прочитайте слова.

- Какие знакомые орфограммы присутствуют в словах? Устная проверка.

- Определите букву, которую мы будем писать на чистописании. Она находится в корне глагола и обозначает в нем непарн., звонк., мягк., согл.звук.

-Какая это буква, и в каком слове?

-Определите порядок сладования букв во 2 строке.

- Проверка посадки. Пишем.

Словарная работа.

Сегодня мы познакомимся с новым словарным словом:

- составьте его из букв: е ф т е о л н

 ТЕЛЕФОН

-Что такое телефон? (аппарат)

- Для чего мы его используем?

- Скажите полностью, что такое телефон?

- Какие орфограммы в нашем слове?

                          Т   Л   ФОН

- Запись в тетрадь.

- Подберите родственное слово уменьш.ласк. – телефончик

- При помощи чего вы образовали новое слово?

-Запись слова.

- Слово телефон – это какая часть речи?

-О чем будет наша тема урока?

- Мы уже знаем несколько грам.призн.сущ. (род, число)

- А сегодня узнаем еще один.

Изучение нового материала.

На листах у каждого– текст:

           Друг – это человек, который все поймет и поможет. Друга не забудешь через годы. Другу доверишь любую тайну. Я уважаю своего друга. Я горжусь другом. Многие мечтают о настоящем друге.

- Чтение текста.

- Какое слово повторяется в каждом предложении. Какая это часть речи? Какая орфограмма в слове друг?

- Одинаковы ли по форме  эти слова? Почему?

- Выпишем эти слова с вопросами. Оставим  слева красную строку.

…….кто? друг

……кого? друга

……кому? другу

……кого? друга

……кем? другом

……о ком? о друге

-Что менялось в слове друг? Как называется этот процесс в русском языке?

- Почему менялись окончания?

«Изменение сущ.по вопросам называется изменением по падежам или склонением»

- Какая же тема урока? (открытие на доске)

-Чему же мы должны научиться на уроке? (изменять сущ.по падежам, т.е.склонять)

-Склоняем наше новое словарное слово – телефон и рядом записываем.

-Изменятся ли вопросы по сравнению со словом друг? Почему?

И…….кто? друг                  что? телефон

Р……кого? друга               чего? телефона

Д……кому? другу              чему? телефону

В……кого? друга               что? телефон

Т……кем? другом              чем? телефоном

               П……о ком? о друге          о чём? о телефоне

-Сколько раз мы просклоняли каждое слово?

- Что такое склонение слов?

- Так сколько падежей в рус.яз?

-Запись и проговаривание падежей и вопросов. Определенный порядок падежей.

Давайте обобщим наши рассуждения:

  1. Какой новый гам.признак им.сущ.мы узнали?
  2. Что такое склонение?
  3. Какие падежи имеются в русском языке?
  4. Чтобы определить падеж, что надо сделать?

Открываем учебник с.4 – правило. Оно поможет вам в выполнении след.работы.

Групповая работа.

(Продолжить изучение темы в группах)

         Прочитайте предложения. Напишите их в порядке следования падежей при склонении ориентируясь на слово  - лист.

 С листом связано здоровье растения.

По ним в лист поступают вода и питательные вещества.

Лист под ветром не ломается.

Жилки придают листу прочность.

У листа гибкая ножка.

         Над словом лист во всех предложениях указать падеж.

Работаем вместе. Успех группы зависит от успеха каждого. Максимум усилий.

 Проверка задания.

- Что у вас получилось?

- Как можно озаглавить этот текст?

- По одному слову – 1 человек из группы: вопрос и падеж.

Закрепление.

(Несколько человек на листочках)

Записываем словосочетания в столбик, над сущ. определяем падеж.

Зашёл к бабушке

Играли на улице

Отбежал то дома

Гулял с собакой

Итоги урока:

  1. С каким грам.признаком существительного мы познакомились?
  2. Какие падежи существуют в русском языке?
  3. Чем отличаются падежи?
  4. все ли падежи отличаются вопросами?
  5. О хитром В.п.мы поговорим на следующем уроке.

Д/з.

Рефлексия.