Технологическая карта урока русского языка «Обобщение знаний о типах склонения имён существительных», 4 класс
план-конспект урока по русскому языку (4 класс)

Малышева Светлана Владимировна
Формирование у обучающихся способностей к рефлексии коррекционно-контрольного типа и реализации коррекционной нормы (фиксирование собственных затруднений в деятельности, выявление их причин, построение и реализация проекта выхода из затруднения и т.д.).

Обобщение знаний о типах склонения имён существительных.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologicheskaya_karta_uroka_russkogo_yazyka.docx41.09 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

 «Средняя общеобразовательная школа № 24»

Технологическая карта урока русского языка

«Обобщение знаний о типах склонения имён существительных»,

проведённого в 4 классе И

Учитель: Малышева С.В.

21.11.2023

ФИО

Малышева Светлана Владимировна

Место работы 

МБОУ № 24 г. Тамбов

Должность 

Учитель начальных классов

Предмет

Русский язык

Класс

4«И»

Тип урока 

Урок – путешествие(  урок систематизации и обобщения знаний)

Тема урока

Обобщение знаний о типах склонения имён существительных"

Цель темы

формирование у обучающихся способностей к рефлексии коррекционно-контрольного типа и реализации коррекционной нормы (фиксирование собственных затруднений в деятельности, выявление их причин, построение и реализация проекта выхода из затруднения и т.д.).

Задачи

Развитие умений определять склонение имен существительных, обобщать материал .

Развитие речи, внимания, умения анализировать, классифицировать, развитие навыков взаимопроверки, самооценки, самоконтроля, орфографической зоркости .

Воспитание трудолюбия, активной ученической позиции, дружелюбности.

Планируемый результат

Личностные умения  

 Проявлять интерес к изучению темы

Творчески относиться к процессу работы над определением склонения имён существительных

 Осознавать собственные достижения при освоении учебной темы.

Метапредметные умения

Познавательные умения

раскрывать смысл правила о написании приставок в слове и обосновывать свое мнение

Регулятивные умения

Выполнять самопроверку, взаимопроверку и взаимооценку при выполнении учебного задания;

 Ориентироваться в разных способах выполнения задания;

Соотносить поставленную цель и полученный результат деятельности.

Коммуникативные умения

Действовать по правилам сотрудничества, принимая во внимание позиции партнёров

Договариваться и приходить к общему решению при работе в паре и группе;

Предметные умения

Образовывать новые слова, используя разные способы словообразования.

Писать текст, вставляя пропущенную орфограмму и раскрывая скобки.

Образовывать новые слова, используя приставочный способ словообразования

Основные понятия

склонение

Межпредметные связи

Литературное чтение, окружающий мир, развитие речи.

Ресурсы:

- основные

- дополнительные

Презентация PowerPoint, карточки с заданиями.

В.П.Канакина,В.Г.Горецкий. Русский язык. 4 класс.

Организация пространства

Работа фронтальная, индивидуальная, в парах, в малых группах.

Технологическая карта урока «Обобщение знаний о типах склонения».

Этап урока

Содержание учебного процесса

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

1.

Самоопределение к деятельности.

Цель:

Мотивировать учащихся к учебной деятельности посредством создания эмоциональной обстановки.

 -Начинаем урок русского языка.              

Прочтите девиз нашего урока.  

«С малой удачи начинается большой успех»

Я очень хочу, чтобы урок получился интересным, познавательным, чтобы мы вместе повторили и закрепили то, что уже знаем и постарались открыть

Приветствует учащихся, проверяет готовность к уроку, создаёт эмоциональный настрой на занятие.

Приветствуют учителя. Настраиваются на работу

Личностные:

- выражать положительное отношение к процессу познания, желание узнать новое, проявлять внимание.

Регулятивные:

-нацеливание на успешную деятельность.

Коммуникативные:

- формирование  умения слушать и слышать.

II.

III

IV

V

VI

VII

 Актуализация знаний

Цель – повторить знания, необходимые для осмысления новой информации

 Целеполагание.

Цель – подведение детей к формулированию темы и постановке задач урока. Составление плана работ

Поиск путей решения проблемы

Физкультминутка

Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. Самоанализ и самоконтроль.

Цель:

а)тренировать способность к самоконтролю и самооценке.

 б) проверить умение писать  падежные окончания имён существительных.

Рефлексия деятельности (итог урока).

Цель:

-  оценить результаты учебной деятельности.

-  согласовать домашнее задание

Откройте тетради, запишите сегодняшнее число, классная работа. 

Разбор предложения

На верхушке дерева висели гроздья румяных ягод.

- Часть речи, которая обозначает предмет и отвечает на вопросы кто? что?

- Имя существительное изменяется по … и …

- Сколько падежей в русском языке?

- Какой падеж никогда не употребляется с предлогами?

- Определите падеж существительного у дороги

- Назовите предлоги Д.п.

- На какие вопросы отвечает Т.п.?

- Каким членом предложения являются существительные в И.п.?

– Ребята, как вы считаете, научились ли вы определять тип склонения имен существительных в именительном падеже и в косвенных падежах? (Да, научились.)

Расскажите, как вы определяете тип склонения существительных. Какие существительные относятся к 1-му склонению?( К 1-му склонению относятся существительные женского и мужского рода с окончаниями -а -я.)

Какие существительные относятся ко 2-му склонению? (Ко 2-му склонению относятся существительные мужского рода с нулевым окончанием и среднего рода с окончанием -о -е.)
Какие существительные относятся к 3-му склонению? (К 3-му склонению относятся существительные женского рода с окончанием с мягким знаком на конце)

 Как определить тип склонения существительного в косвенных падежах? (Чтобы определить тип склонения в другом падеже надо: существительное поставить в именительный падеж, определить род и выделить окончание.)

Из всего сказанного, как вы думаете: какое название темы нашего урока? (Тема: 3 типа склонения существительных.)

Какие задачи поставите перед собой? (Задачи: учиться правильно определять тип склонения; Давать правильные и точные ответы на поставленные вопросы; писать без ошибок слова и предложения;  сотрудничать между собой и с учителем.)

Сегодня у нас необычный урок. Урок – путешествие- Как вы думаете, готовы ли мы  к путешествию? ( нет)

- А чего у нас не хватает для того, чтобы сесть в поезд? ( билетов)

- Давайте купим билеты. Для этого каждый из вас должен назвать имя существительное и записать его в тетрадь.

( учащиеся диктуют по цепочке имена существительные)

- Итак! Вы готовы?

- Начинаем наше путешествие.

КАРТА ПУТЕШЕСТВИЯ

(см. картинку в приложенном файле)

ПОЛУСТАНОК  ПАДЕЖНЫЙ

Что значит просклонять имя существительное?

(Изменить существительное по падежам значит просклонять)

Сколько падежей в русском языке?

(В русском языке шесть падежей: именительный. родительный, дательный, винительный, творительный, предложный.)

ЛЕСОК ОШИБОК

  - Ребята! На нашем пути возникло препятствие. Нам нужно его устранить.

 ( учащимся раздаются карточки, в которых нужно исправить ошибки и доказать.)

Карточка№1

Пришла зема. птицам стало голадно Ребята нашего   класса сделали кармушку.

- Найдите существительные и определите падеж. Что для этого нужно делать?

(Чтобы определить падеж имён существительных, надо:

1)найти слово от, которого зависит  имя существительное, и поставить от этого слова вопрос;

2)по падежному вопросу и предлогу определить падеж.)

СТАНЦИЯ ДОБРОТЫ  

На этой станции очень много ромашек

 Игра «Собери цветок доброты!»
Вспомните о волшебном Цветике-семицветике из сказки Катаева. Девочка совершила добрый поступок. А куда бы вы потратили лепестки волшебного цветка? на доске – три серединки ромашек! На лепестках вы прочитаете слова, обозначающие добрые качества человека. Задание: выйти к доске и прикрепить эти существительные по типу склонения: 1-го, 2-го, 3-го.
1.Доброта, отвага, дружба, ласка, забота
2.Внимание, уважение, мир, сочувствие, мужество
3.Скромность, честность, щедрость, чуткость, справедливость, любовь!
Молодцы! Все сделали верно! У нас получился букет из цветов доброты! Быть добрым- значит быть внимательным , чутким и т.д. И любить все живое вокруг! Вспомните, нас окружает красота, и надо ее беречь!

Мы немного отвлечёмся и гимнастикой займёмся.

С места не вставая, головой вращая, по углам взирая, дружно наблюдая.

- Написать в воздухе носом буквы П, А, Л, Ь, Т, О

- Какое слово написали?

 

Послушайте стихотворение, дополните его существительным.

Новое пальто.

Осень, дождь, вокруг зонты –

Надевать пора пальт…

В магазин мы под зонтом

Едем с мамой за пальт…

Вот конец всей беготне –

Еду в новом я пальт…

Ах, какая красота: пять карманов у пальт…

А когда я подрасту, брату я отдам пальт…

ГОРОД « СКЛОНЕНИЙ»

- Итак, мы приближаемся к городу « Склонений».

- Какие типы склонения вы знаете?

- Какие существительные относятся к 1 –му, 2-му, 3 –му склонению?

(мы узнали, что к 1скл. относятся существительные м. р. и ж.р. с окончаниями –а, -я. Например: дорога, земля, дедушка. Ко 2 скл. относятся существительные м. р. с нулевым окончанием и с.р. с окончанием –о, -е. Например: порт, горизонт, поле. К 3ск. Относятся существительные ж.р. с нулевым окончанием, оканчивающиеся ь.)

- Назовите существительные 1-го склонения, 2-го склонения, 3 –го склонения.

 

- В городе склонения много жителей. Но вот беда – вечером, когда они возвращались домой с работы, отключили электричество и все они  потеряли свои дома.

- Сможете им помочь?

 1 вариант

Напишите слова в три столбика по склонениям

Воробей, свиристель, щука, лещ, тополь, ромашка,ложь судно, радость, гостья, морковь, стужа, мебель, встреча, помощь.

2 вариант

Картофель, вьюга, рысь, огурец,  слово, молодёжь, граница,  мощь, одежда ,солнце ,дорога ,польза, рожь, грусть, месяц.

- Итак, мы приближаемся  к СТОЛИЦЕ ЗНАНИЙ. Сейчас каждый из вас проверит свои знания ( учащимся даются  тестовые задания).

- Ребята! Мы побывали в стране СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ , повторили почти всё, что знали об этой части речи. Ещё много впереди нового, потому что каждый день мы бываем в стране «Знаний» и каждый раз я вам желаю СЧАСТЛИВОГО ПУТИ!

Продолжите предложение:

1. сегодня я узнал…

2. было интересно…

3. было трудно…

4. я выполнял задания…

5. у меня получилось …

6. я смог…

7. мне захотелось

- Вы сегодня все отлично работали, молодцы!

- Но хочется отметить самых активных учеников. (Звучат фамилии учеников).

Организует самостоятельную  работу по карточкам, проверку по эталону

Организует самооценку учебной деятельности.

-Разберите предложение по членам. Дайте характеристику предложения.

Учащиеся формулируют цели и задачи урока

   Задание:  просклонять имена существительные: земля, герой, тетрадь (3 ученика у доски, а остальные по рядам)

раздаются карточки, в которых нужно исправить ошибки и доказать.

Задание: выйти к доске и прикрепить эти существительные по типу склонения: 1-го, 2-го, 3-го.

Действуя по алгоритму, записывают слова.,выполняют проверку.

 раздаются карточки со словами, 2 ученика работают у доски, а класс по вариантам

Выполнение тестовых заданий

Анализируют, формулируют выводы наблюдений.

Делают самооценку своей деятельности на уроке

Регулятивные:

- оценивать (сравнивать с эталоном) результаты своей деятельности.

Познавательные:

- развивать операции мышления (выявлять сходство и различия объектов, - классифицировать объекты по существенному признаку)

Коммуникативные:

- формировать умения слушать и слышать собеседника, вести диалог, излагать свою точку зрения и аргументировать её.

Коммуникативные УУД

уметь оформлять мысли в устной форме.

Познавательные УУД

- уметь проводить сравнение по заданным критериям.

Регулятивные УУД

уметь формулировать цель и учебную задачу урока.

Познавательные:

 - различать падежные окончания имён существительных, доказывать правильность выполнения работы.

Регулятивные:

 - прогнозировать предстоящую работу (составлять план);

- осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

Коммуникативные:        - умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации

Личностные:

- способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности (оценивать  свои достижения, степень самостоятельности, инициативности, причины неудачи);

- выражать доброжелательность и эмоционально-нравственную отзывчивость.

Регулятивные:

- осуществлять итоговый контроль, оценивать результаты деятельности, оценивать уровень владения учебным действием, формировать адекватную самооценку.

Познавательные:

- уметь представить подготовленную информацию в наглядном и вербальном виде


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока русского языка по теме "Правописание безударных окончаний имён существительных 2 склонения"

Урок соответствует ФГОС, проведён с использованием технологии проблемного диалога....

Технологическая карта урока русского языка «Обобщение знаний о глаголе» (УМК «Школа России», 2 класс)

Тема урока «Обобщение знаний о глаголе»Тип урока: урок общеметодологической направленностиЦель урока: формирование знания о глаголе как части речи.Задачи урокаДидактические:формировать уме...

технологическая карта урока русского языка «Обобщение знаний об имени прилагательном. Проверочная работа «Имя прилагательное».» (УМК "Школа России", 2 класс)

Тема урока «Обобщение знаний об имени прилагательном. Проверочная работа «Имя прилагательное».»Тип урока: рефлексияЦель урока: обобщение полученных знаний об имени прилагательн...

Технологическая карта урока русского языка "Обобщение знаний о глаголе." 3 Класс.

КОНСПЕКТ УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКАТема: Обобщение знаний о глаголе.Цели деятельности учителя: формирование умений определять число глаголов; создание условия для формирования умения определять прошедшее, н...

Технологическая карта урока русского языка по теме "Род и число имён существительных" - 3 класс

Тип урока: открытие «нового» знания.Цель урока: формирование у обучающихся представлений об изменении имени существительного по числам и определении его рода.Задачи урока:Дидактические:1. ...

Технологическая карта урока русского языка «Обобщение знаний об имени прилагательном» (УМК "Школа России", 2 класс)

Цель урока: повторение и обобщение знаний учащихся об имени прилагательном.Задачи урока Дидактические:1.Закрепить умение распознавать имя прилагательное среди других частей речи по обобщенно...