Технологическая карта урока русского языка «Обобщение знаний об имени существительном как части речи» 2 класс
план-конспект урока по русскому языку (2 класс)

Баранова Наталья Владимировна

Технологическая карта урока

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_povtorenie_2_klass_r_ya.doc101 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая  карта  урока  русского языка «Обобщение знаний об имени существительном  как части речи»  2 класс

Подготовила :   учитель начальных   классов  МБОУ  « Новоусманский  лицей»    Баранова Н.В.

     

Тема

  Обобщение знаний об имени существительном  как части речи

Цель

- создать на уроке условия для совершенствования знаний об особенностях имени существительного;

- отработки практических навыков в написании и определении имен существительных; .       - развивать умение правильно писать словарные слова;

 - развивать орфографическую зоркость, внимание, речь, память, творческое воображение, умение работать со словарем;

- воспитывать самостоятельность, интерес детей к малым фольклорным жанрам.

 - организовать деятельность учащихся по формированию универсальных  учебных действий: познавательных, личностных учебных действий, коммуникативных                                        

УУД

Личностные УУД

У обучающегося будут сформированы умения:

- определять грамматические признаки имён существительных: одушевлённое или неодушевлённое, собственное или нарицательное; число (единственное или множественное), роль в предложении;

- обосновывать правильность определения  грамматических признаков имени существительного;

- классифицировать имена существительные по определённому грамматическому признаку;

- выбирать из ряда имён существительных имя существительное с определённым признаком;

- проявлять интерес к различным видам учебной деятельности, включая элементы предметно-исследовательской деятельности.

работать со словарем;

Обучающийся получит возможность для формирования:

- проявления познавательной активности на уроке, навыков сотрудничества при работе в паре;

-  осознанной  личной ответственности за результат своего труда;

- представлений о значении русского языка.

Регулятивные УУД

Обучающийся научится:

- ставить учебную задачу на основе соотнесения известного  и усвоенного материала;                                                                                                                                              - планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; - определять наиболее эффективные способы достижения результата.                                                          

Обучающийся получит возможность научиться:

- волевой саморегуляции, контролю в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном;

- умению оценивать свои достижения на уроке, обнаруживать и исправлять свои ошибки. 

Познавательные УУД

Обучающийся научится:

- формировать умение ставить познавательную цель урока;

- осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме. 

Обучающийся получит возможность научиться:

- формулировать  познавательную  цель;

- выделять  необходимую   информацию;

- структурировать знания;

- активно использовать речевые средства для решения коммуникативных и познавательных задач.                    

Коммуникативные УУД

Обучающийся научится:

- слушать собеседника и вести диалог;

- излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения;

- участвовать в групповом обсуждении, использовать в общении правила вежливости.

Обучающийся получит возможность научиться:

- договариваться, приходить к общему решению.

Тип урока

Урок закрепления изученного материала

Планируемые
результаты

Учащиеся  научатся находить имена существительные в тексте, называть признаки имен существительных, изменять форму имен существительных,  объяснять и правильно писать слова с изученными орфограммами

Основное содержание
темы, понятия
и термины

Имя существительное как часть речи. Имена существительные одушевленные и неодушевленные, собственные и нарицательные. Правила написания собственных имен существительных.

Ресурсы урока:

- основные

- дополнительные

Учебник «Русский язык. 2 класс»

Презентация к уроку.                                                                                                                                            

Организация пространства

Работа фронтальная, индивидуальная, групповая, работа в парах.

Сценарий урока

Этапы урока

Обучающие и развивающие задания каждого этапа

Действия учащихся при выполнении задания

Предполагаемые ответы

I. Мотивирование к учебной
деятельности.

1.Слово приветствие.

2.Психологический настрой на урок.

Приветствие обучающихся, проверка  готовности к уроку              

– Прозвенел звонок.

Начинается урок!

Мы хороший, дружный класс, Всё получится у нас.

Создание эмоционального настроя на урок.    

- Посмотрите друг на друга, улыбнитесь. - Давайте вместе постараемся, чтобы наше хорошее настроение сохранилось на весь урок. (слайд 1)

Приветствуют учителя. Организуют свое рабочее место. Нацеливаются на успешную деятельность.

Высказывают  свои  пожелания. Выражают положительное отношение к процессу познания.

II.Постановка учебной задачи.

Самоопределение    к  деятельности.

Посмотрите, пожалуйста, на доску и соберите, пословицу, она будет девизом нашего сегодняшнего урока. (слайд 2)                                         (На доске прикреплены слова пословицы)Повторенье - мать ученья.                                                                                              - Как вы понимаете смысл этой пословицы. 

В ходе диалога собирают пословицу, объясняют смысловое значение, формулируют  задачу урока, совместно с учителем составляют план урока.

III.Подготовка к письму.                                      1 Минутка чистописания

2. Словарно-орфографическая работа.

Указывает объект наблюдения.                            

- Запишите букву, которая в алфавите стоит между буквами С и У                                                                  

-Какая это буква?   (слайд 3)           

Вспомним написание буквы. Дайте информацию об этой букве. Запишите в тетради  одну строку этой буквы.

(слайд 4)           

- Вы прочитаете новое слово из словарика,  с которым мы познакомимся на уроке, если найдете прямоугольник с его первой буквой и установите последовательность соединения остальных букв искомого слова.

- Какое слово вы прочитали? Каким образом  вы это осуществили? (слайд 5)           

Выполняют упражнение в тетради. Обосновывают выбор написания. Дают информацию о букве.                                    

Д:  Т т

Записывают строчку буквы  т

Устанавливают последовательность букв в новом слове

 Д: Мы прочитали слово топор.

Начали с синего прямоугольника. Он самый маленький и в нём буква Т, которую мы писали на минутке чистописания. Далее искали более высокие прямоугольники и соединяли буквы, которые в них написаны.

IV. Выход на тему, цель, учебные задачи.Целеполагание.
Словарно-орфографическая работа.

- Подберите родовое понятие к слову топор.

- Для чего он предназначен?

- Дайте полное определение, что такое топор?

- Давайте прочитаем  определение, которое  даётся в толковом словаре С.И. Ожегова

- Найдите слово топор  в орфографическом словаре. Напишите его. Поставьте ударение. На что следует обратить внимание при его написании?

- Подчеркните орфограмму. Запомните непроверяемую безударную гласную о.

- Прочитайте вслух то, что написано на доске. (слайд 6)           

Что написано пером, того не вырубишь топором.

Крепкую дружбу и топором не разрубишь.

Топор острее,  так и дело спорее.

Хоть топор вешай  -  значит, что в помещении спёртый воздух или много дыма, накурено, просто нечем дышать. 

Плавать как топор – значит тонуть, идти ко дну. 

Каша из топора – значит нечто желаемое, приготовленное из того, что под руку попалось и на первый взгляд кажется вовсе неподходящи

- Написаное  разделено на  две группы.

- Что записано в 1 –й группе?

- Ребята, а что написано во 2-й группе можно отнести к пословицам?

- Правильно, это не пословицы, а   фразеологические обороты. (устойчивые сочетания, значения которых употреблены в переносном смысле.) (слайд 7)           

-  Давайте запишем пословицу в тетрадь и выделим орфограмму в слове топор. (слайд 8)           

Что написано пером, того не вырубишь топором

-  А какой частью речи является слово топор?

-  Что мы можем сказать о нем, какое оно?

Д: Топор – это орудие, инструмент.  

Д: Орудие, инструмент для  рубки дров.

Учащиеся ищут слово в толковом словаре (работа в группах)

Д: Топор - насаженное  на рукоятку металлическое орудие  для  рубки с лезвием и обухом.


Ищут слово в словаре учебника.

Д: В слове безударная гласная о.

Записывают слово в тетрадь.

Ставят ударение, подчёркивают и запоминают написание нового слова.

Читают пословицы, объясняют смысловое значение.



Д: Записаны пословицы.

Д: Нет,  это что-то другое.

У: Прочитайте по группам пословицы и фразеологические обороты и объясните их смысл. (Дети объясняют смысл пословиц и  фразеологических оборотов.)

Учащиеся записывают пословицу, сравнивают написание с эталоном на экране. (самопроверка)

Д: Имя существительное.

Д: имя нарицат., неодушевлённое, ед.ч.

V. Актуализация знаний и постановка темы урока.

(Организация диалога с обучающимися, в ходе которого формулируются некоторые задачи урока, составляются совместно с обучающимися план урока)                                                            

 - О какой части речи мы с вами сейчас говорили? Было ли что незнакомо вам?                                    

 - Попробуйте сформулировать тему сегодняшнего урока.                                              

- Какова же цель нашего урока?  

Ставят цели, формулируют (уточняют) тему урока и последовательности действий.

VI. Физкультминутка.

«Выполняй – не зевай!»

  Долго-долго мы писали.

  Мы устали, с места встали,

  А теперь не отставай,

  Выполняй - не зевай!

Если я назову существительное – потянуться (руки вверх), если слово относится к другой части речи, то приседай.

Выполняют упражнения.  Осуществляют  профилактику  утомления.

VII. Формирование способов практических действий. Обобщение изученного.  

1.Работа над стихотворением.

Выборочное письмо.

2. Работа в паре.  

3. Развитие речи. 

Беседа о здоровье.

4. Выборочное письмо.

(Задания для активизации знаний учащихся, конкретизации понятия «имя существительное».      

Создание проблемной ситуации. Организация  учащихся по исследованию проблемной ситуации)                                          

1.Назовите времена года, которые вы знаете?                                                              - Какой частью речи являются эти слова?                                                                 2. - А сейчас прочтите стихотворение на экране.

 Где воробей?  Р.Фархади  (Слайд  9)

Тает снег. Журчит ручей. 
Где же прыткий  воробей? 
Воробей крикливый  где? 
Он лежит в своем гнезде. 
Рядом капли и микстура, -

У него температура.
Воробей скакал 
По лужам 
И теперь…
Лежит простужен.

- Подумайте, о каком времени  года в нем говорится?     

 - По каким признакам вы догадались, что речь идет о весне?

- Внимательно перечитайте стихотворение и выпишите только те слова, которые являются именами существительными.                                  

- Что надо сделать, чтобы определить к какой части речи относится данное слово?                          

- Какие слова называются именами существительными?   (Организация работы в паре, контроль выполнения)                                                                                                                                                                                                                   - Распределите слова в две группы  (Кто? Что?: мальчик, встреча, девочка, солнце, грач, снег, охотник, мороз, лиса, оттепель)                                       

- А теперь обменяйтесь тетрадями и проверьте работу друг друга.

- Давайте вернемся к нашему стихотворению.

- Что случилось с воробьем?                    

- Почему он простудился?              

- Чему учит нас данное произведение?                                                                                                                           

(Организация самостоятельной работы)

- Выпишите из стихотворения 1 вариант – существительные в единственном числе, 2 вариант – существительные во множественном  числе.

Учащиеся ведут поиск и выделение необходимой информации, показывают  умение действовать по плану и планировать свою деятельность;

умение контролировать процесс и результаты своей деятельности. Называют времена года, определяют какой частью речи  являются данные слова.

Читают стихотворение. Рассуждают о содержании, определяют тему, подбирают заголовок.

Составляют план достижения цели и определяют средства: алгоритм

Работают  в паре,  распределяют слова в две группы.   Осуществляют самопроверку, пошагового сравнения с эталоном.           Объясняют свой выбор, делают выводы.                 Отвечают на вопросы учителя.

Учащиеся отвечают на вопросы, рассуждают, делают выводы (построение логической цепи рассуждений, умение выделить нравственный аспект поведения)

Учащиеся выполняют работу самостоятельно, осуществляют взаимопроверку.

VIII.Закрепление   знаний  и  способов  действий.

  1. Работа по учебнику

2.Самостоятельная работа.

Упр. 114

-  Что мы называем однокоренными словами? Синонимами? Антонимами?

Слова на карточках: ручьи, вьюга, лужи, мороз, солнце, снежинки, сосулька.                                                     

 Прочитайте слова, какой частью речи они являются?                                                                          Выберите и подчеркните имена существительные, которые относятся к теме «Весна».                                                                                                                                                                  - Что вы можете сказать об этих именах существительных                                                           - Измените их число.                                                                                                                                   - Какое слово вызвало затруднение?                                                       - Обсудите с товарищем, чем отличается имя существительное в единственном числе от существительного во множественном числе?                                                                                                   - Что из этого утверждения мы можем сказать об имени существительном?                                                                                   - Всегда ли имена существительные изменяются по числам?                

Учащиеся выполняют упражнение в тетради самостоятельно.

Д: Однокоренные слова - имеют одинаковый  корень и общее значение.

Синонимы – слова близкие по значению

Антонимы – слова противоположные по значению

Учащиеся показывают моделирование, логические – решение проблемы, построение логической цепи рассуждений, доказательство, выдвижение гипотез и их обоснование; планирование, прогнозирование.

IX. Рефлексия учебной деятельности на уроке   

(Организация рефлексии)

- А сейчас каждый из вас оценит свою работу, используя карточки для самооценки                                                                                                                                  - отлично усвоил тему урока                                                                       - знаю, но не могу рассказать                                                 

- ничего не понял

img1 img2 img3

Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности, свои достижения, степень самостоятельности, инициативности, причины неудач соотносят цель и результаты, степень их соответствия.

X. Итог урока. 

(Обеспечение  положительной реакции учащихся на уроки русского языка)                                                                                     - Ребята, на уроке вы были умелые, сообразительные, догадливые, внимательные, прилежные, старательные.                                                                                      Я вспомнил….                                                                                                                                 Мне удалось…..                                                                                                                                 Мне понравилось…..                                                                                                                             Я могу похвалить себя за….                                                                                                           

Получают позитивный настрой от урока, осознают качество и уровень освоения и владения теми или иными учебными действиями

XI. Домашнее

задание.                                                                                           

- Дома, ребята, вы повторите  все что знаете об имени существительном, поработаете над темами, которые вызвали у вас затруднения на уроке.

Слушают объяснение учителя. Делают соответствующие записи. Осознают то, что уже усвоено и что еще нужно усвоить.

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока русского языка "Обобщение знаний о глаголе как части речи"

На уроке происходит обобщение и систематизация знаний учащихся о глаголе как части речи, продолжается работа по формированию умения выделять глаголы из текста, подбирать синономы, антонимы к данным гл...

Русский язык в 3-м классе. "Обобщение знаний о глаголе как части речи".

Цель: Обобщить и систематизировать знания учащихся о глаголе как части речи; закрепить знания учащихся о существенных признаках глагола и его ролью в нашей речи. Задачи:образовательные:·...

Урок русского языка во 2 классе по программе "Школа России". Тема урока "Обобщение знаний о глаголе как части речи".

Урок русского языка во 2 классе по программе "Школа России". Тема урока "Обобщение знаний о глаголе как части речи". На этом уроке идёт обобщение и систематизация полученных знаний о глаголе, совершен...

Конспект открытого урока по русскому языку"Обобщение знаний об имени существительном как части речи", 2 класс

Конспект открытого урока по русскому языку"Обобщение знаний об имени существительном как части речи", 2 класс...

Конспект урока по русскому языку "Обобщение знаний об имени прилагательном. Тест." 2 класс (УМК "Школа России"

Цели деятельности учителя: обобщение полученных знаний об имени прилагательном; совершенствование умений находить в тексте имя прилагательное; определение числа имени прилагательного; развитие умений ...

ОТКРЫТЫЙ УРОК по русскому языку в 4 классе на тему «ОБОБЩЕНИЕ ЗНАНИЙ О ГЛАГОЛЕ КАК ЧАСТИ РЕЧИ»

Тема урока: «Обобщение знаний о глаголе как части речи» Цели:1.            Систематизировать знания детей о глаголе, развивать у...