Главные вкладки

    конспект урока русского языка "Обобщение знаний о глаголе как части речи"
    план-конспект урока по русскому языку (4 класс) на тему

    Евдокимова Ирина Николаевна

    На уроке происходит обобщение и систематизация знаний учащихся о глаголе как части речи, продолжается работа по формированию умения выделять глаголы из текста, подбирать синономы, антонимы к данным глаголам, происходит дальнейшее развитие умение распознавать спряжение глаголов, умения обосновывать написание безударных окончаний глаголов, совершенствуются знания о временных формах глагола.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon urok_russkogo_yazyka_v_4_klasse.doc46.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    УРОК  РУССКОГО  ЯЗЫКА  В  4  КЛАССЕ

    Тема: Обобщение знаний о глаголе как о части речи.

    Цели: 1.Обобщить и систематизировать знания учащихся о глаголе как части речи; учить выделять глаголы из текста, подбирать синонимы, антонимы, развитие умения распознавать спряжение глаголов, правильно обосновывать написание безударных окончаний глаголов, совершенствовать знания о временных формах глагола; 2. Развитие устной и письменной речи, внимания, орфографической зоркости; 3. Воспитывать чувство красоты, любви к родной природе, доброе, чуткое отношение к окружающему.

                                        ХОД   УРОКА

    Орг. момент.

    Сообщение темы урока

    - Сегодня у нас у всех хорошее настроение, потому что необычный урок и на улице весна – чудесное время года, когда ярко светит солнышко, бегут ручейки. Весна приходит и всегда приносит с собой что-то новое интересное. Я надеюсь, что наш урок для вас будет интересным. А вот о чем пойдет речь сегодня на уроке, мы узнаем, выполнив следующее задание:

    ИГРА « Собери слова»

    - Нужно расшифровать слова. Каждой букве соответствует цифра. Запишите их в тетрадь.

    З  С  И  Т  Я  Е  А  В  Н

    1  2   3   4   5  6   7  8   9

     

    2 3 5 6 4        сияет

    4 7 6 4            тает    

    1 8 6 9 5 4        звенят

    - Что объединяет эту группу слов? ( Наст. вр., 3 л. )

    - Какое из этих слов является лишним и почему? ( звенят-мн.ч. )

    - Итак, сегодня на уроке мы обобщим наши знания о глаголе, как о части речи. А поможет нам в этом

    ИГРА « Доскажи словечко»

           

    Являюсь…

    Обозначаю…

    Отвечаю…

    Изменяюсь…

    Имею…

    В предложении чаще всего бываю…

    Чистописание.

          -  Вернемся, к слову звенят. Назовите в этом слове согласный, парный, глухой, твердый звук. (т)

    - Какой буквой он обозначается на письме? (Т)

    - Пропишем букву Т

      - Пропишем соединения с буквой т. подумайте, что напоминает нам вторая строка.

    ЕТ  ИТ  УТ  ЮТ  АТ  ЯТ

    (Окончания глаголов 1 и 2 спряжения)

    4.Упражнение в определении спряжения.

    - Что такое спряжение (изменение глаголов по лицам и числам)

    - Какие еще имеют окончания глаголы 1и 2 спряжения?

    ИГРА « Найди свою пару»   (работа в парах)

    - Откройте конверты, которые лежат у вас на столах, достаньте их содержимое.

    - Весной с крыш свисают ледяные сосульки, блестя, струится по ним вода – и капает, капает.

    Сложите капельку так, чтобы у вас получились слова, Запишите их в тетрадь, Глаголы 1 спряжения в 1 столбик,2 спряжения во 2 столбик. Выделите окончания.

    Два человека записывают готовые слова:1 человек-1спряжения,2 человек-2спряжения.

    Дополнительное задание:

    Глаголы, какого лица отсутствуют в столбике 1спряжения?(1 и 2 лица).

     Что объединяет глаголы 2 спряжения? (Настоящее время, 3 лицо).

    1 спряжение                                                 2 спряжение

    Шагают                                                         Светит

    Цветет                                                            строят

    Плывет                                                           спешит

    Сбегает                                                          стучат

    Поют                                                              трещит

                                                                            шумит

                                                                             будят

    Проверка.

    - Дети, которые работали у доски, читают свои слова. Кто из сидящих не согласен, поднимают руку, исправляют.

    Проверка дополнительных вопросов.

    Прослушивание музыкальной композиции.

        Минутка релаксации.

    - Весна – красивое время года. Многие писатели, поэты, художники, композиторы посвятили свои произведения описанию весенней природы. Давайте сейчас послушаем отрывок одной из пьес великого русского композитора П.И.Чайковского о том времени года, которое особенно любимо всеми. Каждый из вас выступит в роли художника и нарисует в своем воображении картину весны, а музыка поможет нам в этом.

    - Что представили?

    6. Беседа по картине

    .

    - Ребята, вы уже знаете, что природу можно изобразить не только музыкальными звуками, но и красками. Посмотрите на картину «Весна» и скажите, какие мысли, чувства возникли у вас при рассматривании картины?

    - Как думаете, почему картина так называется?

    - Как художник передал приближение весны? (пронизано лучами солнца, растаял снег…)

    - Есть такая поговорка: « Март- свет, апрель- вода, май – цветы».

    - Как вы ее понимаете? ( В марте увеличивается день, становится светлее. Апрель – месяц воды, когда начинается разлив рек. В мае распускаются цветы).

    - Как думаете, какой месяц изображен?

    7. Работа над стихотворением.

    ИГРА « Зарифмуй строчки».

    - Прочитайте строки, записанные на доске,   и постарайтесь восстановить  стихотворение Тютчева.

    Сия.т со.нце, воды блещут,                        1

    На всем улы.ка, жизнь во всем.                3

    Д.ревья радос.но тр.пещут,                        2

    Купаясь в небе голубом.                                4

     Учитель открывает готовое стихотворение.

    - Прочитайте выразительно стихотворение, постарайтесь передать настроение, которое хотел донести до нас поэт.

    (Спросить  2 человека).

    - Кому из ребят удалось это сделать лучше?

    - Найдите в словах пропущенные буквы и объясните их написание.

    - Запишите стихотворение. Найдите глаголы, укажите их грамматические признаки,

    Проверка: дети называют глагол,  грам. знаки, учитель над глаголами подписывает.

    - Почему глаголы в настоящем времени, 3лице, могут иметь разные окончания? (разное число).

    - От чего зависит число глагола? (от существительного)

    - Найдите существительные, в которых количество букв и не соответствует количеству звуков. Почему? (солнце, жизнь).

    - В стихотворении встретилось такое выражение: « На всем улыбка, жизнь во всем». Как вы понимаете это выражение? (С весной в природе зарождаются жизнь).

    - Подберите однокоренные слова к слову весна.(Весенний, веснушки).

    - А я дополню ваш список:

    ВЕСНЯНКА – весенняя песня, которую поют в хороводе.

    ВЕСНОВАТЬ – провожать весну.

    - Сегодня на уроке мы увидели как художники, композиторы, и поэты, любуясь весной, передали свое настроение, Мы почувствовали как дороги их сердцам родная природа. Они учат видеть в ней то, мимо чего мы часто проходим, не замечая.

    - О чем мы должны помнить, попадая на лоно природы, любуясь её красотой?

    ( О бережном отношении, охране её богатств).

    ИГРА « Наоборотки »

    - В столбик записаны существительные. От них образуйте глаголы.

    (Слова прикрепляются на картину с изображением природы. Картина пронизана лучами солнца, полна зелени, цветов…)

    ЛЮБОВЬ   -              ЛЮБИТЬ                                НЕНАВИДЕТЬ

    ТРЕВОГА  -              ТРЕВОЖИТЬСЯ                   УПОКАИВАТЬСЯ

    РАДОСТЬ  -              РАДОВАТЬСЯ                      ПЕЧАЛИТЬСЯ

    ЗАЩИТА   -              ЗАЩИЩАТЬ                         НАПАДАТЬ

    ПАМЯТЬ   -              ПОМНИТЬ                             ЗАБЫВАТЬ

    - Эти действия мы должны совершать, для того, чтобы быть чуткими и внимательными по отношению к окружающему миру.

    - А теперь подберём антонимы.

    (Слова прикрепляются на картину где изображена дождливая погода, тучи…)

    - От таких действий на душе человека становится мрачно тоскливо….Поэтому я хочу, чтобы вы не совершали такие поступки.

    - Сегодня мы не зря в стихотворении выдели два слова: солнце и жизнь, потому что: « Доброта – это солнце, которое согревает душу человека. Все хорошее в природе от солнца, а все лучшее в природе от солнца, а все лучшее в жизни – от человека». Помните об этом.

    Итог:

     - Завершая наш урок, поиграем в игру: «Честно-пречестно».

    - Скажите честно: какое задание у вас не вызвало затруднения?

    - Что показалось сложным?

    (над этим еще поработаем)

    - А что показалось самым интересным?

       


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Урок русского языка по теме "Глагол как часть речи", 3 класс

    Данный материал содержит план-конспект урока, презентацию и раздаточный материал...

    Урок русского языка 4 класс Глагол как часть речи.

    Конспект урока русского языка по теме: "Глагол как часть речи....

    Урок русского языка по теме: "Глагол как часть речи"

    На уроке дети обучаются развивать умение выделять глагол среди других частей речи....

    Урок русского языка по теме "Глагол как часть речи."

    Технологическая карта урока русского языка в 4 классе. УМК: «Школа 2100»,   Учебник «Русский язык»,  4 класс под редакцией   Р.Н.Бунеева         ...

    Конспект урока русского языка 3 класс - Глагол как часть речи. УМК Перспектива

    Конспект урока русского языка 3 класс - Глагол как часть речи. УМК Перспектива...

    Конспект урока русского языка на тему: "Предлог как часть речи. Роль предлога в речи." (УМК "Школа России", 2 класс)

    Цели деятельности учителя:·        формирование знаний о правописании предлогов;·        развитие умения употреблять...

    Конспект урока русского языка по теме: "Местоимение как часть речи знание и употребление в речи"

    Цели деятельности учителя: формирование представлений о новой части речи – местоимении, его значении и употреблении в речиПланируемые результатыПредметные: знать что такое местоимение; уметь нах...