конспект урока русского языка "Обобщение знаний о глаголе как части речи"
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) на тему

Евдокимова Ирина Николаевна

На уроке происходит обобщение и систематизация знаний учащихся о глаголе как части речи, продолжается работа по формированию умения выделять глаголы из текста, подбирать синономы, антонимы к данным глаголам, происходит дальнейшее развитие умение распознавать спряжение глаголов, умения обосновывать написание безударных окончаний глаголов, совершенствуются знания о временных формах глагола.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_russkogo_yazyka_v_4_klasse.doc46.5 КБ

Предварительный просмотр:

УРОК  РУССКОГО  ЯЗЫКА  В  4  КЛАССЕ

Тема: Обобщение знаний о глаголе как о части речи.

Цели: 1.Обобщить и систематизировать знания учащихся о глаголе как части речи; учить выделять глаголы из текста, подбирать синонимы, антонимы, развитие умения распознавать спряжение глаголов, правильно обосновывать написание безударных окончаний глаголов, совершенствовать знания о временных формах глагола; 2. Развитие устной и письменной речи, внимания, орфографической зоркости; 3. Воспитывать чувство красоты, любви к родной природе, доброе, чуткое отношение к окружающему.

                                    ХОД   УРОКА

Орг. момент.

Сообщение темы урока

- Сегодня у нас у всех хорошее настроение, потому что необычный урок и на улице весна – чудесное время года, когда ярко светит солнышко, бегут ручейки. Весна приходит и всегда приносит с собой что-то новое интересное. Я надеюсь, что наш урок для вас будет интересным. А вот о чем пойдет речь сегодня на уроке, мы узнаем, выполнив следующее задание:

ИГРА « Собери слова»

- Нужно расшифровать слова. Каждой букве соответствует цифра. Запишите их в тетрадь.

З  С  И  Т  Я  Е  А  В  Н

1  2   3   4   5  6   7  8   9

 

2 3 5 6 4        сияет

4 7 6 4            тает    

1 8 6 9 5 4        звенят

- Что объединяет эту группу слов? ( Наст. вр., 3 л. )

- Какое из этих слов является лишним и почему? ( звенят-мн.ч. )

- Итак, сегодня на уроке мы обобщим наши знания о глаголе, как о части речи. А поможет нам в этом

ИГРА « Доскажи словечко»

       

Являюсь…

Обозначаю…

Отвечаю…

Изменяюсь…

Имею…

В предложении чаще всего бываю…

Чистописание.

      -  Вернемся, к слову звенят. Назовите в этом слове согласный, парный, глухой, твердый звук. (т)

- Какой буквой он обозначается на письме? (Т)

- Пропишем букву Т

  - Пропишем соединения с буквой т. подумайте, что напоминает нам вторая строка.

ЕТ  ИТ  УТ  ЮТ  АТ  ЯТ

(Окончания глаголов 1 и 2 спряжения)

4.Упражнение в определении спряжения.

- Что такое спряжение (изменение глаголов по лицам и числам)

- Какие еще имеют окончания глаголы 1и 2 спряжения?

ИГРА « Найди свою пару»   (работа в парах)

- Откройте конверты, которые лежат у вас на столах, достаньте их содержимое.

- Весной с крыш свисают ледяные сосульки, блестя, струится по ним вода – и капает, капает.

Сложите капельку так, чтобы у вас получились слова, Запишите их в тетрадь, Глаголы 1 спряжения в 1 столбик,2 спряжения во 2 столбик. Выделите окончания.

Два человека записывают готовые слова:1 человек-1спряжения,2 человек-2спряжения.

Дополнительное задание:

Глаголы, какого лица отсутствуют в столбике 1спряжения?(1 и 2 лица).

 Что объединяет глаголы 2 спряжения? (Настоящее время, 3 лицо).

1 спряжение                                                 2 спряжение

Шагают                                                         Светит

Цветет                                                            строят

Плывет                                                           спешит

Сбегает                                                          стучат

Поют                                                              трещит

                                                                        шумит

                                                                         будят

Проверка.

- Дети, которые работали у доски, читают свои слова. Кто из сидящих не согласен, поднимают руку, исправляют.

Проверка дополнительных вопросов.

Прослушивание музыкальной композиции.

    Минутка релаксации.

- Весна – красивое время года. Многие писатели, поэты, художники, композиторы посвятили свои произведения описанию весенней природы. Давайте сейчас послушаем отрывок одной из пьес великого русского композитора П.И.Чайковского о том времени года, которое особенно любимо всеми. Каждый из вас выступит в роли художника и нарисует в своем воображении картину весны, а музыка поможет нам в этом.

- Что представили?

6. Беседа по картине

.

- Ребята, вы уже знаете, что природу можно изобразить не только музыкальными звуками, но и красками. Посмотрите на картину «Весна» и скажите, какие мысли, чувства возникли у вас при рассматривании картины?

- Как думаете, почему картина так называется?

- Как художник передал приближение весны? (пронизано лучами солнца, растаял снег…)

- Есть такая поговорка: « Март- свет, апрель- вода, май – цветы».

- Как вы ее понимаете? ( В марте увеличивается день, становится светлее. Апрель – месяц воды, когда начинается разлив рек. В мае распускаются цветы).

- Как думаете, какой месяц изображен?

7. Работа над стихотворением.

ИГРА « Зарифмуй строчки».

- Прочитайте строки, записанные на доске,   и постарайтесь восстановить  стихотворение Тютчева.

Сия.т со.нце, воды блещут,                        1

На всем улы.ка, жизнь во всем.                3

Д.ревья радос.но тр.пещут,                        2

Купаясь в небе голубом.                                4

 Учитель открывает готовое стихотворение.

- Прочитайте выразительно стихотворение, постарайтесь передать настроение, которое хотел донести до нас поэт.

(Спросить  2 человека).

- Кому из ребят удалось это сделать лучше?

- Найдите в словах пропущенные буквы и объясните их написание.

- Запишите стихотворение. Найдите глаголы, укажите их грамматические признаки,

Проверка: дети называют глагол,  грам. знаки, учитель над глаголами подписывает.

- Почему глаголы в настоящем времени, 3лице, могут иметь разные окончания? (разное число).

- От чего зависит число глагола? (от существительного)

- Найдите существительные, в которых количество букв и не соответствует количеству звуков. Почему? (солнце, жизнь).

- В стихотворении встретилось такое выражение: « На всем улыбка, жизнь во всем». Как вы понимаете это выражение? (С весной в природе зарождаются жизнь).

- Подберите однокоренные слова к слову весна.(Весенний, веснушки).

- А я дополню ваш список:

ВЕСНЯНКА – весенняя песня, которую поют в хороводе.

ВЕСНОВАТЬ – провожать весну.

- Сегодня на уроке мы увидели как художники, композиторы, и поэты, любуясь весной, передали свое настроение, Мы почувствовали как дороги их сердцам родная природа. Они учат видеть в ней то, мимо чего мы часто проходим, не замечая.

- О чем мы должны помнить, попадая на лоно природы, любуясь её красотой?

( О бережном отношении, охране её богатств).

ИГРА « Наоборотки »

- В столбик записаны существительные. От них образуйте глаголы.

(Слова прикрепляются на картину с изображением природы. Картина пронизана лучами солнца, полна зелени, цветов…)

ЛЮБОВЬ   -              ЛЮБИТЬ                                НЕНАВИДЕТЬ

ТРЕВОГА  -              ТРЕВОЖИТЬСЯ                   УПОКАИВАТЬСЯ

РАДОСТЬ  -              РАДОВАТЬСЯ                      ПЕЧАЛИТЬСЯ

ЗАЩИТА   -              ЗАЩИЩАТЬ                         НАПАДАТЬ

ПАМЯТЬ   -              ПОМНИТЬ                             ЗАБЫВАТЬ

- Эти действия мы должны совершать, для того, чтобы быть чуткими и внимательными по отношению к окружающему миру.

- А теперь подберём антонимы.

(Слова прикрепляются на картину где изображена дождливая погода, тучи…)

- От таких действий на душе человека становится мрачно тоскливо….Поэтому я хочу, чтобы вы не совершали такие поступки.

- Сегодня мы не зря в стихотворении выдели два слова: солнце и жизнь, потому что: « Доброта – это солнце, которое согревает душу человека. Все хорошее в природе от солнца, а все лучшее в природе от солнца, а все лучшее в жизни – от человека». Помните об этом.

Итог:

 - Завершая наш урок, поиграем в игру: «Честно-пречестно».

- Скажите честно: какое задание у вас не вызвало затруднения?

- Что показалось сложным?

(над этим еще поработаем)

- А что показалось самым интересным?

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка по теме "Глагол как часть речи", 3 класс

Данный материал содержит план-конспект урока, презентацию и раздаточный материал...

Урок русского языка 4 класс Глагол как часть речи.

Конспект урока русского языка по теме: "Глагол как часть речи....

Урок русского языка по теме: "Глагол как часть речи"

На уроке дети обучаются развивать умение выделять глагол среди других частей речи....

Урок русского языка по теме "Глагол как часть речи."

Технологическая карта урока русского языка в 4 классе. УМК: «Школа 2100»,   Учебник «Русский язык»,  4 класс под редакцией   Р.Н.Бунеева         ...

Конспект урока русского языка 3 класс - Глагол как часть речи. УМК Перспектива

Конспект урока русского языка 3 класс - Глагол как часть речи. УМК Перспектива...

Конспект урока русского языка по теме: "Местоимение как часть речи знание и употребление в речи"

Цели деятельности учителя: формирование представлений о новой части речи – местоимении, его значении и употреблении в речиПланируемые результатыПредметные: знать что такое местоимение; уметь нах...

Технологическая карта урока русского языка "Понятие о глаголе как часть речи" (УМК "Школа России", 3 класс)

Тема урока «Понятие о глаголе как части речи» Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: формирование знаний о понятии «глагол» как часть речиЗадачи ...