Урок русского языка по теме: "Глагол как часть речи"
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) на тему

Саяпина (Козьмина) Светлана Геннадьевна

На уроке дети обучаются развивать умение выделять глагол среди других частей речи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sayapina_s.g.docx35.83 КБ
Файл rabochiy_list_dlya_detey.docx20.4 КБ
Файл glagol_kak_chast_rechi_sayapina_s.g.pptx1007 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

Тема: Глагол как часть речи.

Класс: 3

Предмет: Русский язык.

УМК (авторы): УМК «Перспектива» Л.Ф.Климанова, Т.В. Бабушкина

Тип урока: Урок открытие новых знаний.

Планируемые результаты:

Личностные умения: 1) проявлять интерес к изучению темы;

                                      2)знать нормы речевого этикета при обращении к взрослым людям;

                                      3)осознание успешности при изучении темы.

Метапредметные умения: 1) раскрывать значения понятий и использовать их в активном словаре;

                                                2)выполнять задания в соответствии с целью;

                                                3)выполнять учебное действие, используя правило, алгоритм;

Предметные умения: 1) определять член предложения, выраженный глаголом;

                                        2)  делать выводы.

Образовательная цель: 

– развивать умение выделять глагол среди других частей речи; 

– обобщить знания о глаголе как части речи.

Развивающая цель:

– развивать умение применять теоретические знания на практике;
– развивать умение работать в парах, активность обучающихся, внимание.
– развивать умение говорить грамотно.

Воспитывающая цель:

– воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми, самостоятельность, дисциплинированность.

Педагогические технологии: ИКТ, технология сотрудничества, технология  развития критического мышления, проблемно-диалогическое обучение

Методы обучения: наглядный, словесный, самостоятельная работа

Средства обучения: учебник «Русский язык» 3 класс 

Формы организации познавательной деятельности: фронтальная, самостоятельная, индивидуальная.

 

Этапы урока занятия

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Планируемые результаты обучения (на уровне УУД)

1.Орг момент

Ну-ка дети встаньте в ряд.
Я командир вы мой отряд.
В школе прозвенел звонок,
Значит начался урок.

Ребята встали подравнялись, настроились на урок. Сели.

Личностные: самоопределение;

Регулятивные: целеполагание;

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками

2. Словарная работа.  Картинный диктант.

-перед вами картинки, запишите название слов. (горох, коллекция, автобус, дорога, овощи, библиотека)

-Дети записывают словарные слова

3. Сообщение темы

-в каждом слове найди нужную букву и подчеркни ее.

  • в первом слове выдели букву, которая обозначает согласный,  парный, звонкий;
  • во-втором  - согласный, звонкий, непарный, мягкий;
  • в третьем – гласный, безударный;
  • в четвертом – в третьем слоге букву, которая обозначает согласный звук;
  • в пятом – гласный, ударный;
  • в шестом – согласный, непарный, звонкий, мягкий.

- какое слово у вас получилось?

-что вы знаете об этом знаете?

-о чем пойдет речь на уроке?

-Дети подчеркивают в словах нужные буквы.

горох,

коллекция,

автобус,

дорога,

овощи,

библиотека

-У нас получилось слово глагол

-Сегодня мы познакомимся с глаголом

4. Работа по теме.

1. Пробное действие

-разбей слова на группы

Мороз, заморозить, морозная. Ласка, ласкаться, ласковый.

- на какие группы разделили?

-что знаем о существительном?

-что знаете о прилагательном?

-что их объединяет? (части речи)

-где было затруднение? Почему?

-чего мы не знаем?

1)Какая часть речи?
2)Что она обозначает?
3)На какие вопросы отвечает? 

-оцени себя
-что нам может помочь?

-Дети самостоятельно разбивают слова на группы

-На части речи: имя прилагательное и имя существительное

-Имя существительное обозначает предмет и отвечает на вопросы кто? или что?

-Имя прилагательное обозначает признак предмета и отвечает на вопросы какой? какая? какое?

-Их объединяет то, что это части речи

-Слова заморозить и ласкаться вызвали затруднения. Потому, что не хватает знаний.

-Дети работают по карточке, пытаясь ответить на вопросы.

Оценивают себя

-Нам могут помочь знания, которые мы можем взять из  учебника

Регулятивные: целеполагание;

Коммуникативные:

постановка вопросов;

Познавательные: общеучебные

Формулирование познавательной цели;

логические: формулирование проблемы

2.Работа по учебнику

с.52, узелки на память

.

-прочитай правило.

1)Какая часть речи?
2)Что она обозначает?
3)На какие вопросы отвечает? 

Мороз, заморозить, морозная. Ласка, ласкаться, ласковый.

-из групп данных слов составь предложение -найди грамматическую основу.

-найди глагол

-чем является глагол в предложении?

-сделай вывод, что узнали о глаголе?

-Дети читают правило

-Это часть речи называется глагол. Которая обозначает действие предмета и отвечает на вопросы что делать? Что сделать? Это самостоятельная часть речи.

Мороз заморозил окна. Ласковая девочка ласкалась к маме.

-Глагол является в предложении сказуемым.

Вывод: Глагол – это самостоятельная часть речи. Глагол обозначает действие предмета и отвечает на вопросы что делать? Что сделать?

Регулятивные: планирование, прогнозирование;

Познавательные:

решение проблемы, выдвижение гипотез и их обоснование;

Коммуникативные: инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации

3. Самостоятельная работа (2 у доски)

-выпиши глаголы из стихотворения

Интересная часть речи
В русском языке живёт.
Кто, что сделает, расскажет:
Чертит, пишет иль поёт.
Вышивает или пашет,
Или забивает гол,
Варит, жарит, моет, чистит –
Всё расскажет нам … !

-проверим (правильный ответ на слайде)

-оцени себя

-Живёт, расскажет, сделает, чертит, пишет, поет, вышивает, пашет, забивает, варит, жарит, моет, чистит, расскажет.

-Дети оценивают свою работу

Регулятивные: контроль, оценка, коррекция;

Познавательные:общеучебные - умение структурировать  знания, выбор наиболее эффективных  способов решения

Коммуникативные: управление поведением партнёра, умение  использовать невербальные средства общения (жесты, мимика).

4.Физминутка

Весна-красна, ты с чем пришла?

С цветами, с травой, с лошадкой вороной.

Мы на ней поскачем по траве луговой,

К воде ключевой

Солнышку улыбнёмся,

Домой к мамочке вернёмся.

-кто был самый внимательный и назовет мне слова – действия предметов?

-как называется такая группа слов?

Руки в стороны, поклониться.

Руками указать на траву, цветы, взять поводья. Подскоки на месте.

Наклониться, зачерпнуть воображаемую воду. Соответственно.

Сесть на свои места.

-Пришла, поскачем, улыбнемся, вернемся

-Это группа слов – глаголы

5. Первичное закрепление 5.Самостоятельная работа.

-подбери и запиши к существительному больше слов со значением действия (5 слов)

1 ряд – слово весна

2 ряд – слово подснежник

3 ряд – слово сугроб

1 ученик у доски, слово - мальчик

Образец записи: Камень (что делает?) лежит, падает, катится, летит, загораживает, разбивается…

-Нам нужны действия?

-Какую роль выполняют действия?

-К какой части речи мы относим все слова-действия?

-оцените себя

1 ряд – Весна (что делает?) идёт, цветет, наступает, согревает, благоухает.

2 ряд – Подснежник (что делает?) распускается, растет, тянется, благоухает, пахнет.

3 ряд -  Сугроб (что делает?) тает, чернеет, исчезает,  белеет, растет.

-Нам нужны глаголы

-Глагол обозначает действие предметов

-Глагол

-Дети оценивают свою работу

Регулятивные: контроль, оценка, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению;

Личностные: самоопределение

6. Работа с текстом

-прочитай. Всё ли ясно в этом тексте?

Ярко _______солнышко. По двору ____________воробей. Он долго_________весну. Птица ________________теплу и свету.

-чего не хватает в тексте?

-подбери подходящие глаголы.

-Определи какой частью речи является каждое слово

-что «оживило» наш текст?

-Какой можно сделать вывод?

-В этом тексте не хватает слов – глаголов

-Ярко светит солнышко. По двору скачет воробей. Он долго ждал весну. Птица радуется теплу и свету.

-Текст «оживили» глаголы.

-Вывод: глаголы помогают предметам «оживать», выполнять действия. Без глаголов невозможно составить текст.

Регулятивные: контроль, оценка, коррекция;

Познавательные:общеучебные - умение структурировать  знания, выбор наиболее эффективных  способов решения

Коммуникативные: управление поведением партнёра, умение  использовать невербальные средства общения (жесты, мимика).

7. Задание «Верные и неверные утверждения».  

Вам предлагается ряд утверждений, из которых нужно выбрать те, которые соответствуют действительности, обосновать свое мнение.(правильные ответы на слайде)

Глагол – это признак предмета;
Глагол – это часть речи;
Глагол – это предмет;
Глагол – обозначает действие предмета;
Глагол отвечает на вопросы: кто? что?
Глагол – отвечает на вопросы: Что делать? Что сделать?

-оцени свою работу

-Дети отмечают, где считают верные утверждения «+», где неверные «-»

-Оценивают свою работу

Регулятивные: контроль, оценка, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению;

Личностные: самоопределение

6.Рефлексия деятельности

-Ребята, давайте подведём итог нашей работы.

-Что нового узнали?

1. Для чего нужны глаголы в речи?

Назови правильный ответ.

а) чтобы называть предметы и явления.

б) чтобы обозначать действия предметов

в) чтобы связывать слова в предложении.

2. Что обозначают глаголы?

а) предметы

б) действия предметов

в) признаки и качества предметов

3. На какие вопросы отвечают глаголы?

а) что делать? что делает? что делают?

б) кто? что?

в) какой? какая? какие?

-Оцените свою работу на уроке по лестнице успеха

-Всем спасибо за урок

-«Мы узнали»

Глагол – самостоятельная часть речи.

Глаголы обозначают действия предметов.

Глаголы отвечают на вопросы что делать? Что сделать?

-Дети дают верные утверждения

-Дети оценивают себя. Если все на уроке поняли, то самая верхняя ступень лесенки, если – понял, но что-то осталось непонятным – средняя лесенка, не понял ничего – нижняя лесенка

Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;

Познавательные: рефлексия;

Личностные: смыслообразование

7.Домашнее задание



Предварительный просмотр:

1.Словарная работа

______________________________________________

______________________________________________

____________________________________________

2.Разбей слова на группы

Мороз, заморозить, морозная. Ласка, ласкаться, ласковый.

______________________________________________

______________________________________________

_____________________________________________

______________________________________________

______________________________________________

3.Запиши

1)Какая часть речи?
2)Что она обозначает?
3)На какие вопросы отвечает? 

4.Самостоятельная работа №1. Выпиши глаголы из стихотворения.

Интересная часть речи
В русском языке живёт.
Кто, что сделает, расскажет:
Чертит, пишет иль поёт.
Вышивает или пашет,
Или забивает гол,
Варит, жарит, моет, чистит –
Всё расскажет нам … !

_______________________________________________

_______________________________________________

5.Самостоятельная работа №2.

Подбери и запиши к существительному больше слов со

Урок русского языка

3 класс

Тема урока:____________________

значением действия (5 слов_____________________________________________________________________________________________________

6.Работа с текстом

Ярко _______солнышко. По двору ____________воробей. Он долго_________весну. Птица ________________теплу и свету.

7. «Верные и неверные утверждения». 

Глагол – это признак предмета;
Глагол – это часть речи;
Глагол – это предмет;
Глагол – обозначает действие предмета;
Глагол отвечает на вопросы: кто? что?
Глагол – отвечает на вопросы: Что делать? Что сделать?

8. Назови правильный ответ.

а) чтобы называть предметы и явления.

б) чтобы обозначать действия предметов

в) чтобы связывать слова в предложении.

2. Что обозначают глаголы?

а) предметы

б) действия предметов

в) признаки и качества предметов

3. На какие вопросы отвечают глаголы?

а) что делать? что делает? что делают?

б) кто? что?

в) какой? какая? какие?


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Составила: учитель начальных классов МБОУ «Школы № 10 города Благовещенска» Саяпина Светлана Геннадьевна Урок русского языка по теме: « Глагол как часть речи .» 3 класс

Слайд 8

Г о рох, к олл екц и я, а втобус, д о рога, ов о щи, б и бл ио тека. Проверим!

Слайд 9

ГЛАГОЛ г орох, кол л екция, а втобус, доро г а, о вощи, биб л иотека

Слайд 10

Тема урока: «Глагол как часть речи»

Слайд 11

Мороз, заморозить, морозная. Ласка, ласкаться, ласковый. Разбей слова на группы:

Слайд 12

Имя существительное Предмет Кто? Что?

Слайд 13

Имя прилагательное Признак предмета Какой? Какая? Какое? Какие?

Слайд 14

Глагол Действие предмета Что делать? Что сделать?

Слайд 15

Интересная часть речи В русском языке живёт. Кто, что сделает, расскажет: Чертит, пишет иль поёт. Вышивает или пашет, Или забивает гол, Варит, жарит, моет, чистит – Всё расскажет нам … ! Выпиши глаголы из стихотворения

Слайд 16

Живёт, расскажет, сделает, чертит, пишет, поет, вышивает, пашет, забивает, варит, жарит, моет, чистит, расскажет. Проверим!

Слайд 17

1 ряд – слово весна 2 ряд – слово подснежник 3 ряд – слово сугроб Самостоятельная работа

Слайд 18

Ярко _______солнышко. По двору _______ воробей. Он долго_________весну . Птица ____________ теплу и свету.

Слайд 19

«Верные и неверные утверждения» Глагол – это признак предмета; Глагол – это часть речи; Глагол – это предмет; Глагол – обозначает действие предмета; Глагол отвечает на вопросы: кто? что? Глагол – отвечает на вопросы: Что делать? Что сделать?

Слайд 20

« Мы узнали» Глагол – самостоятельная часть речи. Глаголы обозначают действия предметов. Глаголы отвечают на вопросы что делать? Что сделать?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка по теме "Глагол как часть речи", 3 класс

Данный материал содержит план-конспект урока, презентацию и раздаточный материал...

Урок русского языка по теме "Глагол как часть речи."

Технологическая карта урока русского языка в 4 классе. УМК: «Школа 2100»,   Учебник «Русский язык»,  4 класс под редакцией   Р.Н.Бунеева         ...

Конспект и презентация урока по русскому языку по теме "Глагол. Употребление глаголов в речи"

В конспекте урока по теме "Глагол.Употреблебление глаголов в речи" содержится подробное описание открытого урока русского языка для 4 класса по программе "Перспективная начальная школа...

Конспект урока русского языка на тему: "Предлог как часть речи. Роль предлога в речи." (УМК "Школа России", 2 класс)

Цели деятельности учителя:·        формирование знаний о правописании предлогов;·        развитие умения употреблять...